БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ньшинства большинству; равноправие наций и народностей, социалистич. интернационализм и др. институты и нормы политич. жизни, базирующиеся на экономич. фундаменте социализма. Социалистич. демократизм - универсальный принцип всей социалистич. политич. организации общества, т. е. принцип организации и деятельности органов гос-ва, обществ, орг-ций и органов обществ, самодеятельности, принцип взаимодействия всех составных частей системы власти трудящихся, принцип, определяющий единство фактического и правового положения личности в обществе, положение гражданина социалистич. гос-ва.

Вместе с новым обществ, строем социалистич. Д. непрерывно развивается, проходя ряд осн. этапов: пролетарская Д. как форма диктатуры пролетариата -в условиях переходного периода от капитализма к социализму; Д., перерастающая в общенародную (вместе с перерастанием гос-ва диктатуры пролетариата в общенародное),- в условиях создания развитого социалистич. общества; о6щенародная Д. как форма обще-нар. гос-ва, общенар. политич. власти -в условиях развитого, зрелого социализма и строительства коммунизма. На всех этапах своего развития социалистич. Д. имеет классово-пролетарскую природу и направленность. Д. для трудящихся объективно означает ограничение Д. для эксплуататоров (как элемент подавления их сопротивления) в переходный период, подавление классово-враждебных, преступных, антиобществ, элементов на всех этапах становления и развития социализма.

Социалистич. Д. включает требование обществ, дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся (производственной, государственной и т. д.).

Социалистич. Д. развивается как результат научно обоснованного марксизмом политич. творчества трудящихся, руководимых пролетарской революционной партией. Расширение и совершенствование Д. - планомерный процесс, направляемый марксистско-ленинской партией-руководящей силой в системе организаций социалистич. Д. Всестороннее развёртывание и совершенствование социалистич. Д. как гл. направления развития социалистич. государственности определено Программой КПСС.

Формы социалистич. Д. разнообразны. Государственное и общественно-политич. строительство в странах мировой социалистич. системы выявило ряд специфич. черт, способов организации и функционирования социалистич. Д. при сохранении её гл. общих существ, черт.

Марксисты-ленинцы решительно выступают как против реформистских и право-ревизионистских требований "чистой", "внеклассовой" Д., фактически означающих перепев взглядов бурж. идеологов по этому вопросу, так и против левореви-зионистских стремлений к отрицанию социалистич. Д. и замене её военно-бю-рократич. режимом.

В ист. перспективе социалистич. Д. как политич. явление отомрёт вместе с гос-вом и всей политич. надстройкой в условиях высшей фазы коммунизма. На смену Д. социалистической придёт нено-литич. Д. как форма организации общественного коммунистического самоуправления. См. также Государство.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс ф.. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же, т. 18; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Об авторитете, там же, т. 18; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33; е г о ж е, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата, там же, т. 37; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Советская социалистическая демократия, под ред. М. Б. Митина, М., 1964; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность, М., 1967; Проблемы демократии в современном мире, М., 1967; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970. В. Е. Гулиев.

ДЕМОКРАТИЯ ВНУТРИПАРТИЙНАЯ, основа организации и деятельности КПСС и др. марксистско-ленинских ком-мунистич. и рабочих партий, важнейшая сторона руководящего принципа органи-зац. строения партии - демократического централизма. Под Д. в. понимается активное участие коммунистов в решении всех парт. дел. Раскрывая сущность Д. в., В. И. Ленин писал: "Это значит, что все дела партии ведут, прямо или через представителей, все члены партии, на равных правах и без всякого исключения; причем все должностные лица, все руководящие коллегии, все учреждения партии - выборные, подотчетные, сменяемые" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 252).

До Окт. революции в подпольных условиях партия вынуждена была ограничивать Д. в., напр, гласность, регулярную выборность и отчётность парт, к-тов. Нелегальная партия могла успешно действовать только на основе строжайшей конспирации. В то время ЦК и местные к-ты партии часто кооптировали профессиональных революционеров в свой состав. Однако и в условиях политич. преследований все важнейшие вопросы парт, жизни решались коллегиально на съездах и конференциях партии, на пленумах Центрального К-та. ЦК партии выбирался на парт, съездах и отчитывался за свою деятельность. Выбирались и отчитывались руководящие органы многих местных парт, орг-ций. Каждому члену партии предоставлялось право обращаться с заявлением в ЦК, редакцию ЦО и к парт, съезду (см. "КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 1, 1970, с. 67). В период подъёма Революции 1905-07, когда была завоёвана свобода собраний, союзов и печати, Ленин предложил "... начать сейчас же, немедленно, применение выборного начала" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 84). В годы реакции (1907-10) партии пришлось опять сузить Д. в. 5-я конференция РСДРП (общероссийская, 1908) допустила применение принципа кооптации.

С победой Великой Окт. социалистич. революции партия широко развернула Д. в. Даже в суровых и трудных условиях Гражд. войны 1918-20 ежегодно созывались съезды партии и парт, конференции, регулярно проходили пленумы ЦК. Докладывая 9-му съезду партии (1920) о работе ЦК, Ленин подчеркнул, что "... только коллегиальные решения ЦК, принятые в Оргбюро или в Политбюро, или пленуме ЦК, исключительно только такие вопросы проводились в жизнь секретарем ЦК партии. Иначе работа ЦК не может идти правильно" (там же, т. 40, с. 238). 10-й съезд партии (1921) принял решение о всемерном проведении в жизнь Д. в., чтобы обеспечить всем коммунистам активное участие в жизни партии и парт, строительстве, исключить всякое назначенство как систему, ввести широкую выборность парт, органов снизу доверху, их подотчётность и подконтрольность.

Давая свою трактовку Д. в., троцкисты и др. антипарт, элементы стремились обосновать право на существование внутри партии оппозиции, выступающей против политики, принятой большинством партии, т. е., демагогически прикрываясь Д. в., добивались свободы фракций и группировок. Партия осудила эти попытки и обязала всех коммунистов отстаивать единство партии, пресекать малейшие проявления фракционной борьбы и раскола. 17-й съезд ВКП(б) (1934) дополнил Устав спец. разделом о Д. в. и парт, дисциплине.

В связи с демократизацией сов. избирательной системы на основе Конституции СССР (1936) пленум ЦК ВКП(б) в февр. 1937 принял резолюцию о необходимости перестроить парт, работу на основе безусловного и полного проведения в жизнь начал Д. в. Эти меры были закреплены затем в Уставе ВКП(б), принятом 18-м съездом партии (1939). Однако на практике, ь обстановке культа личности Сталина, имели место нарушения принципов Д. в. Партия преодолела эти нарушения. В Устав, принятый 22-м съездом КПСС (1961), включено спец. положение о коллективности руководства как непременном условии нормальной деятельности парт, орг-ций, правильного воспитания кадров, развития активности и самодеятельности коммунистов. Большое значение для утверждения принципов Д. в. имели постановления Октябрьского и Ноябрьского (1964) пленумов ЦК КПСС, признавших порочным субъективистский подход к решению вопросов.

Важным положением Д. в., закреплённым в Уставе КПСС, является свободное и деловое обсуждение членами партии вопросов парт, политики в отдельных парт, орг-циях и в партии в целом. Каждый член партии может вносить предложения, открыто высказывать и отстаивать своё мнение до принятия парт. орг-цией определённого решения. Каждый член партии имеет право критиковать любого коммуниста, независимо от занимаемого им поста. Лица, виновные в зажиме критики и в преследовании за критику, привлекаются к строгой парт, ответственности, вплоть до исключения из рядов КПСС. В Отчётном докладе ЦК на 24-м съезде КПСС говорилось: "Развитие внутрипартийной демократии неотделимо от укрепления партийной дисциплины. Опыт подтверждает, что сила, дееспособность партии во многом определяются тем, насколько последовательно и правильно проводится в жизнь принцип демократического централизма. Для марксистско-ленинской партии одинаково вредны как анархическая распущенность, выдаваемая за демократию, так и бюрократическая централизация, сдерживающая развитие инициативы и активности коммунистов" (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 95). Строжайшее соблюдение и развитие Д. в. имеет огромное значение не только для КПСС, но и для всего междунар. коммунистич. движения. Лит. см. при ст. Демократический централизм. , Л. В. Шириков.

ДЕМОКРИТ (Demokritos) [p. ок. 460, Абдера (Фракия),- ум. ок. 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Д. известны его многочисленные путешествия в разные страны (в т. ч. в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедич. характер его познаний: Д. занимался всеми существовавшими тогда науками - этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т. д. Из многочисл. соч. Д. (Диоген Лаэртский насчитывает их до 70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные антич. источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Д., по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.

Демокрит. Бюст работы греческого мастера. 2 в. до н. э. Римская копия. Капитолийские музеи. Рим.

Ист. место философии Д. определяется переходом др.-греч. натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Д.- понятии "атома" как нек-рого неделимого материального индивидуума (греч. atomos, как и лат. individuum, означает "неделимый"), к-рый признаётся не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным к.-л. воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абс. ничто, абс. небытию. Атом т. о. превращался у Д. просто в геометрич. тело, к-рое также неразрушимо, вечно и не имеет к.-л. физич. свойств. Д. отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Д. называет атомы также "фигурами" (греч. schemata) или "видиками" (греч. eidola), из чего следует, что атомы Д. являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются атомы Д. физич. или геометрич. телами, однако сам Д. ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их "вихря" по естеств. необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отд. цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов, "видиками", действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.

Душа также состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Д. отд. наукой. Высшее блаженство Д. видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Д. одним из первых говорил об ист. прогрессе в области наук, иск-в и ремёсел, происхождение к-рых Д. объяснял нуждой, потребностями людей. В. И. Ленин высоко ценил материализм Д., обозначив его именем материалистическую традицию в истории философии ("линия Демокрита") (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 131; ср. с. 375-76)

Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker. hrsg.von H.Diels,9 Aufl.,Bd2, В., 1959,гл.68, S. 81 - 229; рус. пер. всех фрагментов Демокрита - в кн.: Маковельский A. O. Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 209-365.

Лит.: Маркс К.иЭнгельс ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17 - 98; Лурье С. Я.. Демокрит, М., 1970; Тимошенко В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; Асмус В. ф., Демокрит, [М.], 1960; Лосев А. Ф., История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, с. 428 -500; Natоrр P., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Altertum, В., 1884, S. 164-208; LowenheimL., Die Wissenschaft Demokrits..., В., 1914; Langerbeck H., Studien zu Demokrits Ethik und Erkenntnislehre, В., 1935. А. Ф.Лосев.

ДЕМОН (от греч. daimon), в др.-греч. религии и мифологии - всякое не определяемое более точно божество, способствующее или препятствующее человеку в исполнении его намерений; в христианской религии - злой дух, бес, дьявол.

ДЕМОНЕТИЗАЦИЯ (от де... и монета), лишение гос. властью монет силы законного платёжного средства и средства обращения. Монета, подвергшаяся Д., сохраняет свою стоимость лишь в соответствии со стоимостью содержащегося в ней металла (по его весу). Д. проводится в связи с изменением ден. системы, напр, в случае обесценения металла, из к-рого чеканится монета, н перехода к новому валютному металлу. Так, падение стоимости меди привело к Д. медной монеты в странах с медной валютой. Непрерывное обесценение серебра в 19 в. заставило почти все гос-ва произвести Д. серебряной монеты и перейти к золотой валюте. В СССР в 1961 в связи с изменением масштаба цен и выпуском новых ден. знаков была проведена Д.: монеты от 5 коп. и выше были изъяты из обращения, за монетами достоинством в 1, 2 и 3 коп. сохранена законная платёжная сила; они применяются наравне с новыми монетами того же достоинства.

Д. может проводиться и по политич. соображениям (напр., Д. монет царской чеканки в СССР после Великой Окт. социалистич. революции).

ДЕМОНОЛОГИЯ (от демон и ...логия), в ряде религий учение о злых духах, исторически восходящее к первобытной вере в духов. Наиболее значима Д. в религиях с дуалистич. членением Вселенной на мир добра и мир зла - в зороастризме и манихействе. В позднейших религиях, испытавших влияние зороастризма (иудаизм, христианство, ислам и др.), Д. также стала важной составной частью вероучения.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio - показывание), 1) шествие, митинг и др. формы массового выражения обществ, настроений (см. Демонстрация политическая). 2) Наглядный способ ознакомления с