БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101твом интерьеров. Осн. становятся типы: 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире, 1356-63), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом (мавзолеи Мамлюков, 15-нач. 16 вв., в Каире; илл. см. т. 2, табл. XIV), и высокого минарета с балкончиками и куполком.

Из гражданской архитектуры Мамлюков частично сохранились: госпитали "маристаны" (напр., в комплексе султана Калауна), водопровод Насир Мухаммеда и др.; традиц. мамлюкскую планировку (3-4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном) и декор (окна и навесные балконы закрыты дерев. резными решётками-"мушарабия") сохраняют жилые дома 17-18 вв. (Каир). В период Османской империи мечети Е. возводятся по типу турецких (центрич. крупномасштабные здания с большим полусферич. куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши, 1571, и Мухаммеда Али, 1830-48, арх. Юсуф Бохна,- в Каире). В егип. стр-ве кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. принимают участие франц., итал., англ. и бельг. архитекторы (здание Егип. музея в Каире, 1902, франц. арх. М. Дурньон). Строятся банки, гостиницы, доходные дома, виллы, правительств. здания, дворцы. Архитектура этого времени носит эклектич. характер.

После революции 1952 ведётся большая работа по реконструкции и благоустройству городов (ген. планы Каира, 1955, Александрии, 1958), возводятся рабочие посёлки (Омм-Сабер, Омар-Макрам и др.). Строятся обществ. сооружения (аэропорт в Каире, 1962, арх. С. Зайтун, М. Шафки, инж. А. Усман), многоэтажные отели ("Палестина" в Александрии, арх. Абд аль-Магид, Ш. Хосна), экстравагантные по архитектуре пансионаты ("Ан-Насер" в Александрии, нач. 60-х гг., арх. А. Лабиб Габр). К северу от Каира вырос город-спутник Насер (60-е гг., гл. арх. С. Карим) со стадионом на 100 тыс. мест, туристич. центром и пр. Для архитектуры обществ. зданий характерно сочетание башенных, вертикальных, и распластанных, горизонт., объёмов (здание телецентра в Каире, 1967, арх. Дж. Мо-мин). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляц. устройства, металлич. каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с элементами араб. ср.-век. архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах, орнаментальный декор).



Изобразительное искусство. Самые ранние из дошедших до нас произведений изобразит. искусства мусульм. Е. относятся к фатимидской эпохе: фрагменты фрески из бани в Фустате (10-11 вв., Музей исламского иск-ва, Каир), образцы резьбы по камню, дереву и слоновой кости с изображениями музыкантов, танцовщиков, всадников, сцен охоты, пиров и пр. (напр., фризы из Фатимидского дворца в Каире, кон. 10 - нач. 11 вв.; илл. см. т. 2, стр. 148), миниатюры (рисунок тушью с фигурами двух воинов, 11 в., Музей исламского иск-ва, Каир; илл. к рукописи "Макамат" аль-Харири, 1337, б-ка Бодли, Оксфорд). В стиле изображений сказываются традиции эллинистич. и коптского иск-ва, чувствуется внимание художника к натуре. В декоративно-прикладном иск-ве ср.-век. Е. особое развитие получили: ткани с вышитым тканым или набивным узором (гос. мануфактуры-"тиразы" в Александрии, Тиннисе, Думьяте и др.); керамика с росписью люстром (9-12 вв., Фустат) и цветными глазурями; гранёные и гравиров. сосуды из горного хрусталя (10-12 вв.); изделия из стекла с росписью цветными эмалями (лампы для мечетей, 13-15 вв.); изделия из металла - бронз. фигуры ("грифон", 11 -12 вв., Кампо-санто, Пиза), утварь с изящной гравировкой, инкрустацией и резьбой (13-15 вв.); резьба по дереву (переносные михрабы, минбары, подставки для Корана). Во всех видах егип. араб. иск-ва важнейшая роль принадлежит орнаменту и каллиграфии. В узоры на изделиях 10-12 вв. часто включены изображения людей и животных, в то время как в последующие периоды преобладают арабески.

В кон. 19 - нач. 20 вв., с развитием нац.-освободит. движения, в Е. возникает новое изобразит. иск-во. Его становление связано, с одной стороны, с освоением опыта европ. иск-ва нового времени, а с другой - с попытками возродить традиции древних мастеров. Крупнейший егип. скульптор Махмуд Мухтар учился у франц. скульпторов и одновременно изучал др.-егип. скульптуру. Его произв., пронизанные патетикой патриотич. идей, показали возможности творч. переосмысления древних традиций в совр. формах (монумент "Пробуждение Египта" в Каире, 1919-28). В области живописи, испытавшей влияние импрессионизма и фовизма, а также итал. и франц. академизма, основателями совр. егип. школы стали Мухаммед Наги (реалистич., сочные по колориту станковые жанровые картины и пейзажи, а также настенные панно), Махмуд Саид (красочные полотна на темы жизни простых египтян) и Ахмед Сабри (реалистич. портреты). Революция 1952, социальные преобразования 50-60-х гг. дали новый импульс развитию иск-ва политич. плаката, карикатуры.

Расширяется роль станковой графики, книжной иллюстрации. Возникает самостоятельная живописная школа в Александрии (Сейф Уанли, Эдхем Уанли и др.). Расцветает творчество самобытного егип. скульптора Гамаля ас-Сагини, автора аллегорич. рельефов "Мир и война между небом и землёй" (1954), "Свобода" (1956) и др. На первый план выступает тема борьбы за свободу и независимость (плакат Абд аль-Вафи "Воин, защищающий свободу"). Мухаммед Овейс посвящает свои картины эпизодам из жизни рабочих. Жизнеутверждающие полотна Инжи Эфлатун воспевают красоту родной земли и труд феллаха. Живописец и керамист Саид Абдель Рассул жанровый сюжет трактует как декоративную композицию. Исмаил Таха, стремясь провести прямую связь совр. иск-ва Е. с древним, использует для создания модернистич. картин ком-позиц. приёмы др.-егип. фрески. Скульпторы Ахмед Осман, Диа ас-Сакаф и др. обращаются к реалистич. методу воплощения нац. темы. Часть молодых художников направляет свои поиски по пути абстракционизма и др. модернистич. течений. Продолжают развиваться традиц. виды прикладного иск-ва: резьба по металлу, дереву и кости, ювелирное дело, ткачество, керамика.

Илл. см. на вклейках-к стр. 56-57, табл. VI, VII, VIII (стр. 64-65).

Лит.: Веймарн Б., Искусство арабских стран, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М.. 1965; его же, Прогрессивное искусство стран Арабского Востока, "Художник", 1971, № 1; Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969. См. также лит. при ст. Арабская культура.

XV. Музыка

Совр. егип. музыка - результат взаимодействия муз. культур ряда народов Бл. Востока. Она разнородна, во мн. случаях сохраняет черты, унаследованные от Др. Египта (см. Египет Древний, раздел Музыка). Со времени завоевания Е. арабами (7 в.) распространение получили напевы, основанные на четвертитон-ном строе, особое значение приобрели макамы - вокальные инструм. сюиты, отразившие традиции нар. проф. музыки. В ср. века в Е. работали выдающиеся теоретики и исполнители - Ибн аль-Хайтан (11 в.), аль-Мусаббихи (11 в.), А. Умайя (12 в.), Ибн Сана аль-Мульк, Алам-ад-дин Куайсар, ан-Нувайри (14 в.), аль-Магрази (15 в.) и др. (см. также Арабская культура, раздел Музыка). С 16 в. развитие араб. музыки затормозилось вследствие длит. иноземного господства. С кон. 18 - нач. 19 вв. в Е. проникают европ. муз. влияния, муз. жизнь оживляется, возникают частные муз. школы и воен. оркестры европ. образца. Одновременно предпринимаются попытки возрождения нац. иск-ва. Среди музыкантов 19 в. известны композитор Мухаммед аль-Каббани, лютнист Ахмед аль-Лайти, флейтист Амин Бузари, певцы Мустафа аль-Аггады, Абд аль-Хамули, Хаттаб аль-Кануни, Мухаммед Осман, историк музыки Мухаммед Шихаб аль-Мульк- В 1869 в Каире открылся т-р Оперы - первый на афр. континенте, однако спектакли ставились силами гастролёров. Брит. оккупация и установление колон. режима тормозили развитие нац. искусства. Тем не менее в 1920-е гг. приобрело известность творчество основоположника новой егип. музыки Сейида Дервиша. В 1927 по инициативе композитора Абу Бакра Хайрата основано Муз. об-во, в 1929 открылся Ин-т арабской музыки, в 1935 - Муз. женский ин-т. Делались попытки создания симф. оркестра. В 1932 состоялся конгресс араб. музыки. Однако гос-во не поддерживало развитие нац. муз. культуры.

В результате революции 1952 создались предпосылки для развития нац. культуры. При активной помощи мастеров иск-ва СССР и др. социалистич. стран началась подготовка нац. кадров музыкантов-исполнителей, артистов оперы и балета. Среди виднейших композиторов - Абд аль-Ваххаб, Фарид аль-Атраш, Ахмед Саад-ад-дин, Абд аль-Хаким Хафиз, Абд аль-Халим Нуэйр, Мухаммед аль-Муги, Ибрахим Хаггаг, Хасан Рашид, Азиз Шаван и др. В Каире работают: Высший муз. комитет, Союз проф. музыкантов (осн. 1955), Ансамбль нар. иск-ва (осн. 1962), Гос. ансамбль танца, Ансамбль фольклорного танца, Муз. академия (консерватория, осн. 1959), Высший балетный ин-т (осн. 1966), муз. и хореогра-фич. школы, Высшая муз. школа (центр изучения нац. музыки).

Лит.: Объединенная Арабская Республика, М., 1968, с. 365-77.

Л. Г. Гинзбург, Я. М. Платек.

XVI. Драматический театр

В 1-й пол. 19 в. в Е. были распространены представления мухаббизиков (скоморохов) - острословов, к-рые на площадях, рынках и др. выступали с сатирич. сценками, смешили и веселили народ. В стране действовали многочисленные полулюбительские балаганные труппы, выступавшие на нар. празднествах. Знакомство с европ. театральным иск-вом в Е. связано с периодом егип. экспедиции Наполеона (1798-1801). В начале 70-х гг. в здании каирской Оперы ставились и драматические спектакли, пока ещё с участием актёров-гастролёров. В 70-х гг. возник профессиональный театр.

В конце 19 в. среди интеллигенции и особенно учащейся молодёжи создавались многочисленные любительские театральные коллективы. В кон. 19 - нач. 20 вв. профессиональные труппы возглавляли Якуб Санну, Селим Наккаш, Сулей-ман аль-Кардахи, Искандер Фарах, Адиб Исхак, Мухаммед Осман Галлаль (каждый из них был одновременно драматургом, режиссёром, актёром и, как правило, владельцем труппы). В этих труппах выросли многие египетские актёры, в т. ч. Салама аль-Хигази и др. Большое значение для развития театра имели переводы произв. мировой драматургии - Мольера, У. Шекспира, П. Корнеля и др. (события и действие пьесы приспосабливались к нравам и быту мусульман).

Во 2-м десятилетни 20 в. театр вступил в более зрелый период развития. К этому времени в культурной жизни страны наметились значит. сдвиги. Жорж Абьяд, получивший театр. образование во Франции, создал труппу, к-рая в 1912 показала "Отелло" (в здании театра Оперы). Возникли театр. труппы, к-рыми руководили Али Кассар, Азиз Ид, Нагиб ар-Рейхани и др. Ставились историч. драмы, призванные пробуждать нац. самосознание,- пьесы "Султан Салах-ад-дин и Иерусалимское королевство" Антуна Фараха (1914) и "Герои Эль-Мансуры" Ибрахима Рамси (1915), рассказывающие о борьбе арабов с крестоносцами. Подъём нац.-освободит. движения 1919-21 способствовал дальнейшему развитию театра. Популярность приобрела пьеса, направленная против англ. колонизаторов "Незваный гость" Тауфика аль-Хакима (1918). В 1919 он создал труппу, к-рая успешно работала в течение мн. лет и к кон. 60-х гг. стала одной из популярных в Каире. В 20-х гг. число театральных трупп увеличилось (муз.-драматич. театр Сейида Дервиша и Муниры Махдии, осн. в 1920, и драматич. театр "Рамсес", осн. в 1924). В 30-е гг. организован Высший комитет по развитию араб. театр. иск-ва; в 1935 - первая гос. Нац. труппа. В 1944 создан Арабский институт театра.

Революция 1952 способствовала развитию театрального искусства. Становление национальной драматургии стимулировало также организацию сети театральных трупп (государственных и частных), создание стационарных театров. С 1958 в Каире открыт театр кукол, который имеет две труппы - одна выступает в городе, другая гастролирует по стране. В 1961 в Каире построено театр. здание "Аль-Гумхурия", где используется совр. театр. техника. Среди др. театр. зданий Каира - театр "Аль-Эзбския" (с 1920). К 1965 определились важнейшие театр. коллективы: Нац. театр, Всемирный, "Масрах аль-Гейб", Тауфика аль-Хакима, Комедии. Известные деятели театра - Ахмед Алям, Хусейн Рияд, Аббас Фарис, Фуад Шафик, Амина Ризк, Альвия Гамиль и др. В репертуаре театров пьесы Тауфика аль-Хакима, Ахмеда Шауки, Азиза Абазы и др., а также переводная классик, драматургия. Второй театр. центр - Александрия. Театры имеются и в гг. Даманхур, Танта, Порт-Саид и др. В Каире функционирует Ин-т театр. иск-ва, созд. в 1952 (на основе Араб. ин-та театра), где работают ф-ты - актёрский, драматургии, декорации и техники сцены. Среди исследователей театра наиболее известны Мухаммед Теймур, Мухаммед Мандур, Луис Аввад и др. В 60-х - нач. 70-х гг. издавался журнал "Аль-Масрах" ("Театр").

В 1970 в стране начал работать Нац. цирк.

Лит.: Мухаммед Макду Р, Аль-Масрах Кахира (Египетский театр). Каир. 1958: Landau J. M.. Studies in the Arab theater and cinema, Phil., [1958].

Т. Д.Балътерманц.

XVII. Кино

С 1897 иностр. режиссёры и операторы снимали отд. короткометр. хроникальные, а с 1917 и игровые фильмы. В 1925 построена первая киностудия "Миср" в Каире. С 1927 кинопроиз-во приобрело систсматич. характер. Осн. кинопродукция 1930-х гг.- муз. фильмы, создававшиеся при участии известных певцов и композиторов (Абд аль-Ваххаб, Умм Кульсум и др.). В 40-е гг. впервые появились кинокартины (экранизации лит. произв., нац. легенд, фильмы на историч. и совр. сюжеты, осуществлённые реж. Ахмедом Бадрханом, Салахом Абу Сейфом, Хусейном Сидки и др.), к-рые пробуждали патриотические чувства, призывали к борьбе с империалистами. С 50-х гг. развивается новая для егип. киноиск-ва тематика: ставятся фильмы, посвященные социальным и культурным преобразованиям, изменениям в сознании людей: "Джамиля" (1959), "Земля" (1968) (реж. обоих фильмов Юсеф Шахин); "Верни мне жизнь" (1966, реж. Нураддин Зульфакар; в сов. прокате -"Снова живой"), "Люди на Ниле" (1970, реж. Шахин; совм. с СССР), "Мумия" (1971, реж. Азиз Фахми) и др. Обличит. документами стали кинокартины о последствиях израильской агрессии на Араб. Востоке. Одновременно выпускаются фильмы в традиц. жанрах мелодрамы, комедии, развлекательные мул. ленты. В кино снимаются актёры: Фатен Хамама, Ахмед Хамди, Шадия, Фарид Шауки, Мадиха Юсри, Самиха Аюб, Фуад Мухандис, Хусейн Исмаил и др. Кинематография АРЕ - самая развитая среди араб. стран. Ежегодно выпускается 50-60 художеств. кинокартин. Имеется св. 300 кинотеатров.

Лит.:Кино, в кн.: Объединенная Арабская Республика, М., 1968, с. 348-57.



ЕГИПЕТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1798- 1801, поход французской армии во главе с ген. Наполеоном Бонапартом в Египет (входил в состав Османской империи, но фактически управлялся мамлюками). Е. э. была предпринята пр-вом директории с целью завоевания Египта и подготовки базы для удара по англ. владениям в Индии.

19 мая 1798 франц. эскадра с десантными войсками (38 тыс. чел.) вышла из Тулона и после кратковременной остановки у о. Мальта (был присоединён Бонапартом к франц. владениям) 30 июня высадилась в районе Александрии. 21 июля Бонапарт разбил мамлюкское войско в сражении у пирамид, затем франц. армия заняла Каир. В начале августа франц. флот был уничтожен при Абукире англ. адмиралом Г. Нельсоном, и экспедиционная арми