БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 550-630 м на склонах г. Железной, покрытых лиственными лесами, переходящими на терр. города в парки. Лето тёплое (ср. темп-pa июля 21 °С), сухое, зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. -4 °С); осадков ок. 605 мм в год. Леч. средства: однотипные по химич. составу углекислые гидрокарбонатно-сульфатные натриево-кальциевые источники, отличающиеся по темп-ре, - от холодных с темп-рой 11,2°С (Кегамовский) до гипертермальных с темп-рой до 55°С (Славяновский). Химич. состав воды, используемой для питья и разлива в бутылки:

[907-4.jpg],[907-5.jpg]

Лечение больных с болезнями органов пищеварения, урологич. и нарушениями обмена веществ. Создан ряд значительных санаторных комплексов: санаторий "Ударник" (сев. корпус, 1927-29, арх. И.А.Фомин), базовый санаторий имени 20-го съезда КПСС (1956), "Дубовая роща" (1968, арх. К. Ф. Бутузова и Б. А. Зарицкий), грязелечебница (1971, арх. А. И. Никифоров и др.). Сохранились эклектические дореволюционные постройки (в т. ч. в псевдомавританском стиле - дача эмира бухарского, ныне - 2-й корпус санатория "Ударник", 1907, арх. В. Н. Семёнов), Пушкинская галерея (1901, арх. Шиллер).

Лит.: Засорина Т. А., Курорт Железноводск, Ставрополь, 1968.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК, город в Курской обл. РСФСР. Расположен на автомагистрали Москва - Киев, в 130 км к С.-З. от г. Курска и в 4 км от ж.-д. ст. Михайловский Рудник - конечного пункта ветки (52 км) от линии Брянск - Льгов. 31 тыс. жит. (1970). Возник как посёлок в 1957 в связи с освоением Михайловского месторождения (Курская магнитная аномалия); в 1962 преобразован в город. Железорудный комбинат, комбинат гофрированной тары, з-д железобетонных изделий. Строится (1972) горно-обогатительный комбинат. Горно-металлургический техникум.



ЖЕЛЕЗНОГОРСК-ИЛИМСКИЙ, город (до 1965 - посёлок), центр Нижнеилимского района Иркутской обл. РСФСР. Расположен в 16 км от р. Илим. Ж.-д. станция (Коршуниха-Ангарская) на линии Тайшет - Лена. 22 тыс. жит. (1970). Возник в связи с открытием в 1948 богатого месторождения жел. руды. В 1967 введён в эксплуатацию Коршуновский горно-обогатит. комбинат (первую руду дал в 1965). Вечерний горно-металлургич. техникум.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА, отрасль техники, решающая задачи регулирования и обеспечения безопасности движения поездов методами и средствами автоматич. и телемеханич. управления. К осн. элементам технич. средств Ж. а. и т. относятся сооружения и устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), в состав к-рых входят путевая блокировка, электрожезловая система, централизация стрелок и сигналов, устройства автоматики и телемеханики сортировочных горок, автоматич. регулировка движения поездов, диспетчерская централизация, автоматич. диспетчерский контроль движения поездов и ограждающие устройства на ж.-д. переездах.

Устройства путевой блокировки представляют собой осн. технич. средства регулирования и обеспечения безопасности следования поездов по перегонам и промежуточным станциям. Под термином "путевая блокировка" понимают систему устройств Ж. а. и т., обеспечивающую такую организацию движения, при к-рой занятие поездами отд. отрезков пути регулируется постоянными сигналами (светофорами или семафорами). Правом на занятие поездом отрезка пути, ограждаемого постоянным сигналом, служит открытое (разрешающее) состояние этого сигнала. Каждый занятый поездом отрезок пути блокируется, т. е. закрывается, постоянным сигналом, принимающим в этом случае закрытое (запрещающее) состояние. При нахождении поезда на отрезке пути возможность открытия постоянного сигнала, ограждающего этот отрезок, исключается замыкающими устройствами путевой блокировки. Эти устройства механически или электрически блокируют постоянный сигнал в его закрытом состоянии до поступления в них информации об освобождении поездом ограждаемого отрезка пути. Такая информация в свою очередь получается автоматически в результате воздействия поезда на устройства, контролирующие проследование его по ограждаемому отрезку пути. Т. о., на каждом ограждаемом отрезке пути может находиться только один поезд. Действие указанных устройств в целом может осуществляться либо с участием человека (полуавтоматическая блокировка), либо без него (автоблокировка). Эти системы применяются при одностороннем и при двустороннем движении.

Электрожезловая система, как правило, используется для регулирования следования поездов по путям перегонов, предназначенным для двустороннего движения. Правом на занятие перегона поездом при этой системе является наличие у машиниста жезла данного перегона (см. Жезловая система).

Устройства централизации стрелок и сигналов являются осн. техническими средствами регулирования и обеспечения безопасности движения поездов, передвигающихся в пределах ж.-д. станций. Эти устройства позволяют управлять стрелками и сигналами из одного пункта - поста централизации. По роду энергии, используемой для перевода стрелок из одного положения в другое, различают механич. централизацию с применением для перевода стрелок и сигналов мускульной силы человека, механич. централизацию с применением для тех же целей гидравлич. или электропневматич. приводов и электрич. централизацию с электроприводами для перевода стрелок и крыльев семафоров и соответствующими электрич. схемами для включения сигнальных огней светофоров.

Горочная автоматика и телемеханика располагает технич. средствами для повышения перерабатывающей способности сортировочных горок. К этим средствам относятся устройства регулирования скорости скатывания отцепов (вагонов) и устройства автоматич. централизации горочных стрелок. Указанные средства могут дополняться устройствами для автоматич. задания скорости роспуска составов, к-рые действуют в сочетании с устройствами автоматич. телеуправления горочными локомотивами.

К устройствам автоматич. регулировки движения поездов относятся: устройства, автоматически регулирующие движение поездов в пределах ж.-д. участка (автодиспетчер); устройства, автоматически регулирующие режимы ведения каждого поезда в соответствии с графиком движения (автомашинист), и устройства, автоматически обеспечивающие снижение скорости поезда при сближении его с препятствием (автоматика безопасности). Все совр. системы снижения скорости поездов при сближении их с препятствием (запрещающий путевой сигнал, подвижной состав, разобранный путь) действуют совместно с устройствами автоматич. локомотивной сигнализации (АЛС), автоматически передающими в кабину управления локомотива информацию, соответствующую показаниям путевых сигналов или состоянию впереди лежащего участка пути. Сочетание устройств АЛС с устройствами автоматич. обеспечения снижения скорости поездов принято называть сигнальной авторегулировкой.

Диспетчерская централизация является сочетанием устройств электрич. централизации и автоблокировки. При диспетчерской централизации управление стрелками и сигналами раздельных пунктов всего ж.-д. участка сосредоточивается у поездного диспетчера, а движение поездов по перегонам регулируется автоблокировкой. Устройства диспетчерского контроля движения поездов применяются в виде систем, автоматически снабжающих участкового поездного диспетчера информацией о движении поездов на участке, о показаниях входных и выходных светофоров и о состоянии приёмоотправочных путей (свободны или заняты) промежуточных станций. Местонахождение поездов и состояние путей и светофоров отражается на светосхеме табло, установленного на диспетчерском посту.

Ограждающие устройства ж.-д. переездов представляют собой комплекс приборов и оборудования, устанавливаемых в зонах пересечения в одном уровне автомобильных и железных дорог. Эти устройства автоматически управляются движущимся поездом, запрещая движение автотранспорта через ж.-д. переезд при приближении к нему поезда.

Рассмотренные системы Ж. а. и т., повышая безопасность движения поездов и пропускную способность ж.-д. линий, обеспечивают лучшее использование подвижного состава и способствуют достижению наиболее высоких показателей работы ж.-д. транспорта.

Из н.-и. работ, направленных на дальнейшее развитие Ж. а. и т., наиболее актуальными являются работы по оптич. ж.-д. сигнализации, интервальному регулированию движения поездов, по теории электрич. рельсовых цепей и осн. видов аппаратуры, а также исследования в области экономия, эффективности использования устройств Ж. а. и т. в различных условиях эксплуатации.

Лит.: Ильенков В. И., Бауман В. Э., Янкин П. М., Эксплуатационные основы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, 2 изд., М., 1970; Путевая блокировка и авторегулировка. М., 1966; Переборов А. С..Седов В. Н., Ратников В. Д., Телеуправление стрелками и сигналами, М., 1965; "Автоматика, телемеханика и связь" (изд. с 1957).

В. И. Ильенков.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОЛЕЯ, то же, что рельсовая колея.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ, железнодорожная линия, обеспечивающая осн. общегосударственные транспортные связи внутри страны или с зарубежными странами. Ж. м. по сравнению с линиями местного значения сооружаются с более пологими уклонами и кривыми, имеют большую ширину земляного полотна, более мощное верхнее строение пути и др. технич. улучшения, рассчитаны на более высокую пропускную способность.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЕРЕПРАВА, сооружение, служащее для переправы ж.-д. составов или отд. вагонов и локомотивов через реки, озёра, лиманы, проливы. Делятся на паромные (постоянные или временные) и ледяные. Постоянные паромные переправы предназначены для относительно длительного использования, временные применяют в период стр-ва или восстановления мостов. Ледяные ж.-д. переправы бывают 2 типов: простые - ж.-д. путь укладывается непосредственно на лёд, и с усиленным подрельсовым основанием - на деревянных лагах, поперечинах или свайных эстакадах. За рубежом наиболее крупной действующей Ж. п. является постоянная паромная переправа через прол. Ла-Манш, в СССР - паром "Советский Азербайджан" (Красноводск - Баку).

Лит.: Иванченко И. А., Платонов Е. В., Железнодорожные паромные переправы, М., 1943.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЛАТФОРМА, 1) площадка на железнодорожных станциях и пасс. остановочных пунктах, сооружаемая вдоль ж.-д. пути. Различают пассажирские Ж. п., служащие для посадки и высадки пассажиров, для погрузки и выгрузки багажа, почты и т. п., а также грузовые для погрузки, выгрузки, хранения и сортировки грузов. Ж. п. бывают высокие (1100 мм над уровнем головки рельса) и низкие (до 200 мм), крытые и открытые. 2) Грузовой вагон, вагон-платформа (см. Вагон).



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ РАДИОСВЯЗЬ, используется на ж. д. для оперативного руководства движением поездов, при станционной работе, ремонте пути, энергосистем и др. Осуществляется радиостанциями низовой связи. На ж. д. СССР Ж. р. начали применять в кон. 1940-х гг. Различают: п о-ездную радиосвязь, позволяющую диспетчеру или дежурному по станции вести переговоры с машинистом локомотива, а также машинистам локомотивов разговаривать между собой, и станционную, или маневровую, радиосвязь, с помощью к-рой маневровый диспетчер (дежурный по станции, составитель поездов) может вести переговоры с машинистами маневровых локомотивов, работники технич. конторы могут получать информацию от списчиков вагонов, работники пунктов технич. осмотра могут связаться с осмотрщиками вагонов и т. д. Поездная Ж. р. работает в диапазоне гектометровых волн в симплексном режиме на одной рабочей частоте 2130 кгц. Локомотивная радиостанция устанавливается в кабине локомотива, а стационарная - в помещении дежурного по станции.

Станционная Ж. р. действует в ультракоротковолновом диапазоне волн на частотах 150-155 Мгц в симплексном режиме. Руководитель станционной работой через одну стационарную радиостанцию поддерживает связь с неск. машинистами локомотивов, на к-рых установлены локомотивные радиостанции с вызовом по индивидуальной избирательной или групповой системе. Дежурный технич. конторы осуществляет связь со списчиками вагонов, идущими вдоль состава. В помещении конторы установлена стационарная радиостанция, списчики вагонов работают с носимыми радиостанциями. Ж. р. способствует повышению безопасности движения. Станционную Ж. р. имеют все крупные станции; поездной Ж. р. в СССР оборудовано ок. 60 тыс. км ж. д. (1970). Ю. В. Ваванов.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, система видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, обеспечивающих безопасность движения поездов, маневровых работ. Видимые сигиалы: постоянные - светофоры, семафоры, маневровые щиты и предупредит. диски; переносные - щиты, флаги, фонари на шестах и петарды; ручные и поездные - флаги, диски, фонари. Кроме того, видимые сигналы подаются сигнальными знаками и указателями. Осп. сигнальные цвета: красный, жёлтый и зелёный. В сигнализации, связанной с движением поездов, красный свет означает запрещение движения, жёлтый -снижение скорости при движении, зелёный - разрешение движения. Применяют также синий, лунно-белый, прозрачно-белый и молочно-белый сигнальные огни (нормально горящие, нормально негорящие, мигающие и немигающие). По времени применения видимые сигналы подразделяются на круглосуточные, дневные и ночные. Звуковые сигнал ы подаются локомотивными и ручными свистками, станционными колоколами и петардами.

Лит.: Инструкция по сигнализации на железных дорогах СССР, М., 1965.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ, основное эксплуатационное предприятие ж.-д. транспорта, имеющее путевое развитие, устройства и сооружения для организации перевозок пассажиров и грузов. На Ж. с. производят приём, отправление поездов, обслуживание пассажиров, приём, погрузку, выгрузку и выдачу грузов и багажа, а при развитых путевых устройствах - формирование, расформировывание и обработку поездов. В СССР к нач. 70-х гг. было ок. 11 тыс. Ж. с., включая разъезды и обгонные пункты.

В зависимости от характера работы Ж. с. делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские, а по объёму и сложности работы - на внеклассные (с большим объёмом работы и высоким уровнем технич. оснащения) и Ж. с. 1- 5-го классов. К сооружениям и устройствам Ж. с. относятся: пути и стрелочные переводы, вокзалы и служебно-технич. здания, пасс. и грузовые железнодорожные платформы, пешеходные мосты; склады, погрузочно-разгрузочные площадки, средства механизации работ и технич. средства для коммерч. работы, обслуживания пассажиров и выполнения операций с багажом; оборудование сортировочных горок; устройства станционной сигнализации, централизации и блокировки; различные виды связи; линии электроосвещения и др. Ж. с. обычно сооружают на горизонт. площадке и на прямом участке пути. В отд. случаях допускается их расположение на уклоне, но не более 0,0015. Ж.-д. пути на станциях подразделяются на станционные и спец. назначения (см. Железнодорожный путь). Ж. с., расположенные в местах пересечения или соединения 2 или более ж.-д. линий, вместе с их соединит. ветвями образуют железнодорожный узел.

Для крупных станций разрабатываются технологич. процессы по выполнению всех работ в миним. сроки на основе НОТ с и