БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 привлёк на свою сторону бедноту.Ок. 357 вёл войну в Юж. Италии с греч. гг. Ре-гием, Кавлонией и племенами луканов. В это время власть в Сиракузах захватил родственник Д. II - Дион. В 346 Д. II вновь овладел властью в Сиракузах. В 344, осаждённый правителем г. Леон-тин Гикетом и коринфским полководцем Тимолеоном, сдал крепость последнему; сам Д. II был изгнан в Коринф, был жрецом богини Кибелы, умер в крайней нищете.

Лит.: Фролов Э. Д., Выступление и приход к власти Дионисия Старшего, "Вестник древней истории", 1971, № 3; Strobeker К., Dionysios I. Gestalt und Geschichte des Tyrannen von Syrakus, Wiesbaden, 1958. С. С. Соловьёва.

ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502, по другим исследованиям, после 1503), русский живописец. Работал гл. обр. в Москве и среднерус. монастырях. Большая часть работ Д., исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Моск. Кремля, 1481; иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколам-ском монастыре, после 1485; и др.). Творчество Д. и его школы развивалось в период образования рус. централизованного гос-ва во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церк. догм, когда гос-во, стремившееся использовать иск-во для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации. В иконах и фресках Д. по сравнению с иск-вом эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед к-рыми несколько отступает психологич. выразительность образов. Иконам Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность ["Богоматерь Одигитрия", 1482, "Спас в силах", "Распятие", обе 1500,- все три в Третьяковской гал.; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02 (по другим исследованиям -1502-03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, гл. обр. в Рус. музее в Ленинграде и в Третьяковской гал. ]. Д. приписывают также иконы "Митрополит Пётр в житии" (Успенский собор Моск. Кремля), "Митрополит Алексий в житии" (Третьяковская гал.) и ряд др. работ. Созданные Д. с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02, по др. исследованиям-1502-03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов ср.-век. рус. монументального иск-ва, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористич. гаммой, в к-рой преобладают светлые оттенки. Творчество Д. способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного иск-ва Москвы, позже ставшего общерусским.

Дионисий. "Встреча Марии и Елизаветы". Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовой монастыре. 1500-02 или 1502-03.

Илл. см. на вклейке к стр. 288.

Лит.: История русского искусства, т. 3, М., 1955, с. 482-531; Дан ил о в а И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, "Византийский временник", т. 31, М., 1971, с. 175-187; Dani1оwa I. J., Dionissi,Dresden, 1970. Н. К. Голейзовский.

ДИОНИСИЙ (светские фам. и имя -Зобниковский Давид Фёдорович) (1570 или 1571, Ржев,- 10.5.1633, Сергиев, ныне Загорск), русский церк. деятель; в 1605-10 архимандрит стариц-кого Богородицкого монастыря,в 1610-18, 1619-33 - Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 века поддерживал патриарха Термогена в борьбе за избрание православного царя; в 1611 - 12 призывал к борьбе с польскими интервентами и сохранению классового мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, к-рые отказывались помогать нар. ополчению К. 3. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья.

Лит.: Скворцов Д., Дионисий Зоб-ниновский, архимандрит Троицко-Сергиева монастыря, Тверь 1890- Платонов С. Ф.,

Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937; Сказание Авраамия Палицына, М. -Л., 1955.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ (греч. Dionysios Halikarnasseus) (гг.рожд, и смерти неизв.), древнегреческий историк и ритор второй пол. 1 в. до н. э. Род. в Галикарнасе (М. Азия). С 30 жил в Риме, где написал на греч. яз. свой гл. труд - "Римские древности", охватывающий период с мифич. времён до нач. 1-й Пунической войны (из 20 кн. сохранились полностью первые 9 кн., в значит, части 10 и 11-я кн., от остальных -фрагменты; в сохранившихся кн. изложение доведено до 442 до н. э.). По своим политич. воззрениям Д. Г. был близок к сенаторским аристократич. кругам. Для Д. Г. характерно некритич. отношение к источникам. Был также автором ряда соч. по риторике ("О сочетании слов", "О древних ораторах" и др.).

Соч.: Opuscula, v. 1 - 2, Lipsiae, 1899-1904; Dionysii Halicarnassensis Antiquita-tum Romanorum quae supersunt, ed. C. Jacoby, Bd 1 - 5, Loz., 1885-1923; в рус. пер., в кн.: Античные теории языка н стиля, М. -Л., 1936.

ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ (1362, близ Вологды,-1437, похоронен в Сос-новецком монастыре, на терр. Вологодской обл.), русский живописец, резчик по дереву, книгописец. Игумен ряда монастырей, осн. им на берегу р. Глушица, на Вологодчине. Д. Г. приписываются иконы "Успение" и "Предтеча в пустыне" (обе в Вологодском областном краеведческом музее), а также икона-портрет "Кирилл Белозерский" (1424, Третьяковская гал.).

Дионисий Глушицкий. Икона-портрет "Кирилл Белозер-ский". 1424. Третьяковская галерея. Москва.

ДИОНИСИЯ ФИЛОСОФА ВОССТАНИЕ 1611, антитурецкое восстание в Греции под руководством митрополита Ларисы Дионисия (Dionysios), прозванного Философом за свою образованность. Дионисий ещё ок. 1600 подготовлял анти-тур. выступление, но вынужден был покинуть Грецию. Оказавшись в Зап. Европе, Дионисий установил связи с исп. пр-вом, обещавшим ему воен. помощь. Вернувшись в Эпир, Дионисий в 1611 поднял восстание. В сент. того же года отряды восставших были разбиты при попытке овладеть крепостью г. Янина. Дионисий был захвачен в плен и казнён.

ДИОП (Diop) Бираго (р. 1906, Сенегал), сенегальский писатель и фольклорист. Пишет на франц. яз. Его книги "Сказки Амаду Кумба" (1947), "Новые сказки Амаду Кумба" (1958) и "Сказки и лаваны" (1963) - изящные лит. обработки фольклора. Они направлены против власть имущих, ненавистных трудовому народу, против жадности, корысти, паразитизма, лени. Д., однако, свойственна известная идеализация патриархального уклада Африки и её анимистских верований. Стихи объединены в сб. "Отблески и проблески" (1960).

Соч. в рус. пер.: Сказки Амаду Кум-ба Послесловие Е. Л. Гальпериной, М., 1961; [Стихи], в сб.: В ритмах там-тама. Вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1961; Голоса африканских поэтов, [пер. с англ, и франц., М., 1968].

Лит.: Михайлов М., Новые сказки Б. Диопа, "Восточный альманах", 1963, в. 6; Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968.

ДИОП (Dipp) Давид (9.7.1927-1960), сенегальский поэт и публицист. Писал на французском яз. С 1959 работал в области нар. образования в Гвинейской Республике. Ранние стихи Д., резкие и лаконичные, говорили о страданиях африканца под игом колонизации и звали к сопротивлению. В сб. "Удары песта" (1956) антиколониальная тема выражена шире, Д. клеймит колонизаторов, предательство "отступников", выступает за свободную Африку и братство народов Азии и Африки. В совр. политич. поэзию Д. вводил приёмы нар. песни - повторы, параллелизмы и т. д. Погиб при авиац. катастрофе.

Соч.: [Стихи], в кн.: Senghor Sеdаr L., Anthologie de la nouvelle poesie negre et malgache, P., 1948; в рус. пер., в сб.: В ритмах там-тама. Вступит, ст. Е. Л. Гальпериной, М., 1961; Голоса африканских поэтов, [М., 1968]; К дискуссии о национальной поэзии, в кн.: Литература стран Африки, сб. 2, М., 1966.

Лит.: Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968; Mpondo S., D. Diop, "Presence africaine", 1970, № 75.

ДИОПСИД (от ди... и греч. opsis -вид), породообразующий минерал, силикат из группы моноклинных пироксенов. Хим. состав CaMg[Si2O6]; часть Mg может замещаться Fe2+. Цвет серый, серо-зелёный. Тв. по минералогич. шкале 5,5-6; плотность 3270-3400 кг/м3. Обычно встречается в виде зёрен неправильной формы, но с хорошей спайностью в габбро, диабазах, диоритах, сиенитах, контактовых скарнах и др. изверженных и метаморфич. породах. Реже образует крупные прозрачные зелёные кристаллы (т. н. байкалит).

ДИОПТАЗ (от греч. dia - через, сквозь и optazo - вижу), аширит, медный изумруд, минерал, относящийся по структурным особенностям к подклассу т. н. кольцевых силикатов. Хим. состав Cu6[Si6O18]6H2O. Кристаллизуется в тригональной системе, образуя заострённые короткостолбчатые кристаллики, собранные в друзы или зернистые агрегаты яркого изумрудно-зелёного цвета. Прозрачен, с сильным блеском. Тв. по минералогич. шкале 5,0-5,5; плотность 3280-3350 кг/м3. Обычно встречается в зоне окисления сульфидных медных месторождений вместе с малахитом, кальцитом, кварцем, иногда каламином и др. Найден бухарцем Аширом Мухамедом (1785) (месторождение Алтын-Тюбе в Центр. Казахстане). Известен также в ряде месторождений Африки (Катанга и др.).

ДИОПТР (греч. dioptra, от dia - через, сквозь и opteuo - вижу, обозреваю), простейшее устройство для фиксации направления на предмет, т. е, визирования. Д. представляет собой 2 металлич. пластинки (глазной и предметный Д.), укреплённые на концах алидуды (рис.) или на разделённом круге. Глазной Д. имеет отверстие малого диаметра или узкую щель, предметный Д.- мушку или тонкий волосок, натянутый на нек-ром удалении от глазного Д. Наведение Д. сводится к такому его повороту, чтобы при рассматривании через глазной Д. предметный проектировался на визируемую цель. При достаточном расстоянии между глазным и предметным Д. точность визирования может составлять 2-5 мин дуги. Д. описан ещё Героном Александрийским (ок. 1 в.), ранее широко применялся в геодезич. инструментах, ныне сохранился только у нек-рых типов буссолей.

ДИОПТРИКА (греч. dioptrika), учение о преломлении света при прохождении через отдельные преломляющие поверхности и их системы. Термин "Д." часто применяется по отношению к глазу: Д. глаза - учение о свойствах глаза как оптич. прибора.

ДИОПТРИМЕТР (от диоптрия и ...метр), прибор для измерения преломляющей силы оптич. (очкового) стекла, выражаемой в диоптриях (D), а также для определения положения главных меридианов астигматич. очкового стекла. Состоит из коллиматора, зрительной трубы, отсчётного микроскопа, механизма для фиксации измеряемой линзы, механизма для измерения диаметра, центровки и маркировки линз. Д. позволяет определять силу оптич. стёкол с точностью ±0,12 D.

Диоптриметр ДО-1: 1 - осветитель; 2 -коллиматор; 3-кремальер для измерения; 4 -зрительная труба; 5 - отсчёт-ный микроскоп.

ДИОПТРИЯ, единица оптической силы линз и др. осесимметричных оптических систем. Обозначение - D. 1D. равна оптич. силе линзы или сферич. зеркала с главным фокусным расстоянием в 1 л. Оптич. сила, выраженная в Д., обратна главному фокусному расстоянию, выраженному в м. Оптич. сила линз, собирающих лучи, считается положительной, а рассеивающих - отрицательной. В Д. выражают оптическую силу очков. Очки для близоруких обладают отрицательной оптической силой (отрицательное число Д.), для дальнозорких - положительной.

ДИОРАМА, диарама (от греч. dia - через, сквозь и horama -вид, зрелище), 1) вид живописи, где изображение исполняется на просвечивающем, специально освещённом материале. 2) В совр. словоупотреблении вид живописи, в к-ром лентообразная картина, вертикально натянутая по внутр. поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней "предметным" планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Д. рассчитана на искусств. освещение; крупные Д. расположены в специально построенных зданиях. Изображение натуры (гл. обр. батальных сцен) в Д., как и в панорамах, достигает большой иллюзорности. Первая Д. создана Л. Ж. Да-гером в 1822 в Париже. Д. получили распространение в 19 в. Из сов. Д. наиболее значительна "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года"; др. диорамы: "Штурм Перекопа" (1961, худ. М. И. Самсонов, М. А. Ананьев, В. П. Фельдман, Центр, музей Вооруж. Сил СССР, Москва), "Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году" (1970, худ. М. И. Самсонов, Военно-историч. музей им. А. В. Суворова, Очаков), "Восстание в городе Пермь в 1905 году" (1970, худ. Е. И. Данилевский, М. А. Ананьев, Пермь).

Лит.: Петропавловский В., Искусство панорам и диорам, К., 1965.

ДИОРДИЕВ Евгений Яковлевич [р.7 (20).10.1912, Одесса], русский советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1970). Окончил студию при Одесском драматич. театре и начал там творческую деятельность (1930-35), работал в Тирасполь-ском (1935-37), Свердловском (1937-1940) и других театрах. С 1946 актёр и режиссёр Алма-Атинского русского театра.

Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года". 1959. Художник П. Т. Мальцев (при участии Г. И. Марченко и Н. С. Присекина). Сапун-гора близ Севастополя.

Е. Я. Диордиев.

Творчество Д. отличают мастерство перевоплощения, склонность к характерным ролям, яркая комедийность, глубокое психоло-гич. раскрытие дра-матич. образов. В 1940-х гг. начал работать и как режиссёр; занимается пе-дагогич. деятельностью. Роли: Фердинанд ("Коварство и любовь" Шиллера), Годун ("Разлом" Лавренёва), Паратов ("Бесприданница" Островского), Городничий ("Ревизор" Гоголя), Лир ("Король Лир" Шекспира), Егор Булычев ("Егор Булычев и другие" Горького) и др. Поставил спектакли: "Фальшивая монета" Горького (1950), "Филуме-на Мартурано" Де Филиппо (1959, играл Доменико), "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1960, играл Вожака), "Совесть" Павловой (1966). Снимается в кино. Награждён орденом Ленина.

ДИОРИ (Diori) Амани (р. 16.6.1916, г. Судур, Нигер), гос. деятель Нигера. По образованию и профессии - педагог. Активно участвовал в основании в 1946 Нигерской прогрессивной партии (НПП). В 1946-51 и 1956-59 депутат Нац. собрания Франции от Нигера; в 1957-59 его вице-председатель. С 1951 ген. секретарь НПП. В дек. 1958 возглавил пр-во авт. Нигера. С 1960 президент и глава пр-ва независимого Нигера. В 1966-69 пред. Общей афро-малагасийско-маврикийской орг-ции.

ДИОРИТ (франц. diorite, от греч. dio-rizo - разграничиваю, различаю), маг-матич. горная порода, состоящая из плагиоклаза (андезина или олигоклаза), роговой обманки, реже авгита и биотита, иногда присутствует кварц. В химич. отношении Д. характеризуется средним содержанием кремнекислоты (55-65% ). Различают разновидности: кварцевые, бескварцевые, роговообманковые, авги-товые и биотитовые. Цвет серый, до зеленовато-серого. Структура характеризуется чётко выраженным идиоморфизмом плагиоклаза по сравнению с биотитом и амфиболом. Д. мало распространён и, как правило, связан с гранитами и гра-нодиОритами, реже с др. породами, появляясь как местная фация. Кроме то