БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

освобождения); один из создателей Всеобщей итальянской конфедерации труда (ВИКТ). В 1944-47 один из ген. секретарей, с 1947 ген. секретарь ВИКТ. С 1945 чл. Исполкома ВФП, в 1945-49 вице-пред. ВФП, в 1949-57 пред. ВФП.

Соч.: Antologia delle opere, Roma, 1970.

Лит.: Giuseppe Di Vittorio, "Lavoro", 1957, 17 novembre, supplements al № 46; С h i 1 a n t i F., La vita di Giuseppe Di Vittorio, Roma, [1953]. В. К. Наумов.

ДИВИЧИ, город (до 1961 посёлок), центр Дивичинского района Азерб. ССР. Расположен в предгорьях Б. Кавказа, на Самур-Апшеронском канале. Ж.-д. ст. на линии Баку - Махачкала, в 120 км к С.-З. от Баку. 13 тыс. жит. (1970). Предприятия ж.-д. транспорта, ковровая ф-ка, молочный и щебёночный з-ды.

ДИВИШ (Divis) Прокоп (26.3.1698, Жамберк, Чехия,- 21.12.1765, Пршимети-це, Моравия), чешский физик. С 1736 священник в с. Пршиметице. С помощью усовершенствованной им электрич. машины трения исследовал электростатич. явления. В 1754 построил первый в Европе заземлённый молниеотвод. Применял на практике разработанный им метод электротерапии. Изобрёл оригинальный музыкальный инструмент типа оркестриона - "денидор".

Лит.: Цверава Г. К., Прокоп Дивиш, М.- Л., 1965.

ДИВНОГОРСК, город в Красноярском крае РСФСР. Расположен на правом берегу Енисея, в 33 км выше Красноярска, с к-рым соединён ж.-д. веткой. 26 тыс. жит. (1970). Возник в 1957 в связи со строительством Красноярской ГЭС. Город-с 1963. Первоначально Д. застраивался среди тайги небольшими кварталами деревянных домов; с 1962 строятся 4-5-этажные крупнопанельные дома. Гидроэнергетич. техникум, мед. училище.

ДИВРИГИ (Divrigi), город в центр, части Турции, в вилайете Сивас. Ок.10 тыс. жит. (1965). Осн. центр добычи жел. руды в стране, отправляемой на метал-лургич. комбинат в г. Карабюк.

ДИВЬЯ, посёлок гор. типа в Добрянском р-не Пермской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 40 км к С.-В. от Перми. Добыча нефти, лесозаготовки.

ДИВЬЯ ПЕЩЕРА, на зап. склоне Сев. Урала, в Пермской обл. РСФСР, в долине р. Колва (басе. Камы). Общая дл. всех известных ходов ок. 3,2 км. Расположена в трещиноватых известняках пермского возраста. В Д. п. ок. 60 гротов (Бетлан, Ажурный, Гвоздецкого и др.); имеются небольшие озёра. Много различных натёчных образований.

Лит.: Чикишев А. Г., Крупнейшая карстовая пещера Урала, в кн.: Проблемы физической географии Урала, М., 1966 (Тр. Московского об-ва испытателей природы, т. 18).

ДИГГЕРЫ (англ, diggers, букв.- копатели), представители крайне левого крыла революц. демократии в Английской буржуазной революции 17 века, выражавшие интересы деревенской и гор. бедноты, особенно безземельных и малоземельных крестьян, разорявшихся в ходе агр. переворота и подвергавшихся как феод., так и капиталистич. эксплуатации. Впервые назв. "Д." появилось в ходе крест, восстания 1607 в центр. Англии, но как идеологии, и социально-политич. течение Д. оформились в ходе революции, на её бурж.-демократич. этапе (1647-49), выделившись из движения левеллеров (в отличие от к-рых Д. стали называть себя также "истинными левеллерами"). Д. устами своего идеолога Дж. Уинстэнли провозгласили идеал "свободной республики", не знающей эксплуатации человека человеком, идеал коллективной собственности и коллективного труда. Программа Д. предусматривала отмену копигольда и власти манориальных лордов над землёй, возвращение общинных земель в общее пользование. Реализация этой программы означала бы полное уничтожение феод, землевладения и в конечном счёте частной собственности на землю. В условиях далеко зашедшей дифференциации англ, крестьянства требования Д. не смогли стать основой массового движения в деревне. В 1649 Д. предприняли попытку коллективного возделывания общинной пустоши близ Кобема (графство Суррей) и др. мест. Однако суд. преследования и прямое насилие властей в конечном счёте подорвали движение Д. (1650).

Лит.: Английская буржуазная революция XVII века, т. 1 - 2, М.,1954 (библ.); Волгин В. П., Диггеры и Уинстенли, в кн.: Уинстенли Дж., Избранные памфлеты, пер. с англ., М.- Л., 1950; Сапрыкин Ю. М., Социально-политические идеи диггеров, "Вестник МГУ, Историко-филологич. серия", 1959, № 2; Барг М. А., Народные низы в Английской революции XVII в., М-, 1967. М.А.Барг.

ДИГЕНЕТИЧЕСКИЕ СОСАЛЬЩИКИ (Digenea), класс плоских червей; то же, что трематоды.

ДИГЕСТЫ (Digesta или Pandectae), осн. часть визант. кодификации права, известной под позднейшим назв. Свод цивильного права (Corpus juris civilis). Изданы в 533, в правление имп. Юстиниана; составлены комиссией юристов под рук. Трибониана. Общий объём Д. ок. 120 печатных листов. Д. представляют собой систематич. собрание отрывков из сочинений рим. "классических" юристов. Они разделяются на 50 книг, каждая из к-рых делится на титулы, состоящие из фрагментов (или leges). Среди наиболее известных юристов, цитируемых в Д.: Квинт Муций Сцевола, Лабеон, Прокул, Приск, Цельс, Юлиан, Помпоний, Гай, Папиниан, Павел, Улъпиан, Модестин. Ок. 70% содержания Д.- выдержки из сочинений крупнейших 5 юристов (Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай и Модестин), сочинениям к-рых рим. законом 426 придано обязательное значение.

Осн. содержанием Д. является частное право, регулирующее имуществ., семейные, наследств. и обязательственные правоотношения, уголовное и процессуальное право содержится в т. н. "страшных книгах" (47-й, 48-й и частично 49-й). В Д. излагаются также некоторые общие вопросы истории и теории права, отдельные институты публичного права и др.

Д.- важнейший, а иногда единств. источник сведений о древнем и позднем рим. праве; они послужили основным источником рецепции римского права в 18-19 вв., сыграли важную роль в развитии бурж. теории права и цивилистики. См. также Кодификация Юстиниана.

Лит.: Перетерский И. С., Дигесты Юстиниана, М., 1956. 3. М. Черниловский.

ДИГИТАЛИС, род травянистых растений сем. норичниковых; то же, что наперстянка.

ДИГИТОНИН, стероидный сапонин, обладает свойствами поверхностноактив-ного вещества. Находит применение при выделении ферментов. Под влиянием Д. митохондрии распадаются на белковые комплексы, в к-рых идут сопряжённые ферментативные процессы, не наблюдаемые в смеси изолированных ферментов.

ДИГОРА, город (до 1964 село), центр Дигорского р-на Сев.-Осет. АССР. Расположен на р. Урсдон (приток Терека), в 49 км к С.-З. от Орджоникидзе, с к-рым соединён автодорогой. Связан ж.-д. веткой (12 км) со ст. Ардон. Сахарный з-д, леспромхоз.

ДИГОРСКАЯ КОТЛОВИНА, горная котловина в Сев.-Осет. АССР. Расположена в верховьях р. Урух, между Главным, или Водораздельным, и Скалистым хребтами Б. Кавказа, у вост. оконечности Суганского хр. Вые. днища 1300-1500 м. Сосновые леса, берёзовое криволесье, на горных склонах - субальпийские луга.

ДИГУЛ (Digul), река на Ю. о. Новая Гвинея, в Зап. Ириане (Индонезия). Дл. ок. 600 км. Берёт начало в горах Джая-виджая, протекает гл. обр. по обширной, б. ч. заболоченной низменности в очень извилистом русле; впадает в Арафурское м. Полноводна в течение всего года, сильно разливается после дождей в горах. Судоходна до верховьев.

ДИГЯX, посёлок гор. типа в Апшеронском р-не Азерб. ССР. Расположен в 12 км от ж.-д. ст. Баладжары. Виноградарский совхоз.

ДИД, хим. препарат для отпугивания насекомых, гл. обр. комаров (см. Репелленты).

ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos -поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Термин "Д." применялся в пед. сочинениях уже в 17 в. Я. А. Коменский в "Великой дидактике" (1657) разработал важнейшие вопросы Д.: содержание образования, дидактич. принципы и правила наглядности, последовательности, приро-досообразности и др., организацию классно-урочной системы. Коменский совершил переворот в сложившейся веками практике обучения, противопоставив ср.-век. зубрёжке новую систему уч. работы, соответствующую возрастным и психоло-гич. особенностям детей. Дидактич. идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах прогрессивных педагогов 18 и 19 вв. И. Г. Песталоцци, А. Дистер-вега и др., строивших свою теорию обучения на основе принципа природосооб-разности, учёта психологич. развития уч-ся. Большое значение они придавали выработке понятий у детей, развитию их активности и самодеятельности, широкому применению наглядности при обучении. В сер. 19 в. выделение Д. как теории обучения в особую часть педагогики стало общепринятым (кроме Великобритании и США, где термин "Д." не применяется, а теория обучения разрабатывается и излагается гл. обр. в трудах по пед. психологии).

Во 2-й пол. 19 в. в России цельную дидактич. систему создал рус. педагог К. Д. Ушинский. Опираясь в большой мере на материалистич. филос. идеи, психологию и физиологию, он сделал значит. шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками в науч. обосновании процесса обучения. Ушинский показал вред односторонности формального (направленного лишь на развитие способностей, мышления, воображения, памяти уч-ся) и материального (преследовавшего только цель сообщения учащимся максимума нужных для жизни знаний) образования, раскрыл сходство и различие науч. познания и учения, детально разработал вопросы восприятия, усвоения и закрепления знаний, развития мышления в процессе обучения. Последователи Ушинского Н. А. Корф, В. П. Вахтеров и др. внесли значит. вклад в разработку системы первонач. обучения, основанной на глубоком науч. знании и учёте возрастных и психологич. особенностей учащихся, на уважении личности ребёнка. Выдающуюся роль в повороте рус. педагогики от идеализма к материализму сыграли рус. революц. демократы - В. Г. Белинский, А. И.Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский. Они боролись за подлинную научность образования, против вульгаризации и упрощенчества знаний, видели в науке средство освобождения человека от власти природы и орудие борьбы за его счастье; исключительно большое значение придавали развитию у учащихся интереса к науч. занятиям и самостоятельности мысли. Развитию теории спец. образования и обучения в высшей школе способствовали рус. учёные М. В. Ломоносов, Н. И. Лобачевский, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, Н. Е. Жуковский и др.

Сов. Д. сохранила и обогатила классич. наследие прошлого, подняла его на новую, высшую ступень. Общей методологич. основой Д. является марксистско-ленинское мировоззрение, диалектич. материализм. К. Маркс и В. И. Ленин системой своих идей создали теоретическую основу для подлинно науч. педагогики и самой прогрессивной, социалистич. системы образования. В основе этой системы лежат принципы всеобщего образования, трудового и политехнич. обучения, связи школы с политикой и обучения с жизнью, сознательности усвоения уч-ся основ наук, формирования у них в процессе обучения и воспитания коммунистич. идейности и убеждённости, материалистич. мировоззрения, нравств. качеств человека социалистич. общества. Особое значение для Д. имеет марксистско-ленинская теория познания, позволяющая определить основные пути познават. деятельности учащихся и способы руководства ею.

Основополагающее значение для развития сов. Д. имели работы Ленина и постановления ЦК Коммунистической партии, в к-рых с марксистских позиций рассматриваются вопросы о целях, содержании и методах обучения в социалистич. школе. Н. К. Крупская, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, внесла значит. вклад в разработку таких дидактич. проблем, как связь обучения с общественно полезным трудом, основы построения различных уч. предметов с точки зрения задач формирования науч. мировоззрения и развития диалектич. мышления учащихся, активность и самостоятельность учащихся и др. Ценные дидактич. идеи содержатся в трудах П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Вклад в разработку Д. в последующие годы внесли Е. Я. Голант, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, Д. О. Лорд-кипанидзе, Н. А. Менчинская, Э. И. Моносзон, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин и др. В 60-е гг. стали активно разрабатываться проблемы дидактики сов. высшей, средней спец. и проф.-технич. школы (особенно в области интенсификации уч. процесса с помощью аудиовизуальных средств обучения, кибернетич. устройств и др.).

Проблемы Д. разрабатываются педагогами др. социалистич. стран: В. Оконь (Польша), X. Клейн, К. Томашевский (ГДР), Ш. Надь (Венгрия), О. Хлуп, О. Павлик (ЧССР) и др. Исследования в области Д. ведутся в ряде капиталистических стран: А. Пинсент (Англия), Р. Галь (Франция), Дж. Брунер (США), Ж. Пиаже (Швейцария) и др. Для ряда буржуазных дидактов характерны эклектизм теоретических основ, утилитаризм концепций обучения, недооценка роли преподавателя, отрицание, необходимости систематич. знаний, наконец, сознательное нарушение научности содержания образования.

Предметом исследования Д. являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной человечеством культуры должно стать содержанием образования и характеристикой образованной личности, Д. является теорией образования. Чтобы обеспечить усвоение учащимися содержания образования, необходимо опираться на закономерности обучения, развития и укрепления умств. способностей, знание к-рых позволяет разрабатывать эффективные способы обучения. Исследуя их, Д. является и теорией обучения. Решение этих общетеоретич. задач даёт основу для выработки конкретных уч. программ, организац. форм и средств обучения, т. е. для решения нормативно-прикладных пед. задач. Единство обеих сторон Д.- теоретич. и нормативно-прикладной - обеспечивает непрерывное развитие пед. науки, максимальную эффективность и науч. обоснованность практики. Д. исследует закономерности, проявляющиеся как тенденции. Одни из них присущи процессу обучения как таковому, независимо от характера деятельности педагога и содержания обучения. К ним относится, напр., воспитывающий характер обучения: всякий элемент его непременно воспитывает - позитивно или негативно. Другие закономерности относятся к процессу конкретной деятельности педагога и уч-ся. В Д. используются различные методы исследования: наблюдение уч. процесса, беседы с учащимися, анализ их работ, беседы с преподавателями, анкетирование, эксперимент, матем. методы. Применение этих методов позво ляет выявлять эмпирич. закономерности обучения. Для раскрытия внутр. механизмов действия этих закономерностей и построения теории в последнее время делаются попытки применить методы информац. моделирования, функционального, структурного и генетич. анализа сложных систем. Д. связана с социологией - использует ее данные, понятия и методы при разработке целен обучения. Д. связана с общей, социальной и возрастной психологией и физиологией высшей нервной деятельности. Опираясь на познанные этими науками объективные закономерности психич. и физиологич. процессов, а также на теорию информации и кибернетику, Д. разрабатывает эффективные способы управления процессами деятельности учащихся. Д. тесно связана с методиками преподавания уч. предметов: разрабатывает и определяет общие для всех частных методик принципы обучения и обобщает результаты исследований, вскрывающих закономерности обучения, зависящие от специфики содержания различных уч. предметов.

Сов. Д. прин