БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101"В наши дни" (1967-70); романы, повести и рассказы Полянкера,. Забары, Горшман, Лева и др. Опубл. романы Маркиша "Поступь поколений" (издано посмертно, 1966), Дер Нистера "1905 год" (опубл. 1964), повесть Н. Г. Лурье "Лесная тишина" (1957, на рус. яз.).

С первых лет существования сов. Е. л. активно работали в области лит. критики и литературоведения М. Литваков (1880-1939), И. Добрушин (1883- 1953), А. Гурштейн (1895-1941), И. Нусинов (1889-1951), Г. Ременик (р. 1905), Р. Рубина (р. 1906), И. Серебряный (р. 1900) и др.

Произв. евр. писателей печатаются на идише, издаются на языках народов СССР. С 1961 выходит журн. "Советиш геймланд" ("Советская родина") на евр. яз. (идиш). Г. А. Ременик.

Современная Е. л. за рубежом. В кон. 19 в., в связи с ростом в США евр. населения, эмигрировавшего гл. обр. из Вост. Европы, начинает развиваться Е. л. в Америке. В творчестве пролет. поэтов М. Винчевского (1856-1932), Д. Эделыптадта (1866-92), М. Розенфельда (1862-1923) и др. громко звучал протест против эксплуатации и нищеты. Прозаики Л. Кобрин (1872- 1925), 3. Либин (1872-1955), приехавшие из России Д. Пинский (1872-1959), Шолом Аш, драматург и реформатор евр. театра США Я. Гордин (1853-1909), поэты А. Лесин (псевд. А. В а л ь т а, 1872-1938), Егойош (псевд. Блюмгартена, 1870 - 1927) описывали жизнь нар. масс в условиях капиталис-тич. действительности. Наряду с революц. и демократич. тенденциями, в Е. л. США развивались идеи бурж. национализма, сионизма. В 1912 сложилась группа "Молодые", издававшая сб-ки "Кетубим" (с 1912 по 1926 вышло 8 тт.); вслед за европ. символистами и футуристами "молодые" отказались от традиций классич. Е. л. Под влиянием Окт. революции в России наиболее видные участники группы (поэты Г. Лейвик, М. Л. Гальперн, прозаики И. Опатошу, М. Надир, А. Рабой) писали о событиях рус. революции, позже - о борьбе народов против фашизма, расизма, антисемитизма. Заметную роль в развитии Е. л. сыграл П. Гиршбейн, автор романа-трилогии "Вавилон" о жизни евреев в Нью-Йорке.

В 20-х гг. вокруг коммунистич. газеты "Фрайхайт" (ныне - "Морген-Фрайхайт"), созданной Винчевским и критиком М. Ольгиным (1878-1939), объединились прогрессивные писатели, критики и публицисты. Под влиянием Коммунистич. партии в 1929 организован Союз евр. пролет. писателей "Пролетпен" (С. Фел-Елин, Бер-Грин, Ш. Дейксел, Хавер-Павер и др.). С кон. 20-х гг. выходил марксистский журн.. "Дер Гамер" и др. журналы. Новая лит-pa призывала к борьбе против эксплуатации, безработицы, нищеты, за социальную справедливость. Прогрессивная Е. л. в США объединена вокруг "Союза еврейской культуры" ("Икуф"); его органы - журн. "Идише культур" и альманах "Замлунген". Передовые евр. писатели США проявляют большой интерес к жизни евр. трудящихся в СССР, к евр. сов. лит-ре. Евр. бурж. писатели США создали группу "инзихистов" ("интроспективистов"), в к-рую вошли А. Лейелес-Гланц, Я. Глатштейн и др., проповедовавшие уход от социальных вопросов. Реакц. литераторы (Башевис-Зингер, Сербах и др.), исповедующие идеологию сионизма, занимают враждебные позиции по отношению к Сов. Союзу и др. социалистич. странам.

Значительный подъём пережила Е. л. в Польше в период между двумя мировыми войнами. В 20-е гг. группа поэтов и прозаиков выступала с позиций отрицания капитализма, старого мира. В поэзии преобладал анархический бунт, в прозе - натурализм, крупнейшим представителем к-рого был О. Варшавский (1890-1944) с его романом "Контрабандисты", вскрывавшим социальные язвы Польши 20-х гг. И. Зингер (1893-1944), автор романов "Братья Ашкенази" и "Йоше Калб", и др. писатели-реалисты рисовали правдивые картины жизни евр. трудящихся. Значительно творчество мастера новеллы Э. Ка-гановского (1893-1958). Реалистич. традиции в иск-ве развивала под влиянием компартии Польши группа революц. писателей, объединившихся вокруг журн. "Литерарише трибуне". В годы нем.-фаш. оккупации писатели принимали участие в Движении Сопротивления. И. Кац-нельсон, погибший в Освенциме, создал поэму "Песня убитого еврейского народа". В краковском гетто погиб нар. поэт, рабочий М. Гебиртиг (1877-1942), поэзия к-рого проникнута глубокой ненавистью к фашизму. Во Франции прогрессивную Е. л. представляют поэтесса Д. Тейтельбойм, драматург X. Словес и др.

Е. л. в Палестине возникла в конце 19 в. как результат иммиграции в тогдашнюю англ. колонию мн. писателей, создавших новую лит-ру на яз. иврит. Это - X. Н. Бялик, М. Смилянский (1874-1953), Ш. (С.) Черниховский, У. Н. Гнесин (1879-1913), Х. Хазаза (р. 1897), Я. Фихман (1881 - 1948), Й. X. Бреннер (1881 - 1921), Й. Бурла (1886-1965), Д. Шимони (1886-1956), Я. Коэн (1881 - 1960), А. Хамеири (р. 1886), А. Бараш (1889-1957). Рахель (1890- 1931) и др. Их творчество формировалось под влиянием нац. литератур стран их происхождения (преим. Центр. и Вост. Европы), но свои произв. они писали на иврите. Описание быта евр. общин европ. стран соседствует в их произв. с изображением трудностей приспособления к новым условиям жизни. Творчество их было проникнуто идеями сионизма. Особое место в Е. л. Палестины занимает творчество выдающегося писателя Ш. Агнона (1888-1970; Нобелевская пр., 1966), к-рый создавал произв. разл. жанров - от сказок и полумистич. рассказов (сб. "Страстные дни") до реа-листич. романов ("Выдача замуж") и повестей. Со 2-й пол. 20-х гг. в Е. л. Палестины всё большее место занимают темы классовой дифференциации. Реакц. лит-ре, проникнутой концепциями сионистских ультра (лит. группа "Хана-анеяне" и др.), противостояла прогрессивная лит-pa, представленная творчеством поэта А. Пэна (1906-72), поэзия к-рого находилась под сильным влиянием творчества В. В. Маяковского, М. Ави-Шаула (р. 1898) и мн. др. писателей, развивавших демократич. традиции евр. и мировой лит-ры. Социальными проблемами проникнута поэзия А. Шленского (р. 1900), Н. Альтермана (1910-70) и Леи Гольдберг (1911-70). С начала 2-й мировой войны 1939-45 важное место в Е. л. Палестины занимала тема гитлеровских зверств; мн. прозаики и поэты писали о подвиге советского народа, спасшего мир от фашистского варварства.

Лит.: Карпелес Г., История еврейской литературы, т. 1 - 2, СПБ, 1890; Розанов В. В., Библейская поэзия, СПБ, 1912; Львов-Рогачевский В., Русско-еврейская литература, М., 1922; Амусин И. Д.. Рукописи Мёртвого моря, М., 1961; Литература древнего Востока, М., 1962; Баал-Димьен (Н. Шт и ф), Гуманизм ин дер элтерер йидишер литератур, К., 1920: Литваков М., Ин умру, в. 1 - 2, К., 1918-26; Эрик М., Ди гешихте фун дер йидишер литератур фун ди элтсте цайтн биз дер гашколе-ткуфе, Варшава, 1928; его ж е, Этюдн цу дер гешихте фун дер гашколе (1789 - 1881), Минск, 1934; Рейзен 3., Лексикон фун дер йидишер литератур пресе ун филологие, 2 изд., т. 1 - 4, Вильно, 1926-29; Цинберг И., Ди гешихте фун дер литератур бай йидн, т. 1 - 10. Вильно, 1929 - 33; Винер М.. Цу дер гешихте фун дер Йидишер литератур ин XIX йорхундерт, К., 1940; Рhinа N.. Die neue hebraische Literatur, Bern -Munch.. 1962.



ЕВРЕЙСКИЙ КАМЕНЬ, гранит письменный, разновидность гранита, в к-ром полевой шпат и кварц, прорастая друг в друга, образуют структуру, напоминающую древнееврейское письмо. Встречается в жилах или породах небольших гранитных массивов.

ЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК, 1) иврит - язык евреев. Возник в конце 2-го тыс. до н. э. в Др. Палестине. С 1948 - гос. язык гос-ва Израиль. 2) Идиш - язык евреев, переселившихся в Европу. Возник в 12-13 вв. на основе средневерхненемецких диалектов.




ЕВРЕЙСКОЕ ПИСЬМО, письмо древних и современных евреев, говорящих на языках иврит, идиш, ладино (еврейско-испанском) и др
ЕВРЕЙСКОЕ ПИСЬМО, письмо древних и современных евреев, говорящих на языках иврит, идиш, ладино (еврейско-испанском) и др. Данные Ветхого завета свидетельствуют о существовании Е. п. уже в 11 в. до н. э. Древнейшая обнаруженная надпись (Гезерский календарь), относящаяся к 10 в. до н. э., выполнена ханаанейским алфавитом (весьма близким к финикийскому), с к-рого в сер. 5 в. до н. э. начался переход на арамейский (квадратный) алфавит, распространившийся тогда в Передней Азии и с незначит. изменениями применяемый до сих пор. Вплоть до сер. 2 в. н. э. в ряде случаев, напр. на геммах, монетах, продолжало применяться и ханаанейское письмо. В ср. века возникли разновидности квадратного алфавита и ряд курсивов. Указанные алфавиты состояли из 22 букв для обозначения согласных звуков.

Гласные звуки, которыми в семитских языках обычно выражается грамматическая форма, как правило, не отмечались. Со временем, однако, согласные буквы h, w, j стали употребляться и для указания на наличие некоторых гласных (матрес лекционис), а в 7-8 вв. для гласных введены подстрочные и др. диакритич. знаки (см. таблицу), к-рые применяются в Библии, в поэтич. текстах, в книгах для детей, учебниках и пр. Направление письма - справа налево. Традиц. названия евр. букв (в совр. ивритском звучании): алеф, бет, гимель, далет, ге (he), вав, зайин, хет, тет, йод, каф, ламед, мем, нун, самех, айин, пе, цаде, коф, рещ, шин и син, тав. Они восходят к наименованиям букв древнейшего зап.-семитского алфавита (из к-рого развились угаритское, финикийское, греч. письмо и др. алфавиты), т. е. к семитским названиям предметов, изображённых буквой (*'alpu - "бык", *bajtu - "дом" и т. д.). Порядок евр. букв почти полностью воспроизводит древний зап.-семитский алфавитный порядок (реконструируемый по угаритским данным): ', b, g, h, d, h, w, z, h, t, j, k, s, 1, m, б, n, О, s, ', p, s, k, r, O, y, t. Консонантность Е. п. (отсутствие гласных букв) сохраняется лишь при применении его к семитским языкам: др.-евр., арамейскому, арабскому (у евреев араб. стран).


[901-21.jpg]



В совр. иврите шире, чем в древности, используются матрес лекционис, указывающие на гласные (напр., "и" теперь всегда обозначается вавом). Процесс превращения консонантного письма в фонемное (обозначающее и гласные) завершился в Е. п., применяемом к несемитским языкам: идиш (см. табл.), романскому языку ладино, караимскому языку (тюркскому). Помимо квадратного письма (обычного печатного шрифта) и совр. курсива (по происхождению - курсива нем. и вост.-европ. евреев), известны др. разновидности Е. п.: письмо Раши (традиц. шрифт комментариев к Библии и Талмуду), письмо тайч, или "женское" (печатный шрифт языка идиш 15-19 вв.), сефард-ский курсив (у выходцев из Испании), марокканский, итальянский курсивы и пр. В библейских текстах применяется сложнейшая система знаков препинания (надстрочных и подстрочных), указывающих на смысловую связанность либо расчленённость элементов текста, на место и силу ударения и на мелодику ритуального чтения. В совр. Е. п. используются в основном европейские знаки препинания.

Лит.: Еврейская энциклопедия, т. 2, СПБ, [б. г.]; Дирингер Д., Алфавит, [пер. с англ.], М., 1963; Вайнрайх М., Ди шварце пинтэлэх, Вильно, 1939; Фалькович Э., Идише график ун ортографие, в кн.: Идиш, М., 1940; Шапиро Ф. Л., Иврит - русский словарь, М., 1963 (с приложением: Гранде Б. М., Грамматический очерк языка иврит); Jеnsеn Н., Die Schrift, В., 1969.

Э. М. Фалькович, А. Б. Долгополъский.

902.htm
ЕВРИПИД, Эврипид (Euripides) (ок. 480 до н. э., Афины,- 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. Из его произв. до нас дошло 17 трагедий (из 92) и одна драма сатиров ("Киклоп"). Деятельность Е. протекала в годы кризиса афинского полиса и упадка традиц. этич. норм. Если в "Гераклидах" прославляются Афины, покровительствующие потомкам Геракла, и героиня трагедии "Ифигения в Авлиде" идёт на смерть ради победы греков, то в "Троянках" Е. протестует против афинской завоевательной политики, в "Просительницах" обеспокоен социальным расслоением демократич. Афин, в "Оресте"- активностью демагогов. Распад полисных связей обусловил интерес Е. к внутр. миру человека, при этом он изображал людей "такими, каковы они есть" (слова Софокла), а не нормативными, возвышенными.

Переживания Медеи определяются борьбой между ненавистью к покинувшему её Ясону и чувствами матери ("Медея"). В образе Федры впервые в греч. трагедии разработана психология женской любви ("Ипполит"). Мастерство Е. в передаче страданий ещё в древние времена дало основание охарактеризовать его как "трагичнейшего из поэтов". У Е. возникают и религ. сомнения, свидетельством чего являются критич. высказывания о богах действующих лиц "Электры", "Иона" и др. трагедий, иногда звучат мысли о несправедливости рабства и стеснённого положения женщины в семье. В драматургию Е. вторгаются бытовые элементы - их носители не только слуги, кормилицы, дядьки-воспитатели, но и центральные мифология, герои. Роль хора в произв. Е. сокращается, хоровые партии нередко отрываются от содержания драмы. В своих последних произв. Е. охотно пользуется приёмом деус экс махина.

Соч.: Texte etabli et trad. par L. Meridier, L. Parmentier et H. Gregoire, v. 1-6, P., 1942-59; в рус. пер.-Трагедии, т. 1 - 2, М., 1969.

Лит.: Беляев Д. Ф., К вопросу о мировоззрении Еврипида, Казань, 1878; История греческой литературы, т. 1, М.- Л., 1946, гл. 24; Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957, гл. 2, §5; Murray G., Euripides and his age, 2 ed., L.- [a. o.], 1947; Euripides. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), [1968] (библ. с. 175-77).

В. Н. Ярхо.



ЕВРИПОНТИДЫ (греч. Eurypontidai), династия, царствовавшая в Спарте в 11 (по преданию) - 2 вв. до н. э. одновременно с династией Агиадов; Е. считались потомками легендарного царя Еврипон-та. К Е. принадлежали цари: Агесилай 11, Агис II и Агис IV, Архидам и др.

:

ЕВРОВИДЕНИЕ, международная организация телевидения, созданная в 1954 в рамках Европейского союза радиовещания (ЮЕР) в целях регулярного обмена программами между телеорганизациями - членами ЮЕР. Офиц. датой начала работы сети Е. считается 2 июля 1954. В 1971 Е. объединяло на правах членов с правом решающего голоса 33 орг-ции от 30 стран и на правах членов с совещательным голосом 54 орг-ции от 35 стран. Производится интенсивный обмен развлекательными и учебно-образовательными программами, спортивными передачами. Координация программ, передаваемых по сети Е., осуществляется Административным бюро ЮЕР (Женева), техническая координация - Центральным технич. управлением ЮЕР (Брюссель). С 1961 Е. обменивается программами с Интервидением.



ЕВРОДОЛЛАРЫ (европейские доллары), временно свободные средства в долларах США, помещённые орг-циями и лицами капиталистич. стран в европ. банках и используемые этими банками для предоставления кредитов. Объём рынка Е. вырос с 1 млрд. долл. на конец 1959 до 50 млрд. долл. на конец 1971 (по данным Банка международных расчётов, Базель). Быстрое расширение рынка Е. объясняется выгодностью помещения средств в долларах в европ. банках (в США ставки по вкладам в банки ограничены), а также заинтересованностью капиталистич. банков и фирм, и в первую очередь междунар. монопо-листич. объединений, в рынке капиталов, свободном от контроля своих пр-в и центр. банков. Рынок Е. состоит из неск. сотен банков-посредников, большая часть к-рых находится в Лондоне. В 1971 число иностр. банков в Лондоне, активно участвовавших в операциях р