БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101учае возникает неск. направлений эволюции одной и той же популяции, происходит т. н. дизруптивный отбор. В природе постоянно сосуществуют обе формы Е. о. Можно говорить лишь о преобладании движущей или стабилизирующей формы на данном этапе эволюции исследуемой группы. Стабилизирующий отбор охраняет признаки, имеющие в определённых условиях существования приспособительное значение, движущий - "создаёт" новые приспособления.

Благодаря Е. о. любая популяция обладает известным уровнем приспособленности к окружающей среде, что позволяет организмам, составляющим эту популяцию, выдерживать борьбу за существование. В этом выражается поддерживающая роль Е. о. Но поддерживаемый отбором уровень приспособленности обеспечивает выживание особей в тех условиях, к к-рым они приспособлены. Поэтому распределение организмов в пределах области распространения данного вида бывает неравномерным, они чаще выживают в более подходящих условиях. Так влияет Е. о. и на географич. распространение организмов: в более благоприятной среде обитания возникают скопления, менее благоприятная - оказывается незаселённой. В этом выражается распределительная роль Е. о., определяющая популяционную структуру вида.

Только благодаря Е. о. появляются новые приспособления. Мутационная изменчивость без Е. о. (бесконтрольное накопление мутаций, по Шмальгаузену) приводит к утере приспособленности. В ходе Е. о. преобразуется сама изменчивость: в дополнение к каждому наследств. уклонению, дающему хотя бы частичные преимущества при изменении внешней среды, Ё. о. подхватывает все мутации генов-модификаторов, повышающие приспособительное значение данного наследств. уклонения и снижающие его неприспособительные проявления (см. Плейотропия). В процессе мутиро-вания генов-модификаторов и комбинирования мутаций, идущего под контролем Е. о. (скрещиваются только особи, прошедшие Е. о.), новый мутантный ген, первоначально обычно рецессивный, становится доминантным.

В соответствии со вновь возникающим приспособлением благодаря коррелятивной изменчивости перестраивается весь организм. Параллельно в результате преимуществ. элиминации особей, не имеющих нового приспособления, преобразуется вся популяция. В создании новых приспособлений, в эволюционной перестройке организмов, в преобразовании популяций, приводящем к видообразованию, выражается творческая роль Е. о., определяющая прогрессивную эволюцию. Именно этот, наиболее важный результат действия Е. о. и обусловливает его значение как движущего фактора эволюции - значение, по поводу которого Дарвин писал: "Я не усматриваю предела деятельности этой силы, медленно и прекрасно приспособляющей каждую форму к самым сложным жизненным отноше-ниям"(Соч., т. 3, М.-Л., 1939, с. 651).

Е. о. иногда сравнивают с ситом, через к-рое проходят камешки определённой величины. Эта аналогия с ситом, однако, не верна, т. к. чкамешки", проходящие через чсито" отбора, могут изменяться перед следующим "просеиванием". Поэтому взгляды, отводящие отбору лишь элиминирующую роль, неизбежно ведут к признанию ламаркистского принципа наследования благоприобретённых признаков (отвергнутого совр. биологией) и к идеалистич. пониманию эволюции живых существ (см. Аристогенез, Номогенез).

Лит.: Холдэн Дж.. Факторы эволюции, пер. с англ., М.- Л., 1935; Дарвин Ч., Сочинения, т. 3, М., 1939; Симпсон Дж., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948; Шмальгаузен И. И., Факторы эволюции, 2 изд., М., 1968; его же. Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969. А. А. Парамонов, А. С. Севернов.



ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.

Содержание:

1.Предмет и цели естествознания

2.Закономерности и особенности развития естествознания

3.Методы естествознания

4.Аспекты и структура естествознания Место естествознания в обществе Общий ход развития естествознания Периоды и этапы истории естествознания

4.Общеметодологические проблемы естествознания

Е.- система наук о природе, или естеств. наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Е.- одна из трёх осн. областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретич. основа пром. и с.-х. техники и медицины; естественнонауч. фундамент филос. материализма и диалектич. понимания природы.

Предмет и цели естествознания

Предмет Е.- различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последоват. уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутр. структура и генезис; осн. формы всякого бытия - пространствои время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфич. характера, касающаяся лишь отд. сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. "Предмет естествознания - движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 67-68).

Природа, к-рая служит предметом Е., рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производств. деятельности людей. Е. как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Цели Е.- двоякие: 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их прак-тич. использованию - конечная цель Е.

Цели Е. совпадают, т. о., с целями самой человеческой деятельности. "Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 169).



Закономерности и особенности развития естествознания

Закономерности Е.- те, к-рые присущи всякой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета. Это - а) обусловленность практикой (в конечном счёте); б) относит. самостоятельность, к-рая проявляется в том, что практич. решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собств. логикой, определ. ступеней самого процесса познания природы, к-рый совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности; в) преемственность в развитии идей и принципов Е., теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы; г) постепенность развития Е. при чередовании периодов относительно спокойного, эво-люц. развития и резкой революц. ломки тсоретич. основ Е., всей системы понятий и принципов Е., всей естествсинонауч. картины мира. При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относит. характер; д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно мн. науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук; е) противоречивость развития Е., доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически; ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту науч. развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.

Необходимым условием развития Е. является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов Е., открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.

Попытки не считаться с закономерностями развития Е. влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отд. учёных и целых науч. школ и направлений. Отрыв от запросов техники и произ-ва порождает уход в схоластику. Игнорирование относит. самостоятельности и внутр. логики Е. ведёт к слепому практицизму, к недооценке теории, к неспособности учитывать реальные возможности Е. Непонимание преемственности в развитии Е. влечет за собой нигилистич. отношение к Е. предшествующих эпох, к утрате способности находить историч. корни совр. воззрений. Неумение различать стадии в Е. (эволюционные и революционные) вызывает либо задержку на пройденной ступени, либо забегание вперёд, выдвижение идей, для к-рых почва ещё не подготовлена.

Игнорирование целостности Е., непонимание характера взаимодействия отраслей Е. порождает либо отрицание применимости методов одних наук при изучении предмета других, либо, наоборот, отрицание специфики предмета одной науки на том основании, что он может изучаться методами др. наук. Непонимание противоречивости познания природы влечёт опасность впадения в односторонность, в крайность. Незнание того, что развитие Е. идёт по спирали, с возвратами к исходному пункту, приводит к ошибочной мысли, будто всякий такой возврат есть регресс. Наконец, всякое администрирование в области Е., подмена науч. аргументов декретированием и организац. мерами, попытки сковать свободу критики и дискуссий, навязывание науке одной, заранее апробированной точки зрения как якобы единственно правильной, не подлежащей оспариванию, ведёт к застою Е.

Методы естествознания

В Е. можно выделить стороны: 1) эмпирическую, 2) теоретическую, 3) производственно-прикладную. Они соответствуют общему ходу познания истины, к-рый идёт "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике..." (Ленин В. И., там же, с. 152-53). 1) Эмпирич. сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию); 2) теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Е. "компасом" в науч. исследовании.

С теоретич. функциями Е. неразрывно связана мировоззренческая функция Е.; она направлена на выработкуестеств.-науч. картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистич. и религ. взглядов на природу; 3) производствснно-практич. сторона Е. проявляет себя как непосредственная производит. сила общества. Современная научно-технич. революция показывает, что Е. прокладывает пути для развития техники.

Средства Е. соответствуют всем ступеням, которые проходит естеств.-науч. знание и в которых находят своё выражение функции Е.: Эмпирич., экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в т. ч. вычислительных приборов, особенно измерительных, установок, инструментов), с помощью к-рой устанавливаются новые факты. Теоретич. исследование предполагает абстрактную работу учёных, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки); на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе (нередко с выходом в область опытных полузаводских и экспериментальных установок, конструкторских бюро) осуществляют проверку познанного на практике.

В основе методов Е. лежит единство Эмпирич. и теоретич. сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или хотя бы преимуществ. развитие одной за счёт другой закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт- слепым.

Методы Е. могут быть подразделены на группы: а) общие методы касаются всего Е., любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы диа-лектич. метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, напр. метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Те системы отраслей Е., строение к-рых соответствует действительному историч. процессу их развития (напр., биология и химия), фактически следуют этому методу. Диалектика выступает и в том, что "...способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должпо детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение. Раз это удалось и жизнь материала получила свое идеальное отражение, то может показаться, что перед нами априорная конструкция" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Такое положение особенно часто возникает в формальных, математизированных отраслях Е., напр. механике, термодинамике.

В Е. диалектич. метод конкретизируется как сравнительный (в биологии, географии, химии), с помощью к-рого раскрывается всеобщая связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология. В зоо-, фито- и физич. географии он давно успешно применяется. В Е. диалсктич. метод выступает и как исторический - в астрономии (на него опираются все прогрессивные космогонич. гипотезы - звёздные и планетарные), в геологии (как основа историч. геологии, будучи неполно выражен в методе актуализма), в биологии этот метод лежит в основе дарвинизма. Иногда оба метода сочетаются в единый срав-нительно-историч. метод, к-рый глубже и содержательнее каждого из них в отдельности. Этот же метод в его применении к процессу познания природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия и способствует построению совр. физич. теорий.

б) Особенные методы также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количеств. стороны, структурных связей) или же определ. приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай измерение. Исключительно важны математич. приёмы и методы как особые способы исследования и выражения количеств. и структурных сторон и отношений предметов и процессов природы, а также методы статистики и теории вероятностей. Роль математич. методов в Е. неуклонно возрастает по мере всё более широкого применения счётно-вычислит. машин. В целом происходит быстрая математизация совр. Е. С ней связаны методы аналогии, формализации, моделирования, пром. эксперимента.

в) Частные методы - это спец. методы, действующие либо только в пределах отд. отрасли Е., либо за пределами той отрасли Е., где они возникли. Так, методы физики, использованные в др. отраслях Е., привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химич. физики и физич. химии, биофизики. Распространение химич. методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, напр. молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, х