БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий (Сборник материалов), Прага, 1969; Шарки Л. Л., Социализм в Австралии. Точка зрения коммунистов на "демократический социализм", пер. с англ., М., 1958; Критика современных буржуазных, реформистских и ревизионистских экономических теорий, М., 1960; Идеология современного реформизма, М., 1970; Коул Д. Д. Г., Капитализм в современном мире, пер. с англ., М., 1958; Берне Э., Теория и практика правых лейбористов, пер. с англ., М., 1962; Thomas N., Democratic socialism, N. Y., 1953; Strachey J., Contemporary capitalism, L., 1956; С г о s I a n d C. A. R., The future of socialism, L., 1957; Sozialdemokratie in Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover, 1966. E. Г. Панфилов.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ НАРОДА ФИНЛЯНДИИ (ДСНФ; Suomen kansan demokraattinen liitto), массовая политич. орг-ция Финляндии. Осн. 29 окт. 1944 компартией Финляндии (КПФ) и левыми с.-д. В области внеш. политики активно выступает за укрепление дружбы и развитие всестороннего сотрудничества с Сов. Союзом. В 1948 представители ДСНФ принимали участие в разработке и подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией. Во внутриполитич. жизни ДСНФ играет роль широкого объединения демократич. сил, прежде всего рабочего класса и трудового крестьянства, выступающих за демократию, против власти крупного капитала. В ДСНФ наряду с индивидуальными членами в качестве коллективных входят: КПФ, Демократич. союз женщин Финляндии, Академич. социалистич. об-во. Численность ДСНФ -ок. 150 тыс. чл. (1970). Представители ДСНФ входили в правительство Финляндии в 1944-48 и в 1966-71. На парламентских выборах 1972 ДСНФ получил 37 мандатов в парламенте (из 200). ЦО ДСНФ (совм. с КПФ) - газ. "Кан-сан уутисет" ("Kansan Uutiset").

П. Крылов.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ФРОНТ АЛБАНИИ (ДФА), массовая обществ.-политич. орг-ция. Создана по инициативе компартии в сент. 1942 на конференции в Пезе (под Тираной) под назв. Нац.-освободит. фронт Албании (НОФ). Ставила целью объединение всех патриотич. сил страны на борьбу против фаш. захватчиков и коллаборационистов. В НОФ, помимо компартии, входили орг-ции молодёжи, руководимые коммунистами. Конференция приняла решение об органах фронта на местах -нац.-освободит, советах (создавались по инициативе коммунистов с нач. 1942, выполняли разнообразные воен. и адм. функции). Для руководства НОФ конференция избрала временный Ген. нац.-освободительный совет. По решению Ген. нац.-освободит, совета в мае 1944 в Пермете был созван Антифаш. нац.-освободит. конгресс, к-рый избрал Антифашистский национально-освободительный совет Албании (АНОСА) в качестве высшего органа власти. АНОСА сформировал высший исполнит, орган - Антифашистский национально-освободительный комитет Албании (АНОКА) с функциями врем, пр-ва. 20 окт. 1944 2-ое заседание АНОСА приняло решение о преобразовании АНОКА во Врем, демократич. пр-во Албании, Одновременно был принят закон о нац.-освободит, советах на местах, по к-рому они впредь должны были выполнять функции только органов гос. власти. 26 окт. 1944 орг-ции, входившие в НОФ, провели конференцию, на к-рой был избран Ген. совет фронта как обще-демократич. орган. В авг. 1945 НОФ был преобразован в ДФА, тогда же была принята программа фронта. В мае 1950 2-й съезд ДФА принял Устав фронта. ДФА действует под руководством Алб. партии труда. Имеет индивидуальное членство. Высшим органом ДФА является съезд, к-рый в соответствии с новым Уставом, принятым на 3-м съезде в июне 1955, должен созываться раз в четыре года, а в период между съездами - Ген. совет ДФА и избираемое им Правление. Пред. Ген. совета - Э. Ходжа. ЦО ДФА - газ. "Башкими" ("Bashkimi").

Лит.: Смирнова Н. Д., Образование Народной Республики Албании. 1939 - 1946, М., 1960; Historia e Shqip_erise, v. 2, Tirane, 1965; Historia e partise se punes te Shqipe-rise, Tirane, 1968. B.C. Женин.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, важнейший принцип организационного строения, деятельности, руководства марксистско-ленинских партий, социалистич. гос-ва, управления социалистич. экономикой. Суть Д. ц. состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией - руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставленной цели. Если в классово-антагонистич. обществе демократия и централизм противоположны, находятся в постоянном конфликте, то в условиях социализма они выступают в ди-алектич. единстве.

Идея Д. ц. как основополагающего организац. принципа строения революц. пролетарской партии была впервые выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и нашла своё практич. выражение в организац. структуре Союза коммунистов (осн. 1847) (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 524-29). В. И. Ленин, обобщая опыт классовой борьбы пролетариата, развил принцип Д. ц. В его трудах "Что делать?", "Письмо к товарищу о наших организационных задачах", "Шаг вперед, два шага назад" и др. разработаны организац. принципы пролетарской партии нового типа: членство в партии на основе признания её программы и обязательного вхождения в одну из парт, орг-ции, железная дисциплина, одинаково обязательная для всех членов партии, строжайшее выполнение парт, решений, подчинение меньшинства большинству, низших орг-ции высшим, выборность и отчётность парт, органов, развитие активности и самодеятельности парт. масс. Выработанные Лениным нормы парт, жизни закреплены в Уставе партии, к-рый был принят Вторым съездом РСДРП (1903), затем уточнялся и дополнялся последующими съездами и конференциями. Первая конференция РСДРП (1905) признала бесспорным принцип Д. ц. Четвёртый (Объединительный) съезд РСДРП (1906) впервые внёс в Устав положение о том, что: "Все организации партии строятся на началах демократического централизма" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 1, 1970, с. 182). Восьмая Всероссийская конференция РКП(б) (1919) признала Д. ц. "руководящим принципом организационного строения партии" (там же, т. 2, с. 12).

Став после Окт. социалистич. революции 1917 правящей партией, Коммуни-стич. партия распространила осуществление Д. ц. и в гос. строительстве. Против Д. ц. выступали троцкисты (см. Троцкизм), т. н. "левые коммунисты", "де-цисты" (см. Гриппа "демократического централизма") и др. антипарт, группировки, стремившиеся под предлогом развития парт, демократизма создать и узаконить в партии фракционность и тем самым подорвать монолитное единство её рядов. Десятый съезд РКП(б) (1921) решительно осудил всякую фракционность в партии и принял по предложению Ленина резолюцию "О единстве партии".

Развёрнутое определение Д. ц. дано в Уставе, принятом Семнадцатым съездом ВКП(6) (1934). Согласно действующему ныне Уставу КПСС, Д. ц. означает: "... а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчётность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших" (Устав КПСС, 1971, с. 22).

На основе Д. ц. КПСС действует как монолитная орг-ция, спаянная едиными идейными, организац. и тактич. принципами, обязательными для каждого коммуниста. Руководство партией осуществляется из одного центра. Верховным органом КПСС является съезд партии. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит ЦК КПСС. Республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные орг-ции и их к-ты в своей деятельности руководствуются Программой и Уставом КПСС, осуществляют политику партии, организуют исполнение директив ЦК КПСС. Они автономны в решении местных вопросов, если эти решения не противоречат политике партии. В партии недопустимы к.-л. проявления местничества и недисциплинированности в выполнении директив вышестоящих орг-ций. Строгое подчинение орг-ций центру, низших орг-ций -высшим обеспечивает единство действий всех звеньев партии, высокую организованность и оперативность в её работе. Централизм органически связан с внутрипартийной демократией (см. Демократия внутрипартийная).

Двадцатый съезд КПСС (1956) подчеркнул необходимость строгого соблюдения принципов Д. ц. Их развитие после Октябрьского (1964) пленума ЦК КПСС нашло своё выражение в дальнейшем укреплении принципа коллективного руководства в центре и на местах, в повышении роли пленумов парт, органов, в проявлении полного доверия к кадрам и улучшении внутрипарт. информации.

По принципу Д. ц. построены и работают в СССР Советы депутатов трудящихся, профессиональные союзы. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи и др. Д. ц. стал основой построения органов Сов. власти, что означает: выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подотчётность депутатов перед избирателями и право последних отозвать депутата, если он не оправдал доверие избирателей; формирование органов гос. управления представительными органами. Все органы гос. власти и гос. управления образуют единую систему и работают на основе подчинения нижестоящих органов руководству и контролю вышестоящих органов. Акты сов. гос. органов обязательны к исполнению на всей терр. деятельности данного органа для всех, к кому эти акты относятся. Ленинские принципы построения сов. гос. органов на основе Д. ц. закреплены в Конституции СССР (1936).

В сов. многонациональном гос-ве Д. ц. сочетается с социалистич. федеративным устройством. Ленин отмечал, что Д. ц. не исключает, а предполагает автономию и федерацию (см. Поля. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 151). Залогом успешного проведения принципов Д. ц. является руководящая роль Коммунистич. партии.

Принцип Д. ц. осуществляется и в др. марксистско-ленинских партиях. Ленин, определяя условия приёма в Коминтерн, писал: "Партии, принадлежащие к Коммунистическому Интернационалу, должны быть построены по принципу демократического централизма" (там же, т. 41, с. 209). Только при этом условии партия рабочего класса может успешно выполнять роль коллективного руководителя и организатора трудящихся масс в их борьбе за ликвидацию эксплуататорского строя, за построение коммунизма. Не случайно совр. ревизионисты с особой яростью нападают на Д. ц., предлагая "отделить демократию от централизма", обеспечить свободу фракций и группировок, подчинить централизм демократии и т. д. Разрыв неделимого принципа Д. ц. означал бы ослабление руководства, отказ от дисциплины и, в конечном итоге, бессилие политич. партии. "Левые"
ревизионисты отрицают демократию и стремятся насаждать бюрократич. централизм.

Как показывает ист. опыт, какое бы то ни было извращение принципов Д. ц., попытки противопоставления демократии централизму, отрицание руководящей роли Коммунистич. партии ведут к серьёзным последствиям и несут угрозу социалистич. строю. Решительно отметая ревизионистские измышления, Совещание представителей Коммунистич. и рабочих партий в нояб. 1960 в своём Заявлении подчеркнуло, что марксистско-ленинские партии считают неукоснительное соблюдение ленинских норм парт, жизни на основе принципа Д. ц. непреложным законом своей деятельности. Хотя в междунар. Коммунистич. движении в наст, время не существует руководящего центра, каждая марксистско-ленинская партия, будучи самостоятельной, призвана руководствоваться коллективно выработанными решениями и документами. В документе международного Совещания коммунистич. и рабочих партий 17 июня 1969 "Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил" отмечается, что "национальная и интернациональная ответственность каждой коммунистической и рабочей партии нераздельны" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, Прага, 1969, с. 41). Строгое соблюдение каждой партией коллективно выработанных решений обеспечивает единство всего мирового коммунистич. и рабочего движения, укрепляет его как ведущую политич. силу современности.

Л. В. Шириков.

Д. ц. в управлении народным хозяйством, коренной принцип хозяйств, руководства при социализме, соответствующий отношениям обществ, социалистич. собственности на средства произ-ва. Принцип Д. ц. охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Демократич. характер экономич. управления при социализме, предопределённый отношениями социалистич. собственности, основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии интересов управляющих и управляемых звеньев х-ва, в результате чего процесс экономич. управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между ними.

Основополагающие методологич. и те-оретич. идеи относительно Д. ц. в управлении нар. х-вом выдвинуты и сформулированы В. И. Лениным. "Наша задача теперь,- указывал Ленин,- провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 152). Своё дальнейшее развитие ленинское учение о Д. ц. в хоз. строительстве получило в теоретич. и практич. деятельности КПСС и марксистско-ленинских партий др. социалистич. стран, в работах экономистов-марксистов оо экономич. управлении социалистич. х-вом.

Обществ, социалистич. собственность делает необходимым и возможным централизовать в масштабе всего нар. х-ва важнейшие функции экономич. управления. В то же время Д. ц. предполагает хоз. самостоятельность отд. объектов (предприятий и др. звеньев). Нецентрализованными остаются решения локальных экономич. задач, а также выработка конкретных форм и методов проведения в жизнь директив органов общехоз. руководства. При социализме интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают с интересами социалистич. общества в целом. Это единство выражается в наличии обществ, экономич. интереса, в неантагонистич. характере противоречий между интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия носителей разных обособленных интересов в масштабе всего х-ва. В то же время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий достижения единых, согласованных, централизованно установленных хоз. целей. Отсюда необходимость разнообразить хоз. решения, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехоз. установок в рамках единого нар.-хоз. плана.

Социализму присуще демократич. осуществление централизации при решении экономич. задач. Централизация охватывает здесь р