БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101аимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия (см. Противоречие) и разрешение через борьбу. "Диалектикаесть учение о том,... как бывают... тождественными противоположности..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 98). С точки зрения разумного диалектич. мышления (см. Разум) действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфич. противоположностей (напр., нового и старого, традиционного и творческого и т. п.).

В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они "сходятся". Из этого представления выросла концепция поляризма (напр., у Лао-цзы, в пифагореизме), к-рая в иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Ф. В. Шеллинг, А. Уайтхед, органицизм). Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия - сначала противоречие обнаруживается в виде образа - "гармония лиры и лука" (Гераклит) или апории. Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику Е. и б. п. Платон. В эпоху Возрождения идею "совпадения противоположностей" развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об антиномиях, И. Фихте - учение о диалектике в деятельности "Я", Гегель - учение о Е. и б. п. как содержательно-логическом принципе. Последнее - одна из важнейших ист. предпосылок марксистской диалектики.

В совр. бурж. философии преобладают две тенденции. У позитивистов противоположности сводятся к полюсам, а их отношение - к взаимной дополнительности (комплементаризм). У иррационалистов противоположности заключают якобы принципиально не выразимые познанием или неразрешимые антиномии (трагич. диалектика и т. п.). В маоистской лжедиалектике Е. и б. п. подменяется мифо-логич. представлением об извечной все-разрушит. войне между мировыми абсолютами и о фатальном расколе каждого предмета на антагонистич. полюсы. Исходя из этого, маоисты находят антагонистич. противоречия и в социалистич. обществе. Реформисты и правые ревизионисты, напротив, пропагандируют тезис о примирении противоположностей, что служит методологич. "основанием" для их соглашательства с буржуазией в политике.

В марксистской философии Е. и б. п.- фундаментальный методологич. принцип. В. И. Ленин считал важным исследовать Е. и б. п. "... как закон познания (и закон объективного мира)" (там же, с. 316). Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама "истина есть процесс" (см. там же, с. 183).

Выражение "борьба противоположностей" содержит следующий смысл: 1) всякая органич. система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относит. самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

В обществе развитие совершается как Е. и б. п., присущих процессу, в к-ром люди (классы и т. п.) делают свою историю. Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, всё более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. п. "Сосуществование двух взаимно-противоречивых сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136, ср. с. 146). Однако в условиях классовых формаций созидательная диалектика процесса человеч. деятельности скована и изуродована классовым антагонизмом.

Капитализм, последняя антагонистич. формация, порождает и формирует рабочий класс, призванный исторически в конечном счёте преодолеть мир антагонизмов. Поднимаясь в своём развитии и образовании, рабочий класс всё больше становится творчески-революц. силой, выступающей против всех форм социального гнёта. Он становится способным также "... сбросить с себя всю старую мерзость..." и создать коммунистич. общество (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 70).

Марксистское понимание Е. и б. п. противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Закон Е. и б. п. не совместим ни с субъективизмом, подменяющим конкретные решения проблем предвзятыми абстрактными разграничениями, ни с объективизмом, не проникающим в противоречивость объективных процессов. Борцы за коммунизм видят в Е. и б. п. философский принцип коммунистич. идеала и метод его реализации в истории.

Лит.: Розенталь М. М., Диалектика "Капитала" Маркса, 2 изд., М., 1967; История марксистской диалектики, М., 1971. См. также лит. при ст. Антагонизм, Противоречие. Г. С. Батищев.



ЕДИНСТВО ПАРТИИ, один из коренных принципов революц. марксистской партии, необходимым условием успешной деятельности к-рой являются организованность, сплочённость и дисциплинированность, опирающиеся на общность задачи борьбы за коммунизм.

Основы Е. п.: а) марксистско-ленинское мировоззрение (учение о классовой борьбе, социалистич. революции, диктатуре пролетариата, строительстве социализма и коммунизма) как общая тео-ретич. платформа партпи рабочего класса; закреплённая Программой коммунистич. партии общность целей, методов и форм деятельности, принципов взаимоотношений с различными классами и социальными группами и т. д. (идейное единство, включающее единство революц. стратегии и тактики); б) предусматриваемые демократическим централизмом твёрдая внутрипарт. дисциплина, безусловное подчинение меньшинства большинству, обязательность решений высших парт. органов для низших, закреплённые Уставом партии и предполагающие активную деятельность коммунистов по выполнению парт. решений (организационное единство). В. И. Ленин подчёркивал неразрывную связь организационного и идейного Е. п. Ещё в 1900 он писал: "Необходимо выработать, во-первых, прочное идейное объединение... Необходимо, во-вторых, выработать организацию..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 357). КПСС сохранила и развила ленинское положение о Е. п. "Нерушимый закон жизни КПСС,- указывается в Уставе партии,- идейное и организационное единство, монолитность ее рядов, высокая сознательная дисциплина всех коммунистов" (1971, с. 5).

Е. п. зависит от степени сплочённости и сознательности пролетариата как класса, прочности его связей с непролетарскими слоями трудящихся, от его способности вести их за собой на социали-стич. революцию, а после её победы - руководить социалистич. и коммуни-стич. строительством. Неоднородность рабочего класса, влияние мелкобурж. среды, идеологич. давление империализма создают условия для появления оппортунистич., ревизионистских течений в рабочем движении, а в партии отражаются в виде антимарксистских группировок. Коммунистич. партия постоянно борется с влиянием бурж. и мелкобурж. идеологий, их тенденцией к организационному разобщению, т. е. нарушению Е. п. Защита Е. п. означает борьбу против всех разновидностей ревизионизма и оппортунизма. Недооценка теоретич. или организационных вопросов влечёт за собой ослабление Е. п., могущее привести к потере ею способности руководить трудящимися. Особое значение имеет защита организационного Е. п., к-рое является закреплением идейного Е. п. и без к-рого партия как союз единомышленников существовать не может. Ленин и большевики вели долгую и упорную борьбу против оппортунистов за Е. п. Они отстояли и добились (4-й съезд РСДРП, 1906) включения в устав партии первого параграфа в формулировке Ленина: "Членом партии признается всякий, принимающий партийную программу, поддерживающий партию материальными средствами и входящий в какую-либо партийную организацию" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 1, 1970, с. 182). Борьба за Е. п. в дореволюционный период завершилась изгнанием из партии экономистов, ликвидаторов, меньшевиков и др. оппортунистов

После Окт. революции 1917 бурж. и мелкобурж. воздействие на рабочий класс отразилось в партии в форме различных фракционных групп ("левые коммунисты", рабочая оппозиция, группа "демократического централизма", троцкисты, правый уклон), подрывавших принцип Е. п. Всех их роднил отход от марксизма-ленинизма сначала в вопросах стратегии и тактики, а затем и в области организационных и теоретич. его основ. Поскольку появление фракций было чревато расколом партии и вело к ослаблению её руководящей роли, 10-й съезд РКП(б) (1921) по докладу Ленина принял предложенную им резолюцию "О единстве партии", поручив ЦК провести "...полное уничтожение всякой фракционности..." (там же, т. 2, 1970, с. 220). Окончательно победил принцип Е. п. в КПСС после ликвидации остатков эксплуататорских классов. Единство КПСС обеспечивается: единой социалистич. системой х-ва в СССР; полным совпадением интересов рабочего класса и колх. крестьянства по всем главным направлениям политики партии; непрерывным ростом общей культуры народа, всё более глубоким усвоением членами партии марксистско-ленинской теории и творческого её применения в практич. деятельности; развитием внутрипарт. демократии и укреплением сознательной дисциплины в рядах партии. Единство КПСС является залогом успешного коммунистич. строительства.

Укрепление единства коммунистич. партии на основе марксизма-ленинизма стало одной из важнейших задач Коммунистич. Интернационала и его секций с первых дней их существования. Для этого в нач. 20-х гг. следовало прежде всего преодолеть пережитки социал-демократизма в коммунистич. партиях. Предотвращению проникновения в компартии подрывающих Е. п. чуждых элементов служили 21 условие приёма в Коминтерн и ряд др. документов между-нар. коммунистич. движения. Вместе с тем надо было помочь молодым коммунистам избавиться от ошибок, охарактеризованных В. И. Лениным как "детская болезнь „левизны" в коммунизме". Важнейшим условием укрепления единства коммунистич. партий было очищение их от троцкистских и активизировавшихся в конце 20-х гг. правооппортунистич. элементов. Упрочившееся единство коммунистич. партий стало важным фактором успехов единого рабочего и нар. фронтов в 30-е гг., а во время 2-й мировой войны - одним из условий выполнения коммунистич. партиями их авангардной роли в Движении Сопротивления.

В послевоен. годы в результате численного роста коммунистич. партий, среди молодых членов к-рых не все имели достаточную теоретич. подготовку, выявилась необходимость продолжения борьбы за укрепление единства коммунистич. партий на марксистско-ленинской основе. Имело место оживление праворевизионистских элементов, что привело к особенно тяжёлым последствиям в 1956 в Венгрии и в 1968 в Чехословакии. Борьба против ревизионистов, пытающихся протащить в коммунистич. партии под видом "свободной дискуссии" свои антимарксистские взгляды, остаётся для мирового коммунистич. движения одной из актуальных задач. Коммунистич. партии систематически (напр., Австрии, Италии, Франции) очищают свои ряды от оппортунистов. Составная часть этой борьбы - разоблачение раскольнич. деятельности маоистского руководства компартии Китая и его агентуры в различ. странах. Программные документы междунар.

Совещаний коммунистич. и рабочих партий 1957, 1960 и 1969 указывают, что единство и сплочённость междунар. коммунистич. движения, каждой коммунистич. партии в отдельности - одна из предпосылок дальнейших успехов рабочего класса в борьбе за демократию и социализм. Историч. опыт показывает, что коммунистич. партия, утратившая своё единство и в результате оставшаяся без твёрдого руководства, превращается в раздробленную массу, неспособную к организованным действиям. Под напором контрреволюц. сил она может потерпеть поражение. Источником силы и предпосылкой успехов работы компартии является прочное политич., организационное и идейное единство, основанное на принципах марксизма-ленинизма. Е. п. необходимо обновлять, углублять и укреплять в ходе решения всех новых вопросов. Принципиальная борьба со всеми проявлениями оппортунизма, ревизионизма и фракционности является гл. средством сохранения Е. п. Демократич. централизм и коллективное партийное руководство создают условия для укрепления Е. п.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Устав Союза коммунистов, там же (Приложения); Ленин В. И., Заявление редакции "Искры", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, С чего начать?, там же, т. 5; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 9; его же, Борьба с кадетствующими с.-д. и партийная дисциплина, там же, т. 14; его ж е, Доклад V съезду РСДРП по поводу петербургского раскола и связанного с ним учреждения партийного съезда, там же, т. 15; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Программа КПСС. (Принята на XXII съезде КПСС), М., 1971; Устав КПСС, М., 1971.

Г. В. Антонов.



ЕДИНЦЫ, город (до 1962 - пос. гор. типа), центр Единецкого района Молд. ССР, в 17 км от ж.-д. ст. Редю-Маре (на линии Бельцы - Окница). 12,6 тыс. жит. (1970). 3-ды консервный, винодельч., маслодельный, деревообр. станков. Птицефабрика. Разработка ракушечника. Промкомбинат.

ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ (ВРЕМЕНИ) И РАСЦЕНКИ (ЕНВиР), заранее установленные для определённой отрасли или группы предприятий предельные величины затрат времени на выполнение определённого объёма однородных работ, а также размеры оплаты за единицу работ. ЕНВиР вводятся на отдельные, наиболее распространённые виды сравнительно простых работ с ограниченным количеством организационнотехнологич. вариантов их выполнения. Напр., на различные виды строит.-монтажных работ (земляных, каменных, штукатурных и др.), на погру-зочно-разгрузочные, лесозаготовительные и др. работы. Применение ЕНВиР предполагает максимальное соответствие технич. и организационных условий выполнения нормируемых работ и унификацию их состава. При использовании ЕНВиР существенно упрощается нормирование однородных работ. При разработке норм принимаются организационно-технич. условия, типичные для к.-л. группы работ с учётом рационального технологич. процесса, совершенной организации произ-ва и науч. организации труда.

На величину норм и расценок влияют условия, в к-рых производятся работы, применяемые техника и технология произ-ва, уровень организации произ-ва и труда, состав и квалификация рабочих. Состав работ при их выполнении может изменяться (напр., в зависимости от вида и грузоподъёмности автомобиля, расстояния перемещения), поэтому в установленную норму времени нужно вносить коррективы. В справочники ЕНВиР включаются дифференцированные нормы по отд. элементам работы, к-р