БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101миды имеют теперь, как правило, лишь кам. каркас из стен, расходящихся от центра к сторонам и углам пирамиды, промежутки между к-рыми заполняются кирпичом, песком, обломками камней. В архитектуре проявляется влияние провинц. традиций-мастабы сменяются скальными гробницами, вырубленными в склонах гор, вход в к-рые обычно оформляется в виде портика с 2 или 4 колоннами. Последние нередко имеют каннелюры, круглую базу и прямоугольный абак. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, к-рые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).

В эпоху Среднего царства расширяется стр-во ирригац. сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов. По остаткам г. Кахун в районе Файюма (нач. 2-го тыс. до н. э.) можно судить о резком классовом неравенстве: кварталы строит. рабочих, отделённые от остальной части города стеной, состоят из маленьких глинобитных хижин; жилища вельмож, как правило, огороженные глухой стеной, строятся из кирпича-сырца и имеют множество прямоугольных помещений с колоннами и портиками, галереи, внутр. дворы; стены и потолки дворцов покрываются росписями; к дворцам примыкают многочисл. служебные постройки (илл. см. т. 7,. стр. 209).

В изобразит. иск-ве Среднего царства усиливаются реалистич. тенденции. В стенных росписях гробниц правителей номов (номархов) изображения приобретают большую композиц. свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, зверей и птиц (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н. э., и Бени-Хасане, 20 в. до н. э.). Рост индивидуалистич. устремлений проявляется наиболее ярко в скульпт. портрете. Статуи фараонов при сохранении традиц. канонов композиции остро фиксируют индивидуальные и возрастные физич. особенности модели. В них появляются элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменсмхета III, 19 в. до н. э.). Виртуозная обработка твёрдых пород камня (гранита, диорита) в портретах этого времени как бы отражает борьбу скульптора с материалом. Инструмент скульптора глубоко врезается в массу камня, выявляя чёткую структуру лица и придавая изображению драматич. экспрессию.

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов (1700- ок. 1580 до н. э.), иск-во Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства. Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключит. роскошь быта егип. знати этого времени. Суровые, драматич. образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Созданный в нач. 15 в. до н. э. архитектором Сенмутом храм царицы Хатшепсут в Дейрэль-Бахри представляет собой развивающийся в пространстве архитектурный комплекс, состоящий из двух ярусов террас, обрамлённых портиками, обнесённого колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгие линии карнизов и протодорич. колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Исполненные мягкости и изящества статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. Усиление интимнолирич. начал характерно и для стенных росписей этого времени. В них появляются невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж (росписи гробниц Рехмира, Нахт и Дже-серкарасенеба в Фивах, кон. 15 в. до н. э.).

В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, нач. 15 в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, кон. 15 в. до н. э.). Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Такие храмы имеют, как правило, обнесённый колоннадой открытый двор и гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн, за к-рым следует святилище со статуями богов. Вход в храм оформляется в виде двух пилонов с дверным проёмом между ними, перед к-рыми воздвигаются обелиски и статуи богов или фараонов. К храму ведёт аллея сфинксов. Стены храмов украшаются рельефами со сценами военных побед фараонов (храмы бога Амона-Ра в Карнаке, 16-12 вв. до н. э., и Луксоре, 15-13 вв. до н. э.). В период правления фараона Эхнатона упраздняются культы старых богов, вводится культ бога Атона.

Строится новая столица Е.- Ахетатон. Искусство времени Эхнатона отличается полемич. заострённостью образов, гротескной утрировкой индивидуальных болезненно-уродливых черт фараона. Разрыв со старыми канонами приводит к появлению новых тем: фараон часто изображается в семейной обстановке, беседующим с женой и ласкающимдетей (рельеф с изображением семьи Эхнатона, 1-я четв. 14 в. до н. э.). К концу правления Эхнатона гротескная заострённость сменяется аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами др.-егип. иск-ва являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити, отличающиеся строгим изяществом линий, тонкостью портретной характеристики, мягкостью виртуозной обработки поверхности камня. Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредств. преемниками. Сохраняя технич. совершенство и декоративное изящество, иск-во Е. 1-й пол. 14 в. до н. э. приобретает, однако, оттенок академич. холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона - золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефными и расписными изображениями - 1-я пол. 14 в. до н. э., Егип. музей, Каир). Традиции эпохи Эхнатона продолжают сохраняться в работах ряда фиванских и мемфисских мастеров. Острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью контурного рисунка отличаются рельефы и росписи с изображением рабов и плакальщиков (один из лучших рельефов на эту тему - в моск. Музее изобразит. иск-в).

Во 2-й пол. 14 в. до н. э. расширяется храмовое стр-во. Сооружаются новые святилища в храмах бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Иск-ву этого времени свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке с 134 массивными колоннами, с цветными рельефами на стенах и стволах колонн; илл. см. т. 6, стр. 544). Вновь получает распространение скальный тип храма (целиком высеченный в скале Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с 4 гигантскими статуями фараона у входа и уменьшающимися в глубину 2 огромными залами со статуями, приставленными к столбам).

Высокого уровня достигает в Е. декоративно-прикладное иск-во (сосуды и блюда из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, художеств. мебель и др.). Подчиняющиеся осн. стилистич. закономерностям др.-егип. иск-ва бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

Последний расцвет др.-егип. иск-ва происходит при фараонах т. н. Саисской династии (7 в. до н. э.). Для этого времени характерно обращение к древним традициям, эклектич. соединение художеств. приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные, статуи и рельефы этого периода часто отмечены академич. отвлечённостью. Вместе с тем к 7 в. до н. э. относится и ряд портретов, выразительных по характеристике (статуя Мантуэмхета).

После завоевания страны Александром Македонским (4 в. до н. э.) Е. включается в сферу эллинистической культуры, а позлее-культуры Рима Древ него. Культовая архитектура этоговремени, сочетающая антич. и др.-егип. формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 3-1 вв. до н. э.). Оригинальный сплав др.-егип. и рим. традиций представляют собой живописные портреты 1-4 вв. н. э., найденные в оазисе Файюм (см. Фаюмские портреты). С переходом Е. под власть Византии (кон. 4 в.) в стране складывается один из своеобразных местных вариантов христ. иск-ва (см. Копты). После завоевания страны арабами (7 в.) Е. становится одной из областей распространения арабской культуры.

Илл. см. на вклейках - к стр. 40-41 и табл. III, IV (стр. 64-65).

Музыка. Музыкальная культура Е.- одна из самых древних. Первые дошедшие до нас материальные памятники муз. культуры относятся к нач. 3-го тыс. до н. э. Это различные муз. инструменты - трещотки, погремушки, свистки из ракушек и т. д. О распространении музыки в быту свидетельствуют также многочисл. памятники изобразит. иск-ва - барельефы на стенах гробниц, росписи с изображением певцов и музыкантов. Музыка была непременным спутником массовых празднеств. религ. обрядов, сопровождала трудовые процессы. Нотных записей или теоретич. трудов, на основе к-рых можно было бы составить представление о характере музыки Е., не обнаружено. Но на основании ряда данных исследователи пришли к выводу, что в Е. существовала преим. одноголосная музыка, носившая, как и у др. народов ранних цивилизаций, синкретич. характер; она была неразрывно связана с танцем, пантомимой, драматич. представлениями, лит-рой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную, к-рые развивались параллельно и были тесно связаны друг с другом. Обогащался инструментарий, усложнялись формы исполнения, возникали ансамблевые виды исполнительства, зародилось иск-во хейрономии (одна из ранних форм руководства хоровым исполнением, прообраз будущего дирижирования). В эпоху Нового царства, по-видимому, зародились и примитивные формы многоголосной музыки. Анализ муз. инструментов показывает, что большинство из них было способно воспроизводить звуки звукоряда без полутонов, что подтверждает распространение пентатоники, характерной для большинства стран Востока. Есть основания полагать, что отд. инструменты, сохранившиеся в быту народов, населяющих АРЕ, также происходят из Древнего Е. В различных музеях мира хранятся мн. инструменты Ё.: систры (погремушки), арфы, флейты, гобои, деревянные и бронзовые трубы, свирели, пневматич. и гидравлич. органы, ударные разных видов. Муз. культура Е. испытала влияние соседних народов; в период Нового царства при дворе наряду с местной капеллой была создана и сирийская капелла.

В Е. зародились также основы этич. понимания муз. иск-ва. Егип. источники подразделяют музыку на "полезную" и "вредную". Исполнители музыки - проф. музыканты-поэты пользовались большим почётом, считались родственниками фараонов. В эллинистич. и рим. периоды музыка в Е. сохраняла свою самобытность. После завершения периода рим. владычества в Е. начался новый период развития муз. культуры этой страны, тесно связанный с муз. иск-вом турок, арабов и др. народов.

Лит.: Очерки по истории техники Древнего Востока. под ред. В. В. Струве, М. - Л., 1940; Лукас А., Материалы и ремесленные производства Древнего Египта, пер. с англ., М., 1958; Черезов Е. В., Техника сельского хозяйства Древнего Египта. (Конспект лекций), Черновцы, 1968; Кинк X. А., Как строились египетские пирамиды, М., 1967; Лауэр Ж. Ф., Загадки египетских пирамид, пер. с франц., М., 1966; Выгодский М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд., М., 1967; Нейгебауер О., Точные науки в древности, пер. с англ., М.. 1968; Веселовский И. Н., Египетская наука и Греция. Из истории древней математики и астрономии, в кн.: Труды Ин-та истории естествознания АН СССР, т. 2, М. - Л.. 1948; Wolf W., Kulturgeschichte des Alten Agypten, Stuttg., 1962; Erman A., Ralike H., Agypten und agyptisches Leben, Tubingen, 1923, Кар. 14; В runner H.. Altagyptische Erziehung, Wiesbaden, 1957; Neugebauer O., Parker R., Egyptian astronomical texts, y. 1 - 3, L., 1960-69; Borchardt L.. Die altagyptische Zeitmessung, В., 1920; Sloley R. W., Primitive methods of measuring time. With special reference to Egypt, "Journal of Egyptian Archaeology", 1931, v. 17; Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der schonen Kunste in Moskau. hrsg. und komment. von W. W. Struve, В., 1930; The Rhind Mathematical Papyrus, L., 1923; Breasted J., The Edvin Smith surgical papyrus, v. 1 - 2, Chi., 1930; Grapow H., Grundriss der Medizin der alten Agypter, Bd 1-8, В., 1954 - 1962; Lefebvre G., Essai sur la medecine egyptienne de Г epoque pharaonique, P., 1956; Westendorf W., Het onde Egypte, Amst. - Brussel, 1968.

Матье М., Древнеегипетские мифы, М. - Л., 1956; Ф ранк-Каменецкий И. Г.. Памятники египетской религии в Фиванский период, т. 1-2, М., 1917-18; Струве В. В., Социальная проблема в заупокойном культе Древнего Египта, в кн.: Религия н общество, Л., 1926, с.,. 5 - 28; Erman A., Die Religion der Agypter, В. - Lpz., 1934; Bonnet H., Reallexikon der agyptischen Religionsgeschichte, В., 1952; Kees H., Der Gotterglaube im alten Agypten, 2 Aufl., В., 1956; Drioton E., La religion egyptienne. P., 1957; M o r e n z S., Agyptische Religion, Stuttg., 1960.

Тураев Б. А., Египетская литература, т. 1, М., 1920; Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения Древнего Египта.: [Предисл. и прим. И. С. Кацнельсона], М., 1958; Коростовцев М. Д., Писцы Древнего Египта, М., 1962; Лирика Древнего Египта. [Вступ. ст. и прим. И. Кацнельсона, М., 1965]: Erman A., Die Literaturder Aegypter, Lpz., 1923; Lefebvгe G., Romans et contes egyptiens de 1'epoque pharaonique, P. ,1949; Thoorens L., Panorama des litteratures, t. 1, Verviers, [19661; Dоnadoni S., La letteratura egizia. fFirenze - Mil., 1967]; Zaba Z., Tesano do kamene, psano na papyrus, Praha, 1968.

Macперо Г., Египет. Пер. [с франц.], М., 1915; Павлов В. В., Скульптурный портрет Древнего Египта, М., 1957; его же, Искусство Древнего Египта, М., 1962; М атье М. Э., Искусство Древнего Египта, М., 1958; Памятники искусства Древнего Египта в музеях Советского Союза. [Альбом. Вступит. ст. В. В. Павлова и М. Э. Матье], М., 1958; Павлов В. В., Ходжаш С. И., Художественное ремесло Древнего Египта, М., 1959; Искусство Древнего Востока. Авторы текста М. Э. Матье, В. К. Афанасьева, И. М. Дьяконов, В. Г. Луконин, М., 1968; Лапис И. А., Матье М. Э., Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа, Л., 1969; Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970; Evers H. G., Staat aus dem Stein, Bd 1 - 2, Munch., 1929; Smith В., Egyptian architecture as cultural expression, N. Y.- L, 1938; Drioton E., Art egyptien, P.. 1950; Aldred C., The development of Ancient Egyptian art, v. 1 - 3, L., 1952; Mekhitarian A., Egyptian painting, N Y., 1954; Wolf W., Die Kunst Aegy-ptens. Gestalt und Geschichte, [Stuttg.], 1957. 3акс К., Музыкальная культура Египта, в кн.: Музыкальная культура древнего мира. [Сб. статей], под ред. и с вступ. ст. Р. Грубера, Л., 1937; Hickmann H., Musicolo-gie pharaonique, Kehl (Rhein), 1956; eго жe, Agypten Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lpz., [1961].

P. И. Рубинштейн (просвещение), И. С. Кацнелъсон (техника и наука), E. H. Максимов (мифология и религия), М. А. Коростовцев (литература), Р. Д. Шуринова (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное