БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ии наблюдался в конце 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород. Иосиф Волоцкий называл основателем этого вида Е. некоего "жидовина Схарию", приехавшего в 1471 в Новгород из Литвы, а самих еретиков "жидовомудрствующими", произвольно вменяя им приверженность к иудаизму. Наименование новгородско-московских еретиков кон. 15 - нач. 16 вв. "жидовствующими", бытовавшее в дореволюц. лит-ре, отвергнуто сов. историками. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церк. иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие настроения, а нек-рые придерживались антитринитарских взглядов (см. Антитринитарии), подвергая критике с рационалистич. позиций основной догмат православия о троичности божества.

В кон. 15 - нач. 16 вв. еретич. движение распространилось на Москву. Здесь ок. сер. 80-х гг. 15 в. сложился кружок во главе с Фёдором Курицыным. Московская Е. носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, сноха Ивана III, представители гос. аппарата (нек-рые дьяки), купечества, профессиональные переписчики книг. Для моск. кружка характерен интерес к гуманистич. идеям. В своих произв. ("Лаодокийское послание", "Написание о грамоте") Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли ("самовластии души"), достигаемой путём образования, грамотности. Новгородско-московские еретики поддерживали великокняж. власть против феод. раздробленности, выступали за секуляризацию церк. земель. Но боязнь распространения еретич. идей среди нар. масс и нужда в поддержке со стороны церкви в осуществлении внешнеполитич. планов заставили великокняж. власть отказаться от своих секуляризац. намерений и объединиться с церковниками. Против еретиков объединились и нестяжатели, и иосифляне.

Борьбу возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличит. сочинений; жестоким гонителем еретиков был новгородский архиепископ Геннадий. Были казнены вожди новгородских стригольников Карп и Никита, погиб в темнице псковский монах Захар, низложены епископы Фёдор Добрый и Евфимий Вислень, изгнан из Ростова Маркиан, а Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплёв и Иван Максимов были сожжены. По соборным приговорам 1490, 1494, 1504 сжигались и уничтожались книги еретиков. Репрессии нач. 16 в. привели к ослаблению Е. Однако вместе с тем в нач. 16 в. шёл процесс самоопределения еретиков по социальному составу. Продолжавшиеся в условиях конспирации еретич. проповеди вызывали бурный протест со стороны апологетов воинствующего православия. Иосиф Волоцкий в 1511 писал великому московскому князю Василию III Ивановичу о том, что от еретических учений может погибнуть всё православное христианство.

Наибольшего развития Е. в России получили в сер. 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Сев. Двине. Впервые в еретич. движении наряду с горожанами, низшим духовенством, отд. представителями дворянства приняли участие и крестьяне. Подъём движения в сер. 16 в. был вызван глубокими сдвигами в социально-экономич. и политич. жизни страны. В обстановке гор. восстаний и выступлений крестьян в деревне внутри движения наметилось размежевание на течения среди демокра-тич. слоев города и крест.-плебейское течение. Идеологом последнего выступил Феодосии Косой. Для созданного им "нового учения" характерны ярко выраженный антитринитаризм и радикализм социальных выводов: отрицались не только феод. церковь с её иерархией, догматами и обрядами, но и вся система феод. господства и подчинения. Феодосии Косой выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Он отвергал авторитет церкви и выдвигал учение о "разуме духовном", противостоящем "человеческим преданиям", о "боге живых" и православном "боге мертвых". Ф. Косой считал "спасение" человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве. Он объявлял религию внутренним миром человека. Е. Феодосия Косого была вершиной рус. еретич. мысли.

Официальные власти ополчились против Косого, но он избежал казни, укрывшись в Польше. Защиту интересов горожан взял на себя один из наиболее дальновидных представителей дворянства 16 в.- Матвей Башкин, также придерживавшийся антитринитарских взглядов, но более умеренный в социальных выводах. Анализируя Евангелия, Башкин отверг догмат о троице и признавал Христа простым человеком. Вследствие этого Башкин считал иконы подобными идолам и призывал заменить церковное покаяние отказом делать дурные дела. По доносу попа его схватили и заточили в монастырь. Новые веяния затронули даже писателей и деятелей культуры, далёких от того, чтобы сомневаться в догматах (И. С. Пересветов, Иван Фёдоров, Пётр Метиславец и др.). Подъём сер. 16 в. был бурным, но кратковременным. Воинствующие церковники при поддержке гос. власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям. В 50-х гг. по инициативе митрополита Макария проводятся церк. соборы. Многие еретики были заключены в Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др. монастыри или казнены во время опричнины. Этот разгром губительно сказался на дальнейшем развитии рус. обществ. мысли и культуры. С именами еретиков связаны выдающиеся памятники права и всемирной истории (труды Ивана-Волка Курицына и Ивана Чёрного). Крупный вклад внесли они в создание демократич. рус. языка и грамотности. Е. дали толчок мощному культурному движению, в к-ром проходило самоопределение русской гуманистич. мысли. В нач. 18 в. осн. комплекс идей, выработанных в сер. 16 в., в т. ч. и антитринитарских, встречается в учении Дмитрия Тверитинова. С развитием капиталистических элементов Е. стали вырождаться в религиозное сектантство.

Лит.: Голубинский Е., История русской церкви, т. 2, М., [1900]; Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, №3-4; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв., М. - Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV- первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начале XVI вв., М. - Л., 1960; Будовниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., М., 1966; Церковь в истории России (IX в. -1917 г.), М., 1967. В. И. Корецкий.



ЕРЖАР, посёлок гор. типа, центр Мир-зачульского р-на Сырдарьинской обл. Узб. ССР. Ж.-д. станция в 73 км к С.-З. от Гулистана. 14,2 тыс. жит. (1971). 3-ды: железобетонных изделий, хлопкоочистительный.



ЕРИК (тюрк.), термин, употребляемый на Ю. Европ. части СССР для названия: 1) протока, соединяющего реку или отдельные рукава с пойменным озером или пойменные озёра друг с другом; 2) ложбины временных потоков, образующихся на пойме при разливах реки.



ЕРИКА, эрика (Erica), род растений сем. вересковых. Полукустарники, кустарники или небольшие деревца. Нек-рые Е. сильно напоминают вереск и потому известны под назв. настоящий вереск. В отличие от последнего, венчик у Е. гораздо длиннее чашечки. В Юж. Африке произрастает ок. 500 видов Е., в Европе - ок. 15. В СССР 2 вида: Е. древовидная (Е. аrbоrеа), растущая только на мысе Пицунда (побережье Чёрного м.), и Е. крестолистная (Е. tetralix) - на побережье Балтийского м. Последний вид, а также Е. пепельно-серая (Е. cinerea) занимают большие пространства на болотистых местах в Зап. Европе. Мн. виды Е. разводят как декоративные; красивая плотная древесина нек-рых Е. идёт на изготовление курительных трубок.
[905-4.jpg]

Ерика крестолистная.



ЕРИКЕЕВ Ахмед Фазылович [3(16).12. 1902, дер. Улькунды, ныне Дуванский р-н Башк. АССР,- 15.9.1967, Москва], татарский советский поэт. Чл. КПСС с 1924. Окончил Ин-т журналистики в Москве (1930). Печатался с 1921. Е.- поэт-лирик и песенник. По тематике поэзия Е. разнообразна; наиболее популярные его песни посвящены Родине, родной республике, сов. молодёжи. Автор книг для детей. Переводил рус. поэтов на тат. язык. Деп. Верх. Совета СССР 2-3-го созывов. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч. в рус. пер.: Стихи и песни, М., 1956; Стихотворения, М., 1962; Свет очей материнских, М., 1969.



ЕРКАЛНАДЕЙПУР, река в Ямало-Ненецком нац. окр. Тюменской обл. РСФСР, правая составляющая р. Айваседапур (басс. р. Пур). Дл. 423 км, пл. басс. 7210 км2. Берёт начало в вост. части возв. Сибирские Увалы, течёт сначала на 3., затем на С. Извилиста. Питание смешанное. Половодье в мае - июне, в конце лета и осенью дождевые паводки. Ср. расход воды ок. 60 м3/сек.

ЕРКИ, посёлок гор. типа в Катеринопольском р-не Черкасской обл. УССР, при слиянии pp. Шполка и Гнилой Тикич (басс. Юж. Буга). Ж.-д. ст. (Звенигородка) на линии Цветково - Христиновка. Ремонтный (оборудование для сахарной пром-сти), плодоовощной, консервный, щебёночный з-ды, птицекомбинат. Гранитный карьер.



ЕРМАК Тимофеевич (г. рожд. неизв.- ум. 6.8.1585), казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало присоединению Сибири к России и её освоению. Купцы и промышленники Строгановы в 1558 получили первую жалованную грамоту на "камские изобильные места", в 1574 - на земли за Уралом по pp. Тура, Тобол и разрешение строить крепости на Оби и Иртыше. Ок. 1577 Строгановы пригласили Е. с отрядом для охраны своих владений от нападений сибирского хана Кучума.

В 1579 или 1581 Е. начал поход в глубь Сибири. После ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Е. в 3-дневном сражении (23-25 окт. 1582) на берегу Иртыша на мысе Подчуваш разбил гл. силы Кучума, остатки к-рых откочевали в степь. Отряд Е. 26 окт. занял столицу Сибирского ханства - Кашлык (в 17 км от Тобольска). Однако Кучум всё ещё сохранял значит. воен. силы. В ночь на 6 авг. 1585 Кучум неожиданно напал на отряд Е. и уничтожил его. Раненый, Е. пытался переплыть приток Иртыша р. Вагай, но из-за тяжёлой кольчуги утонул. Остатки его дружины под командой М. Мещеряка отступили из Кашлыка. Часть отряда Е. осталась зимовать в Обском городке. О Е. ещё в 16 в. были сложены песни, впоследствии его образ привлекал внимание мн. писателей и художников.

Лит.: Бахрушин С. В., Очерки по истории колонизации Сибири в XVI- XVII вв., в кн.; Научные труды, т. 3, ч. 1, М., 1955; История Сибири с древнейших времен до наших дней, т. 2, Л., 1968.

А. И. Копылов.



ЕРМАК, город (до 1961 - село) в Павлодарской обл. Казах. ССР. Пристань на р. Иртыш, в 33 км выше Павлодара. Конечная станция ж.-д. ветки (21 км) от линии Павлодар - Целиноград. 28 тыс. жит. (1970). 3-ды: ферросплавов, металлоконструкций, железобетонных изделий; Ермаковская ГРЭС. Общетехнич. ф-т Павлодарского индустриального ин-та, техникум физич. культуры, культ.-просвет. и мед. уч-ща. Близ Е. берёт начало канал Иртыш - Караганда.

"ЕРМАК", ледокол Арктич. флота СССР, назван в честь казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Водоизмещение 8730 т, дл. 97,5 м, шир. 21,6 м. Построен в Ньюкасле (Великобритания); вступил в строй в 1899. Идея создания "Е." и руководство составлением технич. задания и его постройкой принадлежали С. О. Макарову. "Е." был первым в мире ледоколом, способным форсировать тяжёлые льды и обеспечивать безопасную проводку судов. Летом 1899 совершил первое плавание в Арктику под команд. С. О. Макарова, достигнув 81°28' с. ш.; за первые 12 лет провёл в Финском зал. св. 1000 судов. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота 1918. С 30-х гг. проводил большую работу в различных районах Сев. Ледовитого ок., в февр. 1938 участвовал в снятии с льдины экипажа станции "Сев. полюс" во главе с И. Д. Папаниным. Во время Вел. Отечеств. войны обеспечивал плавание судов через льды на Балтике. Награждён орденом Ленина (1949). Выведен из эксплуатации в 1963.



ЕРМАКОВ Василий Петрович [27.2 (11.3). 1845, с. Терюха, ныне Гомельский р-н Гомельской обл. БССР,-16.3.1922, Киев], русский математик, чл.-корр. Петербургской АН (1884). Проф. Киевского ун-та (с 1877), один из организаторов Киевского физ.-матем. об-ва (1889). В 1870 открыл весьма интересный по чувствительности и простоте признак сходимости рядов. В вариационном исчислении Е. высказал мысль о необходимости исследования полного приращения интеграла. Уделял много времени педагогия, деятельности, издавал "Журнал элементарной математики" (1884-86).

Лит.: Историко-математические исследования, в. 9, М., 1956, с. 667 - 722.

ЕРМАКОВСКАЯ ГРЭС, крупная тепловая конденсационная электростанция в г. Ермак Павлодарской обл. Казах. ССР. Проектная мощность 2,4 Гвт (млн. квт). На электростанции устанавливаются 8 блоков по 300 Мвт (тыс. квт). Сооружение станции начато в 1960, первый агрегат пущен в 1968. На кон. 1971 её мощность достигла 1,2 Гвт. Топливом служит кам. уголь Экибастуза. Водоснабжение из р. Иртыш. Электростанция входит в Объединённую энергосистему Сев. Казахстана.



ЕРМАКОВСКОЕ, село, центр Ермаковского р-на Красноярского края РСФСР. Расположено на р. Оя (приток Енисея), на тракте Абакан - Кызыл, в 103 км к Ю.-В. от ж.-д. ст. Абакан и в 75 км от Минусинска. Пеньковый и маслодельный з-ды, деревообрабат. комбинат. Е. осн. в 1829. В дореволюц. время одно из мест ссылки. В нём жили ссыльные В. К. Курнатовский, П. Н. и О. Б. Лепешинские, М. А. Сильвин, Н. Н. Панин, А. А. и Д. В. Ванеевы. В 1899 В. И. Ленин (живший в то время в с. Шушенском) организовал в Е. совещание 17 политич. ссыльных марксистов, на к-ром был принят составленный В. И. Лениным известный "Протест российских социал-демократов" против ревизионистского течения среди социал-демократов - "экономизма".

ЕРМАН Яков Зельманович (Зиновьевич) [4(16).2.1896, с. Великие Крынки, ныне Глобинский р-н Полтавской обл.,- 17.7. 1918, слобода Николаевская], один из организаторов борьбы за установление Сов. власти в Царицыне (ныне Волгоград). Чл. Коммунистич. партии с 1915. С 1915 учился в Петрогр. политехнич. ин-те. После Февр. революции 1917 чл. Выборгского районного к-та партии в Петрограде. С мая 1917 - чл. Царицынского к-та РСДРП(б) и чл. Исполнит. бюро Царицынского совета. С июля пред. гор. думы, а с окт. 1917 пред. Исполкома Царицынского совета. Делегат 1-го, 2-го, 4-го и 5-го Всеросс. съездов Советов. На 1-м Всеросс. съезде Советов был избран канд. в чл., а на 2-м Всеросс. съезде Советов - чл. ВЦИК. В кон. 1917 - нач. 1918 - чл. штаба обороны Царицына. Как делегат 5-го Всеросс. съезда Советов 6 июля 1918 участвовал в подавлении мятежа "левых" эсеров в Москве. Смертельно ранен контрреволюционерами на пути в Царицын.

ЕРМЕНЁВ Иван Алексеевич (1746 - после 1797), русский график и живописец. Сын конюха. Учился в петерб. АХ (1761-67) и в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (ок. 1775-88). Зарисовал взятие Бастилии (рис. известен по гравюре Жанто-сына, 1789, Эрмитаж, Ленинград). С нач. 1790-х гг. жил в Петербурге. Образы крестьян, созданные Е. между 1770 и 1775 (акварели "Поющие слепцы", "Нищие", "Крестьянский обед", все - Рус. музей, Ленинград), отмечены исключительной для иск-ва 18 в. суровой правдивостью.

Лит.: История русского искусства, т. 7, М., 1961, с. 254-65.



ЕРМЕНТАУ, город (до 1965 - посёлок)