БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

художеств, отношении они мало удачны. Интереснее поздняя одноактная пьеса "Хорош он или дурён?" (1781, изд. 1834), в к-рой проявилась сложная диалектика добра и зла. Выдающимся явлением реализма 18 в. была проза Д. Роман "Монахиня" (1760, изд. 1796) - яркое антиклерикальное произведение. Монастырь вырастает в романе в грандиозный символ извращённой цивилизации.

В образе слуги Жака (роман "Жак фаталист", написан 1773, изд. на нем. яз. 1792, на франц. 1796) воплощён народ Франции с его жизнелюбием, юмором, житейской мудростью. Слуга и его хозяин спорят по вопросам философии и морали. Хозяин - сторонник свободы воли, ему кажется, что он властвует над миром и способен определять ход вещей. Но это иллюзия. Жак фаталист на своём горьком опыте познал, что человек подвластен обстоятельствам и судьба управляет им. Но фатализм Жака никогда не обрекает его на пассивность, он не столько выражает покорность судьбе, сколько доверие к природе, к жизни в её свободном и стихийном течении. Эта сторона философии Жака близка Д., она определяет структуру романа. Рассказ Жака о его любовных приключениях, образующий сюжетную канву книги, всё время прерывается. Д. предпочитает лит. канонам и штампам стихийное движение жизни во всей её непредрешённости и изменчивости.

Самое значит. произв. Д. "Племянник Рамо" (1762-79, изд. 1823) написано в форме диалога между философом и племянником известного франц. композитора Рамо. Диалог не имеет строго определённой темы, но обладает внутр. единством, за каждым высказыванием стоит личность собеседника, его характер, концепция бытия, мировоззрение. Рамо - нищий музыкант, представитель парижской богемы, человек аморальный, циничный, беспринципный, друг реакц. продажных журналистов, паразит и прихлебатель в домах богатых аристократов - продукт разложения "старого порядка". Но аморальное поведение Рамо находит своё объяснение в состоянии совр. общества. Рамо отвергает нравств. нормы общества, воспринимая их как силу от него отчуждённую, ему враждебную, а потому злую, и единств. жизненную ценность видит в удовлетворении своих естеств. страстей и стремлений. Своим аморальным поведением и своими циническими высказываниями Рамо разоблачает окружающий его мир, срывает с общества его лицемерную маску, обнажает его существо. Но Рамо разоблачает нежизненность и отвлечённость и идеалов философа. Он ясно понимает, что гл. силой становится богатство, а покуда властвует нужда, всякая свобода призрачна, все принимают позы, играют роли и никто не бывает самим собой. Признавая в конце диалога, что единственно свободной личностью является Диоген в бочке, философ сам утверждает нежизненность своих идеалов.

Не опубликованные при жизни писателя романы и повести Д. обращены к будущему. Сложной диалектикой мыслей и характеров они перерастают рамки искусства 18 в. и предвосхищают последующее развитие европейского реалистического романа. Наследие Д. продолжает служить прогрессивному человечеству.

Подобно другим франц. философам-материалистам 18 в., Д. придавал огромное значение просвещению. "Образование, - писал он,- придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства" (Собр. соч., т. 10, М., 1947, с. 271). Высоко оценивал Д. роль воспитания в формировании человека. Вместе с тем он считал, что для развития детей существ, значение имеют их анатомо-физиологич. особенности. Воспитание, достигая многого, не может сделать всего. Задача состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им самое полное развитие.

Д. Дидро. "Жак фаталист". Фрон-тисппс 1-го тома. Париж, 1797 (гравюра анонимного автора).

Мысли Д. о нар. образовании изложе ны в "Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства", сост. в 1775 по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок написанных им во время пребывания в Петербурге ("О школе для молодых девиц", "Об особом воспитании", "О публичных школах" и др.). Д. рассматривал широкий круг пед. проблем (система нар. образования, методы обучения и др.). Он проектировал гос. систему нар. образования, отстаивал принципы всеобщего бесплатного нач. обучения, бессословности образования. Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Д. считал необходимым организовать материальную помощь гос-ва детям бедняков (бесплатные учебники и питание в нач. школе, стипендии в ср. и высшей школе). Д. восставал против господствующей в то время во всей Европе системы образования с её классицизмом и вербализмом. На первый план он выдвигал физико-мате-матич. и естеств. науки, выступая за реальную направленность образования и его связь с потребностями жизни. Д. стремился построить уч. план ср. школы в соответствии с системой науч. знания, с учётом взаимозависимости наук, выделяя в каждом году обучения гл. предмет (напр., 1-й класс - математика, 2-й -механика, 3-й - астрономия и т. д.). Включая в уч. план религию, Д. отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II, и в качестве скрытого "противоядия" намечал преподавание морали по материалистич. книгам Т. Гоб-бса и П. Гольбаха. Д. писал о важности составления хороших учебников и предлагал привлечь к этому делу крупных учёных. В целях повышения уровня знаний он предлагал 4 раза в год проводить публичные экзамены в ср. школе и отсеивать нерадивых или неспособных учащихся. Для лучшего подбора учителей Д. советовал объявлять конкурсы.

"План" Д. был опубл. только в 19 в. [раздел о ср. образовании с купюрами -в 1813-14 в журн. "Анналь д'эдюкасьон" ("Annales d'education"), а полностью -в 1875, в собр. его сочинений].

Соч.: (Euvres completes, t. 1 - 20, P., 1875 - 77; CEuvres. Texte etabli et annote par A. Billy, P., 1957; CEuvres romanesques, P. 1959; CEuvres pplitiques, P.,_[1963]; Corres pondance. Ed. etablie, annotee par G. Roth v. 1-9, P., 1955-63; в рус. пер.- Собр. соч. т. 1 - 10, М.- Л., 1933 - 47; Об искусстве т. 1 - 2, Л.- М., 1936; Парадокс об актере Л.- М., 1938; Избранные атеистические произведения, М., 1956; Племянник Рамо, М., 1958.

Лит.: Морлей Дж., Дидро и энциклопедисты, М., 1882; Бильбасов В. А., Дидро в Петербурге, СПБ, 1884; Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями М. Турне, СПБ, 1902; Блюменфельд В., Драматургическая теория Дидро, в кн.: Ранний буржуазный реализм, Л., 1936; Иващенко А., Реалистические повести Дидро, в кн.: Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Писарев Д. И., Дидро и его время, в кн.: Звенья, [сб.] 6, М.- Л., 1936; Шишкин А. Ф., Теория воспитания Д. Дидро, "Советская педагогика", 1938, N° 10; Фрумов С. А., Педагогические взгляды Дидро, в кн.: Очерки по истории педагогики, под ред. Н. А. Константинова, М., 1952, с. 79-82; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958, с. 102-32; Казарин А. И., Дидро и некоторые вопросы
русской культуры, "Вестник истории мировой культуры", 1958, № 1; Луппол И. К., Д. Дидро, М., 1960; Гачев Д. И., Эстетические взгляды Дидро, М., 1961; Барская Т. Э., Дени Дидро, Л.- М., 1962; Акимова А., Дидро, М., 1963; Аникст А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Верцман И. Е., Эстетика Дени Дидро, в его кн.: Проблемы художественного познания, М., 1967; Бернштам Л. Г. [сост.], Дидро, 1713 - 1784, Л., .1938 (библ.); Rosenkranz К., Diderots Leben und Werke, Bd 1 - 2, Lpz., 1866; Hermand P., Les idees morales de Diderot, P., 1923; Luc J., Diderot. L'artiste et le philosophe, P., 1938; TohomasJ., L'humanisme de Diderot, 2 ed., P., 1938; Вi1ly A., Vie de Diderot, P., 1948; Diderot studies. Ed. by Otis E. Fellows and Torrey Norman L., t. 1 - 10, Syracuse, 1949 - 68; Lore1 A., Diderots Naturphilosophie, W., 1950; Ве1ava 1 I., L'esthetique sans paradoxe de Diderot, P., 1950; Guуоt С h., Diderot par luimeme, P., 1953; Mayer J., Diderot Phomme de science, Rennes, 1959; Proust J., Diderot et encyclopedic, P., 1962; К e m p f R., Diderot et le roman ou Le demon de la presence, P., 1964; Моrnet D., Diderot, P., 1966. В. Я. Бахмутский.

ДИДУР (Didur) Адам (24.12.1874, Воля-Сенкова, Польша,- 7.1.1946, Катовице), польский певец (высокий бас). Учился пению в консерватории во Львове, совершенствовался в Милане, где дебютировал в 1895 в театре "Ла Скала" и был его солистом до 1898. В 1899-1904 пел в оперных театрах Варшавы и Львова, в нач. 1900-х гг. в Мариинском театре в Петербурге. В 1904-14 с успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах Европы, Сев. и Юж. Америки. В 1914-32 солист "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. В 1945 организовал оперу в Бытоме (Силезия), был её первым директором, одновременно преподавал в консерватории в Катовице. Д.- крупнейший оперный артист 1-й трети 20 в. (выступал в течение 40 лет). Обладал огромным диапазоном голоса (пел и баритоновые партии), большим темпераментом и дарованием актёра. Лучшие партии-Стольник, Збиг-нев ("Галька", "Страшный двор" Монюш-ко), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Борис Годунов ("Борис Годунов" Мусоргского), Гремин ("Евгений Онегин" Чайковского), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Россини) и др.

ДИЕ, Дня (Dyje), река в Чехословакии и Австрии, правый приток Моравы (басе. Дуная). Дл. 302 км, пл. басе. 13,4 тыс. км2. Протекает по Чешско-Моравской возв. Ср. расход воды в устье 45 жЧсек. ГЭС. Лесосплав. На Д.-г. Зноймо (Чехословакия).

ДИЕГЕС (Dieguez) Исидоро (12.1.1909-1942), деятель рабочего движения Испании. Рабочий-каменщик. В 1932 вступил в компартию.Во время Нац.-революц. войны 1936-39 - секретарь мадридской орг-ции Коммунистич. партии Испании (КПИ); с 1937 чл. ЦК КПИ. С 1938 чл. Политбюро ЦК КПИ. В марте 1939 руководил вооруж. борьбой против контр-революц. переворота полковника С. Ка-садо. В 1939 эмигрировал. В 1942 нелегально вернулся в Испанию для реорганизации компартии Испании в подполье. Попал.в руки фашистов и погиб.

ДИЕГО-СУАРЕС, Анцирана (Diego-Suarez, Antsirana), город и мор. порт в Малагасийской Респ., на сев.-вост. побережье; адм. ц. провинции Диего-Суа-рес. 44 тыс. жит. (1967). Судоремонт. Переработка сельскохозяйственной продукции.

ДИЕЗ (франц. diese, от греч. diesis -полутон) (муз.), знак (#), предписывающий повышение к.-л. ступени звукоряда на полутон. См. Альтерация.

"ДИЕНАС ЛАПА" ("Dienas Lapa"-"Ежедневный листок"), латышская газета. Выходила с 1886 по 1905. С 1893 "Д. л." проводила марксистские и со-циал-демократич. идеи. Революц. интеллигенция сформировала "Новое течение", и "Д. л." стала его центр, органом. Редакторами газеты были: П. Стучка (1888-91; 1895-97), Я. Райнис (1891-1895). В 1897 "Новое течение" было разгромлено, газета закрыта. Позднее она приняла бурж. направление. Только в 1905 "Д. л." (редактор - Я. Янсон-Бра-ун) ненадолго стала пропагандистом прогрессивных идей.

Лит.: Latviesu literaturas vesture, sej 3 -4, Riga, 1956-57.

ДИЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ, диены, диолефины, непредельные углеводороды с двумя двойными связями. В зависимости от взаимного расположения двойных связей в молекуле различают: 1) Д. у. с изолированными двойными связями, напр, пента-
[818-3.jpg]

но под термином "Д. у." подразумевают соединения с сопряжёнными двойными связями. В таких соединениях имеет место сопряжение л-связей и образование единого л-электронного облака, что обусловливает повышение энергии образования молекулы, нек-рое усреднение расстояний между атомами углерода диеновой системы, высокую поляризуемость молекулы и способность её вступать, наряду с обычными реакциями присоединения по двойным связям (1,2-присоеди-нение), в реакции присоединения по концам сопряжённой системы (1,4-при-соединение). Так, бутадиен-1,3 присоединяет молекулу брома с образованием 3,4-дибромбутена-1 и 1,4-дибромбутена-2:
[818-4.jpg]

К типу 1,4-присоединения относится диеновый синтез. Сопряжённые диены (напр., бутадиен, изопрен, хлоропрен) легко полимеризуются и сополимеризуют-ся, образуя полимеры и сополимеры, обладающие высокоэластическими свойствами (см. Каучуки синтетические). Стереоспецифической полимеризацией изопрена синтезирован каучук, по структуре идентичный натуральному (см. Каучук натуральный). Б. Л. Дяткин.

ДИЕНОВЫЙ СИНТЕЗ, реакция 1,4-присоединения диеновых углеводородов с сопряжёнными двойными связями (диенов) к ненасыщенным соединениям (дие-нофилам). В результате Д. с. образуются шестичленные циклы, содержащие двойную связь между вторым и третьим атомами углерода исходного диена. Типичный пример Д. с. - получение ангидрида тетрагидрофталевой к-ты (III) из бутадиена-1,3 (I) и малеинового ангидрида (II):
[818-5.jpg]

Диенофилами обычно служат соединения, содержащие этиленовую или ацетиленовую связь, активированную электро-отрицат. группой (-СО-, -COOR,-- CN, - NO2 или др.). С такими дие-нофилами Д. с. осуществляют простым смешением или нагреванием реагентов при 100-120°С. При отсутствии активирующей группы в диенофиле для Д. с. необходимы жёсткие условия. В качестве дие-нофилов можно применять также карбонильные соединения, напр, гексафтораце-тон (СF3)3С = О, нитрозосоединения, напр. нитрозобензол С6Н5 - N = О, азосоединения, напр, гексафторазометан CF3 - N = N - CF3 и др. Роль диенов могут выполнять гетероциклич. соединения, напр, фуран.

Первые примеры Д. с. можно найти в работах В. Н. Ипатьева (1897) и С. В. Лебедева (1909) по исследованию димери-зации изопрена; как общая реакция ор-ганич. химии Д. с. открыт в 1928 нем. химиками-органиками О. Дильсом и К. Альдером. Д. с. широко применяют в синтетич. органич. химии, в т. ч. для синтеза стероидов. Исследование Д. с. позволило объяснить ряд процессов при полимеризации диеновых углеводородов.

Б. Л. Дяткин.

ДИЕРВИЛЛА (Diervilla), род листопадных кустарников сем. жимолостных, очень близкий к роду вейгела. Листья супротивные, простые, пильчатые. Цветки обоеполые, неправильные, крупные, с жёлтым или зеленовато-жёлтым двугубым венчиком, по 3-7 на концах молодых пазушных или верхушечных веточек. Плод - двугнёздная коробочка. 3 вида в Сев. Америке. В СССР изредка культивируются как декоративные растения Д. жимолостная (D. lonicera) и Д. сидячелистная (D. sessilifolia).

Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 6, М.- Л., 1962.

ДИЕТА (от греч. diaita - образ жизни, режим питания), специально разработанный режим питания в отношении количества, химич. состава, физич. свойств, кулинарной обработки и интервалов в приёме пищи. Режим питания здорового человека, соответствующий профессии, полу, возрасту и др. (рациональная Д.),
составляет предмет изучения гигиены питания. Разработкой и рекомендациями Д. для больного занимается диетология -наука о лечебном питании. При назначении Д. исходят из функциональных, па-томорфологич., обменных, энзимных и др. нарушений в организме человека. Правильно подобранная Д. обусловливает наиболее выгодный фон для применения различных терапевтич. средств, усиливает действие этих средств или оказывает леч. воздействие. Профилактич. значение Д. состоит в том, что она задерживает переход острых заболеваний в хронические.

Лит.: Покровский А. А., Беседы о питании, М., 1968.

Д. животных - режим кормления больного животного. При назначении Д. учитывают диагноз и течение болезни, состояние больного ж