БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101тыс. км ж.-д. подъездных путей нормальной колеи пром. предприятий. Узкоколейные ж. д. пром. предприятий (ок. 34 тыс. км) в общую сеть не включены. В 1970 эксплуатационная длина ж. д. общего пользования (сеть МПС) составила 135,2 тыс. км. Объём грузовых и пассажирских перевозок дан только по сети ж. д. общего пользования ввиду отсутствия сводных данных по подъездным путям пром. предприятий. 2 В 1970 грузооборот ж. д. СССР общего пользования составил 2495 млрд. т*км. Объём перевозок 2896 млн. т при средней дальности перевозок 861 км. Пассажирооборот составил 265,4 млрд. пассажиро-километров. Перевезено 2,9 млрд. чел.




Наряду с промышленно развитыми странами, в большинстве к-рых густота сети ж. д. составляет от 4до 18 км на 100 км2территории, имеется ещё много стран (гл. обр. бывших колониальных), в к-рых на 100 км2 терр. приходится менее 0,1 км, а в ряде стран и вовсе нет ж. д. (Афганистан, Лаос, Оман, Кувейт, Гамбия, Сомали, Центральноафриканская Республика, Руанда и др.).

Ввиду высокой стоимости сооружения ж. д. их постройка и эксплуатация эффективны лишь при массовых грузопотоках, измеряемых, как правило, миллионами тонн грузов в год. Ж.-д. транспорт отличается высокой густотой перевозок и огромным грузооборотом. Суммарный грузооборот ж. д. всего мира составил 4529 млрд. т*км (1967), а пассажирооборот 1108 млрд. пассажиро-километров. По ж. д. перевозятся грузы гл. обр. на средние и дальние расстояния. На короткие расстояния (а при малых грузопотоках и на дальние расстояния) во мн. случаях более эффективен автомобильный транспорт. Что же касается массовых грузопотоков нефтегрузов на все расстояния, то их в большинстве случаев выгоднее перемещать по трубам (см. Трубопроводный транспорт). Наиболее массовые перевозки пассажиров по ж. д. осуществляются гл. обр. в пригородном сообщении близ крупных пром. центров. Большое число пассажиров перевозится также на ср. расстояния. Перевозка же пассажиров на дальние расстояния всё в большей мере осуществляется воздушным транспортом.

В 20 в., в связи с быстрым развитием новых видов транспорта (воздушного, автомоб. и трубопроводного) и огромным увеличением дальних межконтинент. перевозок морским транспортом, удельный вес жел. дорог в перевозках грузов и пассажиров значительно снизился, особенно в странах с короткими расстояниями перевозок (Великобритания, Бельгия, ФРГ, Франция, Дания и др.).

В 1970 в мировом грузообороте св. 60% приходилось на долю морского транспорта и лишь ок. 20% на долю Ж. т. Но во внутр. грузообороте гос-в на долю Ж. т. приходится ок. половины, а во многих странах, в т. ч. и в СССР, ок. 80% (см. табл. 3). В суммарном мировом пассажирообороте (включая гор. сообщение) на долю Ж. т. приходится ок. 15% , в т. ч. в междугородном - св. 20% , а в пассажирообороте транспорта общего пользования (без учёта перевозок личными автомашинами) - ок. 40%. Приведённые цифры подтверждают, что Ж. т. продолжает играть важную роль в общей транспортной системе, а во многих странах и основную.

Табл. 3.- Удельный вес железных дорог в перевозках в 1969 (%)








В пассажирообороте2
Страна

В грузообороте1

транспорт общего пользования

включая легковые автомобили
В капиталистических странах
США .....

38,6

6,2

0,95
Великобритания

17,8

44,6

10,9
Франция

37,1

64,5

15,9
ФРГ

33,0

44,4

12,8
Италия3

21,4

54,5

21,8
Япония

22,2

77,2

67,5
В социалистических странах
СССР

78,2

67, 52

64, 12
Болгария

75,0

34,7


Чехословакия

71,0

48,1


ГДР

82,0

49,4


Венгрия

81,1

56,9


Польша

89,1

56,8


Румыния

84,5

68,3


1 Во внутренних сообщениях, включая каботажные перевозки. 2 В междугородных и пригородных сообщениях. 3 1967.




Технич. оснащённость Ж. т. в различных странах не одинакова. К тому же ширина колеи в СССР и в зап.-европ. странах (в т. ч. и в соседних с СССР, кроме Финляндии) различна, что вызывает необходимость либо перегрузки грузов из вагонов, либо замены вагонных тележек на пограничных станциях, если грузы или пассажиры следуют в прямом междунар. сообщении.

До 2-й мировой войны 1939-45 на ж. д. применялась в основном паровозная тяга. После войны во многих странах всё более широко стала применяться электровозная и тепловозная тяга. Ж. д. США почти полностью обслуживаются тепловозной тягой. В СССР св. 96,5% перевозок осуществляется электровозной и тепловозной тягой (1970). Удельный вес паровозной тяги в работе поездов 3,5%, но пока ещё он значителен в маневровой работе. По протяжённости ж. д. с электровозной тягой (33,9 тыс. км в 1970) и по объёму выполняемых ими перевозок СССР занимает 1-е место в мире.

Ж. т. социалистических стран. В СССР, как и в др. социалистич. странах, все ж. д. являются гос. собственностью, всенар. достоянием. По абс. длине сети ж. д. СССР занимает 2-е место в мире, после США (см. табл. 1).

За годы Сов. власти сеть ж. д. СССР почти удвоилась. Много новых линий построено гл. обр. в вост. р-нах страны, где до революции было всего лишь нсск. технически слабо оснащённых однопутных линий (из Поволжья на Владивосток и Ср. Азию и линии Урала). Для освоения огромных природных богатств обширных вост. р-нов СССР предстоит построить ряд новых ж.-д. линий большой протяжённости.

Коренным образом реконструирована и старая сеть: осн. межрайонные ж.-д. магистрали стали двухпутными, электрифицированными, оборудованными автоблокировкой и имеют большую провозную способность. Двухосные вагоны заменены большегрузными 4-, 6-, 8-осными вагонами грузоподъёмностью 50-125 т. Все вагоны оборудованы автоматич. сцепкой и автотормозами. Локомотивный парк ж. д. СССР оснащён мощными электровозами и тепловозами. Скорости доставки грузов по ж. д. возросли по сравнению с дореволюционным уровнем примерно вчетверо. В несколько раз возрос вес грузового поезда. Намного увеличились и скорости движения пасс. поездов, формируемых в основном из цельнометаллич. комфортабельных вагонов, многие из к-рых оборудованы кондиционерами воздуха.

Грузооборот ж. д. СССР возрос в 1970 почти в 33 раза, а пассажирооборот почти в 9 раз по сравнению с 1913. Прямое пассажирское сообщение осуществлялось на Ж. т. СССР с 25 странами Европы и Азии (1969).

Сеть ж. д. Советского Союза, составляя всего лишь ок. 10% мировой, выполняет ок. половины грузооборота ж. д. мира. Густота перевозок по ж. д. СССР самая высокая в мире, в 5-6 раз выше, чем в США. Степень использования вагонов и локомотивов на ж. д. СССР значительно выше, чем в США. Всё это свидетельствует о больших преимуществах планового социалистич. х-ва в использовании транспорта. Дальнейший рост грузооборота Ж. т. примерно на 22% к 1975 будет обеспечен целиком за счёт повышения производительности труда.

Осн. роль Ж. т. в транспортной системе СССР будет сохранена и в перспективе, что обусловливается совокупностью терр., геогр. и экономич. особенностей страны.

В других социалистических странах (как и в СССР) Ж. т. национализирован и является всенар. достоянием (гос. собственностью). Ему принадлежит решающая роль в перевозках. Быстро возрастает грузооборот и пассажирооборот Ж. т., высокими темпами осуществляется технич. реконструкция (паровозная тяга заменяется электровозной и тепловозной, вводится более совершенный подвижной состав, средства сигнализации и блокировки, механизируются трудоёмкие работы и др.). Для координации работы Ж. т. (помимо трансп. комиссии СЭВ) в 1956 создана Организация сотрудничества жел. дорог (ОСЖД). В 1964 в системе СЭВ 7 европ. социалистич. стран создали Общий парк грузовых вагонов (ОПВ) численностью св. 92 тыс. вагонов. К 1972 ОПВ увеличился. Цель ОПВ - сократить порожний пробег вагонов в междунар. сообщениях, повысить использование ж.-д. магистралей, пограничных перевалочных баз. Создание ОПВ позволило сократить (к 1972) порожние пробеги вагонов на 17-18%. Посредством ОПВ социалистич. страны оказали за это время взаимную помощь в размере 4 млн. вагонов.

Для улучшения транспортных связей между социалистическими странами по согласованному плану производится реконструкция важных ж.-д. линий, по к-рым осуществляются массовые перевозки в междунар. сообщениях. Так, электрифицировано направление Москва - Киев - Львов - Прага. Чехословакия и Польша завершили электрификацию сквозного сообщения Варшава - Прага и т. д. Между орг-циями Ж. т. социалистич. стран проводятся широкий обмен передовым опытом работы, совместные науч. исследования, устанавливаются единые транзитные тарифы, создаются более благоприятные условия для развития междунар. ж.-д. сообщения. (Карту см. на вклейке к стр. 9.)

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. и Энгельс Ф.., Соч., 2 изд., т. 24, с. 168 - 71; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма. Предисловие, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же. Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Железнодорожный транспорт СССР в документах Коммунистической партии и Советского правительства. 1917 -1957, М., 1957; Транспорт и связь. Статистический справочник, М., 1967; Народное хозяйство СССР в 1970 г., М., 1971 (раздел Транспорт и связь); Чупров А. И., Железнодорожное хозяйство, т. 1 - 2, М., 1875 - 1878: Транспорт СССР, М., 1967; Xачатуров Т. С., Экономика транспорта, М., 1959; Экономика железнодорожного транспорта, Учебник для вузов. под ред. Е. Д. Ханукова, М., 1969; Транспорт СССР, т. 1, М., 1960; Вопросы развития железнодорожного транспорта. Сб. статей, М., 1957; Экономическая география транспорта СССР, под ред. С. К. Данилова, М., 1965; География путей сообщения. Учебник, М., 1969; Транспортная система мира, М., 1971; Статистический ежегодник стран - членов СЭВ, М., [1971]; Annual Bulletin of Transport Statistics for Europe, [v. 1]-21, Geneve, 1950- 1970; Jane's world railways, 1970-71, by H. Sampson, 13 ed., L., 1970; Statistisches Jahrbuch fur die Bundesrepublik Deutschland, Stuttg.- Mainz, 1970; Transport Statistics in the United States, Wash., 1969.

E. Д, Хануков.

"ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ", ежемесячный технико-экономич. журнал, орган Мин-ва путей сообщения СССР. Издаётся в Москве с 1919. В 1919 назывался "Железнодорожная техника и экономика", в 1920-24-"Техника и экономика путей сообщения", в 1924-25 -"Хозяйство и транспорт", в 1926-30 - "Транспорт и хозяйство", в 1930-40 - "Социалистический транспорт", с 1941 - "Железнодорожный транспорт". Рассчитан на инженерно-технич. работников и новаторов произ-ва, публикует материалы о развитии жел. дорог и совершенствовании организации эксплуатац. работ. Тираж (1972) 18 тыс. экз.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ, пункт на пересечении неск. ж.-д. линий, представляющий собой сложный комплекс разнообразных технич. сооружений и устройств. Осн. сооружения Ж. у.: сортировочные, грузовые и пассажирские станции, соединит. пути между отд. станциями, обходные пути, станционные сооружения для пассажиров, депо, технич. станции для ремонта п экипировки составов и др. Совр. Ж. у. располагают устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики, электронно-вычислит. техникой, позволяющими автоматизировать осн. технологич. процессы. По характеру выполняемых работ и условиям эксплуатации различают Ж. у.: транзитные, транзитные с большим объёмом перегрузочной работы и конечные. Кроме того, имеются пром. Ж. у., обслуживающие крупные пром. предприятия или районы, и портовые Ж. у. в р-не морских или крупных речных портов. Ж. у. сооружают с одной (рис. 1) или неск. станциями, технологически связанными между собой. Расположение станции может быть крестообразным (рис. 2), треугольным, параллельным, последоват., радиальным, кольцевым (рис. 3), а также комбинированным (рис. 4) и тупиковым. В крупных узлах пересекаются от 5 до 10 линий. В СССР в 1970 насчитывалось св. 500 Ж. у.

[907-7.jpg]

Рис. 1. Схема узла с одной станцией.



[907-8.jpg]

Рис. 2. Схема крестообразного узла (I - XIV - соединительные пути).



[907-9.jpg]

Рис. 3. Схема узла кольцевого типа.



[907-10.jpg]

Рис. 4. Схема узла комбинированного типа.



Лит.: Технические указания по проектированию станций и узлов на железных дорогах общей сети Союза ССР, М., 1961; Савченко И. Е., Земблинов С. В., Страковский И. И., Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1967.

Г. А. Литвин.



 
908.htm
ЖЕЛЕЗНОЕ ДЕРЕВО, железняк, парротия персидская (Раrrotia persica), темир-агач (азерб.), листопадное дерево сем. гамамелидовых. Выс. 14-25 м. Ствол иногда ветвится до самой земли, ветви часто укореняются и срастаются между собой и с ветвями соседних деревьев (граба, дзельквы, клёна и др.). Кора серая, местами красноватобурая, отслаивающаяся. Листья кожистые, обратнояйцевидные или эллиптические. Цветки без лепестков, в головках по 2-5 на концах укороченных побегов. Чашечка 5-7-лопастная; тычинок 5-7, завязь полунижняя. Плод деревянистая двустворчатая коробочка. Цветёт до распускания листьев. Живёт до 200 лет.

Растёт в реликтовых широколиственных лесах Азербайджана (Талыш) и сев. части Ирана (юж. побережье Каспийского м.)на низменностях и в горах (до 700 м над ур. м., иногда выше), по берегам рек, ручьёв, в ущельях на сильно увлажнённых, реже - на сухих каменистых почвах. Древесина плотная, тяжёлая (плотность 0,9-1,05 г/см3), колкая, мало упругая, очень твёрдая и прочная (отсюда назв.), розовая с коричневым оттенком. Идёт на изготовление нек-рых деталей машин, художеств. изделий, декоративной фанеры. Ж. д. наз. также др. растения с твёрдой древесиной: Musa ferrea (Индия), Ixora ferrea (Антильские о-ва), Caesalpinia ferrea (Бразилия), Stadmannia sideroxylon (о. Маврикий), Argania sideroxylon (Марокко), нек-рые виды рода Sideroxylon и др.

Лит.: Сафаров И., Эколого-биологическая характеристика железного дерева, "Тр. ин-та ботаники АН Азербайджанской ССР", 1952, т. 16; Деревья и кустарники СССР, т. 3, М.- Л., 1954. Т. Г. Леонова.

ЖЕЛЕЗНЫЕ BOPОTA (рум. Роrti1е de Fier), теснина долины р. Дунай на границе Югославии и Румынии ниже г. Оршова. Является частью Джердапа. Дл. 15 км. В русле - быстрины и пороги, затрудняющие судоходство. В 1898 построен обводной канал дл. 2,5 км. С 1964 в Ж. В. Югославией и Румынией при науч.-технич. содействии Сов. Союза строится (1972) судоходная система и ГЭС мощностью 2,1 млн. квт (первые два агрегата по 175 тыс. квт вступили в строй в 1970).

ЖЕЛЕЗНЫЕ КВАСЦЫ, соли с общей формулой Me2SO4Fe2(SO4)3*24H2O (где Me - К, Na, NH4 и др.). Ж. к.- комплексные