БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ципиально отличается от бурж. теорий обучения. Во всех до сих пор существовавших классовых обществах содержание накопленной человечеством культуры передавалось и передаётся молодому поколению избирательно, т. е. различным социальным группам молодёжи передаётся различный объём и различные стороны этой культуры. Социалистич. общество - первое общество, объективно способное и заинтересованное передать всему молодому поколению максимально полное содержание культуры, все её элементы. В соответствии с этим в содержание обучения входят основы науч. знаний о природе, обществе, технике, а также о психике человека; различные способы деятельности человека, воплощённые в умениях и навыках; опыт поисковой, творческой деятельности; нормы воспитанности: опыт отношения людей к обществу, природе и друг к другу. Основы наук дают верное отражение объективного мира. Все обществ, и природные явления рассматриваются во взаимной связи, в изменении и развитии, не созерцательно, а с точки зрения преобразующей практики. Этим достигается формирование у учащихся основ подлинно науч. мировоззрения. Содержание каждого уч. предмета вносит свой вклад в разрешение этой общей задачи. Межпредметные связи обеспечивают целостность мировоззрения. Овладение богатством общечеловеческой культуры, выработка коммунистич. мировоззрения, всестороннее развитие личности, формирование духовных потребностей, стремления к самообразованию, подготовка к труду и самостоят. жизни и являются целью обучения.

Указанные цели достижимы при соблюдении осн. дидактич. принципов, разработанных сов. Д. на основе марксистско-ленинской методологии, применённой к изучению закономерностей процесса обучения. Хотя между различными дидак-тами нет единогласия в определении системы и числа дидактич. принципов, можно указать общепризнанные. Научность обучения: содержание образования должно представлять собой систему знаний, истин, установленных наукой, знакомить с методами и историей науки; доступность обучения: материал должен быть доступным для сознат. усвоения учащимися, побуждать к преодолению посильных трудностей, активизировать умств. и физич. силы; систематичность обучения: овладение системой знаний является основой их сознат. и творческого применения; связь с практикой, жизнью обеспечивает более глубокое усвоение науч. знаний и формирует умение их применять; сознательность и активность учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя: знания не могут быть извне в готовом виде вложены в голову учащегося, а являются результатом его собственной познават. деятельности, осуществляемой под руководством педагога; наглядность обучения создаёт чувственную основу для овладения абстрактными понятиями; прочность усвоения обеспечивает длительное сохранение в памяти системы осн. узловых понятий, их постепенное углубление путём самостоят, применения на практике; коллективность обучения оптимально сочетается с его индивидуализацией.

Все дидактич. принципы взаимосвязаны, и только применением их в неразрывной совокупности обеспечивается эффективность процесса обучения. В свете дидактич. принципов структура уч. процесса представляет собой совокупность ряда звеньев: постановка уч. задачи перед уч-ся, изложение новых знаний или самостоят, работ учащихся по их приобретению, закрепление знаний и привитие умений и навыков, применение знаний, умений, навыков на практике, проверка их усвоения.

Методы обучения рассматриваются в сов. Д. как способы взаимосвязанной деятельности учителя и уч-ся, к-рая ведёт к овладению знаниями, умениями и навыками, формированию мировоззрения, развитию способностей (см. Обучение).

Осн. формой организации обучения в ср. школе признаётся урок, включающий как коллективную работу всех учащихся класса, так и работу, выполняемую индивидуально и небольшими группами; наряду с ним используются др. формы обучения - лабораторные занятия, экскурсии, практикумы, домашние задания и др. Уч. процесс в вузе включает лекции, семинарские, лабораторные и др. практич. занятия; в него входят также уч. и производств, практики, курсовые и дипломные проекты (работы) и др.

Организация уч. деятельности оказывает воспитат. влияние на учащихся и строится в сов. школе на новых принципах отношений в социалистич. обществе: уважения к ребёнку, единства интересов личности и коллектива, сознательной дисциплины.

Лит. см. при ст. Обучение.

М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественно оформленная поучительная литература. Д. л. излагает в форме словесно-художеств. жанров филос., ре-лиг., моральные и науч. знания и идеи. В эпохи идеологич. нерасчленённости науки и искусства (см. Синкретизм), напр, в первобытном искусстве, Д. л. являла собой живые и наивно-целостные формы созерцания и могла быть исполнена поэтичности. Но по мере вычленения спец. форм науч. и филос. изложения, и особенно в новое время, художеств, форма в Д. л. становится, по словам Г. Гегеля, лишь "прикрасой", придающей "радостный характер серьёзному и сухому поучению".

Печать синкретизма сохраняют образцы собственно Д. л.: в античности -морально-земледельч. эпос "Труды и дни" Гесиода, филос. поэма Лукреция "О природе вещей", послание Горация "Наука поэзии"; в Древнем Китае - филос. поэма Лао-цзы "Дао дэ цзин", в Иране - трактаты Зороастра, на Руси - "Поучение Владимира Мономаха". Наряду с чисто Д. л. в древности и ср. века создавались многочисленные произведения и даже спец. жанры, проникнутые в той или иной мере дидактикой религ., нравств. и филос. характера (напр., диатриба, притча, аполог, гномы, моралите, миракль; инд. сборник басен, сказок, притч "Панчатантра"; "Спор с богом" перс, поэта Насира Хосрова, и др.). В новое время к дидактич. поэзии прибегали Н. Буало ("Поэтическое искусство"), А. Поп ("Опыт о человеке"), И. В. Гёте ("Метаморфоза растений"), М. В. Ломоносов ("Письмо о пользе стекла"). С 19 в. понятие "дидактическое" применительно к искусству стало истолковываться в отрицат. смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное искусство).

Д. П. Муравьёв.

ДИДАСКАЛ (греч. didaskalos), учитель в Др. Греции (в школах грамматиста и в школах кифариста) и в Византии. Д. нередко именовались также учителя в братских школах Юго-Зап. Руси и в греко-латинских школах Рус. гос-ва 17 в.

ДИДГОРСКАЯ БИТВА, произошла 15 авг. 1121 в окрестностях Дидгори (близ Тбилиси) между груз, войсками во главе с Давидом Строителем и сельджукской армией, значительно превосходившей по численности груз, войска. В Д. б. груз. войска, насчитывавшие ок. 60 тыс. чел. (ок. 40 тыс. грузин, 5 тыс. осетин и 15 тыс. кипчаков, отряд рыцарей-крестоносцев из Зап. Европы), наголову разбили сельджуков, что обеспечило освобождение занятой сельджуками части Грузии от их власти, установленной в 60-х гг. 11 в.

ДИ ДЖАКОМО (Di Giacomo) Сальваторе (12.3.1860, Неаполь,-4.4.1934, там же), итальянский писатель. Писал преим. на неаполитанском диалекте. В стихах и прозе Ди Д. лирично и вместе с тем правдиво показана жизнь неаполитанской бедноты, её драмы и страсти. Мн. стихи положены на музыку итал. композиторами-песенниками (Л. Денца, Ф. П. Тости и др.) и приобрели популярность (напр., "Марекьяро"). "Неаполитанские новеллы" (1914), драмы "Месяц Марии" (1900) и "Ассунта Спина" соединяют картины быта и нравов с глубоким сочувствием к обездоленным.

Соч.: Ореге, 5 ed., v. 1 - 2, Mil.- Verona, [1959]; в рус. пер.- Новеллы, в кн.: Итальянские новеллы, М.- Л., 1960.

Лит.: Луначарский А. В., Неаполитанский театр, в его кн.: О театре и драматургии, т. 2, М., 1958; Рasо1ini P.P., Introduzione a poesia dialettale del Novecento, Parma, 1952; Rossi S., S. Di Giacomo, [Catania, 1968]. З. М. Потапова.

ДИДЛО (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм,-7(19). 11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров кон. 18 - нач. 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж.Лани. Работал как танцовщик в Ж. До-бервалем, Ж.Ж. Новером. Танцевал и ставил балеты в театрах Лондона, Парижа. В 1801 был приглашён в качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил до 1831 (с перерывом, 1811 -1816), поставил более 40 балетов. Круг сюжетов, представленных в балетах Д., разнообразен,- анакреонтич. ("Зефир и Флора", "Амур и Психея" Кавоса, 1804, 1809), трагич. ("Тезей и Арианна, или Поражение минотавра" Антонолини, 1817; "Федра" Кавоса и др., 1825), историко-романтич. ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа, 1817), комедийные ("Карл и Лизбета, или Беглец против воли" Турика, 1820). Д. стремился углубить драматич. содержательность балета, усилить эмоциональную и пси-хологич. выразительность образов. В 1823 Д. инсценировал для балета (раньше оперы и драмы) "Кавказского пленника" Пушкина. С 1804 руководил Петерб. театр, школой (ученики - М. И. Данилова, А. И. Истомина и др.). Портрет стр. 246.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.- М., 1958; Глушковский А. П., Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 6; Guest J., The romantic ballet in England, L., 1954.

ДИДО (Didot), ряд поколений франц. типографов, издателей, изобретателей и предпринимателей в области полиграфии и бумажного производства. Родоначальник - Франсуа Д. (1689-1757) основал типографию (1713) и книжный магазин в Париже. Наиболее значит, представители: Франсуа Амбруаз Д. (1730-1804) усовершенствовал печатный станок, внёс улучшение в типометрию Фурнье, отлил шрифт "антиква", ввёл веленевую бумагу, издал две серии франц. классиков; Ф и р м е н Д. (1764-1836) ввёл термин и практически реализовал стереотипию, создал современную типометрию ("система Дидо"). За заслуги Фирмена Д. род Дидо в 1887 получил фамилию фирмен-Дидо ("Firmin Didot" - издательская и книготорговая фирма Франции). п. К. Колмаков.

ДИДОЙЦЫ, цезы, народность в Даг. АССР; см. Андо-цезские народы.

ДИДОНА, Элисса, в античной мифологии сестра царя Тира (Финикия), основательница Карфагена. Согласно рим. версии мифа, обработанной в 4 кн. "Энеиды" Вергилия, Д. влюбилась в Энея, заброшенного бурей в Карфаген, и после его отъезда покончила жизнь самоубийством. Образ влюблённой и покинутой Д. пользовался большой популярностью в лит-ре, опере (Г. Пёрселл, И. Гайдн и др.) и живописи (А. Мантенья, П. Рубенс, С. Бурдон, Г. Фюгер и др.) нового времени.

ДИДРО (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, -31.7.1784, Париж), французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Ранние филос. соч. ("Философские мысли", 1746, сожжённые по решению франц. парламента, "Аллеи, или Прогулка скептика", 1747, изд. 1830) написаны в духе деизма. Филос. соч. "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749), последовательно материалистическое и атеистическое, было причиной ареста Д. По выходе из тюрьмы Д. стал редактором и организатором "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-80). Вместе с другими просветителями Д. сумел сделать Энциклопедию не только системой науч. знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феод. порядками и религ. идеологией. Несмотря на преследования реакции, Д. довёл издание Энциклопедии до конца. В 1773-74 Д. по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ.

В своих филос. соч. (важнейшие из них: "Мысли об объяснении природы", 1754; "Разговор д'Аламбера с Дидро", "Сон д'Аламбера", оба 1769, опубл. 1830; "Философские принципы материи и движения", 1770, опубл. 1798; "Элементы физиологии", 1774-80, опубл. 1875) Д. отстаивал материалистич. идеи, рассматривая всё сущее как различные формообразования единой несотворённой материи. Согласно Д., материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития; задолго до Ч. Дарвина Д. высказал догадку о биол. эволюции. Основывая теорию познания на сенсуализме Дж. Локка, Д. в то же время полемизировал с механистич. материализмом своего века, сводившим сложные процессы духовной жизни к простой комбинации ощущений ("Систематическое опровержение книги Гельвеция „Человек"", 1773-74, изд. 1875). Отрицая божеств, происхождение королевской власти, Д. придерживался теории обществ, договора, но, как и Вольтер, со страхом относился к самостоят, движению низов и связывал свои надежды с просвещённым монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал её мало пригодной в условиях большого централизованного гос-ва.

Материализм Д. сказывается и в его эстетике. Борьба за реалистич. демокра-тич. иск-во составляет гл. её содержание. В "Салонах" - критич. обзорах перио-дич. художеств, выставок-Д. подвергает критике представителей классицизма и рококо (Ж. Вьен, ф. Буше) и защищает жанровую живопись Ж. Б. С. Шардена и Ж. Б. Грёза, к-рая пленяет его правдивым изображением натуры, бурж. быта. Борьба с классицизмом пронизывает и работы Д., посвящённые вопросам драматургии, театра, музыки. Вместе с другими энциклопедистами он принимает участие в т. н. войне буф фонов, отстаивая реализм итал. оперы. В драме он выдвигает идею среднего жанра, стоящего между трагедией и комедией, правдиво и серьёзно изображающего горести и радости повседневной жизни человека третьего сословия. Д. требует непредвзятого изображения жизни во всём её неповторимом индивидуальном своеобразии, стремится внести в драму будничный тон, максимально приблизить сцену к обыденной жизни ("Беседы о „Побочном сыне"", 1757, и "Рассуждение о драматической поэзии", 1758). Вместе с тем Д. понимает, что художеств, образ не "копия", а "перевод", и потому иск-во обязательно включает в себя "долю лжи", к-рая является условием более широкой поэтич. истины. Прекрасное Д. ищет в отношениях, связывающих между собой много-числ. факты действительного мира. Однако стремление сочетать точное до иллюзии изображение единичных явлений с поэтич. правдой целого в эстетике Д. осталось не осуществлённым. Здесь сказалось противоречие между общедемократическим "всечеловеческим" идеалом Д. и бурж. обществом, к-рое не могло служить ему реальным фундаментом. Д. поэтому вынужден искать почву для своего идеала не в истории, а в стоящей вне истории абстрактно понятой человеческой природе.

Д. Дидро.

С этим связано обращение Д. к первообразу, идеальной модели, незыблемой и абсолютной норме прекрасного, получившей наиболее полное выражение в греч. классике ("Введение к Салону", 1767). Эти мотивы предвосхищают ту волну классицизма, к-рая захватит франц. иск-во в предреволюц. и революц. годы. Те же тенденции пронизывают и "Парадокс об актёре" (1773-78, изд. 1830). Д. теперь рассматривает театр как "иной" условный художеств, мир. На сцене ничто не совершается, как в жизни, и потому от актёра требуется не "чувствительность", а рассудочность, холодное мастерство, наблюдательность, знание условных правил иск-ва и умение подчиняться им. Эстетич. идеал Д. неотделим от идеала социального и нравственного.

Художеств, творчество Д. разнообразно по жанрам. Ранние пьесы Д. "Побочный сын..." (1755, изд. 1757) и "Отец семейства" (1756, изд. 1758) интересны как иллюстрация к драматургич. теории "среднего жанра"; в