БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101осольство), посланником или поверенным в делах (миссия). Учреждается в силу установления дипломатич. отношений и по договорённости заинтересованных гос-в. Д. п. имеет отделы (группы), занимающиеся вопросами эконо-мич. отношений, политич. вопросами, прессой, консульскими делами, вопросами культурных связей, а также военный атташат. В состав Д.п. СССР входят также торговые представительства.

Состав Д. п. подразделяется на дипломатич. персонал (атташе, секретари и советники), технич. и адм. персонал, к-рый иногда не совсем точно наз. официальным (канцелярские работники, референты, переводчики, телетайписты, стенографистки, технич. секретари, бухгалтеры, не имеющие дипломатич. паспорта и ранга), и обслуживающий персонал (шофёры, уборщицы, сторожа, повара и т. п.), состоящий как из граждан страны пребывания, так и из граждан аккредитующего гос-ва.

Гл. функции Д. п. заключаются в представительстве аккредитующего гос-ва в гос-ве пребывания, в защите интересов своего гос-ва и его граждан в стране пребывания в пределах, допускаемых меж-дунар. правом, в ведении переговоров с пр-вом гос-ва пребывания, в выяснении всеми законными средствами условий и событий в гос-ве пребывания и сообщения о них своему пр-ву. К осн. функциям Д. п. следует отнести и консульские функции (см. Консул). В функции Д. п., в составе к-рого имеется торгпредство, входит также представительство интересов своего гос-ва в области внеш. торговли, её осуществление и регулирование.

Гос-во пребывания должно оказать содействие иностр. гос-ву в приобретении на своей территории или получении помещений, необходимых для Д. п. Аккредитующее гос-во не может без предварительно выраженного согласия гос-ва пребывания учреждать канцелярии, являющиеся частью Д. п., в к.-л. населённых пунктах, кроме тех, где учреждено само представительство. Помещение Д. п. неприкосновенно. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы Д. п. или лица, им уполномоченного. Под "помещением представительства" здесь понимаются одно или несколько зданий или часть здания, используемые для целей представительства, независимо от того, принадлежат они аккредитующему гос-ву или являются помещениями наёмными или арендуемыми; сюда же относятся и придомовый участок, в т. ч. сад и место для стоянки автомашин. На государстве пребывания лежит обязанность принимать все надлежащие меры для ограждения этих помещений от всяких вторжений или вреда и для предотвращения любого нарушения спокойствия Д. п. или оскорбления достоинства его персонала. В СССР помещения, занятые Д. п. иностр. гос-в, а также строения, занятые консульскими представительствами, в соответствии с Положением "О дипломатич. и консульских представительствах иностр. гос-в на терр. Союза ССР" от 23 мая 1966 и Венской конвенцией о дипломатич. сношениях 1961 пользуются неприкосновенностью и освобождаются от налогов; неприкосновенностью пользуются также документы и архивы Д. п. См. также Иммунитет дипломатический.

Д. п. прекращает своё существование в результате его закрытия, либо отозвания Д. п. аккредитующим гос-вом, разрыва дипломатич. отношений или возникновения состояния войны между соответствующими гос-вами. Во всех этих случаях гос-во пребывания обязано уважать и охранять помещения Д. п. Аккредитующее гос-во может вверить охрану помещения своего Д. п., его имущества и архивов дипломатич. представителю к.-л. третьего гос-ва.

Лит.: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961, "Ведомости Верховного Совета СССР", 1964, № 18.

И. П. Блищенко.

ДИПЛОМАТИЯ, официальная деятельность глав государств, пр-в и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики гос-в, а также по защите интересов гос-ва за границей. Служит интересам господствующих классов (в социа-листич. гос-ве - интересам всех трудящихся). В лит-ре нередко принято определять Д. как "науку о внеш. сношениях", как "искусство ведения переговоров" и т. п. Слово "Д." происходит от греч. слова diploma (в Др. Греции этим словом назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение гос. деятельности в области внеш. сношений слово "Д." вошло в обиход в Зап. Европе в кон. 18 в. Основные формы дипломатич. деятельности: дипломатич. конгрессы, конференции, совещания; дипломатич. переписка посредством заявлений, писем, нот, меморандумов и т. п.; подготовка и заключение междунар. договоров и соглашений; повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями; участие представителей гос-ва в деятельности междунар. орг-ций; освещение в печати позиции пр-ва по тем или иным междунар. вопросам. Междунар. право запрещает вмешательство дипломатич. представителей во внутр. дела страны пребывания (в практике империалистич. Д., в особенности в полуколониальных и зависимых странах, это правило постоянно нарушается). Органы и ответственные лица, несущие дипломатич. службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными правами и дипломатич. привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатич. персонала и помещений, право шифрованной переписки и дипломатич. закрытой связи, право подъёма флага гос-ва, таможенные привилегии и др.).

Орг-ция и методы Д. обусловливаются задачами той внешней политики, к-рую эта Д. осуществляет. Характер дипломатич. деятельности тесно связан с политич. строем и социальной природой гос-ва. В рабовладельч. обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, доминировали воен. средства осуществления внеш. политики. Дипломатич. связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, к-рые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

В условиях феод, раздробленности получила распространение "частная" Д. феод. суверенов, к-рые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в воен. союзы, устраивали династич. браки. Широкие дипломатич. связи поддерживала Византия. В сер. 15 в. с развитием междунар. отношений постепенно появляются постоянные представительства гос-в за границей.

Д. бурж. общества во многом сходна с Д. феод. эпохи, поскольку и та и другая являются Д. эксплуататорского гос-ва.

Вместе с тем Д. капиталистич. гос-в приобретает нек-рые новые черты, определяемые целями их внешней политики: борьбой за завоевание рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономич. и политич. господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатич. деятельности; она используется гос-вом для создания опоры среди более широких кругов господствующего класса в иностранных гос-вах и в своей собственной стране, для установления контактов с теми или иными политич. партиями, с представителями прессы, становится более динамичной. На домонополистич. стадии развития капитализма Д. играла важную роль в борьбе за осуществление целей нек-рых антифеод., демократич. и на-ционально-освободит. движений, в образовании нац. гос-в в Лат. Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Однако основным назначением Д. крупных капиталистич. гос-в всегда было обслуживание экспансионистских агрессивных целей.

В эпоху империализма бурж. Д. развитых капиталистич. стран служит влиятельным группам капиталистич. олигархии. В их интересах Д. наряду с воен. средствами использовалась в межимпе-риалистич. борьбе за колонии, а после 2-й мировой войны 1939-45 используется для проведения политики неоколониализма. Предоставление кабальных займов, финанс. и экономич. "помощи" другим странам (напр., "дипломатия доллара" -один из методов внешней политики США) применяется Д. империалистич. гос-в наряду с методами воен.-политич. давления, шпионско-диверсионной деятельностью. Д. империалистич. гос-ва часто использует внутр. борьбу в других странах в качестве предлога для дипломатич. и воен. вмешательства во внутр. дела этих стран (вмешательство США в 1954 во внутр. дела Гватемалы, в 60-х гг. 20 в.-попытки агрессии США против Кубы, их интервенция в Индокитае и др.). Будучи глубоко антинародной по своему характеру, бурж. Д. была и остаётся тайной Д.

Многообразны методы, применяемые империалистич. Д. в отношениях с Сов. Союзом и с другими социалистич. странами: дипломатич. подготовка антисоветской интервенции 1918-20, попытки добиться перерождения Сов. власти методами экономич. давления (напр., на Генуэзской конференции 1922); политика "невмешательства", проводившаяся зап. дипломатией с целью направить агрессию гитлеровской Германии против СССР, а с началом 2-й мировой войны -вынужденная поддержка усилий по созданию антигитлеровской коалиции; "холодная война" и политика "наведения мостов" с целью подрыва мировой системы социализма; попытки использовать Лигу Наций против Сов. гос-ва, а после 2-й мировой войны - Организацию Объединённых Наций против стран социализма.

Советское гос-во с момента выхода на междунар. арену противопоставило империалистич. Д. свою Д., целью к-рой является обеспечение мира во всём мире, развитие человечества по пути прогресса. Сов. Д. снискала уважение и поддержку широких слоев мировой прогрессивной общественности (см. далее раздел Дипломатия в России и СССР).

Изменение соотношения сил между капиталистич. и социалистич. системами в пользу системы социализма, рост демократич. и социалистич. сил во всём мире, распад колон. системы империализма и образование новых независимых гос-в побуждают бурж. Д. использовать всё более многообразные приёмы в борьбе за сохранение позиций империализма. Всё более важное место в деятельности современной бурж. Д. занимают идеологич. диверсии против социалистич. гос-в, ведущиеся в самых различных формах с целью подрыва социалистич. строя в этих гос-вах. Бурж. Д. широко использует пропаганду антисоветизма, содействуя наращиванию воен. потенциала крупнейших капиталистич. стран, развязыванию войн и созданию очагов военной опасности в различных р-нах мира (на Бл. Востоке и др.). В то же время новая расстановка сил на мировой арене, дипломатич. активность социалистических стран, прежде всего СССР, заставляют бурж. Д. заключать соглашения, содействующие нек-рому смягчению междунар. обстановки и урегулированию спорных вопросов. В бурж. Д. всё более чётко выявляется борьба двух тенденций: к мирному урегулированию, с одной стороны, и дальнейшему обострению междунар. напряжённости - с другой.

Бурж. Д. стремится удержать в фарватере империализма внешнюю политику развивающихся стран. Этой политике противостоит Д. тех развивающихся стран, особенно стран социалистич. ориентации, к-рые направляют свои усилия на укрепление независимости и, преодолевая трудности, освобождаются от остатков экономич. и политич. подчинения силам империализма.

Формы и методы Д. Сов. Союза и др. социалистич. гос-в определяются теми внешнеполитич. задачами, к-рые они ставят. Важнейшие из них - обеспечение мирных условий для построения ком-мунистич. общества в СССР, укрепление мировой системы социализма, всемерная поддержка освободит. борьбы народов. Одной из основ внешней политики социалистич. стран является ленинский принцип мирного сосуществования гос-в с различными социально-политич. системами. В основу отношений социалистич. стран между собой положен принцип социалистич. интернационализма, братского союза и взаимопомощи. Не нуждаясь в какой-либо маскировке своих целей, социалистич. страны отвергают тайную Д. Будучи глубоко принципиальной, социалистич. Д. отличается в то же время гибкостью, стремлением идти на определённые компромиссы в интересах укрепления сил социализма и демократии, упрочения мира и безопасности. Д. социалистич. гос-в постоянно разоблачает агрессивные замыслы империалистич. пр-в и маскирующие их дипломатич. манёвры.

Лит.: История дипломатии, 2 изд., т. 1 - 3, М,, 1959 -65; Тарле Е. В., О приемах буржуазной дипломатии, в кн.: История дипломатии, т. 3, М. - Л., 1945, с. 701 - 64; Левин Д. Б., Дипломатия. Ее сущность, методы и формы, М., 1962; Дипломатия современного империализма. Люди, проблемы, методы, М., 1969; БлищенкоИ. П., Дурденевский В. Н., Дипломатическое и консульское право, М., 1962; Н и-кольсон Г., Дипломатия, пер. с англ., М., 1941; его же, Дипломатическое искусство, пер. с англ., М., 1962; Камбон Ж., Дипломат, пер. с франц., М., 1946; Зал-лет Р., Дипломатическая служба, пер. снем.,М., 1956; Сатоу Э., Руководство по дипломатической практике, пер. с англ., М., 1961; Grаnеt P., L'evolution des methodes diplomatiques, P., 1939; Niсоlson H., The evolution of diplomatic method, 3 ed., N. Y., 1954; Wright Q., The study of international relations, N. Y., 1955; см. также лит. к разделу Дипломатия в России и СССР. А. И. Иойрыш.

Дипломатия в России и СССР. Д. в России зарождается в период становления древнерусского государства - Киевской Руси. Её договоры с соседними странами регламентировали вопросы войны и мира, торговли, положения иностранцев и др. Киевская Русь обменивалась с соседними гос-вами посольствами, важное место в её Д. занимали брачные контракты с правящими домами Франции, Чехии, Норвегии, Польши и др. В период феод, раздробленности рус. княжества обменивались посольствами между собой и с соседними гос-вами. Практиковались съезды князей, смешанные комиссии для разбора пограничных конфликтов, арбитраж и посредничество. В 13 - 1-й пол. 15 вв. международные отношения Руси осуществлялись с Золотой Ордой, Византией, Литвой, прибалтийскими княжествами. Активную дипломатич. деятельность вели Александр Невский и Иван I Данилович Калита. В Моск. гос-ве Д. развивалась успешно при Иване III (1440-1505). В России при Иване IV (1530-84) учреждён Посольский приказ (1549), установлены дипломатии, ранги и выработан сложный дипломатич. церемониал. В этот период деятельность рус. дипломатов способствовала образованию и укреплению рус. централизованного гос-ва. Активную дипломатич. деятельность вёл Петр I (1672-1725). При нём была учреждена Коллегия иностранных дел (1717), заменившая Посольский приказ. В 1802 было учреждено Мин. иностр. дел. С конца 19 в. получил развитие ин-т консулов. Д. 18-19 и нач. 20 вв. в осн. служила великодержавным целям рус. царизма, интересам дворян, помещиков, купцов и капиталистов.

Великая Окт. социалистич. революция положила начало новой, социалистич. Д. Сов. гос-ва. Первым декретом и первым дипломатич. документом Сов. власти был Декрет о мире [26 окт. (8 нояб.) 1917]. В нём была выдвинута программа всеобщего демократич. мира и новых междунар. отношений - без аннексий и контрибуций, без порабощения народов, терр. захватов и тайной Д., на основе уважения права наций на самоопределение. Выдающуюся роль в разработке принципов сов. Д. и в организации сов. дипломатич. службы сыграл В. И. Ленин. 30 июня 1918 на совещании у Ленина были разработаны вопросы организации и функций НКИД и зарубежных представительств Сов. гос-ва. В условиях разделения мира на две общественные системы - социалистич. и капиталистическую, сов. Д. стала осуществлять ленинскую политику мирного сосуществования гос-в с различным общественным строем. Сов. Д. добилась заключения Брестского мира в 1918 и выхода из империалистич. войны. Достижениями сов. Д. были результаты Г