БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101р и художеств, руководитель Нац. театра (Варшава). Среди значит, постановок в этом театре - "Слово о Якобе Шеле" Ясеньского (1962), где органически объединены традиции нар. площадного зрелища и революц. агитационного театра. Актуальным публицистич. звучанием характеризуются спектакли "Кор-диан" Словацкого (1965), "Наместник" Хоххута (1966). В 1969 в театре "Атенеум" (Варшава) Д. поставил пьесу А. П. Чехова "Дядя Ваня", создав спектакль большой драматич. силы. Д.-ученик Л. Шиллера, развивает принципы монументального по форме театра, насыщенного большим социальным содержанием.

Лит.: Csato E., Les metteurs en scene polonais, Varsovie, 1963; Czanerle M., Teatr Pokolenia, Lodz, 1964.

ДЕЙMOC, спутник планеты Марс, диаметр 6 км, расстояние от центра планеты 23,5 тыс. км. Открыт в 1877 амер. астрономом Э. Холлом. См. также Спутники планет.

ДЕЙНАУ, посёлок гор. типа, центр Дей-науского р-на Чарджоуской обл. Туркм. ССР. Расположен в долине Амударьи, в 3 км от ж.-д. ст. Денев (на линии Чарджоу - Кунград). 6 тыс. жит. (1970). Молочно-маслодельный з-д.

А. А. Дейнека.

ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8(20). 5. 1899, Курск, - 12.6.1969, Москва], советский живописец, нар. худ. СССР (1963), действит. член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962-1966), Герой Социалистического Труда (1969). Чл. КПСС с 1960. Учился в моек. Вхутемасе (1920-25)уВ.А.Фаворского и И. И. Нивинского. Чл.-учредитель об-ва ОСТ. В ранний период (20-е гг.) работал гл. обр. в области журнальной графики. Уже в это время в живописи и графике Д. сложился круг тем и образов, определивших характер его творчества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, гор. жизни, спорта, Д. стремился выразить мироощущение нового, сов. человека. Его почти монохромные произв. 20-х гг. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространств, планов, графически чёткой манерой письма; обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда, инж. логика ажурных строит, конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны ("На стройке новых цехов", илл. см. т. 4, табл. XVI). В этот же период Д. создал своё лучшее произв. на историко-революц. тему - картину "Оборона Петрограда" (1928, Центр, музей Вооруж. Сил СССР, Москва), в к-рой нашла выражение суровая героика Гражд. войны 1918 - 20. В 30-е гг. в творчестве художника нередко появляются лирич. мотивы ("Мать", 1932, Третьяковская гал.). Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произв. Д. этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда сов. людей; произв., посвящённые теме (порта, приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физич. и духовное здоровье сов. общества и сов. человека ("Донбасс. Обеденный перерыв", 1935, Художеств, музей Латв. ССР, Рига; "Будущие лётчики", 1938, Третьяковская гал.).

А. А. Дейнека. "В Донбассе". Рисунок для обложки журнала "У станка". Тушь, гуашь. 1925. Третьяковская галерея. Москва.

Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произв., выполненные Д. на основе впечатлении от поездок по США, Франции, Италии в 1934-35 ("Улица в Риме", 1935, Третьяковская гал.). В годы Великой Отечеств, войны Д. создал проникнутую героич. пафосом картину "Оборона Севастополя" (1942, Рус. музей, Ленинград; илл. см. т. 3, вклейка к стр. 40) и суровые, драматич. пейзажи ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", 1941, Третьяковская гал.). В послевоенный период Д. вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920-30-е гг. ("У моря", 1956-57, Рус. музей). Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центр, театре Сов. Армии, 1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики-плафоны станций моек, метрополитена "Маяковская", 1938-39, и "Новокузнецкая", 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Моск. Кремле, 1960-61; мозаики "Хорошее утро", "Хоккеисты", 1959-60, "Красногвардеец", "Доярка", 1962, -Ленинская пр., 1964). Д. много работал в области станковой графики (серии -"Севастополь", 1932-34, Третьяковская гал. и Рус. музей, "Москва военная", 1946, Третьяковская гал.,-обе акварель, гуашь; и др.), создавал плакаты ("Физкультурница", 1933), илл., а также скульпт. работы. Преподавал (проф. с 1940) в моек. Вхутеине (1928-30), Моск. полиграфич. ин-те (1928-34), Моск. художеств, ин-те им. В. И. Сурикова (1934-46 и 1957-63), Моск. ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945-1952, директор в 1945-48), Моск. архит. ин-те (1953-57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Илл. см. на вклейках - к стр. 25 и табл. II (стр. 48-49).

Соч.: Из моей рабочей практики, М., 1961; Учитесь рисовать, [сост. при участии К. А. Александрова, Л. В. Гудскова, ндр.], М., 1961.

Лит.: Маца И. Л., А. Дейнека, М., 1959; А. А. Дейнека. [Каталог выставки], М., 1969; Konecny D., A. Dejneka, Praha, 1961. М. Н. Яблонская.

ДЁЙНКЕРКЕН (Duinkerken) Антон ван (псевд.; наст. фам. Асселбергс, Asselbergs) (2.1.1903, Берген-оп-Зом,-1968, Неймеген), нидерландский поэт, критик. Проф. Лейденского и Неймегенского ун-тов. С 1934 редактор лит.-критич. журн. "Гиде" ("De Gids"). Стихи Д. проникнуты религ. мотивами, а также сочувствием к угнетённым (сб. "Лирический лабиринт", 1930). В сборнике экспрессионистских стиховчСердце Брабанта" (1937) религ. настроение сочетается с социальной темой. Во время нем.-фаш. оккупации Нидерландов Д. за антифаш. деятельность был заключён в концлагерь. Под псевд. Питер Бакс (Pieter Bacx) выпустил в подполье сб. стихов "Беседка в Трое" (1944), вошедших в послевоен. сборники Д. "Из тюрьмы св. Михаила" (1946), "Товий и ангел" (1946).

Соч.: Dichters der Contra-Reformatie, [s. 1.], 1932: Het Tijdperk der vernieuwing, Antw., 1951; Verzamelde geschriften, deel 1-3, Utrecht, 1962-63.

Лит.: В г а с h i n P., An ton van Duinkerken, [Brugge, 1961]. И. В. Волевич.

ДЕЙНОЦЕФАЛЫ (Deinocephalia), диноцефалы, подотряд зверообразных пресмыкающихся. Существовали в конце пермского периода. Дл. до 5 м. Для Д. характерны массивный скелет и куполовидное утолщение крыши черепа. В подотряде 10 сем. Известны хищные Д. (титанофонеус и др.) и расти-тельноядные (эстемменозух, улемозавр и др.). Их многочисл. остатки найдены в СССР (ср. Волга, Приуралье), Юж. Африке и США.

Лит.: Основы палеонтологии, [т. 12] -Земноводные, пресмыкающиеся и птицы, М., 1964; Орлов Ю. А., Хищные дейноце-фалы фауны Ишеева, "Тр. Палеонтологического института", 1958, т. 72

Титанофонеус.

ДЕЙОК, согласно Геродоту, первый индийский царь, к-рый освободил Мидию от ассир. господства; основатель Эк-батаны (совр. Хамадан). Царствовал во второй пол. 8 в. до н. э.

Лит.: Дьяконов И. М., История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н. э., М.- Л., 1956.

ДЕЙР-ЭЗ-ЗОР, город на В. Сирии, на правом берегу р. Евфрат. Адм. ц. мухафазы Дейр-эз-Зор. 71,8 тыс. жит. (1967). Торг.-трансп. пункт. Узел автодорог. Центр развивающегося хлопководч. р-на.

ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ, комплекс древних сооружений близ г. Фивы (Египет). В 1881 франц. египтолог Г. Масперо открыл здесь тайник с мумиями нек-рых фараонов Нового царства. Систематич. раскопки велись в 1893-98, 1903-08 (Э. Навиль, Швейцария), 1911-31, с перерывами (Метрополитен-музей, США), 961-66 (К. Михаловский, Польша). Раскопками обнаружены остатки частично вырубленных в скалах поминальных храмов фараона Ментухотепа I (21 в. до н. э.; был обнесён колоннадой и увенчан пирамидой) и царицы Хатшепсут (арх. Сенмут, нач. 15 в. до н. э.). Последний был сооружён на трёх террасах с протодорич. портиками, соединённых между собой пандусами; в портиках, в расположенном у подножия скал гипостиле и примыкающих к нему святилищах найдены многочисл. произведения скульптуры, в т. ч. портретные статуи царицы Хатшепсут, рельефы с изображением похода в страну Пунт и др. В Д. открыт также ансамбль поминального храма Тутмоса III (15 в. дон. э.), найдено много надписей на плитах, граф-фити, папирусы. Илл. см. также при ст. Египет Древний.

Дейр-эль-Бах-ри. Храм царицы Хатшепсут. Нач. 15 в. до н. э. Архитектор Сенмут.Колоннада святилища Анубиса.

Лит.: Матье М. Э., Искусство Древнего Египта, М. - Л., 1961; Win-lock Н. Е., Excavations at Deir el Bahri 1911-1931, N. Y., 1942; Leclant J., Fouilles et travaux en Egypte et au Soudan, "Orientalia", Nova series, 1964-67, № 33-36. Р.И. Рубинштейн.

ДЕЙССЕЛ (Deyssel) Лодевейк ван (псевд.; наст. фам. Албердинг-Тейм, Alberdingk Thijm) (22.9.1864, Амстердам, - 26.1.1952, Харлем), нидерландский писатель и критик. Представитель демократич. движения "восьмидесятников". В 1883 выступил с эссе "Новогодние излияния", а в 1886 -"О литературе". Его кн. "Новая Голландия" (1886-87) стала манифестом передовых литераторов. Д.- автор натура-листич. романов "Любовь" (1887) и "Маленькая республика" (1889). В книгах "Смерть натурализма" (1891), "От Золя к Метерлинку" (1895) Д. заявил о своём переходе к символизму. Индивидуализмом и мистицизмом проникнут его роман "Жизнь Франса Розелара" (1911). Автор работ о Мультатули (1891), Э. Золя. В 1924 опубл. "Заметки" о Рембрандте, а в 1950 - сб. эссе "Заметки на полях".

С о ч.: Verzamelde werken, bd 1-2, Amst., 1922.

Лит.: S t о k v i s B. J., L. van Deyssel, Amst., 1921; Jansonius F., L. van Deijssel, Lochem, 1954. И. В. Волевич.

ДЕЙСТВИЕ, физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существ, характеристик движения системы. Для механич. системы Д. обладает след, важным свойством: если рассмотреть нек-рую совокупность возможных движений этой системы между двумя её положениями, то истинное (фактически происходящее) движение системы будет отличаться от этих возможных движений тем, что для него значение Д. является наименьшим (см. Вариационные принципы механики и Наименьшего действия принцип). Указанное свойство позволяет найти уравнения движения механич. системы и изучить это движение.

В зависимости от свойств механич. системы и применяемого метода изучения её движения рассматривают разные выражения для величины Д. Если к.-н. промежуток времени t - to разбить на очень малые интервалы Дt и для каждого интервала вычислить т. н. функцию Лагранжа Li = Tt- Tit, где Ti и П, -средние значения кинетической и потенциальной энергии системы за время Лг;, то величина S, равная сумме произведений Li-Att, т. е.
[802-6.jpg]

наз. действием по Г а м и л ь т о н у за промежуток времени t - to. Эта величина входит в выражение принципа наименьшего действия в форме Гамильтона - Остроградского.

Вычисленная аналогичным образом величина
[802-7.jpg]

наз. действием поЛагранжу за промежуток времени t - to и входит в выражение принципа наименьшего действия в форме Мопертюи - Лагранжа.

Для системы, в к-рой выполняется закон сохранения механич. энергии, величины S и W связаны соотношением S = W - h(t - to), где h = Т+ П -полная механич. энергия системы.

Равенства (1) и (2) определяют значения S и W тем точнее, чем меньше интервалы времени At*. Точные значения этих величин получаются при переходе к пределу и даются интегралами
[802-8.jpg]

Помимо классич. механики, понятием о Д. пользуются в теории упругости, электродинамике, термодинамике обратимых процессов, квантовой механике. В квантовой механике физич. величины размерности Д. могут принимать лишь дискретные значения, кратные кванту действия, или Планка постоянной.

С.М. Таре.

ДЕЙСТВИЕ в театре, средство выражения в актёрском иск-ве (подобно тому, как звук - средство выражения в музыке, цвет - в живописи, слово - в художеств, лит-ре и т. д.). Сценич. образ воплощается в Д., совершаемых актёром в спектакле (на репетиции, концерте). Специфичность сценич.иск-ва актёра определяется природой Д. как средства воплощения художеств, образа. Переживания актёра, исполняющего роль, передаются через Д. Каждое Д. обусловлено его целью, оно выражает процесс внутр. психич. жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. Т. о., в Д. выявляется внутр. мир человека (мировоззрение, мысли, воля, чувства и т. д.). В иск-ве драматич. актёра большое место занимают т. н. словесные Д., с помощью к-рых он стремится вызвать у партнёра те или иные побуждения, чувства. В драматур г и и под Д. понимается развитие событий. Д. наз. также законченная часть пьесы, спектакля (см. Акт).

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА (или иного нормативно-правового акта), понятие, определяющее пределы обязательности закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.Устанавливается либо общими постановлениями, либо спец. актами применительно к данному закону.

Д. з. во времени определяется моментом его вступления в силу (т. е. когда его предписания становятся общеобязательными для соблюдения и применения) и моментом, с к-рого этот закон теряет силу. Как общее правило, закон вступает в силу повсеместно со срока, установленного для этого в самом законе. Если в законе такой срок не установлен, то он вступает в силу через определённый промежуток времени после его опубликования в офиц. органе. Напр., в СССР законы СССР вступают в силу через 10 дней после опубликования в "Известиях" или в "Ведомостях Верховного Совета СССР". В отношении Д. з. во времени важное значение имеет правило: "закон обратной силы не имеет". Это означает, что Д. з. распространяется лишь на те отношения, к-рые возникнут после вступления закона в силу (см. также Обратная сила закона). Д. з. прекращается: при прямой отмене закона, при издании нового закона по тому же вопросу, по истечении срока Д. з., если он был издан на определённый срок.

Д. з. в пространстве определяется терр. пределами власти данного законодат. органа (обычно это всё сухопутное и водное пространство внутри гос. границ, возд. пространство над ним, его недра, терр. посольств и миссий в др. странах, воен. корабли, торг, суда в открытом море). Законы СССР действуют на всей терр. СССР, законы союзной республики - на терр. данной республики; в нек-рых случаях устанавливается, что закон действует только в определённой местности (напр., на Крайнем Севере). При расхождении закона союзной республики с общесоюзным действует общесоюзный закон.

Д. з. по лицам определяется кругом тех органов, организаций и граждан, к-рые обязаны соблюдать и исполнять данный закон. Как общее правило, закон действует в отношении всех лиц, находящихся на терр. данного гос-ва, за нек-ры-ми исключениями, оговорёнными в законе, напр, неподсудность по уголовным делам советским судам дипломатич. представителей иностр. гос-в (ст. 4 УК РСФСР). Вместе с тем ряд законов распространяется только на граждан данного гос-ва, в т. ч. на находящихся за границей; нек-рые законы действуют только в отношении иностранцев и лиц без гражданства. В силу специфики условий труда работников разных отраслей нар. х-ва, разных профессий издаются законы, действующие только в отношении этих работников (напр., в отношении работников ж.-д. тр