БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ет, напр., с галогенангидридами карбоновых кислот с образованием диазокетонов. При разложении последних в присутствии воды, спиртов или аминов и катализатора (Ag2O) происходит перегруппировка с образованием к-ты (её эфира или амида) с числом атомов углерода, на единицу большим, чем в исходном хлорангидриде (реакция Апндта - Эйстепта):
[816-14.jpg]

Синтез карбоновых к-т - одно из важнейших применений Д. Кроме того, Д. широко используют как метилирующий агент. Б. Л. Дяткин.

ДИАЗОНИЯ СОЛИ, органические азотсодержащие соединения общей фор-
[816-15.jpg]

обычно получают реакцией оиазотирова-ния: на ароматич. амины действуют NaNO2 в избытке сильной к-ты, напр.
[816-16.jpg]

Почти все Д. с.-твёрдые вещества, бесцветные или желтоватые, хорошо растворимые в воде; обладают большой реакц. способностью и поэтому не могут сохраняться длит, время ни в водных растворах, ни в твёрдом состоянии. В кислой среде Д. с. разлагаются (медленно на холоду и быстро при нагревании) на окси-соединения, азот и кислоту:
[816-17.jpg]

В твёрдом виде Д. с. взрывчаты, и их перерабатывают обычно в растворе или суспензии без выделения. Исключение составляют устойчивые борфториды диа-
[816-18.jpg]

деиствием спиртового раствора ароматич. амина и борофтористоводородной к-ты с эфирами азотистой к-ты (напр., амилнитритом). Устойчивые сухие Д. с. могут быть получены в виде двойных солей (см. Диазоли).

Важнейшей реакцией Д. с. является азосочетание, применяемое для получения азокрасителей. В технике находят применение и др. реакции Д. с., напр, замена диазогруппы водородом, галогенами и т. д.

Лит.: Ворожцов Н. Н., Основы синтеза промежуточных продуктов и красителей, 4 изд., М., 1955; Цоллингер Г., Химия азокрасителей, пер. с нем., Л., 1960. Е. С. Лисицына.

ДИАЗОСОЕДИНЕНИЯ, общее название органич. веществ, содержащих группировку из двух атомов азота, связанную с одним атомом углерода; по существу, термин "Д." относится к разным классам соединений. Строение алифатич. Д. можно представить след, структурами:
[816-19.jpg]

Алифатич. Д. разлагаются при нагревании, облучении ультрафиолетовым светом, а также в присутствии катализаторов (медь и её соли) с образованием карбенов. Разложение алифатич. Д. происходит также при воздействии кислот. Типичными представителями этого класса соединений являются диазометан и диазоуксусный эфир. Алифатич. циклоди-
[816-20.jpg]

более стабильны и менее реакционно-способны, чем истинные алифатич. Д.: они образуют карбены при пиролизе или фотолизе, но не реагируют с кислотами и непредельными соединениями.

Другой класс Д. представляют диазония соли, образующиеся при диазотировании ароматич. аминов. Ароматич. Д. неустойчивы, сухие - взрывчаты; вступают во многие реакции (см. Азосочетание, Зандмейера реакция, Несмеянова реакция); при действии щелочей образуют диазотаты. Ароматич. Д. являются промежуточными продуктами производства азокрасителей и др. органич. веществ; светочувствительные ароматич. Д. широко применяют в диазотипии.

Лит.: Дьяконов И. А., Алифатические диазосоединения, Л., 1958; Цоллингер Г., Химия азокрасителей, пер. с нем., Л., 1960; Динабург М. С., Светочувствительные диазосоединения и их применение, М.- Л., 1964. Б.Л.Дяткин.

ДИАЗОТАТЫ, органические азотсодержащие соединения общей формулы
[816-21.jpg]

тероциклич. радикал, Me - щелочной металл); существуют в виде двух стереоизо-мерных форм - неустойчивой син- (цис-) и устойчивой анти- (транс-). Обычно син-Д. быстро образуется при действии щелочей на диазония соли, анти-Д.- при нагревании со щёлочью. При обработке к-тами Д. переходят снова в соли диазония. Д. применялись в текст, пром-сти для холодного крашения (см. Крашение), заменены диазоаминолами.

Лит.: Цоллингер Г., Химия азокрасителей. пер. с нем., Л., 1960.

ДИАЗОТИПИЯ, получение изображений с помощью светочувствит. материалов на основе диазосоединений типа солей диазония. Соли диазония разрушаются под действием света и образуют окрашенные соединения (азокрасители) при взаимодействии с аминами и фенолами. Д. широко применяется для размножения чертежей (см. Диазокопирование).

Лит.: Катушев Я. М. и Шеберстов В. И., Основы теории фотографических процессов, 2 изд., М., 1954, гл. 18.

ДИАЗОТИРОВАНИЕ, реакция получения диазосоединений действием азотистой к-ты (или её производных) на первичные амины в присутствии неорганич. к-ты (НС1, Н2SО4, НNО3) при 0-5 oС. Наиболее распространено Д. ароматич. аминов с образованием диазония солей', напр., при Д. анилина образуется хлористый фенилдиазоний:
[816-22.jpg]

Д. ароматич. аминов очень широко применяют в органич. синтезе для получения различных соединений ароматич. ряда через соли диазония, для синтеза красителей, особенно азокрасителей.

ДИАЗОУКСУСНЫЙ ЭФИР, этиловый эфир диазоуксусной кислоты, N2CHCOOC2H5; жидкость жёлтого цвета со специфич. запахом; tпл-24 °С, tкип 143°С; плотность при 18 °С 1,0852 г/см3, показатель преломления n18D 1,4588. Д. э. токсичен; при нагревании, особенно в присутствии примесей, взрывается. Получают его взаимодействием хлористоводородной соли этилового эфира глицина HC1*H2NCH2COOC2H5 с азотистой к-той. Д. э. по хим. свойствам аналогичен диазометану, однако вследствие наличия карбонильной группы в а-положении к диазогруппе менее реак-ционноспособен.

ДИАКАРБ, фонурит, лекарственный препарат, относящийся к мочегонным средствам. Применяют внутрь в порошках и таблетках при отёках, связанных с сердечной недостаточностью, нефрозами и циррозом печени, а также при лечении глаукомы и эпилепсии.

ДИАКРИИ (греч. Diakrioi), одна из трёх политич. группировок в Аттике 6 в.до н. э. (наряду с паралиями и педиэя-ми). В определении Д. существуют разные мнения: в них видят либо малоземельное крестьянство гористой местности Аттики -Диакрии (отсюда назв. "Д."), либо афин. городскую бедноту, возможно, метеков, либо свободных наёмных рабочих рудников Лавриона, либо с.-х. наёмных рабочих. В политич. борьбе Д. поддерживали Писистрата.

Лит.: Зельин К. К., Борьба политических группировок в Аттике VI в., М., 1964.

ДИАКРИТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, диакритики (от греч. diakritikos - служащий для различения), различные надстрочные, подстрочные, реже внутри-строчные знаки, применяющиеся в буквенных типах письма для изменения или уточнения значения отдельных знаков. Различаются следующие типы Д. з.: знаки, придающие букве новое значение, напр. в алфавитах народов СССР на ба-
[816-23.jpg]

ют также смыслоразличит. функцию; нек-рые Д. з. указывают, что букву следует читать изолированно (напр., франц. i.)- Просодические Д. з. указывают долготу или краткость, ударение и его типы, тоны (напр., во вьетнамском и в нек-рых проектах лат. письма для кит. языка). Д. з. играют большую роль в нек-рых системах транскрипции и в проектах междунар. алфавита. Одни и те же Д. з. имеют разное значение в различных нац. системах письма. Особенно много Д. з. во франц., португ., польском, чеш., латыш. и литов. письме на базе латинского алфавита и в письменностях народов СССР (на базе русского алфавита, где назначение Д. з. по возможности унифицировано). Д. з. применяются и в араб. письме (для различия букв "шин" и "син" и др.), ив письменностях, созданных на базе араб, письма (напр., в персидском). Д. з. существуют также в инд. системах письма, где они указывают на носовой согласный, а также различают долготу И краткость [и] и [i].

Нек-рые учёные относят к числу Д. з. также систему огласовок в семитских типах письма (напр., в араб, и евр. письме), где гласные звуки обозначаются точками или чёрточками под согласными.

Лит.: Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Истрин В. А., Развитие письма, М., 1961; Гиляревский Р. С.,Гривнин В. С., Определитель языков мира по письменностям, 3 изд., М., 1964; Friedrich J., Geschich-te der Schrift, Hdlb., 1966; Gelb I. J., A study of writing, Chi., 1963.

М. А. Жиринская.

ДИАЛЕКТ (от греч. dialektos - разговор, говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью. Терр. Д. всегда представляет собой часть целого другого Д. данного языка, часть самого этого языка, поэтому он всегда противопоставлен другому Д. или другим Д. Мелкие Д. объединяются в более крупные. Самые большие могут называться наречиями, меньшие - говорами. Терр. Д. обладают различиями в звуковом строе, грамматике, словообразовании, лексике. Эти различия могут быть небольшими, так что говорящие на разных Д. данного языка могут понимать друг друга (напр., Д. слав, языков); Д. других языков могут так сильно отличаться друг от друга, что общение между говорящими затруднено или невозможно (напр., Д. нем. или кит. языков). Совр. Д.- результат многовекового развития. На протяжении истории в связи с изменением терр. объединений происходит дробление, объединение, перегруппировка Д. Границы совр. Д. могут отражать существовавшие в прошлом границы между разными терр. объединениями: государствами, феодальными землями, племенами. Терр. разобщённость отдельных племён и земель рабовладельч. или феод. гос-ва способствовала развитию у этих племён или на этих землях диалектных различий. Эпохи капитализма и социализма ломают старые терр. границы внутри гос-ва, что ведёт к нивелировке Д., превращает их в пережиточную категорию. Социальная неоднородность общества проявляется в социальной дифференциации языка. Под социальными Д. понимают отличающиеся от общенар. языка только лексикой проф. языки охотников, рыболовов, гончаров, сапожников и др., групповые, или корпоративные; жаргоны, или сленги, учащихся, студентов, спортсменов, солдат и других, гл. обо. молодёжных коллективов; условные (тайные) языки, арго (деклассированных элементов. ремесленников-отходников, торговцев ).

Л. Л. Касаткин.

ДИАЛЕКТИЗМЫ, характерные для территориальных диалектов языковые особенности, вкрапливаемые в литературную речь. Д. выделяются в потоке лит. речи как отступления от нормы. Различаются Д. фонетические: напр., цоканье, т. е. произношение "доцка", "ноць"; яканье: "пятух", "ряка", "сястра"; "х" вместо "г" на конце слова: "снех", "друх", "врах"; грамматич. окончание "ть" в глаголах 3 лица: "идёть", "сидить", "беруть"; окончание "е" в формах родит. падежа типа: "у жене", -"от сестре"; особое употребление предлогов: "приехал с Москвы", "по-за хлебом ушла", "иди до хаты"; словообразовательные: напр., "сбочь" - "сбоку", "черница" - "черника", "особливо" -"особенно". Лексич. Д. могут быть неск. типов: слова, называющие предметы, явления, характерные для быта, хозяйства данной местности и не имеющие параллелей в лит. языке: "понёва" - разновидность юбки, "туес" -сосуд из бересты; слова-синонимы, соответствующие литературным: "кочет" - "петух", "дюже" - "очень"; слова, имеющие иное, чем в лит. языке, значение: "худой" - "плохой", "погода" -"ненастье". Д. употребляются в языке художеств. лит-ры как средство стилизации, речевой характеристики персонажей, создания местного колорита. Д. могут встречаться также в речи лиц, не вполне овладевших нормами лит. языка. л. Л. Касаткин.

ДИАЛЕКТИКА [греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор, от dialegomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутр. источник к-рых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, к-рый рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д.- это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие осн. этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистич. Д. нем. классич. философии; Д. рус. рево-люц. демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистич. Д. как высшая форма совр. Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

Диалектич. мышление имеет древнейшее происхождение. Древневост., а также антич. философия создали непреходящие образцы диалектич. воззрений. Антич. Д., основанная на живом чувств. восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греч. философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греч. классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная Д. движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного осн. элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная Д. тождества и различия. Гераклит и др. греч. натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей .

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отриц. Д. у софистов, к-рые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеч. знания и доводили Д. до крайнего скептицизма, не исключая и морали. Роль софистов и Сократа в истории Д. велика. Именно они, отойдя от Д. бытия ранней классики, привели в бурное движение человеч. мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканием истины в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслит, понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории Д., внесённый софистами и Сократом, стал пронизывать всю антич. философию и свойственную ей Д.

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоят, действительность, Платон под Д. понимал не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные образцы этого рода античной идеалистич. Д. содержатся в диалогах Платона. У Платона даётся Д. пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь у Платона в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как и ряд др. аналогичных учений), развил Д. дальше. Аристотель в учении о четырёх причинах - материальной, формал