БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ЖАРИНГ, К ь я р и н г - Ц о, озеро в межгорной котловине Тибетского нагорья на терр. Китая. Расположено на вые. 4708 м. Дл. 65 км, шир. до 15 км, пл. 674 км2. Имеет сток в соседнее оз. Цикунг. Замерзает с ноября по май. Богато рыбой.

ДЖАРИН-НУР, озеро в горах Куньлунь, в Китае, в пров. Цинхай. Расположено в болотистой котловине между хр. Бу-циншань и Баян-Хара-Ула на высоте ок. 4200 м. Пл. ок. 600 км2, глуб. до 8 м. Через Д. протекает р. Хуанхэ в своих верховьях.

ДЖАРКЕНТ, до 1942 название г. Панфилов Талды-Курганской области Казахской ССР.

ДЖАРКУРГАН, посёлок гор. типа, центр Джаркурганского р-на Сурхандарьин-ской обл. Узб. ССР. Расположен на правобережье Сурхандарьи (приток Аму-дарьи), в \ км oi ж.-д. станции Д. (на линии Термез - Душанбе). 12 тыс. жит. (1970). Хлопкоочистит. з-д.

ДЖАРМО, ранненеолитич. поселение (7-е тыс. до н. э.) к В. от г. Киркук в Иракском Курдистане. Исследовано в 1948-55 амер. археологом Р. Брейд-вудом. Культурный слой Д. мощностью до 7 м образован в основном развалинами 16 раз перестраивавшихся многокомнатных глинобитных домов (ок. 25). Д.-древнейшее в Месопотамии поселение со следами складывающегося земледельч. х-ва (найдены зёрна пшеницы и ячменя). Были одомашнены коза и собака. Сохранялась и значит, роль охоты. Открыты орудия из кремня и обсидиана (геом. микролиты, скребки, вкладыши серпов), изделия из камня (ступки, зернотёрки, мотыги и Др.), кости (шилья, украшения) и необожжённой глины (фигурки животных и "богини-матери"). Посуда в ниж. слоях каменная (полусферич. и конич. чаши), в верхних - глиняная (чаши, кубки с ручками). Поселение Д. дало наименование археол. культуре эпохи неолита, характеризующей начало перехода от присваивающего типа х-ва к производящему (представлена рядом памятников в Иракском и Иранском Курдистане и Вост. Месопотамии).

Лит.: Массой В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М. - Л., 1964; Braidwооd R. J., Н о w е В., Prehistoric investigations in Iraqi Kurdistan. [The Oriental Institute of the University of Chicago], Studies in ancient oriental civilization, № 31, Chi., [1960]. Н. Я. Mepnepm.

ДЖАРМУК, неолитич. стоянка на С. Иордании; см. Ярму к.

ДЖАСА (монг. - ж а с), хозяйство ламаистских монастырей в Монголии. Д. возникли в сер. 17 в. и постепенно превратились в крупные х-ва, основанные на жестокой эксплуатации шабинаров (монастырские крестьяне), окрестного аратства и низших лам. Накануне Монг. нар. революции 1921 монастыри и духовные феодалы сосредоточивали в своих руках до 3 млн. голов скота - почти 4/3 общего поголовья скота в стране. В среднем на одно монастырское х-во приходилось св. 5 тыс. голов скота. В процессе ликвидации феодалов как класса в МНР к кон. 30-х гг. Д. прекратили своё существование, скот и имущество Д. были конфискованы и переданы госхозам и бедняцким хозяйствам.

ДЖАСМЭ Джалил Осеович [р. 7 (20). 10.1908, дер. Кызыл-Кула Карсской обл., Турция], курдский советский поэт. Чл. КПСС с 1930. Родители Д. погибли во время резни, организованной султанским пр-вом Турции. Воспитывался в детском приюте в Александрополе (Ленинакан). В 1941 окончил арм. пед. ин-т в Ереване. Печататься начал в 1930. Автор сб. стихов и поэм: "Алагяз" (1954, на арм. яз.), "Курдские поэмы" (1955, на арм. яз.), "Родной источник" (1957, на арм. яз.), "Мои дни" (1960, на курд, яз.), "Мой очаг" (1966, на арм.яз.); стих. "Ленин" в рус. переводе опубл. в газ. "Правда" 15 апр. 1956. Стихи и поэмы Д. вошли в книгу "Советские курдские поэты" (1956). Переводит на курдский яз. стихи А. С. Пушкина, О. Туманяна, А. Исаакяна, Е. Чаренца и др.

Соч. в рус. пер.: Дорогами времён. [Стихи и поэмы], М., 1968.

ДЖАСПЕР (Jasper) Герберт Генри (р. 27.7.1906, Ла-Гранд, Орегон, США), канадский нейрофизиолог. Учился в ун-тах штатов Орегон и Айова. Науч. деятельность начал в ун-тах Брауна и Мак-Гроу-;;илла (США). С 1946 проф. нейрофизиологии ун-та в Монреале (Канада). Известен экспериментальными исследованиями условнорефлекторной деятельности животных на нейронном (клеточном) уровне с помощью вживления в мозг микроэлектродов. Один из пионеров клинич. электроэнцефалографии. Совместно с канад. нейрохирургом У- Пен-филдом разработал новые методы электродиагностики и хирургич. лечения эпилепсии. Изучает локализацию функций в головном мозге человека и проблему памяти.

Соч.: Functional properties of the thalamic reticular system, в кн.: Brain mechanisms and consciousness, Oxf., 1954; в рус. пер. - Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека, М., 1958 (совм. с У. Пен-филдом).

ДЖАСПЕР (Jasper), нац. парк в Канаде, в провинции Альберта. Пл. около 1,1 млн. га. Создан в 1907 в верховьях р. Атабаска на вост. склонах Скалистых гор, покрытых хвойными лесами. Из животных обитают: чёрный медведь, бурый медведь (гризли), олени, куницы, ок. 200 видов птиц. Для осмотра парка оборудовано ок. 1000 км пеших и верховых маршрутов. Ок. 0,5 млн. посетителей в год. Примыкая к нац. паркам Банф, Иохо и Кутеней, Д. образует с ними единый охраняемый комплекс.

ДЖАТАКА (санскр.; букв. - о прежних рождениях), жанр древнеиндийской лит-ры. По форме - проза, перемежающаяся со стихами (гатха). Древнейшие произв. этого жанра представлены в сб. "Джатака", составной части "Сутапита-ки", входящей во 2-ю кн. буддийского канона на яз. пали "Тапитака" (5-2 вв. до н. э.). Мн. сюжеты этого сб-ка в дальнейшем получили широкое распространение в мировой лит-ре. В Индии из последующих лит. обработок "Джатаки" наиболее известны "Джатакамала" (не позднее 6 в.) Арьяшуры и "Аваданамала" (17 в.) Кшемендры. Осн. часть джатак -басни и сказки о животных, мн. из к-рых содержат элементы социальной и даже антирелиг. сатиры. Другая группа состоит из волшебных сказок о сиренах, людоедах, фантастич. змеях и птицах, о морских путешествиях и т. п. Встречаются также бытовые и авантюрные повести (иногда значительного размера), рисующие жизнь различных сословий др.-инд. общества. Легенды и притчи, непосредственно проповедующие буддийскую мораль, относительно немногочисленны. Джатаки пользовались большой популярностью в Азии, особенно в странах буддийской религии, и оказали заметное воздействие на развитие по-вествоват. лит-ры мн. народов.

Изд.: The Jataka..., ed. by V. Fausboll and transl. by T. W. Rhys Davids, v. 1 - 7, L., 1877-97; Jatakam... ttbers. von J. Dutoit, Bd 1 - 7, Lpz., 1908 - 21; в рус. пер.- Арья Шура, Гирлянда джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы, М., 1962.

Лит.: Серебряков И. Д., Очерки древнеиндийской литературы, М., 1971; Winter nitz M., Geschichte der in-dischen Literatur, Bd 2, H. 1, Lpz., 1913.

И. Д. Серебряков.

ДЖАТИ, стихотворные размеры в санскритском стихосложении. Определяются числом "матра", т. е. мор в стихе. Метрич. стихосложение развилось под влиянием нар. поэзии. Д. употреблялся в санскритской классич. поэзии наряду с древним силлабич. стихосложением вритти, унаследованным от ведич. эпохи; в новоинд. лит-pax Д. вытесняется мет-рич. размерами. Из размеров Д. в санскритской поэзии наиболее употребительны вайталия - четверостишие по 14 мор в первой и третьей строках и по 16 мор во второй и четвёртой и арья - 7,5 стоп (гана) по 4 моры в первом двустишии (12 + 18) и на три моры меньше во втором (12 + 15).

Лит.: Keith А. В., A history of Sanskrit literature, Oxf. -L., [1953]; R e n о u L. et Filliozat J., L'lnde classique, t. 2, P.. 1953.

ДЖАТИЕВ Тотырбек Исмаилович [p. 15(28). 12.1910, с. Сба, ныне Джав-ского р-на Юго-Осет. АО], осетинский советский писатель. Чл. КПСС с 1939. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1941). Участник сов.-финл. войны 1939-1940 и Великой Отечеств, войны 1941-45. Повесть Д. "Герой революции" (1932) изображает борьбу за установление Сов. власти в Юго-Осетии. Автор повестей "Добровольцы" (1940-41), "Честь осетина" (1945), "Два друга" (1952) о боевых подвигах сов. людей. Жизнь колх. села - тема романа "Дорогой жизни" (1956) и повести "У горы Зилга хох" (1954). В романе "Горная звезда" (1961, рус. пер. 1962) создан образ поэта К. Хе-тагурова. Награждён 4 орденами, а также медалями.

Соч.: Ироны намыс, Дзэе уджыхъэеу, 1945; Хаеххон стъалы, [Цхинвал], 1961; в рус. пер. - Повести и рассказы, М., 1958; Пламя над Тереком, М., 1969.

Лит.: Писатели Советской Осетии, [Цхинвал], 1957.

ДЖАТРА, музыкально-танцевальное представление в Индии (Бенгалия и Орисса). Возникло в глубокой древности из пастушеских игр и религ. процессий культа Вишну - Кришны. Д. объединяет танец, пантомиму, слово, инструментальную и вокальную музыку, с преобладанием последней. Возникновение Д. как лит. жанра относится к 16-17 вв. Из драматургов и композиторов, создававших Д., наиболее известен К. Госвами (1810-1888), к-рому принадлежат Д. "Встреча с Бхаратой", "Нимай Саньяса", "Свапна-виласа", "Рай Унмадини" и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. Д. обогащается новыми темами, героями становятся выдающиеся историч. личности, борцы за нац. освобождение (Д. "Шах Джатан", "Мир Касим" Рая и др.). Исполнители Д.- юноши и мужчины. Оркестр включает ударные и духовые муз. нац. инструменты и небольшую переносную фисгармонию. Гл. певец - бибек - ведёт комментарий, поясняя зрителям ход театрального действия.

Д. оказала влияние на творчество мн. инд. драматургов. В стиле Д. создавали произв. Р. Тагор, Г. Гхош и Д. Рай. Мн. тексты принадлежат А. Тагору. Деятели совр. инд. театра делают попытки перенести нек-рые сценич. приёмы Д. на проф. сцену. Выдающимся инд. актёром, исполнявшим роли в Д., был Шишир Кумар Бхадури. м. П. Бабкина.

ДЖАТЫ, крупная группа племён, в начале н. э. населявших зап. районы Пенджаба и говоривших на зап.-панджабских диалектах. Позднее Д. широко распространились по Сев. Индии. Составили этнич. основу панджабцев и вошли в общину сикхов. "В Индии значит, часть Д. превратилась в крупную одноимённую земледельч. касту (в этом значении термин "Д." обычно упоминается в лит-ре и переписях населения).

В ср. века Д. составляли слой полноправных общинников, имели воен. навыки, в частности привлекались в качестве наёмников в войска делийских султанов и могольских падишахов. В кон. 17 в. Д. поднялись на борьбу против гнёта Великих Моголов. В этой борьбе участвовала и феодализировавшаяся общинная верхушка Д., стремившаяся занять место могольской знати в феод, эксплуатации джатского крестьянства. Первое восстание (1669) было в округе Матхура, вождь - Гокла. Второе (1672) - в округе Нарнаул. В нём активно участвовали сектанты сатнами ("доброе имя"), включавшие общинных слуг, ремесленников из низших каст. Повстанцы захватили Нарнаул и ряд др. городов, но на подступах к Дели были разбиты падишахскими войсками. Третье восстание (1686-91)-под руководством деревенского старшины Раджи Рама; повстанцы утвердили свою власть на большой территории по прав, берегу р. Джамна. Борьба Д. против Моголов продолжалась и в 18 в. К сер. 18 в. сложилось самостоят, джатское княжество. Наиболее сильным оно было при Сурадж Мале. В 1763 распалось, от него осталось небольшое княжество Бха-ратпур.

Совр. Д. живут на севере Республики Индия и в Пакистане. Общая численность - неск. млн. чел. (точных данных нет). В Индии большинство Д. говорит на панджаби и сев. диалектах хиндустани, исповедует индуизм и сикхизм. В Пакистане Д. говорят на панджаби и на своих диалектах (джатки, хиндки и др.), исповедуют гл. обр. ислам и не признают кастовых различий. Мн.группы пакистанских Д. занимаются скотоводством. Но независимо от рода занятий, религ. и кастовой принадлежности все Д. сохраняют сознание их прежней этнич. общности.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; Рейснер И. М., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961, Гл. 6. К. З. Ашрафян, М. К. Кудрявцев.

ДЖАУФ, Эль-Джауф, город и оазис на С. Саудовской Аравии. Узел караванных путей. Рощи финиковых пальм, сады, посевы зерновых; обработка кож, ткачество.

ДЖАФАРОВ Джафар Гашум оглы [р. 7(20).9.1914, Баку], советский театровед и литературовед, доктор искусствоведения (1962), чл.-корр. АН Азерб. ССР (1962). Чл. КПСС с 1943. Окончил ф-т языка и лит-ры Моск. педагогич. ин-та (1937). Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. С 1959 зав. отделом театра и кино Ин-та архитектуры и иск-ва АН Азерб. ССР. В 1967-71 секретарь ЦК КП Азерб. ССР. Осн. труды об азерб. театре и драматургии, по истории эсте-тич. мысли в Азербайджане.

Соч.: Эсэрлэрн, ч. 1 - 2, Бакы, 1968; в рус. пер.-Соч., т. 1 - 2, Баку, 1969 - 70; Азербайджанский государственный театр им. М. Азизбекова, М., 1951; Азербайджанский драматический театр, Баку, 1962; Искусство режиссёра, Баку, 1969.

ДЖАФНА, полуостров на С. Цейлона. Омывается Бенгальским и Манарским зал. Индийского ок. и Полкским прол. Дл. ок. 70 км, шир. 15-20 км, лагунные извилистые берега. Сложен преим. известняками. Интенсивное земледелие, рыболовство, добыча жемчуга.

ДЖАФНА, Вапаная, Япаная, город и порт на Цейлоне, на п-ове Джафна. Адм. ц. Северной пров. Второй по численности населения город страны. 100 тыс. жит. (1970). Конечная ж.-д. станция. Торг, центр. Через Д. осуществляются осн. связи с Индией и Бирмой. Переработка с.-х. сырья.

ДЖАФРИ Али Сардар (р. 29.11.1913, Балрампур, окр. Гонда), индийский писатель и обществ, деятель. Пишет на урду. Окончил ун-т в Дели. Чл. компартии Индии с 1936. Один из основателей Ассоциации инд. нар. театров. Им написаны: сб-ки стихов и поэмы "Привет новому миру" (1947), "Светоч мира" (1950), стихи о Москве, "Азия пробудилась" (1950), "Каменная стена" (1953). Большой успех имела антифаш. пьеса "Чья эта кровь?"(1943). Осн. черта новаторского стиля Д.- широкое использование белого стиха и др. новых для поэзии урду размеров. В кн."Прогрессивная литература" (1951) Д. осмыслил историю инд. лит-ры с передовых общественно-эсте-тич. позиций. Д. подготовил и издал сочинения классиков урду (Галиб, Мир Таки Мир).

Соч. в рус. пер.: Так рождаются звёзды, [М., 1968].

Лит.: Сайд Эхтишам Хусейн, История литературы урду, [пер. с хинди], М., 1961; Мухамедов Н., Али Сардар Джафри и его поэзия, Таш., 1969 (библ.); Пракаш Пандит, Адж ке урду шаир аур унки шаири, Дели, 1958.

ДЖАФУРА, Эль-Джафура, песчаная пустыня в Саудовской Аравии, на границе с гос-вом Объединённые Арабские Эмираты, к Ю. от п-ова Катар и прибрежной пустыни Эль-Хаса.

ДЖАХАНГИР, Джехангир (перс., букв.- завоеватель мира; тронное имя) (1569-1627), правитель в 1605-27 государства Великих Моголов, сын Акбара. При нём происходило ослабление центр, власти, усилились могущество и власть феодалов-джагирдаров, процветала коррупция. В 1613 англ. Ост-Индская компания получила от Д. первый фирман (указ), разрешавший основать торг, факторию в Сурате. В 1622 персы отняли у Моголов "ключ" караванной торговли - г. Кандагар. Д. мало занимался гос. делами, большим политич. влиянием обладала его жена - Hyp Джахан.

Написал воспоминания "Тузук-и-джа-хангири".

Соч.: The Tuzuk-i-JahangTrl, or Memoirs of Jahanglr, L., 1909.

Лит.- Kennedy P., A history of the Great Moghuls, or A history of the Badsha-hate of Delhi, v. 1-2, Calc., 1908-11.

ДЖАХИЗ, аль- Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (ок. 767, Басра,-868, там же), арабский писатель