БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101Ф. Ницше и А. Шопенгауэра.

С конца 30-х гг. 20 в. проблемы философии начали разрабатывать учёные со спец. филос. подготовкой. Среди них - представители различных направлений: атеистич. экзистенциализма (Абдар-рахман Бадави, стремящийся найти зачатки этого учения в суфизме), религ. экзистенциализма (Закария Ибрахим), логического позитивизма (Заки Нагиб Махмуд), фрейдизма (Мустафа Зиуар). Появляются концепции, претендующие на самобытность: "теория интеграции" Юсуфа Мурада, "биологич. интерпретация истории" Камиля Хусейна, "теория равновесия" сгип. писателя Тауфика аль-Хакнма. Значит. место в философии продолжают занимать мыслители религ. направления (Юсуф Карам, по своим взглядам близкий к неотомизму: Осман Амин, развивший учение о "джувания" - внутр. сущности бытия, постигаемой интуитивно; эссеист Аббас Махмуд аль-Аккад и др.). С 40-х гг. получают распространение идеи марксизма-ленинизма. Значительный вклад в критику идеалистической философии и популяризацию основ исторического и диалектического материализма внесли Махмуд Амин аль-Алим, Фуад Мурси, Адиб Димитри и др. Вместе с тем имеют место попытки сблизить идеи социализма с исламом, а также философию марксизма с западными идеалистическими учениями (напр., Яхья Хувейди).

Отделения философии имеются при гуманитарных ф-тах Каирского ун-та, ун-та Айи-Шамс и Александрийского ун-та. Ун-т аль-Азхар, как и прежде, остается междунар. центром подготовки мусульм. теологов. Проблемы философии освещаются в журналах "Ат-Талиа" (с 1965),"Аль-Фикр аль-муасир"(с 1965), "Аль-Катиб" (с 1960), "Аль-Магалля" (с 1957). А. В. Сагадеев.

Историческая наука. Региональная егип. историография возникла в 9 в. Первым дошедшим до нас ист. трудом было соч. Абдаррахмана ибн Абд аль-Хакама, в к-ром объединены различные жанры, выработанные историками Араб. халифата (см. Арабская культура, раздел Историческая наука), а также добавлен новый жанр, характерный для егип. историографии,-хитат (историкотопографич. описание городов и памятников). В отличие от традиционного для общеараб. историографии хронологии, (погодного) освещения событий, он построил сочинение на описании отд. сюжетов (напр., адм. устройство, финанс. и налоговая система в Е. и др.). Однако распространённой формой ист. сочинений оставались ист. хроники. В совокупности они составили почти непрерывную историю Е. от араб. завоевания до сер. 19 в. Известны хроники Евтихия, аль-Кинди, аль-Хасана ибн Зулака, аль-Мусаббихи, аль-Кудаи, Ибн Зафира аль-Азди по раннему средневековью и истории халифата Фатимидов; Абдаллаха ибн аз-Захира, Бейбарса Давидара, Ибн Дукмака по истории мамлюков.

Крупнейшие историки мамлюкской эпохи-аль-Макризи, Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди, ас-Сахави, ас-Суюти, Ибн Ияс. Распространён был также историко-биографич. жанр, выдающимися представителями к-рого были Ибн Хаггар аль-Аскалани (автор двух больших биографич. словарей егип. судей и знаменитых людей 14 в.) и ас-Сахави (биографич. словарь деятелей 16 в.). Неоценимое источниковедч. значение имеют энциклопедии 14-15 вв. (ан-Нувайри, аль-Калькашанди, аль-Омари). Появились первые работы по теории ист. науки (ас-Сахави). В период османского господства ист. хроники писали учёные (аль-Исхаки, аль-Бакри), а также чиновники или военные, близко знавшие жизнь тур. правящих кругов. Эти хроники дают обширный материал о положении в армии и гос. аппарате (хроники Ахмеда ибн Зонболя, Ахмеда Демердаша, Ибрахима Мустафы и др.). Выдающимся историком кон. 18 - нач. 19 вв. был аль-Джабарти (Габарти) - последний крупный представитель егип. летописания.

Во 2-й четв. 19 в. жанр ист. хроники уступает место сочинениям, авторы к-рых пытались охватить описываемую эпоху в целом, акцентируя внимание на важнейших ист. событиях. Первое такое произведение - "История Мухаммеда Али-паши" Халиля Ахмеда ар-Рагаба. Важную роль в развитии историографии Е. сыграла деятельность просветителя Рифаа ат-Тахтави. Он ввёл преподавание истории в руководимой им Школе перевода и явился автором первого учебника по истории. Тахтави первым предпринял попытку представить историю Е. как непрерывный историч. процесс от древности до совр. ему эпохи (успел написать лишь часть по древней истории). Новый подход к традиц. жанру хитат обнаружил выдающийся историк и просветитель Али Мубарак, составивший историю всех егип. городов и насел. пунктов с 15 до 2-й пол. 19 вв. Его труд - энциклопедия культурной и экономич.жизни Е. Мубарак опирался как на письменные источники, так и на достижения археологии и истории материальной культуры. Он использовал труды не только европейских, но и егип. учёных (по древнеегип. и греко-римской древностям в Е.- Ахмеда Камаля, по материальной культуре араб. средневековья- Али Бахгата).

События истории Е. кон. 19 - нач. 20 вв.- идейное движение за реформы, нац.-освободит. движение, восстание под рук. Ораби-паши, привлекли внимание к новой истории Е. (Мухаммед Абдо, Селим Наккаш и др.). Вклад в историографию внесли деятели нац. движения из партии "Ватан" (Мустафа Камиль, Мухаммед Фарид).

Важным для развития историч. науки в Е. было возникновение науч. историч. об-в и ин-тов: основание в 1859 Ин-та Египта; в 70-е гг. существовало науч. об-во "Аль-Маариф" ("Знание"), публиковавшее памятники араб. письменности. Подъём нац. движения в 1906-08, 1919-21 оказал большое влияние на дальнейшее развитие ист. науки, к-рая в 1-й трети 20 в. носила в основном описат. характер (таковы труды Дж. Зейдана, Исмаила Сарханка, Ахмеда Ша-фика, имеющие большое источниковедч. значение). Положительно сказалось на ист. науке создание Каирского ун-та (1908) с ист. кафедрами, введение преподавания истории в школах. К типу совр. ист. исследования приближаются труды Каирской университетской школы проф. Мухаммеда Шафика Горбаля, работы Абдаррахмана ар-Рафии, серия монографий к-рого, опубл. в 30-50-е гг., освещает историю Е. с кон. 18 в. до 1959. С этого же времени выходят работы крупнейших университетских историков Мухаммеда Сабри, Мухаммеда Рифаата и др. Проблематика ист. исследований значительно расширилась после 2-й мировой войны 1939-45 в связи с открытием ун-та в Александрии, ун-та Айн-Шамс в Каире, а также с ростом публикаций многочисленных рукописей и архивных материалов. После революции 1952 был открыт доступ не только к ср.-век. архивам, но и к архивам 19 - нач. 20 вв. Созданы новые науч. центры по изучению нац.-освободит. движения. Учёные работают над проблемами по-литич. истории, экономики, культуры, гос. строя ср.-век. Е. (профессора егип. ун-тов Али Ибрахим Хасан, Хасан Иб-рахим Хасан, Мухаммед Гамаль-ад-дин Сурур, Мухаммед Мустафа Зийяда, Гамаль-ад-дин Шайяль, Абд аль-Монейм Магид, Яхья Хашаб, Саид Ашур, Сей-ида Исмаил Кашеф и др.). В области истории материальной культуры и археологии известны труды Мухаммеда Закарии Гонейма, Зеки Мухаммеда Хасана и др. Проблемы новой истории Е. отражены в работах Мухаммеда Шафика Горба-ля, Ахмеда Абд ар-Рахима Мустафы, Мухаммеда Фуада Шукри, Абд аль-Ази-ма Мухаммеда Ибрахима. В области ср.-век., новой и новейшей истории работает Мухаммед Анис.

В 40-х гг. зародилось марксистское направление в ист. науке Е.: работы Шухди Атыя аш-Шафии (история нац.-освободит. движения), Ибрахима Амера (история агр. вопроса и егип. крестьянства), Фавзи Гиргиса (социально-экономич. проблемы), Анвара Абд аль-Малика (политич. история, история обществ. мысли), Амина Изз-ад-дина, Абд аль-Монейма аль-Газали (история рабочего класса и рабочего движения). Историки-марксисты уделяют большое внимание современным социально-политическим процессам в Е. и в других арабских странах.

Важнейшие центры изучения истории: ф-ты гуманитарных наук ун-тов- Каирского, Александрийского и Айн-Шамс; Об-во коптской археологии (1934); Ин-т Египта, издаёт "Bulletin de 1'Institut Egyptien" (с 1857) и "Memoires" (с 1862); Географич. об-во Е. (1875); Центр источников и истории совр. Е. при Министерстве культуры (1967); Ин-т араб. рукописей Лиги араб. гос-в (1946); Об-во исторических исследований (1925); Франц. ин-т вост. археологии (1881).

Н. Г. Калинин.

Экономическая наука. До революции 1952 преобладали концепции, заимствованные из бурж. политэкономии стран Запада (идеи Ф. Бастиа, И. Бентама, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса и др.). Вместе с тем издавались и оригинальные работы по экономике, истории экономич. развития, статистике (Мухаммеда Фах-ми Лахиты, Мухаммеда Хамзы Улейша, Рашида аль-Баррави, Али аль-Гритли и др.). Большая роль в формировании социально-экономич. мысли в Е. принадлежит Ассоциации политич. экономии, статистики, юриспруденции, созданной в 1909 и объединяющей видных экономистов, представителей деловых кругов. В 40-х гг. по ряду экономических проблем были опубликованы марксистские труды Ибрахима Амера, Фавзи Гиргиса.

Социально-экономич. преобразования, осуществлённые в Е. с 50-х гг., распространение идей марксизма-ленинизма способствовали усилению прогрессивных тенденций в экономич. мысли; при решении конкретных экономич. вопросов начинает использоваться опыт еоциали-стич. стран. Наряду с бурж. концепциями, опирающимися на теории зап.-европ. и амер. бурж. экономистов и обосновывающими для Е. капиталистич. путь развития, мелкобурж. направлениями развивается революционно-демократич. экономич. мысль, сближающаяся по ряду проблем с марксистскими взглядами (Мухаммед Давейдар, Заки Шафии). Позиции революц. демократов, касающиеся перспектив экономич. развития Е. по некапиталистич. пути, отражены, в частности, в Хартии нац. действий. Важное место начинают занимать труды представителен марксистской экономич. мысли (Йсмаил Сабри Абдалла, Фуад Мурси, Ибрахим Саад-ад-дин). Основные проблемы, разрабатываемые экономистами Е., связаны с дальнейшими путями развития экономики, укрепления государственного сектора.

Экономистов готовят в Каирском ун-те (ф-ты торговый, экономики и политич. наук); ф-ты торговли ун-тов Айн-Шамс, Александрийского и Асьютского, Ин-т финансов и торговли (основан в 1942). Наиболее крупные издания: "Аль-Ахрам аль-Иктисадия" (с 1909: экономич. приложение к газ. "Аль-Ахрам", выходит 2 раза в месяц), "L'Egypte Contemporaine" (журн. Егип. ассоциации политич. экономии, статистики и юриспруденции, с 1910, выходит раз в квартал).

В. Е. Донцов.

Юридическая наука связана с традиционным мусульманским правом, сложившимся к 10 в. После длительного застоя традиционного права в 19 - нач. 20 вв, возникло движение реформаторов ислама (Мухаммед Абдо и др.), выступавших за приспособление шариата к потребностям буржуазного развития Е. Во 2-й пол. 19 в. в правовой науке отразилось своеобразие правовой системы Е.: после принятия в 70-80-х гг. первых нац. кодексов (гражд., торг., уголовный, гражд. процессуальный и др.) большинство ин-тов этих отраслей права регулировалось нормами, заимствованными из франц. системы права. Вместе с рецепцией этой системы были восприняты и нек-рые доктрины франц. бурж. правовой пауки. В конце 19 в. сё положения развивались т. н. хедивской юридич. школой, один из представителей к-рой - Хусейп Фахри-паша - возглавлял работу по составлению кодексов законов по франц. образцу. Тогда как правоведы традиц. школы разрабатывали в основном проблемы семейного и наследств. права (Мухаммед Кадри-паша), последователи европейской юридич. школы занимались комментированием кодексов (Кахиль Абд аль-Азиз, Сами Махмуд и др.).

В новейшее время в рамках традиц. школы мусульм. права сложились два течения: последователи реформаторов (Рашид Рида, Мухаммед Юсеф Муса, Мухаммед Мустафа аль-Мараги, Абд аль-Ваххаб Халлаф и др.) и сторонники законодат. урегулирования всех гражданско-правовых отношений на основе шариата (Мухаммед Сулейман, Ахмед Мухаммед Шакер, Мухибб-ад-дин аль-Хатыб). Принятый в 1948 Гражд. кодекс Е. отразил стремление к модернизации законодательства, хотя он предписывал судьям руководствоваться нормами мусульм. права при восполнении пробелов в законе.

После революции 1952 многие юристы Е. активно участвуют в разработке нового законодательства: созданы первый в истории Е. Кодекс законов о труде (1959), Кодекс социального страхования (1964) и др. Разрабатываются проблемы общей теории права (Кира Хасан, Мадкур Мухаммед Сами) и отраслевых наук: гражд. (Мурси Мухаммед Камиль, Абд ар-Раззак ас-Санхури), торг. (Салех Мухаммед, Шафик Мохсен, Юнис Али Хасап), уголовного (Шафик Шихата), процессуального (Иззет Абд аль-Халик), гос. л адм. (Халиль Осман. Сулейман Мухаммед Тамани) права.

Центры юридич. науки - ф-т мусульм. права в ун-те аль-Азхар в Каире, юридич. ф-ты других ун-тов и Египетская ассоциация международного права. Правовые вопросы освещаются в журналах: "Магаллят аль-канун ва лъ-иктисад" (с 1931) и "Аль-Магалля аль-мисрия ли ль-канун аддаули" (с 1945).

Л. Р. Сюкияйнен.

Языкознание. Ср.-век. араб. грамматич. система и лексикография сложились под влиянием инд. грамматики и греч. логики. Родоначальниками араб. грамматич. учения считаются представители басрийской грамматич. школы Халиль и его ученик Сибавсйхи, создавший знаменитый трактат "Аль-Китаб" ("Книга", 8 в.). Наиболее видными ср.-век. грамматистами Е. были Ибп аль-Хаджиб и Ибн Хишам. Со 2-й пол. 19 в. ставятся проблемы развития араб. яз. для пользования им во всех сферах жизни (Рифаа ат-Тахтави). В нач. 20 в. в обсуждении вопроса о путях формирования нового лит. араб. яз. наметились два направления: одни (Лут-фи ас-Сайид, Касим Амин) выступили против абсолютного применения классич. яз., считая, что в основу нового лит. яз. должны лечь диалекты; сторонники второго, победившего в дальнейшем, направления (Хифни Насыф, Али Юсеф и др.) ратовали за сохранение классич. яз. с нек-рым его обновлением. Эти тенденции отразились и в школьных учебниках, и в ряде трудов 30-х гг. (Али аль-Джарим) и последующих десятилетий - в книгах Ибрахима Мустафы "Возрождение грамматики" (1959) и Абд аль-Алима Ибрахима "Практическая грамматика" (1970).

Главные науч. па-правления: традиционное, исходящее из ср.-век. лингвистич. учения (Абд аль-Хамид Хасан, "Правила арабского языка", 1946, 2 изд. 1952; Аббас Хасан, 4-томная "Полная грамматика", 1960-63, 4 изд. 1971); исследования сравнитсльно-историч. и теорстич. характера (Ибрахим Анис, "Тайны языка", 2 изд. 1963; Абдаррахман Айюб, "Критические исследования по арабской грамматике", 1957; Таммам Хассан, "Методика лингвистического исследования", 1964); труды в сравнит. семитология, освещении (Мурад Камиль и др.); отдельные работы, написанные с привлечением чисто формальных способов описания языка (Аод аль-Гани Халафалла, "Дескриптивная грамматика египетского саидского говора", 1969). Фонетике и фонологии посвящены монографии Ибрахима Аниса ("Фонетика", 3 изд. 1963) и Абдар-рахмана Айюба ("Звуки речи", 1963). Значительны результаты в области лексикологии и лексикографии. В 1960 вышел 2-томный толковый "Средний словарь".

Изданы 1-й т. "Большого словаря" (1956) - капитальный свод классич. и новой лексики; "Словарь лексики Корана" (ч. 1-6, 1949-53). Издана серия тер-минологич. словарей. Академия араб. языка выпустила 8 тт. терминологич. словаря (с 1942). Известны 2-язычные англо-араб. словари Э. А. Эльяса (1913, 13 изд. 1961), политехнич. словарь Исмаила Муз-хнра "Ан-Нахда" ("Возрождение", 1962). Наряду с книгой Ибрахима Аниса "Арабские диалекты"