БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101аку-стич. свойств помещения. Так, по абс. значению piano на трубе гораздо громче, чем forte вокалиста, громкость звучания piano у целого хора значительно выше, чем у отд. его участника, и т. п. Абс. величины громкости измеряются в акустике и выражаются в фонах (см. Громкость звука).

ДИНАМИКА ЗВЁЗДНЫХ СИСТЕМ, то же, что звёздная динамика.

ДИНАМИКА МАШИН И МЕХАНИЗМОВ, раздел теории машин и механизмов, в к-ром изучается движение механизмов и машин с учётом действующих на них сил. Д. м. и м. решает следующие основные задачи: установление законов движения звеньев механизмов, регулирование движения звеньев, нахождение потерь на трение, определение реакций в кинематич. парах, уравновешивание машин и механизмов.

Определение законов движения звеньев механизма по заданным характеристикам внеш. сил решают с помощью дифференциальных ур-ний движения механич. системы или машинного агрегата, состоящего обычно из двигателя, передаточного механизма, рабочей машины и иногда управляющего устройства. Число ур-ний равняется числу степеней свободы этой механич. системы. В плоских механизмах с одной степенью свободы для удобства решения задачи все силы и массы приводят к одному звену или точке механизма, к-рые наз. звеном приведения или точкой приведения. Условный момент, приложенный к звену приведения, наз. моментом приведения. Момент приведения равен совокупности всех моментов и сил, приложенных к звеньям механизма. Условный момент инерции звена приведения наз. приведённым моментом инерции. Кинетич. энергия звена приведения равна сумме кинетич. энергий всех звеньев механизма. Аналогично определяют приведённые силу и массу в точке приведения (рис., а):
[819-8.jpg]

где Мп - приведённый момент; jп -приведённый момент инерции; Рп -приведённая сила; mп - приведённая масса; M1, М2, P2, Р3 - моменты и силы, приложенные к звеньям механизма; w1, w2 - угловые скорости звеньев; vB, vc- скорости точек В и С механизма; vS2 - скорость центра тяжести звена 2; vK - скорость точки К приложения силы Р2; a2 - угол между векторами Р2 и vK', a3 - угол между векторами Р3 и vc. Ур-ние движения для данного случая:
[819-9.jpg]

т. е. Мп в общем случае зависит от времени, положения, скорости.

[819-10.jpg]

Действие сил и моментов кривошипно-ползуиного механизма (а) в звене приведения (б) и в точке приведения (в): 1- кривошип; 2 - шатун; 3 - ползун; М - приведённый момент Мп; А-неподвижная опора.

Ур-ния движения обычно являются нелинейными. Методов точного решения их не существует, поэтому пользуются приближёнными графич., графо-аналитич. и численными методами интегрирования. Установить закон движения меха-нич. системы сложнее, если учитывать трение и зазоры в кинематич. парах, упругость и переменность масс звеньев. Иногда, напр. при изучении быстротекущих процессов в машинах, нек-рые внеш. силы нельзя считать заданными, т. к. движение механизма может оказать обратное воздействие на характеристику этих сил. Напр., в нек-рых режимах с большими ускорениями нельзя принимать механич. характеристику электродвигателя как заданную зависимость момента на валу двигателя от угловой скорости, т. к. на этот момент существ. влияние могут оказать электромагнитные процессы в электродвигателе. В этом случае к дифференциальным ур-ниям движения механич. системы добавляют дифференциальное ур-ние электромагнитных процессов в электродвигателе и решают их совместно.

Вопросы регулирования движения машинного агрегата и управления им рассматриваются в теории регулирования. Различают неустановившийся, переходный и установившийся режимы движения. При установившемся режиме скорости точек механизма являются пери-одич. функциями времени или положения или остаются постоянными. Регулирование установившегося движения сводится к обеспечению угловой скорости звена приведения, не превышающей допустимого отклонения от её значения. Для этого рассчитывают и устанавливают на машину спец. массу - маховик. Необходимость регулирования неустановившегося движения возникает в том случае, когда, несмотря на непериодич. изменение внеш. сил или масс, в механизме требуется поддерживать ср. скорость звена приведения постоянной. Для этого на машину устанавливают спец. автоматич. регуляторы. Осн. задачей при этом является определение устойчивости движения системы машина -регулятор. Если же скорость к.-л. звена (или др. параметра) нужно изменять по заданному закону (программе), то в машину встраивают программное устройство. Примером может служить программное управление металлорежущими станками. Конкретная задача, рассматриваемая теорией регулирования, -отыскание оптим. режимов движения машин (оптим. управление). Напр., определение движения с наибыстрейшим переходным режимом при огранич. ускорении, т. е. оптимального по быстродействию, или движения с минимумом затрачиваемой в переходном режиме энергии, т. е. оптимального по потерям.

Нахождение непроизводит. потерь в машинах сводится к определению потерь на трение, к-рые являются основными и влияют на эффективность работы машин и механизмов. Степень использования энергии в машине оценивается механич. кпд.

Кинетостатич. расчёт механизмов, выполняемый при известном законе движения механизма, производится определением реакций в кинематич. парах от всех заданных внеш. сил, а также сил инерции звеньев и сил трения в кинематич. парах. Значения этих реакций входят в расчёты звеньев на прочность и необходимы для подбора подшипников и расчёта их смазки.

Уравновешивание машин и механизмов осуществляется рациональным подбором и размещением противовесов, снижающих динамич. давления в кинематич. парах механизмов. На практике осуществляют уравновешиванием машины на фундаменте (предотвращение вибраций) или уравновешиванием вращающихся масс - балансировкой. Инерц. силы в совр. быстроходных машинах достигают больших значений. Переменные по величине и направлению силы инерции нарушают нормальную работу узлов машины, являются источником вибраций и шума, к-рые вредно воздействуют на обслуживающий персонал и нарушают нормальную работу др. механизмов и приборов. В вибрационных машинах рассчитывают условия создания интенсивных колебаний их исполнит. органов. Динамич. исследования в машинах непосредственно связаны с расчётами на прочность и жёсткость элементов машин, к-рые проводятся с целью выбора размеров и конструктивных форм деталей. Методы таких расчётов обычно излагаются в учебных дисциплинах: сопротивление материалов, динамика сооружений, детали машин.

Динамические исследования проводят также для пространственных механизмов со многими степенями свободы. Системы подобного типа обладают большой универсальностью выполняемых операций.

См. также Машин и механизмов теория. Динамика сооружений, Кинетостатика механизмов. Сопротивление материалов, Пространственный механизм.

Лит.: Кожешник Я., Динамика машин, пер. с чешек., М., 1961; Зиновьев В. А., Бессонов А. П., Основы динамики машинных агрегатов, М., 1964; Артоболевский И. И., Теория механизмов, 2 изд., М., 1967; Кожевников С. Н., Теория механизмов и машин, 3 изд., М., 1969.

И. И. Артоболевский, А. П. Бессонов.

ДИНАМИКА ПОДЗЕМНЫХ ВОД, отрасль гидрогеологии, рассматривающая теоретич. основы и методы изучения количественных закономерностей режима и баланса подземных вод. С точки зрения методологич. построений, основывающихся на теории фильтрации, неразрывно связана с гидравликой и гидромеханикой. В зарубежной лит-ре понятие Д. п. в. нередко отсутствует, большая часть относящихся к ней вопросов рассматривается гидрологией подземных вод.

Многие положения Д. п. в., касающиеся гл. обр. гидромеханич. проблем, заложены во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. исследователями, работавшими в области гидравлики и теоретич. механики, -франц. учёными Д. Дарси и Ж. Дюпюи, установившими линейный закон фильтрации, рус. учёным Н. Е. Жуковским, работавшим над теорией движения подземных вод, и др. Современные основы теории и методики Д. п. в. созданы преим. работами сов. учёных, проведёнными в 20-30-х гг. 20 в. в связи с решением задач гидротехнич. строительства. Н. Н. Павловский разработал проблемы динамики грунтовых вод в связи с гидротехнич. строительством, Г. Н. Каменский - проблемы связи Д. п. в. с геол. условиями, вопросы движения грунтовых вод в неоднородных пластах, методику расчёта подпоров грунтовых вод и др. Для развития Д. п. в. большое значение имеет разработка вопросов нефтяной подземной гидравлики (газогидродинамика), заложенной в СССР работами Л. С. Лейбензона.

В совр. период характерно активное применение гидродинамич. расчётов почти во всех гидрогеол. исследованиях. Завершена разработка методики расчётов стационарной фильтрации и разработаны теоретич. основы прогнозов подпора грунтовых вод в районах гидросооружений и орошаемых территорий; обосновываются методы оценки эксплуатац. запасов подземных вод; сформулированы осн. направления исследований региональной динамики глубоких и взаимодействующих водоносных горизонтов.

Воздействие хоз. деятельности человека на подземные воды приводит к необходимости рассмотрения сложных расчётных схем, поэтому, помимо аналитич. методов расчёта, широко используются методы математич. моделирования с применением аналоговых приборов и цифровых ЭВМ. Это позволяет проводить гидрогеол. расчёты с возможно более полным учётом природной обстановки и всех действующих факторов. Для решения стационарных задач, как правило, используют сплошные электрич. модели из электропроводной бумаги, а для решения нестационарных задач -гидроинтеграторы и сеточные электроинтеграторы на активных сопротивлениях (сетка Либманна) и на активных сопротивлениях с ёмкостями (сетка R - С).

Наряду с решением прямых гидрогео-динамич. задач, в к-рых даётся прогноз режима и баланса подземных вод, в Д. п. в. рассматриваются решения обратных задач - восстановление параметров фильтрац. схемы по данным о режиме подземных вод (напр., при многолетней работе крупных водозаборов подземных вод, в районах водохранилищ, карьеров). Важное значение для изучения загрязнения подземных вод, обоснования гидрогеохимич. методов поисков полезных ископаемых приобретает новое направление, изучающее физико-химич. процессы, происходящие при взаимодействии подземных вод с вмещающими их горными породами.

Лит.: Павловский Н. Н., Теория движения грунтовых вод под гидротехническими сооружениями и ее основные приложения (1922), Собр. соч., т. 2, М., 1956; Каменский Г. П., Основы динамики подземных вод, М., 1943; Полубаринова-Кочина П. Я., Теория движения грунтовых вод, М., 1952; Аравин В. И., Нумеров С. Н., Теория движения жидкостей и газов в недеформируемой пористой среде, М., 1953; Чарный И. А., Основы подземной гидравлики, М., 1956; Бочевер Ф. М,, Гармонов И. В., Лебедев А. В., Шестаков В. М., Основы гидрогеологических расчётов, М., 1965; Силин-Бекчурин А. И,, Динамика подземных вод, 2 изд., М., 1965; Уист Р. де, Гидрогеология с основами гидрологии суши, пер. с англ., т. 1, М., 1969; Шестаков В. М., Основные этапы развития советской школы динамики подземных вод, "Бюлл. Московского общества испытателей природы. Отдел геологический", 1969, № 1; Развитие исследований по теории фильтрации в СССР, М., 1969. В. М. Шестаков.

ДИНАМИКА РАКЕТ, ракетодинамика, наука о движении летат. аппаратов, снабжённых реактивными двигателями. Наиболее важная особенность полёта ракеты с работающим (развивающим тягу) двигателем -существ, изменение её массы во время движения вследствие сгорания топлива. Так, одноступенчатые ракеты в процессе разгона (набора скорости) теряют до 90% первоначальной (стартовой) массы. Законы движения ракеты при работающем двигателе даются ур-ниями механики тел переменной массы.

Теоретич. основы Д. р. заложены трудами рус. учёных И. В. Мещерского и К. Э. Циолковского в кон. 19 - нач. 20 вв. Быстрое развитие Д. р. началось после окончания 2-й мировой войны 1939-45 в связи с ростом ракетостроения в ряде промышленно развитых стран (СССР, США, Франция и др.).

Важнейшие разделы Д. р.: 1) изучение движения центра масс (центра тяжести) ракет, т. е. создание теории, посвящённой решению траекторных задач ракетодинамики; 2) изучение движения ракет относительно центра масс. В этом разделе исследуются вопросы стабилизации ракет, возможности маневрирования и управления, наведения на заданную цель, а также стыковки реактивных летат. аппаратов (космич. кораблей с ракетными двигателями) на орбите в космич. пространстве; 3) экспериментальная ракетодинамика, где изучаются эксперимент. методы исследования движения ракет. Здесь широко используются оптич. и радиотехнич. приборы для определения геометрич., кинематич. и динамич. характеристик полёта, определяющих как движение центра масс ракеты, так и движение относительно центра масс.

Своеобразный класс задач Д. р. вызван необходимостью программирования величины и направления реактивной силы, чтобы получить при имеющемся количестве топлива (горючего и окислителя) наилучшие лётные характеристики для достижения цели полёта (напр., макс. дальность полёта, минимальное время полета до цели, макс, кинетич. энергия в конце работы двигателя и др.). Такие задачи успешно решаются методами вариационного исчисления и способствуют развитию самих этих методов. В связи с созданием очень больших ракет на жидком топливе успешно развиваются новые разделы Д. р., в к-рых изучается движение корпуса ракеты с учётом колебаний жидкого топлива в её баках, а также исследуется движение ракеты как упругого тела. Эти новые задачи столь сложны, что недоступны аналитич. изучению. Для решения таких (многопараме-трич.) задач применяют цифровые ЭВМ.

Для динамики управляемых ракет (напр., зенитных управляемых ракет, ракет противоракетной обороны и др.) нек-рые из внеш. воздействий имеют вероятностный характер и количественно определяются "случайными" функциями времени. Решение таких задач требует использования теории вероятностных процессов.

Лит.: Космическая техника, под ред. Г. Сейферта, пер. с англ., М., 1964; Космодемьянский А. А., Механика тел переменной массы (Теория реактивного движения), ч. 1, М., 1947; Фертрегт М., Основы космонавтики, пер. с англ., М., 1969; Циолковский К. Э., Реактивные летательные аппараты, М., 1964.

А. А. Космодемьянский.

ДИНАМИКА РУСЛОВЫХ ПОТОКОВ, наука, в к-рой изучается движение воды и наносов в русловых потоках: реках, ручьях, каналах. Гл. задача Д. р. п.-изучение движения воды в деформируемом русле в условиях непрерывного взаимодействия потока и русла: русло управляет потоком, формируя распределение скоростей в различных его частях (скоростное поле), а поток создаёт себе русло, отвечающее его скоростному полю. В связи с этим Д. р. п. исследует кинематич. структуру потока (распределение скоростей и давлений, их пульсации, турбулентность и механизмы турбулентного перемешивания, сопротивление движению потока и т. д.), механизм взвешивания и переноса наносов, деформации дна потока, положение потока (реки) в плане и др. Основой Д. р. п. является гидродинамика вязкой жидкости, теория турбулентного течения жидкости, подобия теория и физич. эксперимент.

Движение русловых потоков в криволинейном русле сопровождается поперечной циркуляцией, бл