БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 что способствовало развитию рыбоводства и акклиматизации рыб. Создал школы протозоологов и паразитологов. Ленинская пр. (1957, посмертно) за труд "Общая протистология" (1951). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Зоология беспозвоночных, 5 изд., М., 1959; Общая паразитология, 3 изд., Л., 1962; Олигомеризация гомологичных органов как один из главных путей эволюции животных, Л., 1954.

Лит.: Валентин Александрович Догель, М. - Л., 1953 (Материалы для биобиблиографии учёных СССР. Серия паразитология, в. 2); Иванов А. В., В. А. Догель, в кн.: Люди русской науки, М., 1963; Полянский Ю. И., В. А. Догель, Л., 1969 (библ.).

А. В. Иванов.

ДОГЕЛЬ Иван Михайлович [7(19).3. 1830, имение Залесье, ныне Витебской обл.,-16(29).8.1916, Казань], русский фармаколог. Окончил Медико-хирургич. академию в Петербурге в 1854, с 1869 проф. кафедры фармакологии Казанского ун-та. Осн. труды посвящены фармакологии, физиологии и анатомии сердечнососудистой и нервной систем. Впервые установил возможность рефлекторной остановки сердца при раздражении слизистой оболочки носа парами хлороформа. Широко ввёл эксперимент в преподавание фармакологии. Почётный чл. Воен.-мед. академии, Казанского и Юрьевского (ныне Тартуского) ун-тов, иностр. академий и обществ.

Соч.: Сравнительная анатомия, физиология и фармакология сердца, Казань, 1895; Основы фармакологии и рецептуры, СПБ, 1900.

Лит.: Харкевич Д. А., Иван Михайлович Догель. 1830-1916 (к 40-летию со дня смерти), "Фармакология и токсикология", 1957, т. 20, № 3.

ДОГИ (от англ, dog - собака), догообразные собаки, группа пород крупных и сильных служебных собак общего происхождения. В результате многовековой селекции стали значительно отличаться друг от друга. К совр. Д. относятся собственно Д. (немецкий Д.), кавказская, среднеазиатская, тибетская и монг. овчарки, бульдоги, боксёр, сенбернар и др. Назв. "Д." сохранилось лишь за немецким Д., предки к-рого (азиатского происхождения) вывезены в Европу древними греками. Короткошёрстную разновидность этой группы культивировали вначале в Дании, заводское её формирование закончено в Германии.

Дог, немецкий Д., самая крупная служебная собака, сочетающая силу с красотой форм. Высота в холке кобелей не менее 80 см, сук не менее 74 см. Голова прямоугольная. Уши обрезаются. Хвост саблевидный, обычно опущен. Шерсть короткая гладкая. Окрас чёрный, серый, палевый, тигровый, мраморный. Разводится любителями-собаководами во многих странах, используется как домашняя сторожевая собака.

Бульдоги, бычьи собаки (по-английски bull - бык), породы корот-комордых, широкогрудых собак. Англ, бульдог (выведен в Англии): высота в холке в среднем ок. 50 см, окрас белый, тигровый, пятнистый или пегий. Используется как домашняя сторожевая собака. Французский бульдог - мелкая декоративная собака, выведенная во Франции. Окрас, как у английского бульдога. Распространены повсеместно.

Боксёр, немецкий бульдог, выведен в Германии в конце 19 в. скрещиванием нем. булленбейцеров (бы-кодавов) с англ, бульдогами. Широкотелая, атлетически сложённая собака. Высота в холке кобелей 63-68 см, сук 58-62 см. Уши обрезаются. Шерсть короткая, без подшёрстка. Окрас рыжий, тигровый и белый с пятнами тех же цветов. Распространён повсеместно.

А.П.Мазовер.

ДОГМА (от греч. dogma - мнение, учение, постановление), положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религ. веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логич. доказательства и проверки на практике.

ДОГМА ПРАВА, условное наименование одной из сфер деятельности юридич. науки, к-рая состоит в комментировании и систематизации норм действующего права, их логич. толковании, определении осн. правовых понятий, т. е. в фор-мально-логич. обработке действующего права в целях его правильного применения и совершенствования законодат. техники. Д. п. имеет существенное практико-прикладное значение, однако в целом не выходит за рамки описательной науки, не ставит важнейших вопросов о социальной природе права и его осн. институтов, обусловливающих их факторах, эффективности действия права и т. д. Исторически в разработке Д. п. значит, роль сыграла римская юриспруденция и процесс рецепции римского права.

Доги: 1 - немецкий дог; 2 - английский бульдог; 3 - боксёр.

Д. п. получила широкое развитие в бурж. юриспруденции, однако в гипер-трофиров. формах. Поскольку бурж. право в неадекватном виде отражает важнейшие общественные отношения, изучение этого права исключительно в фор-мально-логич. плане приводит к правовому фетишизму, маскировке действительной социальной природы бурж. строя и его права. См. также Юридическое мировоззрение.

Марксизм всегда придавал большое значение борьбе с правовым фетишизмом и догматизмом. Социалистич. правоведение не отрицает существенной роли формально-логич. обработки и систематизации права, но считает, что они должны происходить на основе диалектико-мате-риалистич. объяснения сущности, содержания и целей права в тесном сочетании с конкретно-социологич., историч. и сравнительным методами исследования. В.А.Туманов.

ДОГМА СМИТА, ошибочное положение представителя англ, классич. бурж. политэкономии А. Смита, по к-рому цена или меновая стоимость годового продукта общества распадается на доходы: заработную плату, прибыль и ренту, т. е. v + m. Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме этих доходов, входит также стоимость потреблённых средств произ-ва, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создаётся живым трудом в др. отраслях, так что в конечном счёте стоимость совокупного обществ. продукта якобы сводится к сумме доходов. Т. о., стоимость средств произ-ва, созданная трудом прошлых лет,- постоянный капитал (с) - исчезла. Игнорирование постоянного капитала как элемента стоимости закрывало Смиту возможность анализа простого и расширенного воспроизводства. Он пытался выйти из тупика, в к-ром оказалось его учение о воспроизводстве, путём различения валового и чистого дохода. Под валовым доходом он понимал весь годовой продукт страны, под чистым - ту его часть, к-рая может быть отнесена к потребительскому запасу населения. Т. о. получалось, что в цену товара входят не только доходы, но и авансированный капитал, представляющий собой товары, к-рые приобретаются данным капиталистом у др. капиталистов. Однако этот капитал также, по мнению Смита, разлагается на доходы (v + m) и, следовательно, во всей товарной массе нет постоянного капитала (с).

Ошибка Смита - отождествление стоимости годового продукта с вновь созданной за год стоимостью, смешивание стоимости совокупного обществ. продукта (c + v + m) с нац. доходом (v + m) -являлась следствием того, что он не различал двойственного характера труда, создающего товар, и не знал, что на доходы распадается лишь новая стоимость, созданная абстрактным трудом.

Вместе с тем Смит фактически признал, что в обществ, продукте имеется часть, к-рая не распадается на доходы, т. к. по своей натуральной форме элементы постоянного капитала непригодны для личного потребления. Тем самым он натолкнулся на важнейшее различие между трудом, создающим предметы потребления, и трудом, создающим средства произ-ва. В. И. Ленин отмечал, что отсюда "один шаг" к признанию личного и производительного потребления (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 37-38). Однако этот "шаг" Смит не мог сделать ввиду ошибочности исходных положений его теории воспроизводства.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 23; Капитал, т. 2, там же, т. 24, гл. 10, 11, 19; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26, ч. 1; Розенберг Д. И., История политической экономии, М., 1940; Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов, пер. с англ., М., 1962.

А. Л. Реуэлъ.

ДОГМАТИЗМ, метод мышления, при к-ром определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты. В противоположность Д., диалектика включает в понимание истины не только момент абсолютности, но и момент относительности, требует обогащения и развития всех истин я конкретного подхода к применению их на практике. Марксизм требует "...помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 138). Термин "Д." введён др.-греч. скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможности достижения истинного знания; они называли догматиками философов, делавших к.-л. утвердительные выводы о субстанциях вещей. В средние века пирронисты (последователи Пиррона) выступали с обвинениями в Д. перипатетиков (последователей Аристотеля), выдвигая чисто релятивистский принцип: обо всём познаваемом следует говорить "мне так кажется", а что есть на самом деле, то не может быть утверждаемо. И. Кант считал, что Д.- это всякое познание, совершённое без предварит, исследования его возможностей и предпосылок. В понимании Гегеля Д. - это метафизика, односторонне рассудочное мышление: "догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения", тогда как диалектич. мышление "...не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными" (Соч., т. 1, М.- Л., 1929, с. 70). Марксистская, материалистич. диалектика с её принципом "абстрактной истины нет, истина конкретна" - антипод метафизич. рассудочности Д. Е. П. Ситковский.

Догматизм в рабочем дви-ж е н и и характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной ист. обстановки во всей её сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, к-рые составляют специфич. особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах.

Д. присущ как правому оппортунизму, так и оппортунизму "левого толка", к-рый на практике смыкается с политич. авантюризмом. Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматич. пониманием марксизма. Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мертвую догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение о том, что социалистич. революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистич. странах мира. В. И. Ленин, показав резкое обострение неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в эпоху империализма, доказал, что социалистич. революция может победить первоначально в неск. или даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране.

Оппортунистич. взглядам меньшевиков также был присущ Д. Цепляясь за отд. положения марксизма, к-рые не отвечали новым условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма в целом и прежде всего против его творч. развития, против ленинизма. Ссылаясь на опыт бурж. революций 19 в. в странах Зап. Европы, ведущей силой в к-рых выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в бурж.-демократич. революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством и др.

Внутри РКП(б) на позиции Д. стояли "левые коммунисты", к-рые, жонглируя фразами о революц. войне, выступали против всяких компромиссов с мировой буржуазией. "Революционная фраза,-писал в то время Ленин,- есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 343).

Одним из порождений Д. является сектантство (см. Сектантство в рабочем движении). В период революц. подъёма, начавшегося под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России, ошибки сектантско-догматич. характера проявились у нек-рых деятелей коммуни-стич. партий Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и нек-рых др. стран. Эти деятели в тот период не научились ещё творчески применять марксизм к специфич. условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся революц. опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов; выступая с ультралевых позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь с реальной расстановкой классовых сил в стране.

Ленин в труде "Детская болезнь „левизны" в коммунизме" (1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (1920) подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматич. ошибки, имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе против "левизны" в коммуни-стич. движении. Опасность сектантской тактики, отвергнутой Коминтерном, становилась всё более очевидной в годы спада революц. волны (с конца 1920-21). В этот период левацкими элементами была предпринята попытка навязать компартиям "теорию наступления", к-рая носила явно авантюристич. характер. Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к собиранию революц. сил, использованию всех путей подвода масс к революции. В борьбе с"левооппортуни-стическими" взглядами Коминтерн выработал основы правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистич. движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифаш. борьбы, проявились новые сектантско-догматич. ошибки.

Важной вехой в борьбе компартий против догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (1935). Он наметил ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий нар. фронт против фашизма и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело в годы 2-й мировой войны 1939-45 к выдающимся победам антифаш. сил. Наивысшим достижением политики сплочения всех демократич. сил под рук. рабочего класса явились нар.-демократич. революции в 40-х гг. 20 в. в ряде стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма в нек-рых странах было осложнено проявлениями Д., механич. копированием имевшегося опыта. Догматич.-сектантские ошибки имели место и у нек-рых коммунистич. партий капиталистич. стран, а также стран, освободившихся или борющихся против колониального господства.

Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых проявлений Д., но при этом они отличают догматич. ошибки нек-рых участников революц. движения, вытекающие из их политич. неопытности и незрелости или неумения определять тактич. линию с учётом изменений политич. обстановки, от Д. врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые ими отд. марксистско-ленинские положения в целях,ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеющих. Огромный вред международному рабочему инац.-освободит. движению наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства кит