БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101имии, кибернетики в их взаимосвязи.

В ходе прогресса Е. методы могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные - превращаться в особенные, особенные - в общие. Здесь конкретизируется положение, что всякое действит. познание заключается в том, что мы мысленно "... поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 548).

Важнейшая роль в развитии Е. принадлежит гипотезам, к-рые и являются "формой развития естествознания, поскольку оно мыслит..." (там же, с. 555).

Аспекты и структура естествознания

Аспекты Е. носят строго объективный характер, определяемый либо самим предметом познания, либо методом его познания, к-рый по своему содержанию адекватен предмету. Отсюда - два гл. аспекта (или разреза) Е.: 1) предметный, соответствующий последоват. связи объектов природы, напр. их развитию и переходам одних в другие, и 2) методологический, соответствующий последоват. ступеням, к-рые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней. Соответственно всё Е. может быть разделено, согласно первому аспекту, на неорганическое и органическое, т. к. вся природа делится на неживую и живую.

Структура Е. определяется аспектами Е. Взаимная связь отраслей Е. отражает общий ход развития всей природы от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и сложнейших. Раздвоение природы на неживую и живую, к-рое зарождается в пределах химии (поскольку химич. соединения дифференцируются на неорганические и органические) можно представить так:
[905-6.jpg]

Такое раздвоение подготовляется на атомном уровне структурной организации материи; далее из молекул образуются агрегаты (газообразные, капельножидкие, твёрдые - аморфные и кристаллические), составляющие основу различных сфер Земли. С др. стороны, постепенное усложнение молекул углеродистых соединений приводит к образованию биополимеров (белков, нуклеиновых к-т), к-рые составляют основу живой природы. Физика, химия, геология и биология относятся к числу фундаментальных отраслей совр. Е. и образуют стержень классификации наук.

В основу приведённого (раздвоенного) ряда наук положен принцип развития предмета (природы). Но тот же принцип можно применить к различным по масштабу объектам природы - от космич. систем (астрономия) до отд. планет (геология, включая вообще учение об отд. планетах и спутниках) и до отд. сторон (география) и компонентов (биология) данной планеты. Тогда составится другой ряд наук: астрономия - геология - география - биолология.

В Е. существует также множество переходных, промежуточных или междисциплинарных отраслей, что свидетельствует об отсутствии резких границ между науками, об их взаимопроникновении. В совр. условиях тенденция к дифференциации наук дополняется тенденцией к их интеграции: вновь возникающие науки ведут не к дальнейшему разобщению наук между собой, а к тому, что прежние резкие разрывы между науками (напр., физикой и химией) заполняются за счёт появления новых наук, носящих промежуточный характер (физич. химия, химич. физика).

В структуре Е. оба аспекта Е. - предметный и методологический - переплетаются внутри каждой отрасли Е.; в самом начале общего ряда наук (перед физикой). При абстрагировании от вещественной (качественной) природы движущегося тела и рассмотрении его движения лишь со стороны его перемещения в пространстве под действием внешних сил из физики выделяется механика точки и системы точек. Дальнейшее абстрагирование не только от вещественного, физич. содержания процессов природы, но и от фактора времени приводит от механики к математике. От математики (через математич. логику) в ходе дальнейшего абстрагирования осуществляется переход к логике. Если теперь продолжить ряд наук влево от физики, то здесь образуется участок, к-рый характеризует движение мышления от конкретного (физика) ко всё более абстрактному, кончая логикой: логика - математика - физика (включая механику) и т. д.

Этот ряд составится вместе с тем и по предметному принципу, т. к. науки сопоставляются здесь в той последовательности, в какой располагаются их предметы.

Место естествознания в обществе

Место Е. в жизни и развитии общества вытекает из его связей с др. социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с произ-вом, производит. силами вообще и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии. При всей внутр. целостности, вытекающей из единства как самой природы, так и теоретич. взгляда на неё, Е. представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Е. не входит ни в базис, ни в идеологич. надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира) оно связано с этой надстройкой. Связь Е. через технику с произ-вом, а через философию с идеологией довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи Е. Связь Е. с техникой складывается в силу того, что "техника... потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 170). В совр. эпоху Е. опережает технику в своём развитии, т. к. его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (напр., атомная энергия), а потому, прежде чем может встать вопрос об их технич. применении, требуется "фронтальное" их изучение со стороны Е. Тем не менее техника с её потребностями остаётся движущей силой развития Е. Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу, в основе определения Е. как непосредственной производит силы.

Связь Е. с философией вытекает из того, что "естествоиспытатели... без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 524), к-рые разрабатываются философией. Чем более широкий характер имеют теоретич. обобщения в Е., тем теснее они связаны с философией. Отсюда возникает потребность в единстве между философами и естествоиспытателями, их взаимопомощи. О союзе между ними писал ещё А. И. Герцен. Ф. Энгельс посвятил этому вопросу свою "Диалектику природы". В. И. Ленин отмечал, что без поддержки со стороны философов-материалистов "...крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в Коем случае" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 31).

Общий ход развития естествознания

Общий ход развития Е. включает осн. ступени познания природы. "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 227). Познание в непосредств. явлениях "...открывает сущность (закон причины, тождества, различие etc.) - таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания... Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с. 298, 301). Ф. Энгельс показал, что общий ход познания природы, как и всякого познания вообще, проходит следующие осн. ступени: 1) непосредств. созерцание природы как нерасчленённого целого; здесь охватывается верно общая картина, но совершенно неясны частности; такой взгляд был присущ др.-греч. натурфилософии; 2) анализ природы, расчленение её на части, выделение и изучение отд. вещей и явлений, поиски отд. причин и следствий, напр. анатомирование живых организмов, выделение составных частей сложных хи-мич. веществ; но за частностями исчезает общая картина, универсальная связь явлений; 3) воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путём приведения в движение остановленного, оживления омертвлённого, связывания изолированного раньше, т. е. на основе фактич. соединения анализа с синтезом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 12-23).

К. Маркс охарактеризовал ход познания, как идущий от исходного представления о конкретном предмете как нерасчленённом целом, к его анализу при помощи абстрактного мышления и далее - от результатов его анализа, от полученных т. о. абстрактных представлений к мысленному воссозданию предмета в его исходной целостности и конкретности путём соединения, сочетания (синтеза) многочисленных определений, как единства многообразного (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 12, с. 726-27). Общий ход развития Е. ложится в основу его периодизации.

Периоды и этапы истории естествознания

История Е. стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому типу и уровню развития производит. сил, техники отвечает своеобразный период в истории Е. Как самостоятельное, систематич. исследование природы Е. возникло во 2-й пол. 15 в.; более ранние периоды естеств.-науч. знаний можно рассматривать как зачаточные, или подготовительные, к систематич. изучению природы. Соответственно выделяются след. периоды.

Первый подготовительный - натурфилософский (зарождение элементов будущего Е.) - характерен для древности. В целом техника была ещё слабо развита, хотя имелись уже отд. выдающиеся технич. достижения. Начали складываться в самостоят. отрасли знания статика и астрономия и обслуживающая их математика. Позднее стала выделяться химия (в форме алхимии). Анатомия, медицина, физика находились в зачаточном состоянии. Все естеств.-науч. знания и воззрения входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука).

Второй подготовит. период характеризуется господством схоластики и теологии в Зап. Европе и спорадич. открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного влияния на развитие естеств.-науч. знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду. В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода Е.

Период механич. и метафизич. Е., начавшийся с возникновения Е. как систематич. экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени становления и утверждения капиталистич. отношений в Зап. Европе (со 2-й пол. 15 в. до конца 18 в.). Е. этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Е. нач. 17 в. (формирование механич. Е.- Г. Галилей) и конца 17 в. - нач. 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон). Т. к. господствующим методом мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в Е. делались открытия, в к-рых обнаруживалась диалектика. Е. было связано с производством, превращавшимся из ремесла в мануфактуру, энергетич. базой к-рой служило механич. движение. Отсюда вставала задача изучать механич. движение, найти его законы. Мореплавание нуждалось в небесной механике, воен. дело - в разработке баллистики. Е. было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Но уже создание в 17-18 вв. в математике анализа бесконечно малых (И. Ньютон, Г. Лейбниц) и аналитич. геометрии (Р. Декарт), космогонич. гипотеза Канта - Лапласа, атомно-кинетич. учение М. В. Ломоносова, идея развития в биологии К. Вольфа подготовляли крушение метафизич. взгляда на природу. Осн. противоречием Е. всего этого периода было то, что "революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 509).

Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюц. идей в Е. характеризуется стихийным проникновением диалектики в Е., так что его можно также назвать стихийно-диалектическим. Пром-сть вступает в фазу крупного машинного произ-ва, начавшегося в конце 18 в.- технич. и пром. переворот. Энер-гетич. базой пром-сти становится паровой двигатель, и преимуществ. развитие механики перестаёт удовлетворять потребности произ-ва. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества (химич. атомистика). В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюц. теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (К. М. Бэр). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретич. охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.)-клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм - нанесли окончат. удар по старой метафизике. Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химич. строения органич. соединений (А. М. Бутлеров, 1861), периодич. системы элементов (Д. И. Менделеев, 1869), химич. термодинамики (Я. X. Вант-Гофф, Дж. Гиббс), основ науч. физиологии (И. М. Сеченов, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873). Но, делая открытия, подтверждающие диалектику, естествоиспытатели продолжали мыслить метафизически. "...Этот конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся способом мышления..." (там же, с. 22) составил осн. противоречие Е. данного периода - разрыв между объективной и субъективной его сторонами, его содержанием (его открытиями) и формой мышления самих учёных.

Период чновейшей революции" в Е. совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. В 20 в. форсируется развитие прежде всего физики (атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, средства связи, автоматика и кибернетика, квантовая электроника - лазеры, электронная оптика и т. д.). Физика как ведущая отрасль всего Е. играет роль стимулятора и трамплина по отношению к другим отраслям Е., напр. изобретение электронного микроскопа и введение метода меченых атомов вызвало переворот во всей биологии, физиологии, биохимии. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значит. степени развитию науки о космосе и овладению космосом. Гл. задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегич. сырья (каучук, искусств. волокно), получение син-тетич. топлива, лёгких сплавов и заменителей металла для авиации и космонавтики. Энергетич. базой пром-сти в нач. 20 в. становятся всё больше электричество (динамо-машина), химич. энергия (двигатели внутр. сгорания), а затем (после 2-й мировой войны) и атомная энергия. Стимулирующее воздействие на Е. новых потребностей техники привело к тому, что в сер. 90-х гг. 19 в. началась "...новейшая революция в естествознании..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 264), гл. обр. в физике (открытия электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Том-соном, светового давления П. Н. Лебедевым, введение идеи кванта М. План-ком, создани