БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

1398612215360852291018). Е. в. с. ставило задачи содействовать развитию междунар. экономич. связей путём расширения многосторонних расчётов и либерализации торговли и движения капиталов. Соглашением стимулировалось преимущественное использование для расчётов между его членами открытого валютного рынка, а не механизма многосторонних клиринговых зачётов. Был создан Европ. фонд в сумме 607,5 млн. расчётных единиц (приравненных по золотому содержанию к доллару), из к-рых 271,6 остались после ликвидации ЕПС и 335,9 подлежали взносу участниками. Управление Европ. фондом было возложено на Правление директоров, назначаемых Советом Организации экономич. сотрудничества и развития (ОЭСР). Технич. агентом по операциям Е. в. с. является Банк междунар. расчётов в Базеле.

В отличие от ЕПС, сальдо многосторонних расчётов в рамках Е. в. с. погашается каждой страной в золоте или долларах. Кредиты Европ. фонда предоставляются по решениям Совета ОЭСР на срок до 3 лет, по решениям Правления Е. в. с. на срок до года в суммах не выше 50 млн. долл. Задолженность стран по кредитам Европ. фонда за всё время его существования не превышала 100 с небольшим млн. долл., поэтому необходимости востребовать взносы участников для пополнения фонда не возникало. Роль Е. в. с. в определении валютной политики стран-участниц крайне незначительна, т. к. в этом качестве он дублирует Международный валютный фонд.

Е. Д.. Золотаренко.

"ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО" ("ЕОС"), воен. группировка 6 зап.-европ. государств: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, создание к-рой предусматривалось Парижским договором 1952 и "О6щим договором" 1952. Планы создания "ЕОС" не были осуществлены, поскольку 30 авг. 1954 Нац. собрание Франции отклонило Парижский договор 1952. Однако с принятием Парижских соглашений 1954 эти планы фактически были претворены в жизнь в рамках др^ воен. группировки - Западноевропейского союза, участником которого, помимо государств, намеревавшихся войти в "ЕОС", стала также Великобритания.



ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛИ И СТАЛИ (ЕОУС), международная roc.-монополистич. организация, объединяющая каменноугольную, железорудную и металлургич. пром-сть Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (эти страны с 1958 образуют Европейское экономическое сообщество). Объединение создано в 1951 сроком на 50 лет и провозгласило целью содействовать экономич. развитию стран-членов путём образования общего рынка для продукции угольной и металлургич. пром-сти. Создание ЕОУС явилось результатом структурных сдвигов, происходящих в экономике капитализма после 2-й мировой войны 1939-45, и роста межимпериалистич. противоречий, что оказало непосредств. влияние на характер объединения. Наряду с экономнч. факторами большую роль в образовании ЕОУС сыграли политич. планы империалистич. гос-в, стремившихся к организации военно-политич. блока в Зап. Европе.

В задачи ЕОУС официально входит: обеспечение рационального распределения произ-ва, высокой производительности труда в угольно-металлургич. пром-сти Зап. Европы; содействие постоянному расширению произ-ва и его модернизации; поддержание условий "свободной" и "нормальной" конкуренции в "Общем рынке" и др. Образование ЕОУС отвечает интересам металлургич. монополий, к-рые видят в нём одно из средств укрепления господства монополистич. капитала в металлургич. пром-сти стран-участниц.

Создание общего рынка угля и стали осуществлялось постепенно в течение подготовительного и "переходного" периодов (1952-57). В февр. 1953 были введены в действие положения об общем рынке угля, жел. руды, жел. лома и отменены все пошлины и количеств. ограничения в торговле этой продукцией. В мае 1953 открыт общий рынок для чугуна и стали, а в авг. 1954 - для спец. сталей. В мае 1956 начали действовать единые трансп. тарифы для перевозок угля и руды, а в мае 1957 - для перевозок жел. лома и продукции металлургич. пром-сти. ЕОУС контролирует ок. 2/3 выплавки стали, 1/2 добычи каменного угля и жел. руды в Зап. Европе.

Руководящие органы ЕОУС: Верховный орган, при к-ром существуют Консультативный комитет, Специальный совет министров, Ассамблея и Суд. Печатный орган - "Journal Officiel de la Communaute europeenne du charbon et de 1'acier", выходящий с дек. 1952. Штаб-квартира ЕОУС - в Люксембурге; имеются информационные бюро в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Риме и Бонне. Летом 1967 произошло слияние исполнительных органов ЕОУС и Евратома.

Лит.: Международные экономические организации. Справочник, 2 изд., М., 1962.

И. Я. Носкова.



ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ, литературная организация, основанная в 1958 в Неаполе и объединяющая более 1500 писателей из 26 стран Европы. В соответствии с уставом Е. с. п., входящие в него писатели обязаны "всемерно содействовать развитию духа дружбы и сотрудничества между народами". В 1958-65 Е. с. п. провело пять конгрессов. 5-8 авг. 1963 в Ленинграде состоялась конференция Е. с. п. по проблемам совр. романа - одна из наиболее представит. междунар. встреч писателей за годы после 2-й мировой войны 1939-45. Первым президентом Е. с. п. был итал. писатель Дж. Анджолетти; после его кончины - итал. поэт Дж. Унгаретти. Вице-президентами Е. с. п. были X. Лакснесс (Исландия), М. Бажан (СССР), А. Твардовский (СССР), Я. Ивашкевич (Польша), Ж. П. Сартр (Франция). В период после 1968 в результате недружественных действий в адрес СССР и др. социалистич. стран, предпринятых ген. секретарём Е. с. п. Дж. Вигорелли, деятельность этой организации фактически парализована.

Лит.: Брейтбурд Г., В Неаполе и Риме, "Иностранная литература", 1959, М° 1; [Форум писателей Европы], "Литературная газета", 1963, 6 и 8 авг.; Сурков А., Ответственность художника, "Правда", 1963, 18 авг.; Книпович Е. Ф., Ответственность за будущее, "Иностранная литература", 1971, № 4. Г. С. Брейтбурд.



ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, Евратом, международная гос.-монополистич. организация, созданная 6 странами-участницами Европейского экономического сообщества: Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Соглашение об учреждении Евратома подписано в 1957 и вступило в силу с 1 янв. 1958. Офиц. задачей сообщества является деятельность по созданию и развитию ядерной пром-сти, предусматривающая совместное проведение исследовательских работ странами-членами, обмен технич. информацией, создание общего рынка оборудования и сырья, контроль над использованием расщепляющихся материалов и т. д. Гл. исполнит. орган - Комиссия - наделён необходимыми полномочиями для руководства развитием ядерной энергетики. В период действия 1-й пятилетней программы развития ядерной пром-сти в странах-участницах (1958-62) были созданы исследовательские центры Евратома в Испре (Италия), Моле (Бельгия), Ин-т трансурановых элементов в Карлсруэ (ФРГ) и др. Программа предусматривала ассигнования на развитие научно-исследовательских работ в сумме 215 млн. долл.

Быстрое развитие ядерной энергетики позволило странам - членам Евратома пересмотреть 2-ю пятилетнюю программу (1963-67) в сторону увеличения общей суммы ассигнований до 455 млн. долл. К концу 1967 в странах, входящих в Евратом, действовало ок. 200 атомных объектов, в т. ч. 20 урановых рудников, 5 заводов по произ-ву ядерного горючего, 14 предприятий по изготовлению тепловыделяющих элементов, ок. 100 реакторов и др. Энергетич. мощность находящихся в эксплуатации атомных электростанций в нач. 1969 составила 6 млн. квт. Согласно перспективной программе, общая мощность атомных электростанцийв странах - членах Евратома должна вырасти к 1975 до 17 млн. квт.

Осуществление проектов Евратома вызывает острые противоречия между его участниками, а также со странами, не входящими в сообщество, в частности по поводу выбора типов реакторов и о путях преодоления "технологического разрыва" с США. Между Францией и ФРГ возникли конфликты по вопросам функций Евратома, составу его руководящих органов и т. д., особенно в период слияния Евратома с Европейским экономич. сообществом и Европейским объединением угля и стали.

Серьёзную озабоченность у прогрессивной мировой общественности вызывают планы использования ядерного потенциала Евратома в воен. целях. В противовес этим планам прогрессивные силы стран - участниц сообщества выступают с программами развития топливно-энергетич. отраслей, к-рые отвечают интересам широких народных масс.

Лит.: European atomic energy community (EURATOM). 10th General report on the activities of the Community, [Brussels], 1967; Documentation attached to the 10th General report on the activities of the community, [s. 1.], 1967 (April); Euratom-Community in a crisis, "Intereconomics", 1969, N 4, p. 106-108. В. В. Мотылёв.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (European Physical Society - EPS), объединение научных учреждений и отдельных лиц, организованное с целью координирования физич. исследований, обмена науч. информацией в области физики и развития преподавания физики в Европе. Е. ф. о. образовано 26 сент. 1968 в Женеве. По конституции Е. ф. о. его членами могут быть отдельные лица, общества, группы и лаборатории Европы, а также др. стран мира, если они внесли определённый вклад в развитие физики в Европе (науч. деятельностью, денежными вкладами и др.). Членами Е. ф. о. (на 1971) состоят 26 науч. учреждений 24 государств, а также 1699 индивидуальных членов. Коллективным членом Е. ф. о. является АН СССР; индивидуальными членами от СССР состоят академики Л. А. Арци-мович и А. М. Прохоров.

Высший руководящий орган Е. ф. о.- Генеральная ассамблея, созываемая не реже одного раза в 3 года. В период между заседаниями Генеральной ассамблеи работой Е. ф. о. руководит его Совет, созываемый не реже одного раза в год. Осуществлением решений, принятых Генеральной ассамблеей и Советом, занимается Исполнительный комитет, состоящий из 11 членов. Для решения текущих адм. и финансовых вопросов создан Секретариат Е. ф. о. (в Женеве) и филиал Секретариата (в Праге). Осн. науч. деятельность Е. ф. о. по различным областям физики осуществляется 9 секциями. Для более полного охвата всех физич. аспектов образован ряд консультативных комитетов. Финансовые средства Е. ф. о. складываются из членских взносов, вносимых каждым членом Е. ф. о., а также дотаций частных лиц и организаций. Е. ф. о. проводит большинство европейских науч. конференций, симпозиумов и школ; с 1970 издаёт информационный бюллетень "Europhysics News". С. С. Маркианов.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕЭС), "Общий рынок", государственно-монополистич. организация 6 зап.-европ. стран: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, созданная в целях объединения нац. хозяйств стран-участниц в единый "Общий рынок". Договор об учреждении ЕЭС подписан в марте 1957 в Риме и вступил в силу 1 янв. 1958. Образование ЕЭС представляет собой новое явление, возникшее в условиях совр. этапа общего кризиса капитализма, и отражает присущую монополистич. стадии капитализма объективную тенденцию к интернационализации хоз. отношений и капитала, к ликвидации узких нац. границ, на что в своё время указывал В. И. Ленин. Он подчёркивал, что капитализм "...связывает все страны мира в единое хозяйственное целое", ибо "...капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы... местного рынка, области, а затем и государства" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 57).

В основе учреждения ЕЭС лежит попытка финансовой олигархии 6 западноев-роп. стран, опираясь на эту объективную тенденцию, расширить рынки сбыта и терр. сферу своей деятельности с целью создания благоприятных условий для быстрого и бескризисного развития производит. сил стран-участниц. Возникновение ЕЭС знаменует собой дальнейшее углубление конфликта между совр. уровнем развития производит. сил и производств. отношениями капитализма и стремление правящих кругов стран-участниц разрешить его с помощью межгосударств. объединения.

Создание ЕЭС, помимо экономич., преследует и политич. цели - объединение сил зап.-европ. капитализма против мирового коммунистич. движения, социалистич. roc-в, а также нац.-освободит. борьбы колониальных и зависимых стран. В учреждении ЕЭС нашло также отражение стремление определённых монополи-стич. кругов "шестёрки" консолидировать свои силы в конкурентной борьбе с монополиями др. стран, в первую очередь США, за передел рынков сбыта.

Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение "всестороннего развития экономической деятельности" в масштабах всего сообщества, "постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет", путём создания "Общего рынка". Под "Общим рынком" мыслится такое объединение (интеграция) нац. рынков стран-участниц, в к-ром предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения "лиц, капиталов и услуг"; проведение общей политики в области транспорта и х-ва; разработка принципов согласования экономич. политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц. Реализация этих мероприятий должна осуществляться постепенно, в течение т. н. переходного периода в 12 лет.

Помимо "шестёрки", в ЕЭС на правах присоединившихся ("ассоциированных") членов участвуют Греция и Турция, условия присоединения к-рых предусматривают более длительные сроки снижения таможенных пошлин между ними и "шестёркой" (до 22 лет). ЕЭС заключило также ряд конвенций об ассоциации в общей сложности с 24 странами Африки, в основном быв. колон. владениями Франции и Бельгии. Присоединение к сообществу менее развитых в экономич. отношении стран создаёт предпосылки для их экономич. подчинения более сильным европ. партнёрам.

Руководящими органами ЕЭС являются Совет, Комиссия (Комиссия европейских сообществ), Ассамблея (Европейский парламент), Суд. В состав высшего органа ЕЭС - Совета - входят по одному представителю от каждой страны-участницы (обычно министры экономики, финансов или торговли). Гл. исполнит. орган - Комиссия - состоит из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество. В рамках сообщества функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи к-рых входит финансирование отдельных мероприятий, связанных с проведением общей экономич. и социальной политики,- Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и др. ЕЭС является важнейшей составной частью системы европейских сообществ, объединяющих 6 стран Зап. Европы, к-рая, помимо ЕЭС, включает также Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии, Последние выступают по существу в качестве отраслевых объединений "шестёрки" и управляются с июля 1967 теми же органами, что и ЕЭС.

Создание ЕЭС отвечало интересам монополий 6 западноевроп. стран, т. к. способствовало укреплению их позиций в рамках сообщества и расширению сбыта их товаров. К нач. 1970 торговля внутри сообщества возросла более чем в 6,3 раза по сравнению с 1958. За тот же период торговля ЕЭС с третьими странами увели