БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101зывает, что "...в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной", что "возврат к диалектике совершается бессознательно, поэтому противоречиво и медленно" (там же, с. 343). Ф. Энгельс выделяет 2 осн. формы домарксистской диалектич. философии (др.-греч. философия и классич. нем. философия от И.Канта до Г. Гегеля), подвергает критике идеа-листич. диалектику Гегеля, подчёркивает роль трёх великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, органич. клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретич. естествознанием задачу - сознательно овладеть рациональной, материалистич. диалектикой (см. там же, с. 343-72, 500-25). Ф. Энгельс даёт определение диалектики и перечисляет её осн. законы. Диалектика есть ".. .наука о всеобщей связи" (там же, с. 343), "...наука о наиболее общих законах всякого движения" (там же, с. 582). Эти законы сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Ф. Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: "Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания" (там же, с. 385, см. также с. 526-57).

Центр, идеей основной (второй) части "Д. п." является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения - это простое перемещение, высшая - мышление. Осн. формы, к-рые изучаются естеств. науками: механич., физич., химич. и биологич. движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектич. скачка в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчинённый момент низшую форму, но не сводится к ней (см. там же, с. 391-407, 558-71). Опираясь на эту центр, идею, Ф. Энгельс последовательно рассматривает диалектич. содержание математики, механики, физики, химии, биологии и переходы от одной формы движения к другой и, соответственно, от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности и матем. абстракции и выясняет их объективный смысл, в физике - учение о превращении энергии, в химии - проблему атомистики, в биологии - проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Ф. Энгельсом трудовая теория происхождения человека (см. там же, с. 486-99).

В критич. части своего труда Ф. Энгельс показывает односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинаучного реакц. мировоззрения в естествознании.

Исследуя диалектику природы, ф. Энгельс опирался на достижения совр. ему естествознания. Вполне закономерно, что за прошедшие десятилетия бурного развития всех естеств. наук отдельные частности "Д. п." не могли не устареть. Однако общая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют своё непреходящее значение. Идеи "Д. п." получили отражение в произведениях Ф. Энгельса "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах...". Эти идеи были развиты в труде В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и в работах философов и естественников-марксистов.

При жизни Энгельса <Д. п." не публиковалась. В течение 30 лет после его смерти рукопись оставалась в архивах нем. социал-демократов. За это время были опубликованы только 2 статьи, включённые Ф. Энгельсом в состав "Д. п.": "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" - в 1896 в журн. "Die Neue Zeit" (Штутгарт) (рус. пер. 1906) и "Естествознание в мире духов" - в 1898 в ежегоднике "Illustrirter Neue Welt-Ka-lender" (Гамбург).

Полностью "Д. п." была впервые опубликована в 1925 в СССР Ин-том Маркса и Энгельса параллельно на языке оригинала и в переводе на рус. язык ("Архив Маркса и Энгельса", кн. 2, ред. Д. Б. Рязанов). Впоследствии "Д. п." неоднократно переиздавалась, при этом уточнялась расшифровка рукописи, улучшался перевод, совершенствовалась система расположения материала, обогащался научно-справочный аппарат. После публикации 1925 важнейшими были: издание на языке оригинала в 1935 (Marx-Engels Gesamtausgabe. F. Engels, "Herrn Eugen Duhrings Umwalzung der Wissenschaft. Dialektik der Natur", Sonderausgabe, Moskau-Leningrad, 1935), рус. изд. 1941 и публикация "Д. п." 1961 в 20-м т. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. Сложная задача правильного расположения глав и фрагментов "Д. п." была впервые разрешена в изд. 1941 (подготовил В. К. Бру-шлинский), весь материал рукописи удалось расположить в соответствии с осн. линиями плана Ф. Энгельса.

На основе публикации 1925 текст "Д.п." в улучшенном виде был напечатан в 1927 в нем. изд. "Архива Маркса и Энгельса" ("Marx-Engels-Archiv", Bd 2), в 1929-36 вышло неск. отдельных изд. на рус. языке, в 1931 "Д. п." была напечатана в 14-м т. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1931 в Софии был издан болг. перевод, в 1932 в Харькове - пер. на укр. яз. и в 1936 в Ереване - на арм. яз.

На основе издания 1935 с 1940 вышло неск. изданий в Великобритании и США, в 1941 в Аргентине, в 1948 в Японии, в 1950 во Франции и Италии.

Русское издание переиздавалось неск. раз в 1946-55; было переведено на укр. (1949), латыш. (1949), арм. (1950), груз. (1950), белорус. (1954), литов. (1960), эст. (1962), азерб. (1966), туркм. (1969), англ. (Москва, 1954, Лондон, 1955, Торонто, 1956), тамильский (Москва, 1969) языки. В 1959 по образцу рус. издания 1941 в ГДР вышло 1-е изд. на языке оригинала. Аналогичные издания вышли в Болгарии (1950), Чехословакии - на чеш. (1950) и словац. (1954) языках, Венгрии (1952), Польше (1952), Франции (1952), Югославии - на словен. языке (1953), Японии (1953), Румынии (1954), Италии (1955), Китае (1955), Корее (1957), Мексике (1961), Вьетнаме (1963).

В основу публикации "Д. п." в 20-м т. 2-го изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса (1961) было положено издание 1941. Аналогичные издания этого тома вышли в ГДР (1962), Венгрии (1963), Румынии (1964), Болгарии (1965), на Украине (1965), в Японии (1968) и должны выйти в Китае, Корее, Польше, Чехословакии, а также на англ, и итал. языках в составе Соч. Маркса и Энгельса. По тексту 20-го т. "Д. п." была издана отд. книгой в 1964, 1965 и 1969.

Т. о., полный текст "Д. п." был издан в 18 странах на 27 языках не менее 100 раз. В СССР - "Д. п. " издавалась полностью на 13 языках более 50 раз общим тиражом св. 2,5 млн. экз. (на 1 янв. 1970).

Лит.: Кедров Б. М.,О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", 2 изд., М., 1954; его же, Классификация наук, кн. 1 - Энгельс и его предшественники, М., 1961; его же, Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970; Кольман Э.,О работе Энгельса "Диалектика природы", [М.], 1946; Максимов А. А., О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", М., 1946; Xолдеин Д ж. Б. С., Предисловие к первому изданию на английском языке "Диалектики природы" Ф. Энгельса, "Природа", 1968, № 9. Г. А. Багатирия.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Эти законы отражаются в виде общих понятий -категорий. Поэтому Д. л. можно определить и как науку о диалектич. категориях. Представляя собой систему диалектич. категорий, она исследует их взаимную связь, последовательность и переходы одной категории в другую. В системе марксистско-ленинской философии Д. л. совпадает с диалектикой и теорией познания, с диалектич. материализмом. В этом смысле Д. л. "... есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей", т. е. ... итог, сумма, вывод истории познания мира" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 84). Присущее Д. л. рассмотрение всех предметов и явлений в их взаимозависимости, всесторонних связях и опосредст-вованиях, в их развитии, истории характеризует и подход Д. л. к исследованию человеч. мышления и его категорий. Д. л. является результатом обобщения всей истории человеч. познания.

Д. л. исходит из материалистич. решения основного вопроса философии, рассматривая мышление как отражение объективной реальности. Этому пониманию противостояли и противостоят идеалистич. концепции Д. л., исходящие из представления о мышлении как о самостоят. сфере, не зависящей от объективного мира.

Задача Д. л. заключается в том, чтобы, опираясь на обобщение истории философии, истории всех отд. наук, истории умств. развития ребёнка, истории умств. развития животных, истории языка, психологии, физиологии органов чувств, технич. и художеств, творчества, исследовать логич. формы и законы науч. познания, способы построения и закономерности развития научной теории, выявить способы соотношения знания с его объектом и т. д. Важной задачей Д. л. является анализ исторически сложившихся методов науч. познания и выявление эвристич. возможностей того или иного метода, границы его применения и возможности познания новых методов.

Д. л. существенно отличается от логики формальной, логики математической, к-рые, пользуясь методом формализации, исследуют формы мышления в отвлечении от его содержания и историч. развития познания в его противоречиях. Д. л. как логика анализирует диалектич. противоречия вещей и мыслей в процессе развития познания, выступая в роли научного метода познания как бытия, так и самого мышления. См. в ст. Диалектический материализм.

Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Библер В. С., О системе категорий диалектической логики, Сталинабад, 1958; Розенталь М. М., Принципы диалектической логики, М., 1960; К о п н и н П. В., Диалектика как логика, К., 1961; Батищев Г. С., Противоречие как категория диалектической логики, М., 1963; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968; см. также лит. к ст. Диалектика, Диалектический материализм.

А. Г. Новиков.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, т еология кризиса, ведущее направление в европ. теологии протестантизма 20-30-х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (напр., в стремлении опереться на наследие С. Къеркегора и др.). Толчком к возникновению Д. т. был глубокий кризис устоев европ. цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921-22 в работах нем. теологов К. Барта, Э. Брукнера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган Д. т. "Zwischen den Zeiten". Манифестом Д. т. явилась кн. Барта "Толкование на послание ап. Павла к римлянам" (2 изд., 1922). В качестве осн. принципа Д. т. её инициаторы принимают "диалектический путь" к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д. т.-безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через к.-л. интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через "религию", к-рую Д. т. резко противопоставляет "вере". "Религия" -свод заранее данных приёмов обращения с богом, "вера" - событие непредусмотренной встречи с богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря к-рой человек получает под видом образа бога собств. мистифицированный образ, Д. т. готова в этом пункте солидаризироваться с атеистич. антропологизмом Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д. т. утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов, есть "критическое отрицание" всего, "совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира" (Bart К., Der Romer-brief, Munch., 1922, S. 57). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка Д. т. близка методу философствования М. Хайдег-гера и К. Ясперса.

В ист. перспективе учение Д. т. предстаёт как возвращение к осн. идейным мотивам инициаторов Реформации -Лютера и Кальвина. Отвержение "религии" - это логический предел лютеров-ского отвержения "оправдания делами". В связи с этим Д. т. выступила против либерального протестантизма 19 в., растворявшего веру в психологии, религию - в стихии безрелигиозной цивилизации.

Распад течения Д. т. был связан, во-первых, с политич. событиями 30-х гг.: если Барт и П. Тиллих стали провозвестниками христ. сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению т. н. нем. христиан. Во-вторых, присущее Д. т. неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Бульт-ман пришёл к провозглашению "демифо-логизации" христ. учения; Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистич. беспредметность Д. т., приступил к построению новой "естественной теологии", что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европ. истории Д. т. явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих нем. предшественников критику теологич. либерализма и социального оптимизма. С. С. Аверинцев.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях совр. науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетео-ретич. основу учения марксизма-ленинизма. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Д. м.- высшая форма совр. материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития фи-лос. мысли.

Возникновение и развитие Д. м. Марксизм в целом и Д. м., его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистич. объяснения истории. Основоположники Д. м.-К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу обществ, действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, создали качественно новое мировоззрение, ставшее филос. основой теории науч. коммунизма и практики рабочего революц. движения. Они разрабатывали Д. м. в острой идейной борьбе против различных форм бурж. мировоззрения.

Непосредств. идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и политич. учения конца