БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ий психиатр, чл. АН в Осло (1941). Мед. образование завершил в 1913; в 1929-49 гл. врач и директор психиатрич. больницы в Дике-марке. Осн. работы посвящены изучению биологич. изменений в организме больных периодич. кататонией. Выделил две формы течения кататонии; в возникновении этой болезни большое значение придавал нарушению эндокринного баланса. Чл.-корр. Королевской медико-психологич. ассоциации Норвегии (с 1938), почётный чл. Датского психиатрич. об-ва (с 1947). В годы 2-й мировой войны 1939-45 Е. был участником Движения Сопротивления в Норвегии.

Соч.: Disturbances of somatic functions in catatonia with periodic course, and their compensation, "Journal of Mental Science", v. 84, 1938, p. 608; Some main trends in the clinical aspects of periodic catatonia, "Acta psychiatrica scandinavica", 1961, v. 37 (совм. с Gjessing L.).

Лит.: Johannessen N. В., Rolv Ragnvaldsson Gjessing, 1887 - 1959, "Tidsskrift for den Norske Laegeforening", 1959, ar. 79, № 11, p. 707-708.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСНОВАНИЕ, массив грунта в условиях природного залегания, используемый в качестве основания сооружений.



ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО, одно из широко распространённых понятий политич. и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естеств. природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и гoc-ва. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политич. обществе правовой системы и закрепляемого ею строя обществ. отношений. В концепциях апологетич. плана этот строй и действующее право объявлялись соответствующими Е. п. и естеств. справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими Е. п. и справедливости. За многовековое существование Е. п. его содержание варьировалось в зависимости от историч. условий, а также социаль-но-политич. позиций его выразителей. Ф. Энгельс отмечал, что Е. п. и естеств. справедливость представляют собой "...идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 273).

Идея Е. п. развивалась уже в древности, особенно в античном мире; она использовалась греч. софистами, Аристотелем и особенно активно стоиками. Римские юристы наряду с гражд. правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естеств. порядка вещей. Цицерон утверждал, что закон гос-ва, противоречащий Е. п., не может рассматриваться как закон.

В ср. века Е. п. носило по преимуществу теологич. форму, являясь составной частью религ. учений (напр., в учении Фомы Аквинского Е. п.- конкретизация божеств. разума, управляющего миром, основа права, создаваемого гос-вом). И в совр. период идея Е. п. остаётся составной частью официальной теологич. и политич. доктрины католич. церкви (см. Неотомизм).

Своё наивысшее социальное звучание идея Е. п. получила в 17-18 вв. в качестве осн. идеологич. орудия борьбы прогрессивных сил общества с феод. строем. Идеолога Просвещения - Дж. Локк, Ж. Руссо, III. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Н. Радищев и др. широко использовали идею Е. п. для критики феод. порядков, как противоречащих естеств. справедливости. В этих концепциях Е. п. выступало в качестве неизменных принципов природы человека и его разума, к-рые должны быть выражены в действующих законах, что повлечёт замену правления людей (т. е. абсолютизма) правлением законов. Идеи Е. п. нашли отражение во франц. Декларации прав человека и гражданина (1789), амер. Декларации независимости (1776) и др. актах. В тот же период (17-18 вв.) активизировались попытки оправдания при помощи Е. п. феодально-абсолютистских режимов (напр., С. Пуффендорф в Германии).

С упрочением капиталистич. строя бурж. идеологи 19 в. отказались от Е. п., объявив бурж. строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных критериях. Особенно решительно против идеи Е. п. выступает позитивизм.

В 20 в. происходит процесс т. н. возрождения естественного права. Это связано с тем, что переход капитализма в монополистич., а затем и гос.-монополистич. стадию потребовал переоценки ряда правовых институтов, в т. ч. и при помощи Е. п., а рост сознательности трудящихся заставил бурж. идеологов искать популярные лозунги, к-рые можно было бы обратить против социалистич. идей. Теория Е. п. оказалась удобной для этих целей (напр., отрицание частной собственности объявляетсянарушением осн. принципов Е. п. После 2-й мировой войны 1939-45 в Зап. Германии, Италии и нек-рых др. странах Е. п. использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фаш. идеологии, а с другой стороны - для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим социально-политич. реформам. "Возрождённое Е. п." испытывает сильное влияние клерикализма, а также придаёт понятию Е. п. прагматистский характер (напр., Е. п. "с меняющимся содержанием" или "Е. п. конкретной ситуации").

Марксистский материалистич. подход к праву как отражению экономич. строя и политич. структуры классового общества делает излишним понятие Е. п. в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое гос-вом, а в своей пра-вотворческой деятельности гос-во связано принципами данного социального строя, к-рые определяются не "природой человека", а социально-экономич. строем и способом произ-ва. Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием Е. п. Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина, а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями.

Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 213-215, 236 - 249, 269 - 327. В. А. Тушнов.

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, см. в ст. Разделение труда.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, имеет целью подготовку специалистов в области естеств. наук - биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.

Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному использованию этих законов в интересах развития современного общества, а также формированию материалистического мировоззрения. Различают обшее и специальное Е. о. Систематич. изучение и познание основ естеств. наук и отд. наиболее общих законов природы осуществляются в средней общеобразовательной школе начиная с младших классов (изучение основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии даёт школьникам общие представления о различных формах движения материи, о законах развития природы и др.). Общее Е. о. получают уч-ся профессионально-технич. и ср. спец. уч. заведений, студенты вузов независимо от избранной специальности.

Спец. Е. о. (подготовка специалистов в области естеств. наук для ряда отраслей нар. х-ва, науки и просвещения) осуществляется в ун-тах, пед., с.-х., мед., геологоразведочных, а также в нек-рых технологич. и технич. высших и ср. спец. уч. заведениях. Основными учебно-научными центрами Е. о. являются университеты .

В период бурного развития научно-технич. революции, когда наука всё в большей степени становится непосредств. производит. силой общества, Е. о. приобретает особо актуальное значение. Научно-технич. революция сопровождается быстрым развитием физики, химий, математики и астрономии, а также биол. науки во всём её многообразии. Особенно интенсивно развиваются такие разделы биологии, как биохимия, биофизика, микробиология, вирусология, генетика, гистология, что способствует глубокому познанию осн. процессов жизни на уровне клеток, субклеточных структур и молекул. Специалисты, получившие образование в области микробиологии, микологии, генетики, биохимии, вместе с инженерами, технологами, химиками осуществляют целый ряд биол. синтезов, к-рые не могут быть выполнены чисто хим. путём (биосинтез антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, аминокислот и др. биологически активных соединений). Успехи совр. физики, химии, биологии и др. естеств. наук связаны с бурным развитием математики и проникновением её в эти науки. Вместе с тем развитие естествознания способствует бурному прогрессу науки и техники. В период взаимного проникновения одних наук в другие в зонах соприкосновения отд. наук возникают новые, наиболее быстро развивающиеся направления.

Е. о. тесно связывается с гуманитарным образованием и техническим образованием, являясь для мн. специальностей общетеоретич. базисом. См. Высшее образование, Университетское образование, Среднее специальное образование, а также статьи об отд. отраслях образования, напр. Биологическое образование, Географическое образование, Геологическое образование, Гидрометеорологическое образование, Физическое образование, Химическое образование и др.

Н. С. Егоров.



ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ЕДИНИЦ, системы единиц, в к-рых за основные единицы приняты фундаментальные физические постоянные - такие, напр., как гравитационная постоянная G, скорость света в вакууме с, постоянная Планка h, постоянная Больцмана k, число Авогадро NA, заряд электрона е, масса покоя электрона те и др. Размер осн. единиц в Е. с. е. определяется явлениями природы; этим естеств. системы принципиально отличаются от др. систем единиц, в к-рых выбор единиц обусловлен требованиями практики измерений. По идее М. Планка, впервые (1906) предложившего Е. с. е. с осн. единицами h, с, G, k, она была бы независима от земных условий и пригодна для любых времён и мест Вселенной.

Предложен целый ряд др. Е. с. е. (Г. Льюиса, Д. Хартри, А. Руарка, П. Дирака, А. Грески и др.). Для Е. с. е. характерны чрезвычайно малые размеры единиц длины, массы и времени (напр., в системе Планка - соответственно 4,03*10-35м, 5,42*10-8 кг и 1,34*10-43 сек) и, наоборот, громадные размеры единицы темп-ры (3,63*1032С). Вследствие этого Е. с. е. неудобны для практич. измерений; кроме того, точность воспроизведения единиц на неск. порядков ниже, чем осн. единиц Международной системы (СИ), т. к. ограничивается точностью знания физ. констант. Однако в теоретич. физике применение Е. с. е. позволяет иногда упростить уравнения и даёт нек-рые др. преимущества (напр., система Хартри позволяет упростить запись уравнений квантовой механики).

Лит.: Долинский Е. Ф., Пилипчук Б, И., Естественные системы единиц, в кн.: Энциклопедия измерений, контроля и автоматики (ЭИКА), в. 4, М.- Л., 1965, с. 3-8. К. П. Широков.



ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР, основной движущий фактор эволюции живых организмов. К мысли о существовании Е. о. пришли независимо друг от друга и почти одновременно неск. англ. натуралистов: В. Уэллс (1813), П. Мэтью (1831), Э. Блайт (1835, 1837), А. Уоллес (1858), Ч. Дарвин (1858, 1859); но только Дарвин сумел вскрыть значение этого явления как главного фактора эволюции и создал теорию Е. о. В отличие от проводимого человеком искусственного отбора, Е. о. обусловливается влиянием на организмы окружающей среды. Согласно Дарвину, Е. о.- это "переживание наиболее приспособленных" организмов, вследствие к-poro на основе неопределённой (неадекватной воздействиям внешней среды) наследств. изменчивости в ряду поколений происходит эволюция.

Е. о. могут подвергаться не только отд. организмы, но и группы их (разновидности, расы). Сов. биолог И. И. Шмаль-гаузен развил (1946) представление о групповом отборе - выживании популяций, видов, родов, семейств, отрядов и т. п. Но т. к. групповой отбор происходит на основе переживания организмов, из к-рых складываются эти группы, ведущую роль в эволюции играет индивидуальный Е.о.- отбор наиболее приспособленных особей. Непрерывно идущий мутационный процесс (см. Мутация), изменяющий генотипы, и свободное скрещивание (см. Панмиксия) обеспечивают генетич. разнообразие популяции. Мутации и их комбинации, проявляясь в фенотипе, обусловливают фенотипич. разнообразие организмов (неопределённая изменчивость, по Дарвину). В результате особи данной популяции различно реагируют даже на одни и те же факторы внешней среды.

Биол. разнока-чественность особен в популяции и высокие темпы размножения, приводящие к недостатку жизненных средств - пищи, убежищ и т. п., служат предпосылками борьбы за существование, в ходе к-рой часть особей популяции гибнет, элиминируется, а часть выживает, отбирается. Таким образом, Е. о. может происходить только при наличии мутационной изменчивости, создающей материал для отбора, и представляет главный (но не единственный) фактор эволюции. Чем острее борьба за существование, тем сильнее элиминация (гибель особей или групп организмов) п тем строже Е. о. Но слишком резкие изменения внешней среды вызывают массовую гибель - неизбирательную элиминацию, при которой, как и при отсутствии гибели, отбора быть не может. Е. о. идёт только при избирательной элиминации - гибели менее приспособленных особей. Выжившие, прошедшие Е. о. особи, размножаясь, передают потомству свои наследств. особенности (свои генотипы), что и обеспечивает возможность приспособительного развития следующего поколения: Е. о. идёт по фенотипам, но отбираются генотипы. Значение Е.о. не в выживании как таковом, а в том, что выжившие особи оставляют потомство.

Направленность Е. о., обусловливающая и направление эволюции, зависит не только от изменений внешней среды, но и от характера наследств. уклонений, к-рые, обладая преимуществами в изменившихся условиях существования, подвергаются отбору в рассматриваемый момент. Поэтому в популяциях одного и того же вида, даже находящихся в оченьсходных условиях, могут отбираться различные уклонения, что приводит к различным направлениям Е. о. В то же время, как бы часто ни возникали неприспособительные в данных условиях уклонения, они будут элиминироваться и не окажут влияния на направление отбора. Итак, изменчивость сама по себе не может определять направления эволюции.

Е. о. выступает в двух осн. формах - стабилизирующей и движущей. Открытый Шмальгаузеном стабилизирующий отбор наблюдается среди организмов данной группы при постоянных условиях существования. В этом случае все вновь возникающие мутации оказываются вредными, т. к. нарушают приспособленность к окружающей среде, сложившуюся в ходе предшествовавшей эволюции группы, новые приспособления не развиваются, а сохраняется уже достигнутая приспособительная норма. Движущая форма Е. о., открытая Дарвином, проявляется при изменении внешней среды. Тогда наследственное уклонение, совпадающее с направлением изменения условий существования, подхватывается Е. о.

В конечном итоге, вследствие гибели особей, не обладающих преимуществами в новой среде обитания, полезное уклонение постепенно распространяется в популяции. Если отбором подхвачено одно уклонение, наиболее выгодное в данных условиях, популяция перестраивается как единое целое; но иногда происходит отбор неск. качественно разных уклонений, примерно одинаково приспособительных по отношению к одному и тому же фактору среды. В таком сл