БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101романа Д. Дидро ("Конец одного мира и племянника Рамо", 1861) было резко осуждено К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 242). Ж. с успехом переводил англ, классиков (С. Ричардсон, Л. Стерн и др.).

Соч.: Euvres diverses, v. 1 - 17, P., 1876- 1883; в рус пер.- Фантазии, СПБ, 1834.

Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Томашевский Б. В., Пушкин и Франция, Л., 1960; Меrgier- Воurdeix, Les amours de J. Janin et "Le Mariage du critique", une correspondаnce inedite, P., 1968. М. А. Гольдман.

ЖАННА Д'АРК (Jeanne d'Arс) (ок. 1412, Домреми,- 30.5.1431, Руан), народная героиня Франции. Возглавила освободит. борьбу франц. народа против англичан во время Столетней войны 1337-1453. Род. в крест. семье, в лотарингской деревне, пострадавшей от войны. Фанатично религиозная Жанна уверовала, что ей предначертано освободить Францию. С большим трудом добившись аудиенции у дофина Карла в февр. 1429, она сумела убедить его начать решительные воен. действия. Поставленная во главе армии, она воодушевила войска и 8 мая 1429 освободила осаждённый англичанами Орлеан (в народе её стали называть Орлеанской девой). Одержав ряд побед, Ж. д'А- повела армию к Реймсу, в к-ром 17 июля 1429 короновала дофина Карла (Карл VII). Размах нар. войны, огромная популярность Ж. д'А. пугали короля и придворную аристократию. Ж. д'А. фактически отстранили от руководства воен. действиями. 23 мая 1430 во время одной из вылазок французов из осаждённого г. Компьеня Ж. д'А. попала в плен к союзникам англичан - бургундцам, к-рые продали её англичанам. Церковный суд в Руане, куда англичане перевезли Ж. д'А., обвинил её в ереси и колдовстве. Она была сожжена на костре. В 1456 во Франции Ж. д'А. новым процессом была торжественно реабилитирована. В 1920 католич. церковь причислила её к лику святых. Лит.: Сказкин С., Жанна д'Арк - героиня французского народа, в кн.: Книга для чтения по истории средних веков, ч. 2, М., 1951; Розенталь Н. Н., Жанна д'Арк. Народная героиня Франции, М., 1958; Райцес В. И., Жанна д'Арк, Л., 1959; Левандовский А. П., Жанна д'Арк, М., 1962; Люблинская А. Д., Жанна д'Арк, в сб.: Средние века, М., 1962, в. 22; Ф р а н с А., Жизнь Жанны д'Арк, Полн. собр. соч., [пер. с франц.], т. 14, М.- Л., 1928; Наnоtaux G., Jeanne d'Arc, Р., 1911; Wа1dman М., Joan of Arc, L., 1935; Са1mette J., Jeanne 6"Arc, P., 1946; Stо1pe S., Das Madchen von Orleans, Fr./M., 1954. E. В. Вернадских.

ЖАННЕРЕ (Jeanneret) Шарль Эдуар (1887-1965), настоящее имя французского архитектора Ле Корбюзье.



ЖАННЕТТЫ ОСГРОВ, остров в архипелаге Де-Лонга, в Восточно-Сибирском м. (Якутская АССР, РСФСР). Пл. ок. 3,3 км2. Выс. до 351 м. Сложен гл. обр. песчаниками. Покрыт ледниками и фирновыми полями. Назван в честь судна "Жаннетта" экспедиции Де-Лонга.



ЖАНР художественный (франц. genre, от лат. genus, род. падеж generis - род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художеств. деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как "бытовой жанр - портрет - пейзаж - натюрморт", свойствен живописи и невозможен в музыке, лит-ре и киноискусстве; точно так же "песня - романс - кантата - оратория" есть ряд специфически музыкальных Ж. И всё же существуют общие для всех искусств принципы жанровой дифференциации, к-рые лишь по-своему преломляются в каждом виде.

Принципы эти (и соответственно определения Ж.) многообразны и взаимно пересекаются, что породило множественность точек зрения на саму проблему Ж. Построение относительно целостной системы жанровой классификации, адекватной исторически самоорганизующейся реальной системе видовых, родовых и жанровых форм,-дело будущего. Одна из концепций, допускающих целостную систему жанровой дифференциации, излагается ниже.

Поскольку в художеств. творчестве объединяются познавательные, идейно-оценочные, образно-созидательные устремления и поскольку каждое из них действует избирательно, постольку выделение художеств. Ж. идёт одновременно по нескольким направлениям, закономерно друг с другом связанным. Так, познавательная избирательность художеств. творчества порождает серию Ж., отличающихся по предмету отражения: напр., исторический, семейно-бытовой, детективный, научно-фантастич. и др.- в лит-ре, драматургии, киноискусстве; пейзаж, портрет, натюрморт и др.- в живописи; с другой стороны, познават. ёмкость творчества во многом определяет жанровые различия романа, повести и рассказа или пьесы и скетча, или песни и кантаты, или индивидуального и группового портрета. Поскольку, далее, идейно-психологич. оценочная позиция художника может быть и апологетической, и внешне объективной, и иронической, и гневно-отрицающей и т. д., постольку возникает новый ряд Ж.: напр., "ода - баллада - эпиграмма - памфлет" в лит-ре; "трагедия - трагикомедия - лирическая комедия - сатирическая комедия" в драматургии. Столь же многообразны способы построения художеств. образа, позволяющие соединять единичное и общее в самых различных пропорциях - от выдвижения на первый план докумен-тально-фактич. стороны повествования до полного подчинения изображения выражению абстрактной мысли; так возникает ещё один ряд жанровых структур - от художеств. очерка до басни и притчи, от автобиографич. повести до сказки, от портретного памятника до аллегорического и т. д.

Т. о., понятие Ж. многопланно, и в каждом виде иск-ва конкретное соотношение разных плоскостей (возникающих от разных исходных принципов) жанровых членений образует специфич. систему Ж. Вместе с тем в каждом из них специфично и соотношение жанровых членений с другими уровнями деления форм художеств. деятельности - с делением вида иск-ва на разновидности (напр., фольклорная поэзия и литература, поэзия и проза, или вокальная и инструментальная музыка) и роды (напр., эпос, лирика, драма в лит-ре; станковая, монументально-декоративная и миниатюрная живопись). Изучение соотношения всех этих (и ряда других) плоскостей дифференциации художеств. творчества находится ещё в зачаточном состоянии и потому сами термины "Ж.", "род", "вид", "разновидность" употребляются нередко один вместо другого, не получая строго однозначного определения. Существенно тут не решение терминологич. задачи самой по себе, а изучение законов морфологии искусства и историч. динамики соотношения различных жанровых, родовых и прочих его модификаций. А это соотношение явственно меняется в историко-художеств. процессе: так, искусство Возрождения не знает чётких демаркационных границ между Ж.; в 17-18 вв. эстетика классицизма установила жёсткие правила, призванные обеспечить чистоту каждого Ж. в общей иерархич. жанровой системе (именно тогда во Франции и вошёл в обиход сам термин "Ж."); в 19 в. развернулся процесс взаимодействия жанров, их сплетения и скрещения, жёстко установленные границы стали размываться. Нек-рые современные теоретики признают жанровую дифференциацию вообще устаревшей и снимают даже проблему Ж.

Разработка теории Ж. в марксистской эстетике должна быть свободна как от пережитков классицистич. представлений о вечных и абсолютных границах между Ж. и об их идейно-эстетич. неравноценности, так и от релятивистского отрицания объективных и относительно устойчивых признаков Ж.

Лит.: Буало. Поэтическое искусство, М., 1957; Дидро Д., Собр. соч., т. 5, М.- Л., 1936; Шеллинг Ф. В. И., Философия искусства, М., 1966; Поспелов Г. Н., К вопросу о поэтических жанрах, "Доклады и сообщения филологического факультета МГУ", 1948, в. 5; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Недошивин Г. А., Беседы о живописи, М., 1959; Сохор А. Н., Эстетическая природа жанра в музыке, М., 1968; Г у-сев В. Е., Эстетика фольклора, Л., 1967; Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М.. 1969; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Krug W. Т., Versuch einer systematischen Enzyklopadie der schonen Kunste, Lpz., 1802; Brunetiere F., L'evolution des genres dans 1'histoire de la litterature, 5 ed., P., 1910; Staiger E., Grundbegriffe der Poetik, Z., [1956]; Wellek R. and Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, Bern, 1965. М. С. Каган.

ЖАНСЕН (Janssen) Пьер Жюль Сезар (22.2.1824, Париж,-23.12.1907, Мёдон), французский астроном, чл. Парижской АН (1873), чл. Лондонского королевского об-ва (1875). Один из основоположников спектрального анализа небесных светил. В 1868 (назависимо от Дж. Н. Локъера) изобрёл спектральный метод наблюдений солнечных протуберанцев на краю диска Солнца вне затмений.

Лит.: Неуймин Г. Н., П. Ж. Жансен, "Известия Русского астрономического общества", 1909, в. 14, №8, с. 285-90.



ЖАНСУС (Gensous) Пьер (р. 25.7.1925, Мон-де-Марсан), деятель французского и междунар. рабочего движения. Чл. Франц. коммунистич. партии с 1945. Был рабочим на металлообр. предприятиях. В 1954 избран секретарём Нац. федерации металлистов Всеобщей конфедерации труда Франции. В 1959-62 пред. Междунар. объединения профсоюзов трудящихся металлургич. и машиностроит. пром-сти; в 1964 стал ген. секретарём этого объединения. В 1965-69 зам. ген. секретаря Всемирной федерации профсоюзов (ВФП). На 7-м Всемирном конгрессе профсоюзов (Будапешт) в окт. 1969 избран ген. секретарём ВФП. 19-й съезд Франц. компартии (1970) избрал Ж. кандидатом в чл. ЦК компартии.



ЖАПУРА, Япура (Japura, Yapura), река в Колумбии, где наз. Какета. (Caqueta), и в Бразилии, лев. приток р. Амазонки. Дл. ок. 2000 км, пл. басс. ок. 170 тыс. км2. Берёт начало в Центр. Кордильере Колумбии. В верх. течении, в Андах и в зап. части Гвианского плоскогорья очень порожиста, на Амазонской низм. широка и спокойна; в ниж. течении образует многочисл. рукава, протоки и старицы, за 600 км от устья соединяющиеся с Амазонкой. Питание дождевое. Во время паводка (с марта по июль) широко разливается, образуя озёра. Ср. расход воды ок. 6000 м3/сек. Судоходна в пределах Бразилии.

ЖАР, ощущение избыточного тепла, констатируемое обычно повышением темп-ры тела. Без повышения темп-ры Ж. может ощущаться у нек-рых людей с функциональными нарушениями нервной системы, а также при введении нек-рых медикаментов (никотиновой к-ты, сернокислого магния, хлористого кальция), вызывающих расширение сосудов. Местный Ж. может быть связан с артериальной гиперемией или с изменением кровообращения и повышением обмена веществ в тканях при воспалении.



ЖАРГОН (франц. jargon, предположительно от галло-романского gargone - болтовня), социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфич. лексикой и экспрессивностью оборотов, но не обладает собственной фонетич. и грамматич, системой. Развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военнослужащих, различных проф. групп. Эти Ж. не следует смешивать с проф. языками, к-рые характеризуются сильно развитой и довольно точной терминологией того или иного ремесла, отрасли техники, а также и от "воровских жаргонов", языка деклассированных, преступных элементов общества. Ж. лексически и стилистически разнородны, отличаются неустойчивостью и быстротой сменяемости наиболее ходовой лексики. Напр., в сер. 19 в. в значении "исчезнуть" говорили "стушеваться", а в 20 в. сначала "смыться", а затем "слинять", "выцвесть".

Ж. проникают в художеств. лит-ру Для речевой характеристики героев. Кроме Ж., возникающих на базе общенар. языка, существуют Ж., к-рые появляются в результате общения разноязычного населения в пограничных областях или в местах скопления разнонационального населения, напр. в морских портах. См. Сленг и Арго.

Лит.: Жирмунский В. М., Проблемы социальной диалектологии, "Изв. АН СССР. Серия литературы и языка", 1964, т. 23, в. 2; Скворцов Л. И., Об оценках языка молодежи, "Вопросы культуры речи". 1964, в. 5 (есть библ.); Косцинский К., Существует ли проблема жаргона?, "Вопросы литературы", 1968, № 5; Швейцер А. Д., Некоторые актуальные проблемы социолингвистики, "Иностранные языки в школе", 1969, № 3 (есть библ.).



ЖАРДИНЬЕРКА (от франц. jardiniere), корзинка, этажерка или красиво сделанный ящик для цветов, выращиваемых в комнатах, на балконах, верандах и т. п.

ЖАРИ (Jari, Jary), река на С.-В. Бразилии, лев. приток ниж. течения р. Амазонки. Дл. ок. 1000 км. Берёт начало на Гвианском плоскогорье, течёт на Ю., образуя порота. Питание дождевое. Полноводна в июне - августе, маловодна с ноября по март.



ЖАРКОВСКИЙ, посёлок гор. типа в Нелидовском р-не Калининской обл. РСФСР. Расположен на р. Межа (приток Зап. Двины). Конечная станция ж.-д. ветки (47 км) от ст. Земцы (на линии Москва - Рига). Деревообр. комбинат, леспромхоз.

ЖАРМА, посёлок гор. типа в Жарминском р-не Семипалатинской обл. Казах. ССР. Расположен на р. Жарма. Ж.-д. станция в 228 км к Ю. от Семипалатинска. Предприятия ж.-д. транспорта.

ЖАРОВ Александр Алексеевич [р. 31.3 (13.4).1904, д. Семёновская, ныне Можайского р-на Моск. обл.], русский советский поэт. В комсомоле с 1918. Чл. КПСС с 1920. Учился в МГУ, занимался в поэтич. семинаре В. Я. Брюсова. Начал печататься в 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов. В 1925 опубл. кн. стихов "Ледоход" (с предисл. А. В. Луначарского); отдельными изданиями выходили поэмы "Комсомолец" (1924), "Мастер Яков" (1924), "Азиаты" (1925), самая популярная поэма Ж.- "Гармонь" (1926). В 30-х гг. создал поэмы "Два паспорта", "Сентиментальный друг", "Варя Одинцова" (1938). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Ж. находился в действующем военно-мор. флоте. Написал мн. патриотич. стихов и поэмы о героях-моряках: "Богатырь" (1942), "Керим" (1942), "Борис Сафонов" (1944). Начиная с пионерской песни "Взвейтесь кострами", Ж. создал широко популярные песни: "Заветный камень", "Грустные ивы", "Мы за мир", "Ходили мы походами", "Где ты, утро раннее?" и др. Много работает в жанре политич. плаката. Награждён 4 орденами, а также медалями.

Соч.: Иэбр. произв., т. 1 - 2, М., 1954; На земле, в небесах и на море. Новые стихи, М., 1960; Стихи. Песни. Поэмы. [Предисл. М. Матусовского], М., 1964; Заветный камень, М., 1967; Страна юности. 1921 - 1968. [Вступ. ст. П. Железнякова], М., 1968.

Лит.: Тарасенков Ан., Русские поэты XX века. 1900 -1955. Библиография, М., 1966.



ЖАРОВ Михаил Иванович [р. 14(27).10. 1900, Москва], русский советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1949).

Чл. КПСС с 1950. В 1919 окончил студию при театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО). Был актёром передвижного фронтового театра, Опытно-героического театра, Театра им. Мейерхольда, Бакинского рабочего театра и др. В 1931-37 артист моск. Камерного театра. Среди лучших ролей, сыгранных здесь,- Алексей в "Оптимистической трагедии" Вишневского; выступал и как режиссёр (поставил "Очную ставку" Шейнина, 1936). Творчество актёра как в театре, так и в кино первоначально тяготело к комедии. Ему особенно удавались яркие комедийные образы, отмеченные заразительным народным юмором, обаянием, сочностью красок, бытовыми деталями. С 1938 работает в Мал