БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ов при энзимологич. исследованиях.

Лит.: С а р т о р и М., Новое в химии боевых отравляющих веществ, "Успехи химии", 1954, т. 23, в. 1, с. 62; О' Браин Р., Токсичные эфиры кислот фосфора, пер. с англ., М., 1964. Р. Н. Стерлин.

ДИК (Die) Иван Осипович [псевд.: наст. фам. и имя Д и ч е с к у (Dicescu) Ион] (май 1893, Бухарест,- апр. 1938). деятель румынского рабочего движения, участник борьбы за Советскую власть в России. С 1909 - в социали-стич. движении, в 1910-16 чл. С.-д. партии Румынии; один из редакторов её центр, органа - газ. "Романия мун-цитоаре" ("Romania muncitoare", 1910-1912). Во время 1-й мировой войны 1914-18 по политич. мотивам дезертировал из рум. армии. Находясь в Петрограде, в апр. 1917 вступил в РКЩб). В 1918 комиссар рум. воен.-революц. к-та в Одессе и Феодосии. В апр. 1919- дек. 1920 политкомиссар на Вост., Туркестанском, Юго-Зап. фронтах. В Москве встречался с В. И. Лениным. В 1921-22 слушатель Воен. академии им. Фрунзе. В 1922-37 на преподават. и науч. работе в Москве.

Лит.: Кондратьев В. А., Румынский интернационалист И. О. Дик-Дическу, "Новая и новейшая история", 1961, № 3.

ДИКАИН, лекарственный препарат, обладающий сильным местно обезболивающим (анестезирующим) действием (см. Обезболивающие средства). Применяют в порошках и растворах для поверхностного обезболивания в офтальмологич. и отоларингологич. практике.

ДИКАНЬКА, посёлок гор. типа, центр Диканьского р-на Полтавской обл. УССР, в 29 км к С. от Полтавы. Маслодельный з-д. Историко-краеведческий музей. Д. воспета Н. В. Гоголем ("Вечера на хуторе близ Диканьки").

ДИКАРИОН (от ди... и греч. karyon -орех, ядро ореха), сближенная пара га-плоидных ядер в одной клетке. Возникает при половом процессе у сумчатых и базидиальных грибов.

ДИКАЯ ГОРЧИЦА, полевая горчица, однолетнее травянистое растение рода горчица сем. крестоцветных.

ДИКАЯ РЕДЬКА, полевая редька, однолетнее травянистое растение рода редька сем. крестоцветных.

ДИКАЯ РЯБИНКА, многолетнее травянистое растение сем. сложноцветных; то же, что пижма.

ДИКАЯ СВИНЬЯ, парнокопытное млекопитающее сем. свиней; то же, что кабан.

ДИКЕТОПИПЕРАЗИНЫ, шестичленные гетероциклич. соединения, производные пиперазина. Д.- циклич. ангидриды а-аминокислот:
[818-9.jpg]

2.5-Дикетопиперазин.

Д.- бесцветные кристаллы; нейтральные соединения, легко растворимые в горячей воде, трудно - в холодной. При гидролизе Д. образуются дипептиды, затем аминокислоты; натрием в спирте Д. восстанавливаются до пиперазинов.

Д. могут быть получены циклизацией а-аминокислот или их эфиров, а также выделены из гидролизатов белков.

"ДИКИЕ" (франц. fauves), течение во франц. живописи нач. 20 в.; см. Фовизм.

ДИКИЙ Алексей Денисович [12(24).2. 1889, Екатеринослав, ныне Днепропетровск,-1.10.1955, Москва], советский режиссёр и актёр, нар. арт. СССР (1949). В 1910 был принят в МХТ, с 1911 работал в 1-й Студии МХТ (позже МХАТ 2-й). Среди первых режиссёрских работ -"Герой" Синга в 1-й Студии МХТ (1923) и;др. В 1925 поставил во МХАТе 2-м спектакль "Блоха" по Н. С. Лескову (играл роль Платова). К этому времени определились осн. черты режиссёрского и актёрского дарования Д.: острота и выразительность формы, любовь к ярким, сильным сценич. краскам, к сочетанию динамичности и броскости сценич. рисунка с монументальностью и масштабностью актёрских образов. Иск-во Д. обладало оптимистич. энергией, тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире, к эпич. размаху и патетике. В 1928 Д. поставил спектакль "Человек с портфелем" Файко в Моск. театре Революции. В 1931 основал театр, студию, где вёл режиссёрскую и пед. работу, поставил "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову и др. В 1932-36 руководил моек. Театром им. ВЦСПС (спектакли "Матросы из Катта-ро" Вольфа, "Глубокая провинция" Светлова). В 1936 поставил на сцене Малого театра в гротескной, фантасмагорич. форме спектакль "Смерть Тарелкина" Сухо-во-Кобылина. С 1936 работал в ленингр. Большом драматич. театре им. Горького, с 1941- в моск. Театре им. Вахтангова, где поставил "Олеко Дундич" Ржешевско-го и Каца, "Русские люди" Симонова. В спектакле "фронт" Корнейчука (1942) сыграл роль генерала Горлова - одну из лучших своих ролей. В 1944-52 в Малом театре, с 1952 в Моск. драматич. театре им. Пушкина. Среди работ Д. 40-50-х гг. спектакли "Мещане" Горького (1946), "Калиновая роща" Корнейчука (1950) -в Малом театре; "Тени" Салтыкова-Щедрина (1953) в Моск. драматич. театре им. Пушкина. Снимался в кино, сыграл роли М. И. Кутузова в фильме "Кутузов" (1944), П. С. Нахимова в фильме "Адмирал Нахимов" (1947) и др. Гос. пр. СССР (1946, 1947, 1949, 1950). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Портрет стр. 258.

Сцена из спектакля "Блоха" по Н. С. Лескову. Реж. А. Д. Дикий (в роли Платова - А. Д. Дикий).

Сцена из спектакля "Тени" М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реж. А. Д. Дикий.

Соч.: Повесть о театральной юности, М., 1957; Статьи. Переписка. Воспоминания, М., 1967. К. Л. Рудницкий.

ДИКИЙ ВИНОГРАД, виды деревянистых лиан разных родов сем. Виноградовых. 1) Род девичий виноград
(Parthenocissus) - цветки обоеполые или ложнообоеполые (с недоразвитой завязью), б. ч. со свободными звездчато отогнутыми лепестками. Ягоды мелкие, тёмно-синие или синевато-чёрные. Окончания усиков обычно дисковидно расширенные. Ок. 10 видов в Сев. Америке и Азии. В СССР на Д. Востоке дико растёт девичий виноград триостренный (P. tricuspidata). Как декоративные растения используют девичий виноград пятилисточковый (Р. quinquefolia) и девичий виноград прикреплённый (P. inserta). 2) Род виноградовник, или ампелопсис (Ampelopsis),- цветки разнополые, однодомные, со свободными звездчато отогнутыми лепестками. Ягоды мелкие, белые, синие или оранжевые, б. ч. несъедобные. Ок. 20 видов, гл. обр. в Сев. Америке и Азии. В СССР 4 вида, из них 3 на Д. Востоке и 1 в Таджикистане. Ви-ноградовник короткоцветоножковый (А. Депичий виноград триостренный: а- часть ветви с усиками п присосками; 6 - лист и соцветие (бутоны); в - часть неплодущего побега с листьями и усиками с присосками.

brevipedunculata) культивируют как вьющееся растение. 3) Дикорастущие виды рода виноград (Vitis) - цветки разнополые, двудомные, реже обоеполые, с лепестками, сросшимися верхушками. Ягоды мелкие, чёрные. В СССР 3 вида -на Ю. Европ. части, на Кавказе, в Ср. Азии (Копетдаг) и на Д. Востоке.

С. К. Черепанов.

ДИКИЙ КРОЛИК (Oryctolagus cuni-culus), млекопитающее отряда зайцеобразных. Дл. тела 35-45 см, весит 1,3-2,2 кг. Осн. тон окраски верха коричневато-серый. Родина Д. к. - Юго-Зап. Европа и Сев.-Зап. Африка. Был завезён и широко расселился в Центр. Европе, Великобритании, Н. Зеландии, Австралии, Юж. Америке и сев. части США; в СССР - на Ю.-З. Украины. Обитает в открытых местностях, образуя огромные колонии. Питается гл. обр. травянистой растительностью. Размножается несколько раз в год; в помёте 3-9 детёнышей.Объект охоты (используются мясо и шкурка). Местами интенсивно истребляется как очень серьёзный вредитель с. х-ва. Одомашнен; родоначальник домашних пород кроликов. Акклиматизация Д. к. в нек-рых местах привела к неблагоприятным последствиям. Напр.,в Австралии из-за уничтожения Д. к. травянистой растительности резко сократилась численность ряда видов животных местной фауны.

А. Д. Дикий.

Ч. Диккенс.

Лит.: Огнев С. И., Звери СССР и прилежащих стран, т. 4, М. - Л., 1940; Гуреев А. А., Зайцеобразные (Lagomorpha), М. -Л., 1964 (Фауна СССР. Млекопитающие, т. 3, в. 10, № 87).

ДИКИНСОН (Dickinson) Эмили (10.12. 1830, Амхерст, шт. Массачусетс,- 15.5. 1886, там же), американская поэтесса. Воспитывалась в религ. -пуританских традициях. При жизни Д. было опубликовано анонимно лишь семь её стих. из 2000. Первая кн. стихов (1890) была встречена холодно. В нач. 20 в. интерес к творчеству Д. возрастает. В стихах Д. можно различить влияния пуританского мировоззрения, "культа природы" Г. Торо и Р. У. Эмерсона, англ, романтиков. Творчество Д. отличают интенсивность лирич. чувства, фантазия, ирония, напряжённая пытливость мысли.

С о ч.: The poems, v. 1 - 3, Camb. (Mass.), 1955.

Лит.: Кашкин И. А., Эмили Ди-кинсон, в его кн.: Для читателя-современника, М., 1969; Б р у к с В. В., Писатель и американская жизнь, т. 2, М., 1971; Miller R. The poetry of E. Dickinson, Mid-dletown, 1968; Clendenning Sh. Т., Emily Dickinson. A bibliography: 1850 - 1966, [Kent, 1968].

ДИККЕНС (Dickens) Чарлз (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута,-9.6.1870, Гейдсхилл), английский писатель. Сын портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму Д. ещё мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом и газетным репортёром. В первом произв. Д.- "Очерки Боза" (1836) сказались склонность Д. к реалистич. сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе к-рого - социальное сострадание. Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837) - комич. эпопея, в центре к-рой благо душный чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества.

В дальнейшем Д. становится на путь критич. реализма. Роман "Приключения Оливера Твиста" (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в т. .н. работных домах. Своё возмущение невыносимыми условиями существования нар. масс Д. воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё же одерживает верх традиц. моральная схема и добродетель (в лице "добрых" капиталистов) торжествует. В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и разоблачению могущества "злых денег". Однако в конце романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила-"добрые деньги". В "Мартине Чезлвите" (1844), написанном после первого посещения Диккенсом Америки, в основе сюжета - критич. изображение не только амер. действительности, но и англ. бурж. общества в лице Пекснифа и Чезлвитов. Особое возмущение Д. вызывает рабство негров в юж. штатах.

С годами Д. приходит к убеждению, что только в среде угнетённых масс сосредоточены положит, тенденции совр. общества, проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами.

Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в "Лавке древностей" (1841) и в "Рождественских повестях" (1843-46), где использовано и сказочное начало.

Переходными от ранних соч. к зрелому реалистич. творчеству явились любимые юношеством романы Д. "Домби и сын" (1848), где в центре - образ жестокого собственника, и "Дэвид Копперфилд" (1850) - роман воспитания, в к-ром прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Д.

Ч. Диккенс. "Дэвид Копперфилд" (Лондон, 1850). Илл. X. Н. Броуна (Физа).

Неудачи чартистского движения в Великобритании, половинчатые результаты Революции 1848 на континенте содействовали выявлению эксплуататорской сущности капиталистич. строя. К этому времени Д. проникается более глубоким взглядом на бурж. общество как единую систему зла. Он отказывается от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману. Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из сложного переплетения неск. сюжетных линий. Пример такого построения - роман "Холодный дом" (1853), действие к-рого вращается вокруг многолетнего суд. процесса. Задуманный как сатира на бурж. судопроизводство, роман перерастает в символ бессмысленности человеческого существования перед лицом бездушных "бумажных" законов, разрушающих нормальные человеческие отношения, воплощённые в образах Джарндайса, Эстер, Ады и др.

В романе "Тяжёлые времена" (1854) место действия - чудовищный, не существующий на карте угольный город "Кок-таун". Д. создал непревзойдённые по са-тирич. насыщенности гротескные образы бурж. дельцов, для к-рых "факты и цифры" - единств, реальность. Симпатии автора безраздельно на стороне угнетённых, хотя он не обнаружил понимания необходимости революц. борьбы рабочих. В "Крошке Доррит" (1857) изображена мрачная долговая тюрьма Маршалси, одним из обитателей к-рой некогда был отец писателя. Др. сфера действительности - жизнь гос. учреждений бурж. Англии, к-рые Д. сатирически обессмертил под названием "Министерства околичностей". Д. дал здесь символически обобщённое изображение зловещих закономерностей капиталистич. системы, превращающих отд. человека в игрушку непознанных им враждебных сил.

Несколько особняком в цикле зрелых соч. Д. стоит ист. роман о Великой франц. революции - "Повесть о двух городах" (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христ. идеала. Последние романы Д.- "Большие ожидания" (1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда" (неоконч., 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.

Мировая слава Д. утвердилась непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России соч. Д. имели большой резонанс с нач. 40-х гг. 19 в. В суждениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького о романах Д. ведущей является мысль об их замечат. юморе, демократизме и гуманизме.

Сов. литературоведение, продолжая эти тенденции, анализирует реалистич. манеру Д., его разоблачит, сатиру и сочувствие народу.

С о ч.: The complete works, v. 1 - 30, L., [1900]; Works, v. 1 - 23, Bloomsbury, 1937 - 38; The letters, v. 1 - 3, Bloomsbury, 1938; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1 - 10, СПБ, 1892-97; Собр. соч., т. 1 - 35, СПБ, 1896-99; Собр. соч.,т. 1-33, СПБ, [1905-09]; Поли. собр. соч., кн. 1 - 49, СПБ, 1909 - 10; Собр. соч., т. 1 - 30, М., 1957-63.

Ч. Диккенс. "Тяжёлые времена" (Москва, 1933). Фронтиспис В. А. Фаворского.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 447, 487; Алексеев М. П., Белинский и Диккенс, в сб.: Венок Белинскому, [М.], 1924; Луначарский А. и Шор Р., Диккенс, М. -Л., 1931; Ивашева В. В., Творчество Диккенса, М., 1954; Нерсесова М. А., Творчество Ч. Диккенса, М., 1957; Катарский И. М., Диккенс в России, М:, 1966; СильманТ., Диккенс. Очерки творчества, Л., 1970; Чарльз Диккенс. Указатель важнейшей литературы на 'русском языке (1838 -1945), вступит, ст. М. П. Алексеева, Л., 1946; Чарльз Диккенс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1838 -1960, сост. Ю. В. Фридлендер и И. М. Ка-тарский, М., 1962; Честертон Дж. К., Диккенс, Л., 1929; Forster J., The life of Ch. Dickens, v. 1 - 3, L., 1872-74; Hay-ward A. L., The Dickens encyclopaedia, L.-N. Y., 1924; Jackson Th. A., Ch. Dickens: the progress of a radical, L., 1937; Johnson E., Ch. Dickens. His tragedy and triumph, v. 1 -2, N. Y., 1952; En gel M., The maturity of Dickens, Camb. (Mass.), 1959; Dickens. Modern judgements, ed. by A. E. Dyson, [L., 1968]; Manning S. В., Dickens as satirist, New Haven - L., 1971;