БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ла, теории его образования и состояния в растении. Автор принятых идей о формировании хлорофилла через монопиррол и лейкосоединения порфиринов, о едином процессе синтеза хлорофилла и гема из углеводов, об относит. постоянстве содержания хлорофилла в единице объёма хлоропластов. Доказал единство протохлорофиллида (предшественника хлорофилла) в растит. мире и впервые осуществил темновое превращение последнего в хлорофилл у покрытосеменных. Работы Г. по исследованию состояния фотосинтетич. пигментов в онтогенезе в зависимости от световых и температурных условий - предпосылка для направленного вмешательства в процесс фотосинтеза. Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалью.

Соч.: Строение хлорофилла и методы его количественного определения, Минск, 1952; Хлорофилл. Его строение и образование в растении, Минск, 1963.

Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947, с. 297 - 99.



ГОДОБЕРИНЦЫ, один из народов Дагестана; см. Аидо-цезские народы.

ГОДОВАНЕЦ Никита Павлович [р. 14(26).9.1893, с. Викнино, ныне Бершадского р-на Винницкой области], украинский советский поэт-баснописец. Род. в крест. семье. Был учителем. Печататься начал в 1917. В 1927 вышел сб. басен "Бедняк Клим", затем сб-ки "Парася на заупокойной службе" (1929), "Долгоносики" (1930), "Трактор и Рало" (1931), "Басни" (1932), в к-рых освещались злободневные темы из жизни укр. села периода коллективизации. Г. принадлежат переводы и перепевы басен Д. Бедного (1920), басен Эзопа (сб. "Река мудрости", 1964), Леонардо да Винчи, Федра и Бабрия (1967), басен И. Красицкого (1969), Лафонтена и др.

Соч.: Байки, [вступ. ст. П. Слипчука], К., 1957; Байки, т. 1- 2, [вступ. ст. И. Дузя], К., 1968; Байки i притч!, Львiв, 1970; в рус. пер. - Соловей в курятнике, М., 1960.

Лит.: Петров Ю., Байкар Микита Годованець, К., 1963. С. А. Крыжановский.

ГОДОВСКИЙ (Godowski) Леопольд (13.2.1870, Сошлы, близ Вильнюса,- 21.11.1938, Нью-Йорк), польский пианист, педагог (фп.) и композитор. Учился у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей школе музыки в Берлине (1884) и у К. Сен-Санса в Париже. С детства много концертировал (впервые - в 1879 в Вильно). Преподавал в Чикагской и Филадельфийской консерваториях (1894-1900), руководил Школой мастерства в Академии музыки в Вене (1909-14). С 1914 жил в Нью-Йорке. Как пианист прославился исключит. технич. мастерством, тонкостью и ясностью в передаче сложнейших по фактуре произв. Известен как автор транскрипций гл. обр. соч. франц. кла-весинистов (Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо и др.), сюит И. С. Баха, этюдов Ф. Шопена, вальсов И. Штрауса и мн. др. Был составителем и редактором сб-ка пьес педагогич. репертуара для фп. Г.- автор соч. для фп., в т. ч. пьес для левой руки; написал статью о фп. музыке для левой руки.

Лит.: Нейгауз Г., Памяти Леопольда Годовского, "Советская музыка", 1939, № 3; Чэзинс А., Леопольд Годовский, там же, 1960, № 3.



ГОДОГРАФ (от греч. hodos - путь, движение, направление и ...граф) в механике, кривая, представляющая собой геометрич. место концов переменного (изменяющегося со временем) вектора, значения к-рого в разные моменты времени отложены от общего начала О (см. рис.). Понятие Г. было введено англ. учёным У. Гамильтоном. Г. даёт наглядное геометрич. представление о том, как изменяется со временем физич. величина,
[0701-1.jpg]

изображаемая переменным вектором, и о скорости этого изменения, имеющей направление касательной к Г. Напр., скорость точки является величиной, изображаемой переменным вектором v. Отложив значения, к-рые имеет вектор v в разные моменты времени, от начала О, получим Г. скорости; при этом величина, характеризующая быстроту изменения скорости в точке М, т. е. ускорение то в этой точке, имеет для любого момента времени направление касательной к Г. скорости в соответствующей его точке (М'). С.М. Торг.

ГОДОЙ, Годой Альварес де Фария (Godoy Alvarez de Faria) Мануэль (12.5.1767, Кастуэра,-4.10. 1851, Париж), испанский гос. деятель; фаворит королевы Марии Луизы и короля Карла IV, фактически управлявший Испанией в 1792-1808 (с перерывом в 1798- 1801). Выходец из обедневшей дворянской семьи. В 1792-98 первый министр королевства. Способствовал вовлечению Испании в войну с Франц. республикой (1793-95); поражение исп. войск заставило Г. заключить мирный договор (Базель, 1795), а в 1796 воен. союз с Францией, в результате к-рого Испания, поставленная в зависимость от Франции, была втянута в разорительную войну с Англией. В 1798 враждебные Г. круги дворцовой камарильи использовали всенар. ненависть к нему и добились его отставки. В 1801 Г. был назначен генералиссимусом исп. войск и вскоре - снова главой пр-ва. В 1801 и 1803 Г. заключил с Францией новые договоры, к-рые привели к новой войне с Англией н оккупации Испании франц. войсками. В результате нар. восстания 17-18 марта 1808 Г. был арестован, его имущество конфисковано (общая стоимость имущества Г. превышала годовой бюджет Испании). После вступления в Мадрид франц. войск (23 марта 1808) Г. по приказу Наполеона был выслан во Францию. Л. В. Пономарёва.



ГОДОЙ-КРУС (Godoy Cruz), город на 3. Аргентины, в пров. Мендоса. 80 тыс. жит. (1960). Ж.-д. станция. Предприятия гл. обр. пищ. пром-сти (консервирование овощей и фруктов, виноделие и др.).

ГОДОНИН (Hodonm), город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Юж.-Моравской обл., на р. Морава. 21 тыс. жит. (1969). Трансп. узел. В районе Г. добыча лигнитов и крупная ГЭС. В Г. машиностроение, пищ. пром-сть, произ-во стройматериалов. Эт-нографич. музей.



ГОДСКИН, Xоджскин (Hodgskin) Томас (1787-1869), английский экономист, социалист-утопист. В работах "Защита труда от притязаний капитала" (1825, рус. пер. 1938) и "Популярная политическая экономия" (1827, рус. пер. 1938) критиковал капитализм. Продолжая лучшие традиции бурж. классич. по-литич. экономии, Г. доказывал, что единственный источник стоимости- труд и что капиталист присваивает часть труда рабочего. Капитал Г. понимал не как вещь, а как общественное отношение производителей, как средство приобретения власти над трудом. К. Маркс отметил, что у Г. "...правильно схвачена природа капитала" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 308).

Соч.: Сочинения, пер. с англ., М., 1938.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), ч. 3, гл. 21, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3; Розенберг Д. И., История политической экономии, М., 1940, с. 334-38.



ГОДУНОВ Борис Фёдорович (ок. 1552-1605), русский царь; см. Борис Годунов.



ГОДУНОВ Пётр Иванович (г. рожд. неизв.- ум. 1670), стольник и воевода в Тобольске в 1667-70. Содействовал развитию земледелия и укреплению границ Сибири. В 1667 под руководством Г. составлена первая из известных карт Сибири - "Чертёж", где были отражены итоги рус. географич. открытий того времени. "Чертёж" дал достаточно реальную схему гидрографич. сети Сибири и Д. Востока, показал важнейшие города и области расселения племён, населяющих Сибирь. Кроме того, Г. составил "Ведомость о Китайской земле и глубокой Индеи", к-рая была затем переведена на новогреч. язык и вошла в состав мн. хронографов. "Ведомость" содержит разнообразный материал о Китае (преим. географич. и этнографич. характера).

Лит. и публ.: Гольденберг Л. А., Подлинная роспись Чертежа Сибири 1667 г., в кн.: Труды Института истории естествознания и техники, т. 42, М., 1962; Долгов С. О., Ведомость о Китайской земле и глубокой Индеи, СПБ, 1899.



ГОДХАВН (Godhavn), поселение и мор. порт на Ю. о-ва Диско, у зап. побережья Гренландии. Ок. 700 жит. (1970). Охота на мор. зверя. Рыболовство.

ГОЖУВ-ВЕЛЬКОПОЛЬСКИ, Гожув (Gorzow Wielkopolski), город на 3. Польши, в Зелёногурском воеводстве, на р. Варта. 73 тыс. жит. (1969). Машиностроение, в т. ч. тракторостроение; произ-во синтетич. волокон, шёлковых тканей; небольшие пищ., деревообр., льно-обраб. предприятия.



ГОЗНАК, Главное управление производством гос. знаков, монет и орденов Мин-ва финансов СССР. Объединяет бумажные и печатные фабрики, изготавливающие ден. билеты и документы строгого учёта (облигации займов, чеки, аккредитивы, сберегательные книжки, лотерейные билеты, знаки почтовой оплаты и др.), а также высокохудожеств. издания, специальные и высокосортные бумаги; монетные дворы, изготавливающие разменную монету, ордена, наградные и памятные медали. При Петре I с организацией в 1724 Петерб. монетного двора (ныне Ленингр. монетный двор) централизована чеканка монеты в России, а также начато изготовление различных жетонов и медалей, предназначенных для награждения. В 1818 организована Экспедиция заготовления гос. бумаг, находившаяся в ведении Мин-ва финансов. В экспедиции впервые в истории полиграфич. техники рус. акад. Б. С. Якоби при изготовлении печатных форм применил изобретённую им в 1838 гальванопластику. В 90-х гг. 19 в. сотрудником экспедиции И. И. Орловым был изобретён и разработан новый способ печати, получивший назв. "орловская печать"; им же были сконструированы многокрасочные машины, послужившие прототипом совр. многокрасочных машин. Машины Орлова и разработанный им способ печати применяются в ряде стран. После победы Окт. революции Экспедиция заготовления гос. бумаг была реорганизована (1919) в Управление производством гос. знаков. В 1941 в состав Г. вошёл Монетный двор. Г. имеет Всесоюзный н.-и. ин-т (Москва). В Г. в 1920-х гг. работал виднейший сов. скульптор И. Д. Шадр, по рисункам к-рого были созданы одни из первых образцов ден. знаков в СССР. В 50-60-х гг. 20 в. благодаря изобретению механиком Моск. печатной ф-ки Гознака В. А. Олейником оригинального счётного устройства и последующим разработкам ВНИИ Гознака печатные и бум. фабрики, а также монетные дворы Г. были оснащены счётными машинами. Н. п. Хрушков.

ГОЙЕН (van Goyen) Ян ван (13.1.1596, Лейден,- 27.4.1656, Гаага), голландский живописец-пейзажист. Учился у Э. ван де Велде в Харлеме (1616-17). Работал в Лейдене (с 1618) и Гааге (с 1634). В зрелый период (с 1640-х гг.) писал выдержанные в коричневато-сером тоне виды окутанных влажным воздухом, медленно текущих рек и каналов, с городами и селениями на низких берегах, под бескрайним небом, занимающим две трети картины ("Река Маас близ Дордрехта", 1643, "Вид на реке Маас", 1645,- оба Эрмитаж, Ленинград; "Устье реки", 1655, Маурицхёйс, Гаага). Один из создателей реалистич. голл. пейзажной живописи 17 в.; занимался также офортом.

Лит.: Фехнер Е. Ю., Голландская пейзажная живопись XVII века в Эрмитаже, Л., 1963; Jan van Goyen. [Tentoonstelling]. Leyden, Arnhem, 1960; Dobrzycka A., Jan van Goyen, Poznan, 1966.

ГОЙТИСОЛО, Гойтисоло-Гай (Goytisolo-Gay) Хуан (р. 5.1.1931, Барселона), испанский писатель. С 1956 живёт в Париже. Уже в первых книгах "Ловкость рук" (1954, рус. пер. 1964) и "Печаль в раю" (1955, рус. пер. 1962) автор выразил критич. отношение к режиму диктатора Франко. В трилогии "Цирк" (1957, рус. пер. 1964), "Праздники" (1958), "Прибой" (1958, рус. пер. 1964) и сб. рассказов "Чтобы жить здесь" (1960) Г. обличал офиц. демагогию, показал быт простых испанцев. Г.- один из зачинателей исп. "молодого", или "объективного", романа, теоретические принципы к-рого (острая социальность, протокольная точность передачи диалога, документальность) изложены им в критич. статьях (сб. "Проблемы романа", 1959). В документальных повестях "Поля Нихара" (1960) и "Чанка" (1962, рус. пер. 1963) запечатлена жизнь глухих углов страны. В романе "Остров" (1961, рус. пер. 1964) и сб. рассказов "Конец праздников" (1962) Г. обличает бурж. интеллигенцию, приспособившуюся к франкизму; в романе "Особые приметы" (1966, рус. пер. 1967) добивается синтеза исп. истории и глубокого психологич. анализа неск. типов совр. исп. интеллигентов. Портрет стр. 15.

Соч.: El furgon de cola, P., 1967.

Лит.: 3онина Л., Правда - революционна, "Новый мир", 1961, № 11; её же, Гангрена духа, "Иностранная литература", 1962, № 4; Тертерян И., Путь испанского романа, "Вопросы литературы", 1962, № 6; её же, Испанский роман сегодня, "Иностранная литература", 1964, № 8; её же. Особые приметы испанского интеллигента, там же, 1967, № 10; Уваров Ю. П., Современный испанский роман, М., 1968. И. А. Тертерян.



ГОЙТХСКИЙ ПЕРЕВАЛ, перевал через Черноморскую цепь Б. Кавказа. Выс. 336 м. Через Г. п. идут шосс. и жел. дороги Майкоп - Туапсе.

ГОЙЯ, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы,- 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын ма-стера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив 2-ю премию пармской АХ за картину на тему из антич. истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итал. барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). Ок. 1773 Г. обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры св. 60 панно, к-рые служили образцами (картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных нар. развлечений ("Зонтик", 1777; "Продавец посуды" и "Мадридский рынок", 1778; "Игра в пелоту", 1779; "Молодой бык", 1780; "Раненый каменщик", 1786; "Игра в жмурки", 1791; все -в Прадо, Мадрид). Опираясь на опыт венецианских живописцев сер. 18 в. (особенно Дж. Б. Тъеполо), Г. противопоставил ещё сильным тогда в исп. иск-ве традициям парадно-тор-жеств. барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порождённая реформами Карла III в пору его увлечения идеями "просвещённого абсолютизма". С начала 1780-х гг. Г. получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели ("Семья герцога Осуна", 1787, Прадо; портрет маркизы А. Понтехос, ок. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В эти годы Г. постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке.

В 1780 Г. был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795- директор её живописного отделения); в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля. Характер иск-ва Г. резко меняется с нач. 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой франц. революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение в творчестве Г. сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков - резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохром-ностью, увлечение Тьеполо - освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта. И хотя Г. ещё создаёт такие произв., как сияющая серебрис