БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101nen und der heute bekannten Ver-brennungsmotoren, В., 1893; Die Entstehung des Dieselmotors, В., 1913.

Лит.: Радциг А. А., История теплотехники, М.- Л., 1936; Гумилевский Л. И., Рудольф Дизель. [Биографический очерк], М.- Л., 1938.

ДИЗЕЛЬ, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с воспламенением от сжатия. Воспламенение в цилиндре Д. происходит при впрыске топлива в воздух, нагретый до высокой темп-ры в результате сжатия поршнем. Д. назван по имени нем. инж. Р. Дизеля, построившего в 1897 первый двигатель с воспламенением от сжатия. Д. работает на топливе, к-рое значительно дешевле бензина (см. Дизельное топливо). Существуют также газовые двигатели, работающие по циклу Д. (см. Газодизель).

Д. относятся к наиболее экономичным тепловым двигателям. Удельный расход топлива лучших Д. составляет ок. 190 г/(квт*ч) [140г/ (л. с. • ч)], а для большинства типов Д. не превышает 270 г / (кет*ч) [200 г / (л. с. • ч)] на номинальной мощности. Такие расходы топлива соответствуют кпд 31-44% (кпд карбюраторных ДВС обычно 25-30% ).

Частота вращения вала Д. обычно 100-3000 об/мин и лишь в отдельных случаях достигает 4000-4500 об/мин. Увеличение частоты вращения Д. ограничивается временем, необходимым для смесеобразования и сгорания топлива. В Д. не возникает детонации, поэтому диаметры цилиндров практически не ограничены и в судовых Д. достигают 1 м, мощность в одном агрегате превышает 30 000 кет (40000л. с.). Удельная масса на единицу мощности у Д. от 3 до 80 кг/квт (от 2 до 60 кг/л. с.). Срок службы Д.-от 5 до 80 тыс. ч.

Д. различают по конструкции камер сгорания. В Д. с неразделённой камерой в процессе смесеобразования топливо равномерно распределяется по камере сгорания за счёт большого числа струй. В вихрека мерных Д. поток воздуха закручивается при вытеснении его в вихревую камеру в процессе сжатия, а топливо впрыскивается в быстро вращающийся вихрь. Виредкамерных Д. смесеобразование осуществляется вследствие поступления воздуха и топлива из предкамеры в основную камеру, вызванного начавшимся сгоранием и повышением давления в предкамере. Для конструкции "камера в поршне" характерно плёночное смесеобразование, когда топливо подаётся на стенку камеры, а его пары захватываются вихрем воздуха и хорошо перемешиваются.

Конструкции Д. многообразны. Так, в СССР па маневровых тепловозах и судах применяют V-образные 12-цилиндровые Д. с водяным охлаждением и газотурбинным наддувом. В качестве осн. тепловозных двигателей используются вертикальные рядные 2-тактные Д. с прямоточной продувкой. Наибольших размеров достигают судовые тихоходные Д.: напр., 2-тактный рядный с клапанно-щелевой продувкой фирмы "Бурмей-стер ог Вайн" (Дания) имеет диаметр цилиндра 840 мм, ход поршня 1800 мм, массу 885 т, высоту 12,1 м. Судовые Д. часто делают крейцкопфного типа (см. Крейцкопфный двигатель). Д. иногда выполняют без коленчатых валов (см. Свободнопоршневой генератор газа). Реже применяют W-образные и Х-об-разные Д., т. е. вместо 2 блоков цилиндров, как у V-образного, эти Д. имеют 3 или 4 блока, а также Д. звездообразные с расположением цилиндров лучами и даже многозвёздные (блоки звёзд) до 42 цилиндров и более.

Область применения Д. обширна. Наибольшие объёмы применения приходятся на тракторостроение, ежегодно возрастает применение Д. в автомобилестроении. В СССР ок. 50% локомотивов ж.-д. транспорта составляют тепловозы, т. е. локомотивы с Д., в США большинство локомотивов - тепловозы. В речном флоте теплоходы с Д. и дизель-электроходы практически вытеснили пароходы. Д. оборудуют самоходную воен. технику (танки и ракетные установки). Широко применяют Д. в качестве передвижных и стационарных энергетич. установок в р-нах, удалённых от линий электропередач (см. Дизельная электростанция). Совершенствование Д. осуществляется путём повышения удельной мощности, частоты вращения, надёжности и долговечности, расширения ассортимента применяемых топлив (многотопливные двигатели).

Лит.: Дизели. Справочник, под ред. В. А. Ваншейдта, М.- Л., 1964; Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. 2 изд., М., 1970; R i с а г d о Н. R., The heigh-speed internal-combustion engine, L., 1955. Д. Н. Вырубов, В. П. Алексеев.

Р. Дизель.

Б. Дизраэлп.

ДИЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (ДЭС), энергетическая установка, оборудованная одним или неск. генераторами эпектрич. тока, к-рые приводятся во вращение дизельными двигателями (см. Дизель). Различают стационарные и передвижные ДЭС. На стационарных ДЭС устанавливают четырёхтактные (реже двухтактные) дизели мощностью 110, 220, 330, 440 и 735 квт. Стационарные ДЭС средней мощности не превосходят 750 квт, большие ДЭС сооружаются мощностью до 2200 квт и более (рис. 1). Преимущества ДЭС: высокая экономичность, устойчивая работа, лёгкий и быстрый запуск. Недостаток: сравнительно небольшой моторесурс, т. е. срок работы агрегата до капитального ремонта. ДЭС предназначены для электроснабжения мест, удалённых от линий электропередач, а также в р-нах, где источники водоснабжения ограничены и сооружение паросиловой или гидросиловой установок невозможно. Стационарные дизели комплектуются гл. обр. синхронными генераторами.

Экономичность ДЭС может быть значительно повышена за счёт использования тепловых потерь двигателей, достигающих в совр. дизелях 55-60% от общего количества выделяемого тепла, для подогрева топлива и масла, а также для покрытия отопит. и бытовых нужд станционного здания и прилегающих к нему помещений. На мощных ДЭС (св. 750 квт) отходящее тепло может быть использовано для теплофикации пристанционного р-на. На ДЭС предусматривается система автоматич. защиты агрегатов при достижении предельных значений темп-ры охлаждающей воды и масла, давления масла, частоты вращения или при возникновении короткого замыкания в линии. Предусматриваются три степени автоматизации стационарных дизелей: 1) автоматич. поддержание заданной частоты вращения, темп-р охлаждающей воды и масла, автоматич. аварийная сигнализация и защита; 2) дополнительно к первому - автоматический или дистанционный пуск и остановка дизелей, автоматич. подготовка к приёму нагрузки, синхронизация с др. агрегатами и сетью, приём нагрузки и её распределение при параллельной работе агрегатов и др.; 3) дополнительно к первому и второму -автоматич. пополнение топливных, масляных и водяных расходных баков и возд. баллонов, подзарядка стартовых батарей и батарей оперативного питания, а также автоматич. управление др. вспо-могат. агрегатами.

Рис. 1. Автоматизированный стационарный дизель-электрический агрегат.

Передвижные ДЭС (рис. 2) широко используются в сел. х-ве, лесной пром-сти, в геологоразведочных экспедициях и др. в качестве основного, резервного или аварийного источника электропитания силовых и осветит. сетей. На транспорте (дизель-электровозах, дизель-электроходах и др.) ДЭС применяются в качестве осн. энергетич. установки. Первичными двигателями на передвижных ДЭС служат быстроходные дизели. В состав передвижной ДЭС входят: дизель-электрич. агрегат, запасные части, инструмент и принадлежности, комплект кабельной сети для подключения нагрузки, противопожарные средства. Автоматизированные ДЭС мощностью до 10 кет устанавливают на одноосном автомоб. прицепе; мощностью 20 кет и более - на двухосном автоприцепе с крытыми кузовами. В их состав, кроме дизель-электрич. агрегата, входят: силовой распределит, шкаф (щит), шкаф автоматич. управления, пульт дистанционного управления, отопительно-вен-тиляц. установки, выпрямители и аккумуляторные батареи для питания системы автоматики.

Передвижные ДЭС (ПДЭС, энергопоезда) впервые в Советском Союзе были построены в 1934. В энергопоездах оборудование смонтировано на ж.-д. платформах или в вагонах. Мощность энергопоездов 1; 2,5; 3; 4,5 и 10 Мет (см. Передвижная электростанция).

Электрич. часть ДЭС энергопоезда состоит из синхронного генератора напряжением 3-10 кв, сборных или комплектных камер с возд. или кабельными выводами высокого напряжения, распределит, устройства на напряжение 230-380 в для освещения и питания электродвигателей собств. нужд, аккумуляторной батареи, цепей оперативного тока и зарядного агрегата.

Рис. 2. Дизель-электрический агрегат для передвижных электростанций.

Лит.: Алексеев А. П., Чекме-нов Е. Е., Передвижные дизельные электростанции, М., 1966; Михалин Г. И., Эксплуатация дизельных электрических станций, М., 1968; Кузнецов А. В., Ачкасов К. А., Устройство, эксплуатация и ремонт дизельных станций, М., 1969.

К. А. Розанов.

ДИЗЕЛЬНОЕ МАСЛО, см. Моторные масла.

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО, жидкое нефтяное топливо, применяемое в дизелях. Выпускаются две группы Д.т.: 1) дистил-лятные маловязкие, применяемые в быстроходных форсированных двигателях; 2) высоковязкие остаточные, используемые в тихоходных дизелях.

Для производства дистиллятных Д. т. используют керосино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти и частично (до 20%) газойли каталитич. крекинга. Топлива для тихоходных дизелей вырабатывают из смеси мазутов с керосино-газойлевыми фракциями нефти.

В табл. 1 и 2 показаны основные свойства дизельных топлив, выпускаемых в СССР.

Табл. 1. - Дистлллятные топлива



Топлива

Вязкость при 20°С, сст

Цетановое число

Содержание серы, - %

tзаст, оС

tвсп, оС











Для автотракторных двигателей





Малосернистые:















арктическое ДА

2,5-4,0

40

0,2

-60

35





зимнее ДЗ


3,5-6,0

40


0,2

-45

50





летнее ДЛ

3,5-8,0

45

0,2

-10

60





специальное ДС

2, 5-4,02


50


0,2


-15


90





Сернистые:
















арктическое А

1,5-2,5


45


0,4


-55


30





зимнее 3

2,2-3,2

45

0,6

-35

35





летнее Л

3,0-6,0

45

1,0

-10

40





специальное С

4,5-8,0

50

1,0

-15

90





Для тепловозных и судовых двигателей





Зимнее ТЗ

2,2-5,0

45

0.5

-35

40





Летнее ТЛ

3,5-6,5

45

0,5

-10

65




1cm = 10-4м2/ceк. 2 Вязкость при 50°С.

Табл. 2. - Остаточные топлива



Топливо

Вязкость при 50°С, сст

Коксуемость,%

Содержание серы,

%

tзаст, оС

tвсп, оС





Топливо ДТ

36

3,0

0,5-1,5

-5

65





Топливо ДМ

150

10,0

3,0

10

85




Лит.: Нефтепродукты. Справочник, под ред. Б. В. Лосикова, М., 1966; Технические условия на нефтепродукты, М., 1969.

Н.Г. Пучков.

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗД, состав, в к-рый входят 2 или больше моторных вагона (с тяговыми дизельными двигателями) и неск. прицепных. Моторные вагоны обычно располагаются на концах поезда. Управление двигателями осуществляется с одного поста. Д.-п. обеспечивают пригородное сообщение на неэлектрифицированных участках ж. д.

ДИЗЕЛЬ-ТРОЛЛЕЙВОЗ, см. Троллейвоз.

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД, см. Электроход.

ДИЗЕНТЕРИЙНАЯ АМЁБА (Entamoeba histolytica), простейшее из отряда амёб; возбудитель амёбной дизентерии (см. Амёбиаз). Впервые описан в 1875 рус. учёным Ф. А. Лешем. При попадании в кишечник человека Д. а. в большинстве случаев размножается в содержимом толстой кишки, не внедряясь в ткани и не вызывая нарушений функции кишечника (человек при этом здоров, но служит носителем Д. а.). Эта форма Д. а. наз. просветной (forma minuta) (размер ок. 20 мкм) (рис. 1, а). Движется она с помощью псевдоподий.Ядро сферическое, 3-5 мкм в поперечнике, хроматин расположен под ядерной оболочкой в виде небольших глыбок; в центре ядра небольшая кариосома. В эндоплазме может быть неск. фагоцитированных бактерий. При сгущении фекалий в толстой кишке про-светная форма окружается оболочкой и превращается в шаровидную цисту (размер ок. 12 мкм) с 4 ядрами, не отличающимися по строению от ядра вегетативной формы; незрелые цисты содержат 1-2 или 3 ядра. Имеется вакуоль с гликогеном; часть цист содержит короткие, брусковидные образования -хроматоидные тела (рис. 1, б). С фекалиями цисты выбрасываются во внеш. среду и могут вновь попасть в желудочно-кишечный тракт человека, где после метацистной стадии развития (деление на 8 дочерних амёб) дают начало про-светным формам (рис. 2, А).

Иногда просветная форма Д. а. внедряется в стенку толстой кишки и размножается там, образуя язвы (амёбная дизентерия). Эта форма Д. а. наз. тканевой (размер 20-25 мкм) и, в отличие от просветной формы, не содержит в цитоплазме никаких включений. Язвенное поражение толстого кишечника сопровождается выделением слизи, гноя и крови. В этих условиях просвет-ные формы Д. а., а также тканевые формы, попавшие в просвет кишки из язв, увеличиваются в размере до 30 мкм и больше и приобретают способность фа-гоцитировать эритроциты. Эта фэрма Д. а. наз. большой вегетативной, или эритрофагом (рис. 1, в). Выброшенная при дефекации во внеш. среду, она быстро погибает. При затихании острой фазы болезни большая вегетативная форма уменьшается в размерах, переходит в просветную, а затем инци-стируется в кишечнике. Цисты, выделяемые при дефекации во внеш. среду, могут быть источником заражения (рис. 2, Б). Вегетативная форма Д. а. во внеш. среде погибает в течение 15-20 мин. Цисты сохраняют жизнеспособность в воде и влажной почве до месяца и более.


Рис. 1. Дизентерийная амёба: а - просветная форма; б - 4-ядерная циста; в - большая вегетативная форма (эритрофаг) с фагоцитированными эритроцитами.



Рис. 2. Жизненный цикл дизентерийной амёбы (схема): А-у здорового носителя; Б - у больного амёбной дизентерией; 1 -метацистное развитие; 2-пр