БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ешение важнейших вопросов хоз. жизни общества: в первую очередь формирование нар.-хоз. структуры и нар.-хоз. пропорций, определение направления и темпов экономич. развития общества, координацию и увязку планов, составляемых на местах, проведение единой гос. политики в области технич. прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов, осуществление единой системы учёта и статистики, а также выработку системы норм хоз. поведения для всех хоз. звеньев. Этим обеспечиваются ведущая роль централизованного руководства х-вом и реальное подчинение действий относительно обособленных хоз. звеньев интересам развития обществ, произ-ва в целом. Хоз. самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих из ведущей роли централизованного хоз. руководства.

Отход от Д. ц., забвение приоритета обществ, интересов или даже их отрицание ведут к анархо-синдикалистскому извращению Д. ц. "Мы стоим за демократический централизм,- указывал Ленин.- И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны - от анархизма" (там же, с. 151).

Централизм бюрократический опасен тем, что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению и эффективному использованию резервов хоз. развития. Борьба с централизмом бюрократическим - одна из гл. проблем совершенствования управления социалистич. обществом. Д. ц. "...нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни,- отмечал Ленин.-Нет ничего ошибочней, чем смешение демократического централизма с бюрократизмом и с шаблонизацией" (там же, с. 151-52).

Не меньший вред социалистич. строительству способен нанести и анархо-синдикализм. Он опасен подрывом централизма, не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное планирование. Анархо-синдикализм на практике ведёт к разрозненности действий, местничеству, стремлению к необоснованной хоз. обособленности.

Конкретные соотношения централизации и самостоятельности, единоначалия и коллегиальности, формы взаимосвязи общественных, классовых, коллективных и личных интересов, формы разделения функций управления между разными органами управления и т. п.- всё это не может быть задано раз и навсегда и зависит от конкретно-историч. условий развития х-ва. Круг централизованно решаемых проблем хоз. руководства может изменяться - быть больше или меньше в зависимости от объективных условий х-ва и хоз. задач, к-рые должно решить общество на том или ином этапе своего развития. В то же время закономерности развития социалистич. общества таковы, что, как бы ни менялся "механизм" управления нар. х-вом, Д. ц. должен неизменно расширяться и углубляться. Как указано в Программе КПСС, "В рамках единого народнохозяйственного плана будут и дальше расширяться хозяйственная самостоятельность и права местных органов и предприятий, в планировании все возрастающую роль должны играть планы и предложения, идущие снизу, начиная с предприятий" (1971, с. 86-87). Демо-кратич. характер социалистич. управления - преимущество социалистич. строя, и реализуется он в интересах коммунистич. строительства.

СССР и др. страны социализма накопили большой опыт хоз. руководства на основе Д. ц. В ходе ист. развития социалистич. строя были выработаны и проверены практикой такие общие формы осуществления Д. ц. в управлении х-вом, как централизованное планирование и управление, хоз. самостоятельность предприятий и объединений, сочетание терр. и отраслевого принципа в организации управления, сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве х-вом, хоз. дисциплина и ответственность, подконтрольность управляющих управляемым, активное участие масс в управлении произ-вом и т. п.

Все эти общие формы и принципы осуществления Д. ц. получают новое конкретное развитие в ходе экономич. реформ, проводимых с сер. 60-х гг. в СССР и др. социалистических странах. Совр. этап хоз. развития требует повышения эффективности обществ, произ-ва. Решить эту задачу можно путём всемерного развития хоз. самостоятельности предприятий, объединений, отраслей, экономич. р-нов на основе и в рамках укрепляющегося и совершенствующегося централизованного перспективного планирования и общехоз. управления. В ходе реформы происходит расширение круга хоз. задач, самостоятельно решаемых предприятиями, объединениями, отраслями, р-нами, и в то же время сосредоточение центр, плановых
и управляющих хоз. органов на решении ключевых проблем хоз. развития.

Б. В. Ракитский.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х же. Устав Союза Коммунистов, там же; Ленин В. И., Что делать?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Письмо к товарищу о наших организационных задачах, там же, т. 7; е г о же, Проект Устава РСДРП, там же; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; его же, Свобода критики и единство действий, там же, т. 13; его же, Как организовать соревнование ?, там же, т. 35; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти", там же; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, Условия приема в Коммунистический Интернационал, там же; его же, Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42; его же, Первоначальный проект резолюции X съезда РКП о единстве партии, там же, т. 43; его ж е, Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местным советским учреждениям, там же, т. 43; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1970; XXIII съезд КПСС. Стенографический отчёт, т. 1 - 2, М., 1966; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5 - 17 июня 1969 г., М., 1969; Пронин И. И. иСтепичев М. И., Ленинские нормы партийной жизни, М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление Пленума ЦК КПСС. Тезисы ЦК КПСС, М., 1967; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, 1917 - 1969 годы, т. 1 - 7, М., 1967 - 70; Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, М., 1965; Примерный устав колхоза, М., 1969; Положение об органах народного контроля в СССР, М., 1969; Рубин А. М., Организация управления промышленностью в СССР (1917 -1967 гг.), М., 1969; Венедиктов А. В., Организация государственной промышленности в СССР, т. 1-2, Л., 1957-1961.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АФРИКИ, см. Африканское демократическое объединение.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ, Всероссийское демократическое совещание, проходило 14-22 сент. (27 сент.-5 окт.) 1917 в Петрограде, созвано по решению эсеро-меньшевистских ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполнит, к-та Советов крест, депутатов в целях ослабления нараставшего в России обще-нац. кризиса и укрепления позиций бурж. Временного правительства. На Д. с. присутствовало 1582 делегата (от Советов, профсоюзов, организаций армии и флота, коопераций, нац. учреждений и т. д.). По парт, принадлежности: 532 эсера, 172 меньшевика, 136 большевиков, 55 трудовиков. Потеряв после разгрома корниловщины большинство в Советах, соглашатели пытались Д. с. подменить созывом Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и создать новое бурж. коалиц. пр-во. Они стремились перевести страну на рельсы бурж. парламентаризма, остановить процесс перерастания бурж.-демократич. революции в революцию социалистическую, обмануть трудящихся видимостью участия в решении вопроса о власти. Путём подтасовки состава Д. с. меньшевики и эсеры добились большинства, не отражавшего подлинного соотношения сил в стране, не представлявшего "...большинства революционного народа, а л ишь соглашательские мелкобуржуазные верхи" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 239).

Большевистскую фракцию в Д. с. поддерживала значит, группа беспарт, делегатов от профсоюзов, местных Советов и др. массовых орг-ций. Ленин призывал членов фракции, используя трибуну Д. с. для разоблачения соглашателей, сосредоточить гл. усилия на работе среди ре-волюц. масс, на подготовке вооруж. восстания.

Декларация большевистской фракции, подготовленная комиссией ЦК партии и оглашённая на Д. с. 18 сент. (1 окт.), подвергла резкой критике соглашательскую политику эсеро-меньшевистских лидеров и весь опыт коалиц. власти, подтасовку ими состава Д. с. и требовала безотлагательного созыва Всеросс. съезда Советов, передачи Советам всей власти, отмены частной собственности на землю и передачи её крестьянству, введения рабочего контроля над произ-вом и распределением, национализации важнейших отраслей пром-сти, вооружения рабочих, отмены тайных договоров и немедленного предложения всеобщего демократич.мира.

Голосование по вопросу о власти 19 сент. (2 окт.) показало крах политики соглашателей. 3/4 представителей Советов рабочих и солдатских депутатов, фабзавко-мов и профсоюзов рабочих голосовали против коалиции с буржуазией, к ним присоединилась значит, часть делегатов местных крест. Советов и нац. орг-ций. Это свидетельствовало о том, что не только пролетариат, но и большинство крестьянства против коалиции. Из-за крупных разногласий в лагере соглашателей Д. с. зашло в тупик. Эсеро-меньшевист-ская резолюция, одобрявшая коалицию с буржуазией, собрала только 183 голоса (против 813, воздержалось 80). Д. с. выявило полную беспомощность в решении вопроса о власти. 20 сент. (3 окт.) на заседании президиума Д. с. было решено выделить из состава совещания на пропорциональных началах представителей всех групп и фракций в постоянный орган - Демократический совет (Предпарламент), к-рому передавались функции Д. с.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 127); Революционное движение в России в сентябре 1917. Общенациональный кризис. [Документы и материалы], М., 1961; Крылова М. П., В. И. Ленин о тактике большевистской партии в отношении демократического совещания и предпарламента, в кн.; Некоторые вопросы стратегии и тактики партии большевиков в Октябрьской революции, М., 1968. Г.Н.Голиков.

ДЕМОКРАТИЯ (греч., demokratia, букв.- народовластие, от demos - народ и kratos - власть), форма политич. организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении гос. дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма гос-ва. Термин "Д." употребляют также применительно к организации и деятельности др. политич. и социальных институтов (напр., партийная Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих обществ, движений, политич. курсов, течений социально-поли-тич. мысли.

Подлинно науч. понимание Д. дано марксизмом-ленинизмом, к-рый рассматривает ее в неразрывной связи с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой. Д.- явление историческое, изменяющееся по мере развития общества, смены социально-экономич. формаций. При первобытнообщинном строе отсутствовали классы и классовые противоречия, существовала неполитич. Д., воплощавшаяся в учреждениях родового и племенного самоуправления. С возникновением экономич. неравенства, частной собственности и эксплуатации, т. е. с появлением антагонистич. классов, вместе с гос-вом возникает политич. Д., развитие к-рой в классовом обществе неразрывно связано с гос-вом как осн. учреждением политич. власти.

В классовом обществе Д. как форма гос-ва является выражением диктатуры господств, класса как сущности государства. Отличиями Д. как формы государства от иных его форм (деспотия, автократия, открытая военная диктатура и др.) являются: официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие граждан, наличие широких политич. и социальных прав и свобод, выборность осн. органов гос-ва, ведущая роль выборных представит, органов власти в системе гос. учреждений, верховенство закона и др. Различают институты непосредственной и представительной Д.: первые предполагают принятие осн. решений непосредственно избирателями (напр., в порядке референдума), вторые - полномочными выборными учреждениями (парламентом и др.).

История классового общества не знает надклассовой, или внеклассовой, Д. Бурж. Д.- наиболее развитый ист. тип Д. в эксплуататорском обществе - является формой диктатуры капиталистов над пролетариатом и иными, полупролетарскими и непролетарскими трудящимися классами и слоями населения. Она характеризуется явным противоречием между декларируемой "властью народа" и действит. господством эксплуататоров. Функции институтов бурж. Д. состоят в обеспечении классового господства, гарантирующего привилегии эксплуататорского класса, в маскировке его господства, в самоконсолидации класса буржуазии, разрешении её внутриклассовых противоречий. Такое понимание марксизмом-ленинизмом бурж. Д. не означает абсолютно негативной её оценки: Д., даже формально декларируемая, представляет собой значит, ценность, т. к. в условиях Д. рамки политич. свободы, обществ. и индивидуальной самодеятельности несравненно шире, чем в условиях авторитаризма и др. недемократич. режимов. Бурж. Д., возникнув как политич. выражение экономич. системы капитализма, явилась большим прогрессом по сравнению с феод, политич. строем, она создала значительно более широкие возможности для развития движения и организации пром. пролетариата. В условиях капитализма пролетариат не удовлетворяется использованием созданных буржуазией классово-ограниченных демократич. учреждений, а борется за расширение и обновление Д. на новой социальной основе, создавая в этих целях свои политич. партии, профсоюзы и др. классовые орг-ции. В период империализма и особенно развитого гос.-монополистич. капитализма рабочий класс противопоставляет реакционным устремлениям мо-нополистич. буржуазии к свёртыванию, подрыву Д., замене её фашизмом или иным открыто реакционным режимом свои демократич. требования, свою систему демократич. организаций, борющихся за социализм. Развёртывается общеде-мократич. борьба против монополий, возглавляемая рабочим классом, как составная часть борьбы за социализм.

Исторически высшим типом политич. Д. является социалистич. Д. Это единственно возможная форма социалистич. гос-ва. Она возникает как революц. отрицание бурж. Д. Вместе с тем социалистич. Д. воспринимает и развивает те прогрессивные элементы и институты, к-рые явились результатом обществ.-политич. творчества трудящихся классов ещё при капитализме и утвердились в обществе. Принципиальное качеств, отличие социалистич. Д. от предшествовавших типов Д. состоит в полном соответствии формы и содержания демократич. учреждений, законов и т. д. и власти трудящихся, следствием чего являются: реальность, гарантированность и полнота политич. прав и свобод, их органич. единство с социально-экономич. и культурными правами; единство прав и обязанностей граждан; полновластие представительных учреждений; реальность принципа подчинения ме