БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101. Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в егип. мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества. Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями.

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологич. систем вост. деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Др. Египта: фетишизма (напр., поклонение камню беи-беи, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления растений (напр., священной сикоморы богини Xamoр) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое егип. божество почиталось в виде к.-л. животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора -в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот - в виде человека с головой ибиса, и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего х-ва к земледелию и скотоводству привёл к значит. переменам в религ. верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религ. представлениям, у каждого человека было неск. душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, к-рая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" - ответчики). Египтяне верили, что силой магич. заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от к-рых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мёртвых" - неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я гл. "Книги мёртвых" посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед лицом верх. судьи загробного мира Осириса происходила психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощённое грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца к-рых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай - "поля Иалу"

Первоначально в каждом доме чтили своего гл. бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах - Амону и т. д. Образовывались божеств. триады (напр., фиванская: Амоп - бог солнца, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два гос-ва (Верхний Е. и Нижний Е.), а затем в единую деспотию (ок. 3-го тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегос. культов, унификацию религии. Гл. место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей гос-ва стали Фивы, фиванский бог Амоп стал гл. божеством Е., и егип. жрецы отождествили его с прежним верх. богом Ра.

Иерархия богов во главе с царём богов представляет собой отражение порядков вост. деспотии. Верх. бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота), свои канцелярии и т. д. Офиц. религия объявила фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы привели к усилению жречества, к-рое начало оспаривать власть у фараонов. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась; введённый им культ единого бога солнца Атона вскоре был отменён. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы захватили престол Е. и установили теократию.

В Е. сложилась богатейшая религ. и магич. лит-pa. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мёртвых" и др. религ. сборники. Примером развития егип. теологич. мысли может служить т. н. Мемфисский богословский трактат (вторичная кодификация относится к 8 в. до н. э.), в к-ром за много веков до христианства проводилась мысль о Логосе - слове, созидающем мир. Теология Древнего Е. получила большое распространение в религиях антич. мира и оказала значит. влияние на христ. догматику, иконографию, обрядность. Так, напр., на христианских иконах встречаются элементы зооморфизма: св. Христофор с головой собаки - потомок Анубиса. Культ Осириса оказал влияние на христианство, в частности на пасхальные обряды; изображение древнеегипетского загробного суда - на христианскую иконографию Страшного суда.

Литература. Древнейшие памятники, написанные на егип. языке, датируются 3-м тыс. до н. э., последние составлены в первые века н. э. Произведения лит-ры Е. дошли до нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам. Лит-ра Е. является одной из древнейших лит-р мира. Как и для других древневосточных лит-р, для неё характерна анонимность текстов. Осн. жанры егип. лит-ры: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактич. произв., басни, эпос, любовная лирика и др. Мн. сюжеты фольклора и лит-ры ряда древних и совр. народов мира впервые встречаются в егип. лит-ре. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой науки. Егип. сказки насыщены яркой и образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончат. победе добра и справедливости над силами зла. Нек-рые из них носят явный отпечаток фольклора, напр. сказка о двух братьях, другие представляют собой результат творчества талантливых и опытных авторов, имена к-рых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение и др.).

Под "повествованиями" подразумеваются тексты, не содержащие элементов сверхъестественного, близкие к реальному исто-рич. фону (Повесть Синухета, Повесть Петеисе). Изложены эти "повествования" в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Их язык и стиль образный, яркий. Среди "повествований" выделяется папирус сер. 11 в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ - одно из лучших произведений егип. лит-ры. В нём имеются интересные сведения о странах, расположенных по вост. побережью Средиземного м. Выдержанное в реалистич. тонах, это "повествование" является, несомненно, лит. обработкой подлинного отчёта. Египтяне высоко ценили подобное художеств. произведение, о чём свидетельствуют дошедшие до нас отд. сочинения в неск. экземплярах. "Повествования" историч. характера имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараоновской власти. В дидактических произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор - реальный или вымышленный (в последнем случае к.-л. известный мудрец прошедших времён). "Поучения" нередко содержат грубо утилитарные наставления, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.

Наряду с памятниками художеств. лит-ры к егип. лит-ре относят тексты пирамид и надписи царей и вельмож, обладающие лит. достоинством. Лит-ра Е. оказала влияние на лит-ры др. народов древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-римский период). Нек-рые егип. сюжеты через греков проникли в лит-ру европ. народов.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Призванное обслуживать потребности религии и официально-гос. культа обожествлённого фараона, иск-во Е. выражало свои идеи в строго канонич. форме. Но, невзирая на регламентацию, оно пережило сложную эволюцию, отразившую изменения в по-литич. и духовной жизни егип. общества; в нём проявились яркие творч. индивидуальности, местные, локальные художеств. явления и школы. Невиданные до того времени общественно-гос. задачи побуждали егип. художников к поискам ясного, отточенного и впечатляющего художеств. языка. Ими были осмыслены и претворены в стройную систему осн. средства пластических иск-в: объём, масса, опора и перекрытие, ритм - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура и фактура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре. В Е. сложились мн. классические архит. формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразит. иск-ва (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.), особое значение приобрёл скульптурный портрет.

Памятники художеств. культуры в долине р. Нил восходят к глубокой древности. В 5-4-м тыс. до н. э. примитивные жилища из глины и тростника постепенно сменяются прямоугольными в плане постройками из дерева н кирпича-сырца. Статуэтки людей и животных, росписи на стенах гробниц н сосудах, рельефы на культовых пластинах связаны с заупокойным культом и отражают магические охотничьи верования. Изображения, как правило, геометризованы и упрощены. Пространство заполняется отдельными, не связанными друг с другом фигурами, нередко находящимися в различных планах (росписи в Иераконполе, кон. 4-го тысячелетия до н. э.). Существовавший в это время принцип изображения частей человеческой фигуры в разных аспектах (то в профиль, то в фас) сохранился в иск-ве Е. и в дальнейшем. На рубеже 4-3-го тысячелетий до н. э. композиция приобретает большую упорядоченность и разбиваетсяна полосы, появляются попытки выделить размером фигуру вождя, часто представляемого в образе быка. В период Раннего царства начинают складываться принципы др.-егип. иск-ва, ставшие основой его развития на неск. тысячелетий. Формируется иерархия видов и жанров иск-ва.

В системе иск-в ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Осн. видом культовой архитектуры этого времени является мастаба - прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй. Геом. обобщённость, симметрия и статика присуши и скульптуре этого времени (статуя фараона Хасехема, нач. 3-го тыс. до н. э.). В рельефах усиливаются ритмич. упорядоченность композиции и графич. чёткость силуэтов, изображения строго подчиняются плоскости камня (палетка фараона Нармера, ок. 3000 до н. э.). В период Древнего царства найденные ранее художеств. приёмы обретают стилистич. законченность. Возникают новые архит. типы. Зодчий Имхотеп создаёт архит. тип пирамиды. Для фараона Джосера он строит в Саккаре комплекс заупокойных сооружений, центром к-рого является ступенчатая гробница-пирамида, состоящая из 6 уменьшающихся кверху мастаб. В дальнейшем зодчие Древнего царства лишь совершенствовали форму пирамиды, выравнивая её стены и придавая её очертаниям геом. ясность и чистоту. Завершённый тип пирамиды представлен в комплексе в Гизе, включающем пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун), Хефрена и Микерина (илл. см. т. 2, табл. XXVII). Предельная простота форм в сочетании с гигантскими размерами создаёт архит. образ, исполненный отчуждённого сверхчеловеческого величия.

Расположенные у пирамид строгие ряды мастабообразных гробниц придворных и величественная фигура сфинкса отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. Находящиеся вблизи пирамид поминальные храмы, огороженные стенами и внешне напоминающие маетабу, состояли из прямоугольных залов, потолки к-рых опирались на массивные 4-гранные столбы. Храмы соединялись длинными крытыми ходами с аналогичными зданиями, служившими своего рода вестибюлями. Ритмически чередующиеся простые геом. формы, гладкие, полированные поверхности стен, пола и потолка, сложенных из различных пород камня, служили фоном для застывших в неподвижности статуй фараона-божества. К концу Древнего царства композиция поминальных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окружённый внутри рядом монументальных, отточенных по форме колонн с обобщёнными капителями, воспроизводящими различные растения Египта - пальму, папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся гл. божеству Египта - богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина к-рого была обита золотом.

Существ. место в иск-ве Древнего царства занимают настенная живопись, круглая скульптура и рельеф, тесно связанные с заупокойным культом. Статуи фараонов и их приближённых ставились в гробницах и поминальных храмах. Покрывавшие стены гробниц росписи и рельефы воспроизводят подробные картины благополучной жизни в царстве мёртвых - сцены приношений и празднеств, богатые поместья и изобильные поля с работающими на них рабами и т. п. В них находят широкое отражение жизнь и быт египтян. Разбитые на полосы, строго подчинённые плоскости, ритмически чередующиеся изображения бытовых сцен на рельефах и росписях отличаются, несмотря на соблюдение осн. канонов, относительно большей свободой и непринуждённостью, чем изображения фараонов. В них проявляются свойственные егип. художникам богатая творч. фантазия, чувство ритма, красоты обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тысячелетия до н. э.). В эпоху Древнего царства большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещёнными ногами и т. п.), отличающиеся торжеств. статикой портретные статуи этого времени поражают ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, царевича Анххафа, жреца Ранофера, писца Каи и др.).

Виртуозные мастера обработки камня, егип. скульпторы не преодолевают, а выявляют его природные свойства: твёрдость, тяжесть, статику. В произведении всегда угадывается изначальная структура материала. Объёмы изваяний обобщены, переходы между ними сглажены. Тщательно выполненные детали одежды, головные уборы, ювелирные украшения играют в статуях роль декоративных элементов.

В эпоху Среднего царства в искусстве Е. появляется ряд новых черт. Гробницы фараонов утрачивают грандиозность. Пира