БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101т целью раскрыть свойства и отношения объекта. Каждый объект предстаёт перед практически действующим человеком своей качественной стороной. Так, познание материальных вещей начинэ.ется непосредственно с ощущения, "... а в нем неизбежно и качеств о..." (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 301). Качество есть специфика данного предмета, его своеобразие, отличие от др. предметов. Осознание качества предшествует познанию количества. Любой объект представляет собой единство количества и качества, т. е. количественно определ. качество, или мери. Раскрывая качественную и количеств, определённость вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и тождество.

Все объекты обладают внешними сторонами, непосредственно постигаемыми в ощущении и восприятии, и внутренними, знания о к-рых достигаются опосредствованно, путём отвлечённого мышления. Это различие ступеней познания выражается в категориях внешнею и внутреннего. Формирование этих категорий в сознании человека подготовляет осмысление причинности, или отношений причины и действия, соотношение к-рых первоначально мыслилось только как последовательность явлений во времени. Познание идёт "от сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей" (там же, с. 203). В дальнейшем процессе развития мышления человек стал постигать, что причина не только порождает действие, но и предполагает его в качестве противодействия; т. о., отношение причины и действия обозначается как взаимодействие, т. е. как универсальная связь вещей и процессов, выражающаяся в их взаимном изменении. Взаимодействие предметов между собой и различных сторон, моментов внутри, предмета, выражающееся в борьбе противоположностей, представляет собой коренящуюся в природе вещей универс. причину их изменения и развития, к-рые совершаются не вследствие внешнего толчка как одностороннего действия, а в силу взаимодействия и противоречия. Внутр. противоречивость любого объекта состоит в том, что в одном предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие представляет собой переход объекта из одного состояния в качественно другое, от одной структуры к другой. Развитие есть одновременно и непрерывный и прерывный процесс, и эволюционный, и революционный, скачкообразный.

Всякое возникающее звено в цепи явлений включает в себя собственное отрицание, т. е. возможность перехода в новую форму бытия. Т. о. выявляется, что бытие вещей не ограничивается их наличным бытием, что вещи заключают в себе скрытое, потенциальное, или "будущее бытие", т. е. возможность, к-рая до своего превращения в наличное бытие существует в природе вещей в качестве тенденции их развития (см. Возможность и действительность). При этом оказывается, что в действительности заключены различные возможности, но в наличное бытие превращаются лишь те, для реализации к-рых имеются необходимые условия.

Углублённое осознание связи внешнего и внутреннего раскрывается в категориях формы и содержания. Практич. взаимодействие людей с множеством сходных и различных вещей послужило основой для выработки категорий единичного, особенного и общего. Постоянное наблюдение предметов и явлений в природе и производств. деятельности подводило людей к уяснению того, что одни связи носят устойчивый, постоянно повторяющийся характер, а другие выступают редко. Это послужило основой формирования категорий необходимости и случайности. Постижение сущности, а на более высокой ступени развития - раскрытие порядка сущностей означает раскрытие заключённого в объекте внутр. основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с др. объектами. Познание явлений означает раскрытие того, как обнаруживается сущность. Сущность и явление обнаруживаются как моменты действительности, к-рая представляет собой результат возникновения наличного бытия из реальной возможности. Действительность богаче, конкретнее возможности, т. к. последняя составляет только один из моментов действительности, к-рая является единством осуществлённой возможности и источником новых возможностей. Реальная возможность имеет условия своего возникновения в действительности и сама есть часть действительности.

С точки зрения Д. м., формы мышления, категории являются отражением в сознании всеобщих форм предметной деятельности обществ. человека, преобразующего действительность. Д. м. исходит из утверждения единства законов бытия и мышления. "...Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1969, с. 231). Всякий универсальный закон развития объективного и духовного мира в определ. смысле является вместе с тем и законом познания: любой закон, отражая то, что есть в действительности, указывает также на то, как следует правильно мыслить о соответствующей области действительности.

Последовательность развития логич. категорий в составе Д. м. диктуется прежде всего объективной последовательностью развития знания. Каждая категория - обобщённое отражение объективной реальности, результат вековой общественно-историч. практики. Логич. категории "...суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети (природных явлений, природы.- Ред.), помогающие познавать ее и овладевать ею" (Л е н и н В. И., Полн, собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 85). Любая из логич. категорий определяется лишь путём систематич. прослеживания её связи со всеми другими, лишь внутри системы категорий и посредством её. Разъясняя это положение, Ленин намечает общую последовательность развития логич. категорий: "Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто,-потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества - различия - основы - сущности versus (по отношению к.-Ред.) явления,- причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине ..." (там же, с. 301).

Категории диалектики находятся в неразрывной связи с её законами. Каждая область природы, общества и мышления имеет свои законы развития. Но вследствие материального единства мира в нём существуют нек-рые общие законы развития. Их действие распространяется на все области бытия и мышления, по-разному развиваясь в каждой из них. Диалектика как раз и изучает законы всякого развития. Наиболее общими законами мате-риалистич. диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицания отрицания закон. Эти законы выражают универсальные формы развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектич. мышления. Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, "борьба" и разрешение противоречий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой - составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные вскрывает наиболее общий механизм развития: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела, происходит скачок, т. е. смена одного качества другим. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Его основное содержание выражается в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости нек-рых элементов, существовавших прежде. Знание всеобщих законов служит руководящей основой изучения специфич. законов. В свою очередь, всеобщие законы развития мира и познания и конкретные формы их проявления можно изучать лишь на основе и в тесной связи с изучением и обобщением частных законов. Это взаимоотношение общих и специфич. законов составляет объективное основание взаимной связи Д. м. и конкретных наук. Будучи самостоят, филос. наукой, Д. м. даёт учёным единственно науч. метод познания, адекватный закономерностям объективного мира. Таким методом является материалистич. диалектика, "... ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 367). Разумеется, всеобщие свойства и отношения вещей выявляют себя по-разному в зависимости от специфики той области, к-рая изучается той или иной наукой.

Д. м. и конкретные науки. Историч. миссия Д. м. состоит в творческом развитии научного мировоззрения и общемето-дологич. принципов исследования в области естественных и обществ. наук, в правильной теоретич. ориентации практич. борьбы прогрессивных обществ. сил. Он опирается на прочный фундамент всей науки и обществ, практики. Д. м., как отмечал Энгельс, есть "...мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках"(там же, с. 142). Каждая наука исследует качественно определённую систему закономерностей в мире. Однако ни одна специальная наука не изучает закономерности, общие для бытия и мышления. Эти всеобщие закономерности являются предметом философского познания. Д. м. преодолел искусственный разрыв между учением о бытии (онтологией), теорией познания (гносеологией) и логикой. Д. м. отличается от специальных наук качественным своеобразием своего предмета, его универсальным, всеобъемлющим характером. В пределах каждой специальной науки имеются различные уровни обобщения. В Д. м. обобщению подвергаются сами обобщения специальных наук; Филос. обобщения поднимаются, т. о., на самые верхние "этажи" интегрирующей работы человеч. разума. Д. м. сводит в единое целое результаты исследований во всех областях науки, создавая тем самым синтез знания универсальных законов бытия и мышления. Предмет научного познания определяет и характер применяемых в подходе к нему методов. Д. м. не пользуется специальными методами частных наук. Основным орудием филос. познания является теоретич. мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Обладая определённой спецификой, Д. м. вместе с тем является общей наукой, играющей роль мировоззрения и методологии для конкретных областей знания. В различных областях научного познания постоянно и чем дальше, тем всё больше возникает внутренняя потребность в рассмотрении логического аппарата, познавательной деятельности, характера теории и способов её построения, анализа эмпирического и теоретического уровней познания, исходных понятий науки и методов постижения истины. Всё это является прямой обязанностью филос. исследования. Решение этих проблем предполагает объединение усилий представителей специальных наук и философии. Методологическую значимость принципов, законов и категорий Д. м. нельзя понимать упрощённо, в том смысле, будто без них невозможно решение ни одной частной проблемы. Когда имеют в виду место и роль Д. м. в системе научного познания, то речь идёт не об отдельных опытах или расчётах, а о развитии науки в целом, о выдвижении и обосновании гипотез, о борьбе мнений, о создании теории, о разрешении внутренних противоречий в рамках данной теории, о выявлении сущности исходных понятий науки, об осмыслении новых фактов и об оценке выводов из них, о методах научного исследования и т. п. В совр. мире революция в науке превратилась в научно-технич. революцию. В этих условиях особенно актуальны слова Энгельса, воспроизведённые Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме", что "...„с каждым, составляющим эпоху, открытием даже в естественноисторической области... материализм неизбежно должен изменять свою форму"..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 265). Преобразования в совр. науке столь глубоки, что они касаются самих её теоретико-познавательных основ. Потребности развития науки вызвали к жизни существенные изменения в трактовке большинства категорий Д. м.- материи, пространства и времени, сознания, причинности, части и целого и др. Усложнение предмета научного познания резко усложнило и саму процедуру, приёмы познавательной деятельности. Развитие совр. науки выдвинуло не только множество новых фактов и методов познания, поставив более сложные задачи перед познавательной деятельностью человека, но и множество новых понятий, вместе с тем требуя нередко коренного переосмысления прежних представлений и идей. Прогресс науки не только ставит перед Д. м. новые вопросы, но и обращает внимание философской мысли на иные стороны старых проблем. Одним из симптоматичных явлений совр. научного познания является тенденция превращения ряда специальных понятий в общенаучные и философские категории. К их числу относятся вероятность, структура, система, информация, алгоритм, конструктивный объект, обратная связь, управление, модель, моделирование, изоморфизм и т. п. Устанавливаются конкретные контакты философов-марксистов и представителей различных других областей знания. Это способствует продвижению вперёд как в постановке вопросов, так и в решении ряда важных методологич. проблем науки. Напр., в уяснении своеобразия стати-стич. закономерностей микромира, обосновании их объективности, показа несостоятельности индетерминизма в совр. физике, доказательстве применимости физики, химии и кибернетики в биологических исследованиях, выяснении проблемы "человек-машина", разработке проблемы соотношения физиологического и психического, уяснения взаимодействия наук при изучении мозга и т. п. Нарастание абстрактности знаний, "бегство" от наглядности является одной из тенденций совр. науки. Д. м. показывает, что все науки развиваются по пути постепенного отхода от описательных методов исследования ко всё большему использованию точных, в т. ч. математических, методов не только в естествознании, но и в общественных науках. В процессе познания всё большую роль играют искусственные формализованные языки, математич. символика. Теоретич. обобщения становятся всё более сложно опосредованными, отражая объективные связи на более глубоком уровне. Принципы, законы и категории Д. м. активно участвуют в синтезе новых научных представлений, разумеется, в теснейшей связи с эмпирическими и теоретич. представлениями соответствующей науки. За последние годы обстоятельно проявилась эвристич. роль Д. м. в синтезе совр. научной картины мира.

Партийность Д. м. Д. м. носит классовый, партийный характер. Партийность всякой философии - это прежде всего принадлежность к одной из двух главных филос. партий - материализму или идеализму. Борьба между ними в конечном счёте отражает противоречия между передовыми и консервативными тенденциями общественного развития. Партийность Д. м. проявляется в том, что он последовательно проводит принцип материализма, что находится в полном соответствии с интересами науки и революционной общественной практики.

Д. м. возник как теоретич. основа мировоззрения революционного класса -пролетариата и составляет мировоззренческую и методологическую основу программы, стратегии, тактики и политики коммунистических и ра