БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101аха (1724-28) против тур. ига, в рус.-иран. войнах 1804-13, 1826-28 и рус.-тур. войне 1806-12 на стороне России, у к-рой армяне искали защиты от тур. и иран. ига. По Туркманчайскому договору 1828 Е. х. было присоединено к России.

Лит.: История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951;


ЕРЕМЕЕВ Константин Степанович (лит. псевд. Гудок, Гудок-Еремеев и др.) (6.6.1874- 28.1.1931), советский парт. и воен. деятель, журналист. Чл. Коммунистич. партии с 1896. Род. в крест. семье; рабочий. За революц. деятельность подвергался репрессиям; был в эмиграции. С 1910 работал в редакции "Звезды", с 1912- "Правды". В 1915 редактировал журн. "Вопросы страхования". Работал в Северо-Балтийской орг-ции большевиков. После Февр. революции 1917 чл. Бюро ЦК РСДРП. В дни Окт. вооруж. восстания чл. Петрогр. ВРК (входил в состав полевого штаба ВРК), возглавлял штурм Зимнего дворца в секторе Троицкий мост - Синий мост на Мойке. Участник подавления мятежей юнкеров и Керенского - Краснова. С дек. 1917 командующий войсками Петрогр. воен. округа. В 1918 участвовал в разгроме мятежа "левых" эсеров в Москве. В 1919-22 уполномоченный ВЦИК и ЦК РКП(б) по мобилизации в Красную Армию. Один из организаторов Госиздата, редактор "Рабочей газеты", первый редактор журн. "Крокодил" (1922-28) и др. С 1923 чл. РВС Балт. флота, с 1924 чл. РВС СССР, с 1925 нач. Политич. управления Балт. флота. На 13-м съезде РКП(б) (1924) избирался чл. ЦКК РКП(б). Делегат 14-го съезда ВКП(б). В 1926-29 представитель сов. торг. флота во Франции. В 1929-31 редактор журн. "Красная нива". Автор ряда работ об Октябрьской революции, Гражданской войне. Был членом Союза советских писателей. Похоронен на Марсовом поле в Ленинграде.

Соч.: Пережитое. Повести и рассказы, Петрозаводск, 1964.

Лит.: Большевик-правдист. Воспоминания о К. С. Еремееве, М., 1965; Кондратьев Ф. Г., К. Еремеев, Петрозаводск, 1964.


ЕРЁМЕНКО Андрей Иванович [2(14). 10.1892, с. Марковка, ныне Ворошиловградской обл., - 19.11. 1970, Москва], Маршал Сов. Союза (1955). Герой Сов. Союза (29.7.1944). Чл. КПСС с 1918. Род. в семье укр. крестьянина-бедняка. В 1913-17 служил в старой армии, участвовал в 1-й мировой войне рядовым. В 1918 организовал партиз. отряд, влившийся затем в части Красной Армии. Во время Гражд. войны 1918-20 на командных должностях. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1925), политич. курсы при Военно-политич. академии (1931), Воен. академию им. Фрунзе (1935). Участвовал в освобождении Зап. Украины (1939) в должности командира кав. корпуса. Во время Великой Отечеств. войны командовал войсками Брянского фронта (авг.- окт. 1941), 4-й ударной армии (дек. 1941 - февр. 1942), Юго-Вост., Сталинградского и Южного (авг. 1942 - февр. 1943), Калининского (апр.- окт. 1943), 1-го Прибалт. (окт.- нояб. 1943) фронтов, Отдельной Приморской армии (февр.- апр. 1944), 2-го Прибалт. (апр. 1944 - февр. 1945) и 4-го Укр. (март - май 1945) фронтов. Участвовал в Московской и Сталинградской битвах, боях под Смоленском, освобождении Крыма, Прибалтики и Чехословакии. Был трижды ранен. После войны - командующий войсками Прикарпатского, Зап.-Сибирского и Сев.-Кавк. воен. округов (1945-58). С 1958 ген. инспектор Мин-ва обороны СССР. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1956. Деп. Верх. Совета СССР 2-7-го созывов. Награждён 5 орденами Ленина, орденом Окт. Революции, 4 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, 7 иностр. орденами и медалями. Автор мемуаров "Годы возмездия. 1943-1945" (1969) и др. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

ЕРЕМЯН Сурен Тигранович [р. 28.3 (10.4).1908, Тбилиси], советский историк, акад. АН Арм. ССР (1963; чл.-корр. 1953), засл. деятель науки Арм. ССР (1961). Окончил Ереванский ун-т. Проф. (с 1955). С 1935 работал в Ин-те востоковедения АН СССР (Ленинград), с 1941 в Ин-те истории АН Арм. ССР. Был директором ин-та, возглавляет отдел древней и средневековой истории. Специалист по истории древней и средневековой Армении и истории всего Закавказья. Основные работы посвящены этногенезу армян, истории городов, вопросам периодизации истории народов Закавказья, проблемам социально-экономич. и политич. истории, историч. географии и картографии.

Основные черты общественного строя Армении в эллинистическую эпоху, "Известия АН Армянской ССР. Общественные науки". 1948, № 11; К вопросу об этногенезе армян, "Вопросы истории", 1952, № 7; Развитие городов и городской жизни в Древней Армении, "Вестник древней истории", 1953, № 3: Страна "Македония" надписи Кааба-и-Зардушт, "Вестник древней истории", 1967, №4; Армения по "Ашхарацуйц"-у, Ер., 1963 (на арм. яз.).

ЕРЕРУКСКАЯ БАЗИЛИКА, один из древнейших (5 в.) памятников армянской архитектуры, располож. вблизи пос. Анипемза Анийского р-на; 3-неф-ная, на 6-ступенчатом стилобате (низ стилобата 30 л X 40 м), с 4 выступающими на углах приделами, соединёнными друг с другом галереями. Илл. см. также т. 2, с. 242.



ЕРЕСИ (от греч. hairesis - особое вероучение, религ. секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как "отклонившиеся") от офиц. церк. доктрины в области догматики и культа. В период господства религ. идеологии Е. являлись специфич. формой социального протеста. Наибольшего развития и обществ. значения Е. достигли в ср. века, когда сложилась духовная диктатура христ. церкви, освящавшей феод. строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политич. и экономич. могущество, когда нападки на феодализм и феод. церковь принимали форму Е.

Е. в Рим. империи в период формирования христианства. В 1-2 вв. в процессе формирования христианства возникали течения, позднее осуждённые христ. церковью как Е. Уже Апокалипсис упоминает ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, сторонники Иезавели и др. Последователи Е. 1 - 2 вв.- преим. представители нар. масс, их учение - протест против усиления в христианстве тенденций к образованию "богатой церкви"; таковы эбиониты и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархич. епископата. Идейными корнями раннехрист. Е. являются иудаизм и особенно иудейское сектантство (напр., эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона Александрийского). В 3 в., в период сплочения церк. организации и гонений на христианство, богословскофилос. разногласия отошли на задний план и центр. место заняли организац. споры, прежде всего по вопросу об отношении церкви к "отпавшим" от неё во время гонений лицам. Демократич. элементы христианства (Е. новациан, родственная монтанистам) настаивали на полном отвержении от церкви "отпавших", тогда как имущие круги были склонны терпимо относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства или положения в обществе. Одновременно зародились Е. (монархиане, савеллиане и др.), предвещавшие христологич. и тринитарные споры (о природе Христа и о Троице).

Е. в Византии. В 4 в. христианство было признано офиц. религией империи, и с этого момента можно говорить о появлении Е. в собственном смысле слова. В союзе с гос. властью церковь получила материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишения гос. должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против еретиков (к к-рым причислялись также иудеи и язычники), предписывавший им в трёхмесячный срок принять офиц. вероучение. Нек-рые Е. 4-7 вв. тесно смыкались с нар. движениями (донатизм, близкий к движению восставших в Африке циркумцеллионов); в них подчас пассивный социальный протест переплетался со стремлением к политич. независимости окраин империи (особенно монофиситство). Наиболее значит. Е. этого времени - арианство, несторианство, Е. монофиситов, монофелитов. Еретики выступали против офиц. догматов христ. церкви о троичности божества и богочеловечности Христа. Еретики, представляя Христа как подчинённое божество (ариане), видя в нём только человеческую (несториане) или только божественную (монофиситы) природу, по сути дела ставили под сомнение осн. догматы христианского богословия.

Идейные предпосылки этих Е. коренились в антич. рационализме, противоречившем концепциям относительно единства троицы или единства божеств. и человеч. природы в одном лице. С развитием феод. отношений Е. в Византии принимают преим. форму дуалистич. учений, резко противопоставляющих "испорченный" земной мир, созданный не богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни этой идеологии - протест нар. масс (прежде всего крестьянства) против эксплуатации. Осн. дуалистич. Е. в Византии - Е. павликиан, а также богомильство (распространённое, помимо Болгарии, преим. в зап. областях империи) - своими идейными истоками восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным социальным протестом, но с 11-12 вв. в них всё более заметными становятся черты пассивного созерцатель-ства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас сближается с Е. исихастов. С 11 в. в Византия появились Е., выросшие на гор. почве и опиравшиеся на рационалистич. мировоззрение (учение Иоанна Итала, Евстратия Никейского, Сотири-ха и др.).

Е. в Зап. и Центр. Европе в средние века. В Зап. и Центр. Европе Е. приобрели широкое распространение, став важным фактором общественной жизни со 2-й половины 11 в., в связи с ростом городов. Развитие товарного производства, требовавшего от производителя энергии и инициативы, пробуждало известную критичность и независимость мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму способствовал также рост самосознания и обществ. активности ср.-век. горожан, порождённый освободит. борьбой гор. коммун. Развитие товарно-ден. отношений в деревне вело и здесь к резкому обострению феод. противоречий и создавало почву для вовлечения крестьянства в потоки еретич. движений. Осн. Е. средневековья были гор. Е. (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361).

Районами наибольшего распространения Е. были области интенсивного гор. развития: Сев. Италия, Фландрия, Юж. Франция. Гл. объект нападок еретиков - богатство церкви, к-рому противопоставлялся идеал "апостольской бедности". Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов, апостоликов. Идеал общего равенства в нищете был реакцией против вопиющего феод. неравенства. Бессилие устранить царящее зло порождало дуалистич. доктрины восходивших к богомильству Е. (катары, альбигойцы), отвергавших "мир" - собственность, гос-во, церковь - как творение дьявола. С 12 в. возродились хилиастич. настроения (вера в тысячелетнее "царство божье" на земле). Хилиазм пытался в рамках религ. мировоззрения сконструировать какой-то позитивный идеал в будущем; большое влияние имели идеи Иоахима Флорского, получившие в 13-14 вв. значительное распространение в радикально-еретических кругах. Но только Долъчино в нач. 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастич. идеал с открытым крестьянским восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крест.-плебейская Е., к-рая почти всегда соединялась с восстанием. В крест.-плебейской Е. идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в Англии 14 в., табориты в гуситском революц. движении в Чехии 15 в.).

В отличие от крест.-плебейской Е., бюргерская Е. не покушалась на устои феод. порядка и ограничивалась нападками на феод. церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия духовенства, секуляризации церк. богатств, упрощения культа, ликвидации политич. власти папы и ка-толич. церкви вообще. Бюргерская Е. ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Обострение обществ. борьбы и политич. активизация масс привели к открытому конфликту между бюргерской Е. и крест.-плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении. Бюргерская Е. явилась непосредственной предшественницей бюргерской церковно-реформа-ционной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация), а крест.-плебейская Е.- предшественницей идеологии революц. масс в ранних бурж. революциях 16-17 вв. в Германии, Нидерландах, Англии. Значение еретич. движения в целом в истории зап. средневековья очень велико; Е. подрывали основы феодализма. По мере развития собственно политич. формы борьбы Е., в к-рых обществ. отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религ. облачением, мешая прояснению клас. сознания угнетённых, становились тормозом освободит. движения масс.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., [Письмо] А. М. Горькому, [Вторая половина ноября, 1913], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, М., 1960; Сидорова Н. А., Народные еретические движения во Франции в XI -XII вв., в сб.: Средние века, в. 4, М., 1953; Бортник Н. А., Еретические секты в Италии первой пол. XIII в., там же, в. 10, М., 1957; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, "Преподавание истории в школе", 1949, № 4; Мansе11i R., Studi sulle eresie del secolo XII, Roma, 1953; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953; Moyimenti religiosi popoiari ed eresie del Medioevo, в кн.: Storia del Medioevo, Firenze, [1955] (Relazioni del X Congresso Internazionale di scienze storiche, v. 3); Aegarter E., Les heresies du moyen age, P., 1939; Buttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterischer Haeresie, В., 1959; Erbstosser M. und Wernеr Е., Ideolqgische Probleme des mittelalterischen Plebejertums. Die freigeistige Haresie und ihre sozialen Wurzeln, В., 1960.

А. П. Каждан. С. М. Стам.



ЕРЕСИ В РОССИИ, возникли с принятием христианства как протест нар. масс против насильств. христианизации и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерк. окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071. Характерной чертой Е. 11-12 вв., получившей распространение среди крестьян-общинников и части низшего духовенства, являлось наличие в них языческих и сходных с богомильством (см. Богомильство) представлений. Первой Е., возникшей в рус. городах, было движение стригольников (сер. 14-1-я пол. 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Происхождение названия этой Е. не установлено. Некоторые связывают его с ремесленными специальностями (стрижка сукна, цирюльничест-во), другие - с особым обрядом посвящения (специфич. стрижка). Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церк. иерархию и монашество, весь "чин священнический", к-рый поставлялся за деньги, "по мзде", таинство "священства", а также таинства причащения, покаяния, крещения, исполнение к-рых сопровождалось большими поборами в пользу духовенства. Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религ. проповеди для мирян. В проповедях стригольников проступали и социальные мотивы, в них порицались богачи за порабощение свободных людей. Церковь жестоко расправилась с руководителями стригольников. Однако их учение продолжало бытовать в Новгороде, Пскове, а также в Твери, где в поддержку стригольников выступили епископы Фёдор Добрый и Евфимий Вислень.

Новый подъём еретич. движения в Росс