БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101(1946, 3 изд. 1965) имеются исследования по говорам дельты Нила, Асуана, бедуинов р-на Марыота; составлен лингвистич. атлас мухафазы Шаркия (1961). Факсимильное издание рукописи диалектного словаря егип. фп-лолога Юсуфа аль-Магриби (ум. 1611), к-рая хранится в б-ке Ленингр. ун-та, осуществлено сгип. учёным Абд ас-Салямом Аввадом (1968). Академия араб. языка совместно с Высшим советом по лит-ре н иск-ву, Нац. б-ка, Ин-т араб. рукописей, Франц. ин-т в Каире и др. ведут работу по изучению и изданию памятников ср.-век. грамматиков, публикации ценных рукописей, словарей. Растёт интерес к проблемам социолингвистики (Майсур Фахми, Ибрахим Анис, Ахмед Мухтар Умар и др.). История европейской арабистики освещается в книге "Востоковеды" Нагиба аль-Акики (1937).

Оси. центры н.-и. работы в области араб. языкознания - Академия араб. языка (1932), кафедры араб. филологии в Каирском и Александрийском ун-тах. Периодические материалы по языкознанию публикуют: журн. Академии араб. языка (с. 1934), выходит 2 раза в год, жури. Ин-та араб. рукописен, ежемесячный научный журн. "Аль-Магалля" (с 1957), университетские журналы и др. Г. Ш. Шарбатнов.

Лит.: Корнеев С. Г., Научные связи Академии наук СССР со странами Азии и Африки. М., 1969; Guide to World Science, v. 14. North and Central Africa, L., 1969; Мухаммед Абд аль-Гани Хасан, Ильм ат-тарих инд аль-араб (Наука истории у арабов). Каир, 1961; Хасан Ибрахим Хасан. Истахдам алъ-Масадир ва турук алъ-бахс фн-т-тарих аль иглами аль-ам на фи-т-тарих аль-васит аль-Мисры (Использование источников н пути исследования общей истории ислама и средневекового Египта). Каир. 1963; Мухаммед Анис, Мадраса мисрия тарихия фи-ль-ахд аль-османп (Египетская историческая школа в османскую эпоху). Каир, 1962; Гамаль ад-дин аш-Шaйяль. Ат-Тарнх ва-ль-муаррихуна фи Миср фикарн XIX (История п историки в Египте а XIX в.). Каир, 1958; Крачковский И. Ю., Избр. соч.. т. 1, М., 1955. с. 301-86; Ибрахим Мадкур, Маджма аль-луга альарабийя фи саласпна аман (Академия арабского языка за 30 лет), Каир. 1964: Абд ас Салям Xарун, Иxиa ат-турас (Возрождение наследия), "Аль-Магалля". 1966, №114. См. также лит. при ст. Арабская культура.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

На нач. 1972 издавалось ок. 400 периодич. изданий, гл. обр. на араб. яз. Вся пресса находится в ведении пр-ва н Арабского социалистич. союза. Наиболее влиятельные издания: ежедневные газеты- "Аль-Ахрам", осп. в 1875, тираж 250- 300 тыс. экз. (здесь и ниже 1972),"Аль-Ах-бар", осн. в 1952, тираж 230-250 тыс. экз., "АльТумхурия", осн. в 1953, тираж ок. 80 тыс. экз.; еженедельные журналы- "Роз аль-Юсеф", осн. в 1925, тираж ок. 40 тыс. экз., "А.ть-Мусаввар", осн. в 1924, тираж ок. 60 тыс. экз., "Ахер Саа", осн. в 1934, тираж 60-70 тыс. экз.; ежемесячные журналы - "Ат-Талиа", осн. в 1965, тираж ок. 10 тыс. экз., "Аль-Катиб", тираж 5 тыс. экз.; еженедельный бюллетень "Аль-Иштираки", осн. в 1965, тираж 20 тыс. экз. Ииформац. агентство "Мидл Ист нъюс" (МЕН, Middle East News) - офиц. агентство Е., осн. в 1956, снабжает информацией прессу, радио и телевидение.

Радиовещание в Е. началось в 1932, телевидение - в 1960. Радиовещание и телевидение находятся в ведении правительств. службы - Корпорации радиовещания и телевидения. Радиопередачи осуществляются по 10 программам. Телевидение ведёт передачи по 2 программам. Имеется 19 передающих и ретрансляционных станций (в Каире, Александрии, Исмаилии, Порт-Саиде и др.). В. В. Машин.

XIII. Литература

Становление лит-ры Е. происходит в тесной связи с лит-рами Ливана, Сирии и др. араб. стран на базе их общего культурного наследия (см. Арабская культура, раздел Литература). Эта лит-pa формируется во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в условиях зарождавшихся капиталистических отношений, сопровождавшихся усилением борьбы египетского народа против тур. господства и колон. экспансии европ. держав. Процесс обновления лит-ры п культурной жизни Е. был подготовлен реформами правителя Е. Мухаммеда Али и деятельностью ранних буржуазных просветителей - поэтов н публицистов Шихаб-ад-дина (1786-1857), редактора первой газеты "Аль-Вакаи аль-мисрия", основателя Школы перевода (1836) Рифаа ат-Тахтави (1801-73), основателя Национальной библиотеки Египта Али Мубарака (1824-93), Абдаллаха Факри (1834-90) и др.

В 1870-1917 определяющее влияние на обществ. мысль и становление новой лит-ры Е. оказали идеологи мусульм. реформации Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838 или 1839-97), Мухаммед Абдо (1849-1905), поборник эмансипации женщины Касим Амин (1865-1908), основатель нац. партии "Ватан" Мустафа Камиль (1874-1908) и др. Наряду с публицистикой развивалась идейно с ней связанная, но традиционная по форме поэзия: поэты и публицисты Сами аль-Баруди(1839-1904), Якуб Санну (1839- 1912), Адиб Исхак (1856-85), Ахмед Шауки (1870-1932), Вали-ад-дин Йекун (1873-1921) и др. В поисках действенного средства для пропаганды своих воззрений егип. просветители обращаются к театру. Его репертуар первое время состоял из переводов и обработок (обычно с перенесением действия в Е.) драм У. Шекспира, П. Корнеля, Мольера, В.Гюго. Вскоре создаются оригинальные историко-патриотич. драмы: "Отечество" и "Арабы" (1880) Абдаллаха Надима (1845-96), "Завоевание Андалусии" (1893) Мустафы Камиля и др. Основоположниками жанра историч. романа стали ливанские эмигранты Джирджи Зейдан (1861-1914; - "Беглый мамлюк", 1891; "Гассанидка", 1896-97, и др.) и Фарах Антун (1874- 1922; "Новый Иерусалим, или Взятие Иерусалима арабами", 1904).

В нач. 20 в. появляются просветительские повести на совр. сюжеты, стилистически близкие ещё традиц. макаме: "Рассказ Исы ибн Хишама" (1898-1900) Мухаммеда аль-Мувайлихи (1858-1930), "Ночи Сатыха" (1906) Мухаммеда Хафиза Иб-рахима (1872-1932), "Девушка из Ден-шавая" (1906) Махмуда Тахера Хакки и др. Важной вехой на пути к современной реалистической прозе являются повесть "Зейнаб" (1914) Мухаммеда Хусей-на Хайкаля (1888-1956) и особенно сб. рассказов "Что глаза видят" (1918) основоположника школы египетских новеллистов Мухаммеда Теймура (1892-1921). Тема раскрепощения женщины находит отражение в сентиментальных повестях Мустафы Лутфи аль-Манфалути (1876- 1924).

В нач. 20 в. нек-рые публицисты и писатели в своём творчестве стали пропагандировать идеи социализма: Шибли Шмайиль (1860-1917), Салама Муса (1888-1958), Мустафа Хасанейн аль-Мансури (р. 1890) и др.

С подъёмом нац.-освободит. движения в 1919-21 открывается новейший период в истории лит-ры Е. Он ознаменовался обновлением поэтич. форм, намеченным ранее в творчестве Халиля Мутрана (1871-1949), и утверждением романтизма в поэзии: лит. группы "Поэты Дивана" (Аббас Махмуд аль-Аккад, 1889-1970; Абдаррахман Шукри, 1886-1958, и др.) и особенно "Поэты Водопада" (Осман Хильми, 1894-1962, и др.) и "Аппо-лон" (Ахмед Заки Абу Шади, 1892- 1955; Ибрахим Наги, 1898-1953; Али Махмуд Таха, 1902-49, и др.)- Утверждается критич. реализм в прозе: сб-ки рассказов "Шейх Джума" и "Дядя Миталли" (оба 1925) Махмуда Теймура (р. 1894), повесть "Дни" (ч. 1, 1926-27; ч. 2, 1939) и социальный роман "Зов горлицы" (1934) Тахи Хусейна (р. 1889), социально-бытовой роман "Возвращение духа" (1927, опубл. 1933) и повесть "Записки провинциального следователя" (1937) Тауфика аль-Хакима (р. 1898), роман "Ибрахим-журналист" (1931) Ибрахима Абд аль-Кадира аль-Мазини (1890-1947). Значит. роль в развитии реалистич. прозы сыграли лит. группа Ахмеда Лутфи ас-Сайида (1872-1963) и "Современная школа" Ахмеда Хейри Сайида (1894-1962), участники к-рой познакомили араб. читателя с произв. Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Горького. В драматургии наряду с исторической появляется совр. тематика: "Незваный гость" (1918) Тауфика аль-Хакима, "Пропасть" (1921) Мухаммеда Теймура, "Буря в доме" (1924) и "Жертвы" (1925) Антуна Язбека и др. В период реакции и спада нац.-освободит. движения (30-е гг.) в творчестве ряда писателей появляются пессимистич. настроения, намечается отход от принципов реализма: символические драмы "Шехерезада" (1934) и "Пигмалион" (1942) Тауфика аль-Хакима, сборник новелл "Зов неведомого" (1939) Махмуда Теймура, повесть "Сара" (1938) Аббаса Махмуда аль-Аккада, рассказы Яхьи Хакки.

После 2-й мировой войны 1939-45 в лит-ру пришли писатели - представители демократии, слоев населения, стремящиеся поставить искусство на службу интересам народа. Они обратились к темам жизни, труда и борьбы простых людей: Ибрахим Абд аль-Халим (сб. рассказов "Запах нашей жизни", 1946), Абдаррахман аш-Шаркауи (р. 1921; романы "Земля", 1954; "За главными улицами", 1958), Абдаррахман аль-Ха-миси (р. 1920; сб-ки рассказов "Окровавленные рубашки", 1953; "Эта кровь не высохнет", 1956), Ноаман Ашур (р. 1922; сб. "Рассказы дядюшки Фара-га", 1947). Юсуф Идрис (р. 1927) в сборниках рассказов "Самые дешёвые ночи" (1954), "А разве не так?" (1957) и др. мастерски показал судьбу маленького человека. Жизни египетского рабочего посвящены новеллы Мухаммеда Сидки (р. 1927). Творчество Ихсана Абд аль-Куддуса (р. 1918), Саада Макави, Амина Юсуфа Гураба (р. 1911) и др. зачастую ограничено узким миром личных переживаний.

В развитии жанра социального романа видное место занимает Нагиб Махфуз (р. 1911), в послевоен. произв. к-рого (роман "Новый Каир", 1945; "Начало и конец", 1949; трилогия "Бейна-ль-Касрейн", 1956-57, и др.) дана широкая панорама жизни егип. общества 40- 50-х гг. 20 в. Романтич. черты характерны для романов Юсуфа ас-Сибаи (р. 1917) "Земля лицемерия" (1949), "Водонос умер" (1954), "Верни мне сердце" (1955) о революции 1952 и пробуждении патриотич. настроений в королевской армии.

Провозглашение республики (1953) оказало влияние и на творчество таких литераторов старшего поколения, как Таха Хусейн, Махмуд Теймур, Тауфик аль-Хаким и др. Поэзия послевоен. периода представлена творчеством Азиза Абазы (1899-1969), Абдо Бадави, Сале-ха Гавдата, Махмуда Хасана Исмаила (р. 1910), писателей революц.-демокра-тич. направления Абдаррахмана аш-Шаркауи, Абдаррахмана аль-Хамиси, Фуада Хаддада, Салаха Джахина и др. С социальными и политич. драмами выступили Тауфик аль-Хаким ("Нежные руки", 1953; "Сделка", 1956, рус. пер. 1960), Юсуф Идрис ("Грех", 1959, рус. пер. 1962, и др.), Али Ахмед Баксир (1910-69; "Империя на аукционе", 1949; "Гвоздь Гохи", 1953), Ноаман Ашур ("Люди, которые внизу", 1954; "Люди, которые наверху", 1956), Альфред Фараг (р. 1929; "Падение фараона", 1964; "Алжирка Джамиля Бухиред", 1968), Махмуд ас-Саадани (р. 1924; "Имение Банаюти", 1962) и др.

В творчестве молодых литераторов 60-х гг. ведущее место занимают темы борьбы против "тройственной" агрессии 1956, израильской агрессии 1967, борьбы за освобождение оккупированных земель, проблемы нац. строительства: Ахмед Хашим аш-Шариф, Гамаль аль-Ги-тани, Мухаммед Хафиз Рагеб, Сулейман Файяд, Фарук Муниб и др. Характерные для их произв. поиски новых форм и некоторое влияние литературы франц. экзистенциализма особенно ощутимы в прозе Эдварда аль-Харрата (р. 1926) и новых романах Нагиба Махфуза ("Пансион Мирамар", 1966; "Под навесом", 1967). На арабский язык широко переводятся произведения советских и прогрессивных европейских писателей.

В АРЕ издаются художеств. и обществ.-политич. журн. "Аль-Хиляль" (с 1892), "Аш-Шиар" (с 1964) и др. С 1955 наряду с Лигой египетских писателей, занимающейся решением в основном технических вопросов (публикации, финансирование), существует Союз писателей, являющийся творческой организацией. Писатели АРЕ активно участвуют в работе Ассоциации писателей Азии и Африки.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1 - 3, М. - Л., 1955-56; Современная арабская литература. Сб. статей, пер. с араб., М., 1960; Борисов В. М., Современная египетская проза, М., 1961; аль-Фахури X., История арабской литературы, пер. с араб., т. 2, М-, 1961; Соловьев В., Фильштинский Ф., Юсупов Д., Арабская литература, М., 1964; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. [Египет и Сирия], М., 1968; Крымский А. Е., История современной арабской литературы, XIX- нач. XX в., М., 1971; Шауки Дайф, аль-Адаб аль-арабн аль-муасыр фи Миср (Современная арабская литература в Египте), Каир, 1960; Алиар-Раи, Днрасат фи-р-ривайя аль-мисрийя (Лекции по египетскому роману), Каир, 1964. Н. К. Коцарев.

XIV. Архитектура в изобразительноеискусство

Архитектура. Древнейшие памятники культуры на терр. Е. относятся к неолиту и энеолиту; высокий уровень позд-неэнеолитической культуры в долине Нила подготовил блестящее развитие иск-ва Египта Древнего. После завоевания Е. Александром Македонским и близкого соприкосновения др.-егип. и др.-греч. культур на терр. Е. расцветает эллинистическая культура, представляющая сложный конгломерат антич. и местных черт. В 4-7 вв. н. э. в Е. развивается искусство коптов, традиции к-рого, особенно в ткачестве, сохраняются здесь вплоть до 13 в. С приходом арабов (639) и распространением ислама Е. активно участвовал в формировании арабской культуры. Первые араб. города в Е. носят характер воен. лагеря (Фустат, 640). Гл. элементами архит. ансамбля города становятся мечеть, дворец правителя, обществ. бани и помещения для гарнизона. Прямоугольная композиция гор. застройки окружается мощной гор. стеной.

Для культовой архитектуры 7-9 вв. характерен "колонный" тип мечети с обширным многостолпным залом, плоским балочным перекрытием и внутр. двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате, 641-642, перестроена в 9 в.). Гражд. архитектуру этого времени представляет ниломер на о. Рода (кам. колодец с мраморной колонной в центре для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры кон. 9 в. (Тулуниды), а также 10-12 вв. (Фатимиды) характерны смелость пространств. решений, суровое величие монумент. объёмов, ясная композиция архит. масс и подчёркивающий их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879; илл. см. т. 2, табл. XIV) имеет 5-нефный молитв. зал, открытый во внутр. квадратный в плане двор, к-рый обстроен с 3 сторон арочными галереями. В период Фатимидов в молитв. залах "колонных мечетей" появляется Т-образный трансепт (мечети аль-Азхар, 970-972, и аль-Хаким, 990-1013,- в Каире).

Раннефатимидские мавзолеи - квадратные в плане, с аркой в центре каждого фасада и куполом на 8-гранном барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат, т. е. "Семь дочерей", в Фустате). В конце фатимидского периода нек-рые мавзолеи имеют купольную камеру, окруж. с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и парусов появляются сталактиты (мавзолей Умм Кульсум в Каире, 1122). Фатимидские минареты состоят из высокого квадратного в плане постамента и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Эсне, 1081-82). Из памятников гражданской архитектуры сохранились гор. ворота Каира: Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла (11 в.). Жилые дома 10-11 вв. (находки в Фустате) разделены на парадную и жилую части, каждая из к-рых имела внутр. двор с выходящими на него глубокими айванами. При Айюбидах (12-13 вв.) и Мамлюках (13-15 вв.) культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи и пр.) составляют сложные архит. комплексы (напр., комплекс султана Калауна в Каире, 1284-85). Строгость монумент. форм сочетается с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка из цветного камня), пышным убранс