БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101то-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, к-рые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Особенно привлекает Г. графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с исп. просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. X. Кинта-ной) обостряет неприязнь Г. к феодально-клерикальной Испании. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 - зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.

В 1790-х-нач. 1800-х гг. исключит. расцвета достигло портретное творчество Г. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес, Музей изобразит. иск-в, Будапешт; Ф. Байеу, 1796, Прадо; Ф. Савасы Гарсиа, ок. 1805, Нац. гал. иск-ва, Вашингтон), и му-жеств. противостояние, даже вызов окружающему ("Ла Тирана", 1799, АХ, Мадрид; портреты - доктора Пераля, 1796, Нац. гал., Лондон, Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. 1806, Нац. гал., Лондон). Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, к-рые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в "Семье короля Карла IV" (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в "Махе одетой" и "Махе обнажённой" (обе - ок. 1802, Прадо). Программно-заострённым воплощением настроений Г. явилась первая большая серия офортов "Капричос" (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в нач. 1799), в к-рой в гротескно-трагич. форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политич. и духовных основ исп. чстарого порядка". "Капричос"-творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художеств. выражение века Просвещения и Великой франц. революции. Вместе с тем это произв. наряду с "Фаустом" Гёте вдохновляло творч. искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Г. острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя к-рых он отвергал абстрактно "правильное" и "разумное". Г. первым из художников противополагает безличному классицистич. рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения. Невиданно конкретным историзмом, подлинно нар. энергией и страстью личного переживания пронизаны картины "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе ок. 1814, Прадо). В отличие от зрелищно построенных историч. картин романтиков, оба эти произв. Г. более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц и той широтой мировоззрения, к-рая позволяет художнику быть одновременно исп. патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности. Своеобразным философско-историч. осмыслением судьбы народа в трагич. эпоху жизни Испании явились офорты "Бедствия войны" (82 листа; 1810-20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные б. ч. в период народно-освободит. войн против наполеоновского нашествия и первой исп. революции (1808-14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Г., он жил в одиночестве в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т.е. "Дом Глухого"), стены к-рого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободит. энергии юности ("Юдифь"). Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа; 1820-23, изданы в 1863 в Мадриде под названием "Пословицы"). Но и в самых мрачных видениях Г. давящая тьма не может остановить движение, к-рое для него, как и для революц. романтиков,- самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмич. лейтмотивом в "Похоронах сардинки" (ок. 1814, Прадо), в серии офортов "Тавромахия" (1815, изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине "Моление о чаше" (1819, духовное уч-ще Сан-Антонио, Мадрид) и в знаменитых "Кузнецах" (1819, собр. X. Фрика, Нью-Йорк). Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах "Водоноска" (1810, Музей изобразит. иск-в, Будапешт) и "Махи на балконе" (ок. 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Человечность и мудрость Г. находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

Последние четыре года жизни Г. провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия "Бордоские быки", 1826), создаёт полную оптимизма картину "Молочница из Бордо" (1827-28, Прадо). К этому времени влияние Г. на художеств. культуру начинает приобретать общеевроп. значение.

Илл. см. на вклейке к стр. 24-25.

Лит.: Левина И. М., Гойя, Л. -М., 1958; Прокофьев В. Н., "Капричос" Гойи, М., 1970; Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923; К1ingender F. D., Goya in the democratic tradition, L., 1948, 2 ed., N. Y., 1968; Sanсhez Canton F. J., Vida у obras de Goya, Madrid, 1951; Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961; Harris Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1 - 2, Oxf., [1964]; Wyndham Lewis D. В., The world of Goya. L., 1968; Gudiol J. Goya, L.-N. Y., 1969; Goya. Konigliche Gemaldegalerie "Mauritshuis". [Katalog, Haag, 1970] (библ.). В. Н. Прокофьев.



ГОККО, краксы (Cracidae), сем. птиц отряда куриных (Galliformes). Размеры крупные или средние. Ноги сильные; хвост закруглённый, длинный; крылья короткие; у нек-рых Г. на голове гребневидный хохол; клюв иногда у основания вздутый. 44 вида. Обитают в лесах. Б. ч. времени проводят на деревьях; здесь же строят гнёзда; в кладке 2-3 белых яйца. Питаются насекомыми и плодами. Распространены в Америке, от Мексики до Сев. Аргентины. Среди Г. хорошо известен хохлатый Г. (Crax alector); самцы сине-чёрные с белым брюшком, у самок брюшко рыжеватое. Дл. тела 95 см. Г.- объект охоты.



ГОКЛА (ум. в кон. 1669 или 1670), руководитель антимогольского крест. восстания джатов в 1669 в Сев. Индии. Под руководством Г. джаты одержали ряд побед над войсками военачальников Аурангзеба. Попал в плен к Моголам и был казнён.



ГОКХАЛЕ Гопал Кришна (9.5.1866, Колхапур, Махараштра,-19.2.1915, Пуна), деятель нац.-освободит. движения Индии в кон. 19 - нач. 20 вв. Один из ведущих лидеров умеренного крыла Индийского национального конгресса (ИНК). В 1884 окончил Элфинстонский колледж в Бомбее. До 1902-проф. истории и политич. экономии в одном из колледжей Пуны.

Возглавлял "Об-во граждан Пуны" - орг-цию умеренного крыла националистов в Махараштре. С 1889 чл. ИНК. В 1899 стал чл. Законодательного совета Бомбея, в 1902 - Центр. законодательного совета при англ. вице-короле в Индии. В 1905 избирался президентом ИНК. В 1905 основатель и в 1905-15 лидер "Об-ва слуг Индии", выступавшего за социально-бытовые реформы. Т. Ф. Девяткина.

ГОКЧА (тюрк. гёк-чай - синяя вода), прежнее название озера Севан в Арм. ССР.



ГОЛА, гула, народ, живущий в зап. части Либерии, между pp. Сент-Пол и Мано, а также в пограничных р-нах Сьерра-Леоне. Численность в Либерии св. 150 тыс. чел., в Сьерра-Леоне св. 10 тыс. чел. (1967, оценка). Г. подразделяются на племена: денггола, толди, мана, Гобла и др. Язык относится к зап.-бантоидной группе. Большинство Г. сохраняет древние традиц. верования, небольшая часть - мусульмане. Осн. занятия - земледелие (рис, маниок), сбор плодов масличной пальмы и бананов.

ГОЛАВЛЬ, головль, головень (Leuciscus cephalus), пресноводная рыба сем. карповых (Cyprinidae). Дл. тела до 80 см, весит до 8 кг. Голова толстая (отсюда назв.), лоб широкий и плоский, чешуя довольно крупная. Г. распространён во мн. реках Европы и Передней Азии. Образует ряд подвидов. Нерест в начале мая. Плодовитость св. 100 тыс. икринок. Предмет спортивного рыболовства.

ГОЛАН (Holan) Владимир (р. 16.9. 1905, Прага), чешский поэт. Выступил в сер. 20-х гг. В первых стихах ощутимо влияние авангардистского течения поэтизма. Сб-ки нач. 30-х гг. отражают трагич. восприятие действительности. В сб. "Камень, ты придёшь..." (1937) выражены протест против нищеты и сочувствие исп. антифашистам. В сб-ках "Сентябрь 1938" (1938), "Песня трёх королей" (1939, опубл. 1946), "Сон" (1939) в причудливо-фантастич. образах Г. передаёт ужас нем.-фаш. оккупации. В стихах и поэмах 40-х гг. усиливается эпич. элемент. В поэмах и стихотв. циклах "Благодарность Советскому Союзу" (1945), "Красноармейцы" (1947) связь поэзии с реальностью более непосредственна. В 50- 60-е гг. Г. создал поэмы "Бегство", "Зузана в ванне", цикл стихов "Моцар-тианак В 50-60-е гг. в творчестве Г. преобладает жанр филос. лирики. Переводит произв. Р. М. Рильке, Ш. Вильдрака, М. Ю. Лермонтова, исп. и арм. поэзию.

Соч.: Sebrane spisy, sv. 1, 2, 9, 11, Praha, 1965-68; в рус. пер., в кн.: Антология чешской поэзии, т. 3, М., 1959.

Лит.: Brabec J., Holan, в кн.: Jak cist poezii, Praha, 1963. Л. Я. Будагова.

ГОЛАРКТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ, Голapктика (от греч. holos - весь и arktikos - северный), флористич. и зоогеографич. область суши. Для растений и животных границы Г. о. не совпадают.

Голарктическая флористическая область (или флористическое царство) занимает внетропич. часть Сев. полушария; юж. граница её проходит примерно вдоль тропика Рака; граничит с Неотропической областью и Палеотропической областью. На долю Г. о. приходится почти половина суши, а за вычетом пространств, покрытых материковыми ледниковыми щитами, даже несколько больше половины площади, доступной для произрастания наземных растений. Флоры Г. о. складывались в позд-немеловое - палеогеновое время, но подвергались преобразованию в связи с общим охлаждением внетропич. пространств и развитием контрастного рельефа земной поверхности начиная с конца палеогена. В неогене и плейстоцене сложились осн. особенности флор более сев. частей Голарктики. Древние черты флор в значит. степени сохранились в юж. её частях, (в особенности в Вост. Азии и, отчасти, в Сев. Америке). В раннем палеогене климат юж. окраин Г. о. был почти тропическим, однако местами значит. сезонные колебания темп-ры определили раннее развитие мезофильных листопадных древесных пород, к-рые в сочетании с относительно теплолюбивыми хвойными и при незначительном присутствии вечнозелёных лиственных деревьев составили основу арктотретичной флоры. Между флорами всех областей Голарктики улавливаются генетич. связи, обусловленные меньшей в минувшие геол. эпохи дифференциацией физико-географич. условий, более тесными контактами между флорами отд. частей Голарктики и существованием в прошлом океана Тетис, отграничивавшего голарктич. сушу от тропич. материковых пространств.

Для юж. частей совр. Г. о. характерны большее видовое и, отчасти, родовое богатство флор и своеобразие видового состава, чем для северных. Наиболее богаты флоры Вост. Азии, Ю.-В. Сев. Америки, Калифорнии, Средиземноморья; в СССР - флоры Закавказья. Бедны флоры Арктики, пустынь Сахары, Сирийской, Турана и Центр. Азии. Флоры гористых частей выделяются резкой пространств. дифференцированностью их состава.

Для флор Г. о. характерны сем. сложноцветных, злаков, осоковых, бобовых, лютиковых, лилейных, крестоцветных, гвоздичных, розоцветных, зонтичных, норичниковых, губоцветных и др. Ни одно из этих семейств, однако, не эндемично. Из древесных растений характерны представители сем. берёзовых, ивовых, ореховых, розоцветных и др., из хвойных - таксодиевые (в основном древние - реликтовые - роды с узко ограниченным совр. распространением) и особенно сосновые, из к-рых лишь единичные виды проникают в смежные с Г. о. районы. Ограниченно представлены ароидные, орхидные (только наземные формы), молочайные, мареновые, пальмы и миртовые (только вблизи юж. окраины). Умеренно представлены (относительно богато на В. Азии и в др. влажных, умеренно тёплых областях) папоротники. Роль плаунов и хвощей (как и везде немногочисленных) относительно выше, чем во мн. тропич. флорах. Удельный вес мхов и лишайников возрастает (исключая аридные области) по мере продвижения с Ю. на С. Грибы представлены значит. числом видов во всех достаточно увлажнённых частях Голарктики.

Г. о. (или царство) подразделяют на ряд флористич. подобластей (или областей). В пределах Старого Света можно выделить подобласти (или области): Средиземноморскую, Среднеевропейскую, Центр.-азиатскую, Вост.-Азиатскую, Бореальную и Арктическую; последние две охватывают и север Сев. Америки, более юж. части к-рой разделяются на 2-3 самостоят. подобласти. Возможны и другие, в т. ч. более дробные (с выделением до 15 и более подобластей), подразделения. Каждой подобласти свойствен более устойчивый, чем Голарктике в целом, набор систематич. групп растений и соотношений между ними, наличие эндемичных родов (мало в Арктич., Бореальной, Среднеевроп. областях и много в Вост.-Азиатской, Средиземноморской). Существеннейшие черты флор юж. областей сложились в своей основе раньше, чем более молодые флоры умеренного пояса и особенно сев. частей Г. о. Сравнительно недавние преобразования флор характерны также для пространств засушливых или испытавших значит. поднятие во время альпийской складчатости и после неё, а также испытавших в антропогене интенсивное оледенение. См. также Флористические области земного шара.

Лит.: Дильс Л., Ботаническая география, П., 1916; Павлов Н. В.. Ботаническая география СССР, А.-А., 1948; его же. Ботаническая география зарубежных стран, ч. 1 - 2, М., 1965; Алёхин В. В., Кудряшов Л. В., Говорухин В. С., География растений с основами ботаники.. 2 изд., М., 1961.

В. С. Говорухин, А. И. Толмачёв.

Голарктическая зоогеографическая область занимает б. ч. Сев. полушария - Сев. Америку (включая арктич. архипелаг и Гренландию на С. и Мексиканское нагорье на Ю.), всю Европу, Сев. Африку и Азию (исключая Индию и Индокитай). Юж. граница Г. о. совпадает с сев. границей Неотропической, Эфиопской и Индо-Малайской (Восточной) областей. Г. о., составляющая б. ч. Арктогеи, была выделена в 1882 амер. зоологом А. Гейлприном. До этого зоогеографы относили эту территорию к двум отд. областям - Неарктической (для Америки) и Палеарктической (для Евразии и Сев. Африки), к-рые теперь принято считать отделами Г. о. Представление о единой Г. о. основано на детальном изучении состава и размещения не только современной фауны Сев. Америки и Евразии, но и ископаемых форм. Для решения вопроса о единстве Г. о. существенна разработка учения о политипич. биологич. виде и перестройка системы мн. групп животного мира, в т. ч. млекопитающих. В результате обнаружилось, что мн. обитатели Евразии и Америки, к-рые считались хотя и близкими, но разными видами, принадлежат к одному виду, что свидетельствует о сходстве, а не различии фаун.

Фауна Г. о., несмотря на занятую ею большую территорию и разнообразие природных условий (от пустынь и тундр Арктики до влажных субтр