БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101в Н. Н., Основы дегустации вин, М., 1952.

Н. С. Охременко,

ДЕДАЛ, в др.-греч. мифологии знаменитый афинский зодчий и скульптор. Согласно мифу, Д., изгнанный из Афин за убийство своего племянника и ученика, превзошедшего учителя в создании различных инструментов, бежал к критскому царю Миносу; по приказанию Миноса он построил лабиринт, куда было помещено чудовище Минотавр. Д. научил дочь Миноса Ариадну, как помочь Те-сею выйти из лабиринта после убийства им Минотавра. Преследуемый за это Миносом, Д. изготовил себе и своему сыну Икару крылья из перьев, скреплённых воском, и с их помощью достиг по воздуху побережья М. Азии, откуда потом перебрался в Сицилию. Но Икар, несмотря на предупреждение Д., поднялся слишком близко к солнцу (от лучей к-рого воск растаял) и упал в воду недалеко от о. Самос, в вост. части Эгейского м., к-рая носила в древности назв. Икарийского м. (якобы по имени Икара, в действительности от расположенного вблизи о. Икария). Наиболее подробно миф о Д. изложен у Овидия в "Метаморфозах" (см. кн. 8, строки 157-262; рус. пер., M, 1937).

ДЕДВЕЙТ (англ, deadweight), общий вес грузов, к-рые принимает судно. Д. при осадке по летнюю грузовую марку в мор. воде является показателем размеров грузового судна и его осн. эксплуатационной характеристикой. Численно Д. равен разности между водоизмещением и собств. весом судна с готовыми к действию механизмами (с заполненными топливными трубопроводами, с водой в котлах, охлаждающих трубопроводах и др.). Осн. часть Д. грузового судна - вес груза; на пасс, судне вес груза (пассажиров и багажа) составляет меньшую часть Д., а большая его часть - расходуемые судовые запасы (топливо, вода).

ДЕДЕАГАЧ (Dedeagac), турецкое название г. Александруполиса в Греции.

ДЕДЕКИНД (Dedekind) Рихард Юлиус Вильгельм (6.10.1831, Брауншвейг,-12.2.1916, там же), немецкий математик, чл. Берлинской АН (1880). Учился у К. Гаусса и Л. Дирихле в Гёттингенском ун-те. Осн. работы Д. относятся к теории алгебр, чисел. Создал ряд общих концепций, лежащих в основе совр. алгебры, в частности ему принадлежит совр. определение идеала. Д. известен также как автор одной из первых систем строгого обоснования теории действительных чисел. Издал лекции по теории чисел, читанные Дирихле, а также (совм. с Г. Вебером) полное собр. соч. Б. Римана.

Соч.: Gesammelte mathematische Werke, Bd 1 - 3, Braunschweig, 1930-32; в рус. пер.- Непрерывность и иррациональные числа, 4 изд., Одесса, 1923.

ДЕДЕКИНДА АКСИОМА, одна из аксиом непрерывности (см. Непрерывности аксиомы). Д. а. гласит: если все точки прямой разбиты на два непустых класса, причём все точки первого класса расположены левее всех точек второго, то существует либо самая правая точка первого класса, либо самая левая точка второго. Сформулирована немецким математиком Р. Дедекиндом (1872).

ДЕДЕКИНДОВО СЕЧЕНИЕ, одно из арифметич. определений действительных чисел без привлечения геом. толкования. Предложено в 1872 нем. математиком Р. Дедекиндом. Д. с. расширяет множество рациональных чисел до множества всех действит. чисел путём введения новых, иррациональных чисел, одновременно упорядочивая их.

ДЕДЕРОН, торговое название полиамидного волокна, выпускаемого в ГДР.

ДЕДИНА (Dedina) Вацлав (6.12.1870, Винаржице, - 30.11.1956, Прага), чехословацкий физико-географ, геоморфолог, чл.-корр. АН Чехословакии (1952). Проф. Карлова ун-та в Праге. Гл. редактор многотомного издания по страноведению Чехословакии (1929-31). Осн. работы по общей физ. географии, геоморфологии и проблемам геогр. районирования Чехословакии.

Соч.; Fysikalnf zemepis Cech a zapadiu Moravy, Praha, 1921; Tvaf nasi vlasti a jeji vyvoj, Praha, 1925.

ДЕДОВИЧИ, посёлок гор. типа, центр Дедовичского р-на Псковской обл. РСФСР, на правом берегу р. Шелонь (басе. оз. Ильмень). Ж.-д. станция на линии Ленинград - Витебск. Льнообр. и молочный з-ды.

ДЕДОВСК, город (до 1940- посёлок) в Моск. обл. РСФСР. Расположен на Волоколамском шоссе. Ж.-д. станция на линии Москва - Ржев, в 38 км к 3. от Москвы. 25 тыс. жит. (1970). Построенная в 1913 прядильно-ткацкая ф-ка переоборудована в 40-х гг. в кордную. З-д керамич. изделий, обувная ф-ка.

ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКА, см. Логика.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio - выведение), переход от общего к частному; в более спец. смысле термин "Д." обозначает процесс логич. вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от нек-рых данных предложений - посылок к их следствиям (заключениям), причём в нек-ром смысле следствия всегда можно характеризовать как "частные случаи" ("примеры")общих посылок. Термин "Д." употребляется и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок (т. е. как синоним термина "вывод" в одном из его значений), И -чаще - как родовое наименование общей теории построений правильных выводов (умозаключений). В соответствии с этим последним словоупотреблением, науки, предложения к-рых получаются (хотя бы преимущественно) как следствия нек-рых общих "базисных законов" (принципов, постулатов, аксиом и т. п.), принято наз. дедуктивны-м и (математика, теоретич. механика, нек-рые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством к-рого производятся выводы этих частных предложений, часто наз. аксиоматико-д е д у к т и в н ы м.

Изучение Д. составляет гл. задачу логики; иногда логику - во всяком случае логику формальную - даже определяют как "теорию Д.", хотя логика далеко не единств, наука, изучающая методы Д.: психология изучает реализацию Д. в процессе реального индивидуального мышления и его формирования, а гносеология (теория познания) - как один из основных (наряду с другими, в частности различными формами индукции) методов науч. познания мира.

Хотя сам термин "Д." впервые употреблён, по-видимому, Боэцием, понятие Д.- как доказательство к.-л. предложения посредством силлогизма -фигурирует уже у Аристотеля ("Первая Аналитика"). В философии и логике ср. веков и нового времени имели место значит, расхождения во взглядах на роль Д. в ряду др. методов познания. Так, Р. Декарт противопоставлял Д. интуиции, посредством к-рой, по его мнению, человеческий разум "непосредственно усматривает" истину, в то время как Д. доставляет разуму лишь "опосредованное" (полученное путём рассуждения) знание. (Провозглашённый Декартом примат интуиции над Д. возродился гораздо позже и в значительно изменённых и развитых формах в концепциях т. н. интуиционизма.) Ф. Бэкон, а позднее др. англ. логики-"индуктивисты" (У. Уэвелл, Дж. С. Милль, А. Бэн и др.), справедливо отмечая, что в заключении, полученном посредством Д., не содержится (если выражаться на совр. языке) никакой "информации", к-рая не содержалась бы (пусть неявно) в посылках, считали на этом основании Д. "второстепенным" методом, в то время как подлинное знание, по их мнению, даёт только индукция. Наконец, представители направления, идущего в первую очередь от немецкой философии (X. Вольф, Г. В. Лейбниц), также, исходя по сути дела из того, что Д. не даёт "новых" фактов, именно на этом основании приходили к прямо противоположному выводу: полученные путём Д. знания являются "истинными во всех возможных мирах" (или, как говорил позже И. Кант, "аналитически истинными"), чем и определяется их "непреходящая" ценность [в отличие от полученных индуктивным обобщением данных наблюдения и опыта "фактических" ("синтетических") истин, верных, так сказать, "лишь в силу стечения обстоятельств "].

С совр. точки зрения вопрос о взаимных "преимуществах" Д. или индукции в значит, мере утратил смысл. Уже Ф. Энгельс писал, что "индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую из них на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга" ("Диалектика природы", 1969, с. 195-196). Однако и независимо от отмечаемой здесь диалектич. взаимосвязи Д. и индукции и их применений изучение принципов Д. имеет громадное самостоят, значение. Именно исследование этих принципов как таковых и составило по существу осн. содержание всей формальной логики - от Аристотеля до наших дней. Более того, в наст, время всё активнее ведутся работы по созданию различных систем "индуктивной логики", причём (такова диалектика этих на первый взгляд полярных понятий) своего рода идеалом здесь представляется создание "дедуктивноподобных" систем, т. е. совокупностей таких правил, следуя к-рым можно было бы получать заключения, имеющие если не 100% -ную достоверность (как знания, полученные путём Д.), то хотя бы достаточно большую "степень правдоподобия", или "вероятность" (см. Вероятностная логика).

Что же касается формальной логики в более узком смысле этого термина, то как к самой по себе системе логич. правил, так и к любым их применениям в любой области в полной мере относится положение о том, что всё, что заключено в любой полученной посредством дедуктивного умозаключения "аналитической (или "логической") истине", содержится уже в посылках, из к-рых она выведена: каждое применение правила в том н состоит, что общее положение относится (применяется, прилагается) к некоторой конкретной ("частной") ситуации. Нек-рые правила логич. вывода подпадают под такую характеристику и совсем явным образом; напр., различные модификации т. н. правила подстановки гласят, что свойство доказуемости (или выводимости из данной системы посылок) сохраняется при любой замене элементов произвольной формулы данной формальной теории "конкретными" выражениями "того же вида". То же относится к распространённому способу задания аксиоматич. систем посредством т. н. схем аксиом, т. е. выражений, обращающихся в "конкретные" аксиомы после подстановки вместо входящих в них "родовых" обозначений конкретных формул данной теории.

Но какой бы конкретный вид ни имело данное правило, любое его применение всегда носит характер Д. "Непреложность", обязательность, "формальность" правил логики, не ведающая никаких исключений, таит в себе богатейшие возможности автоматизации самого процесса логич. вывода с использованием ЭВМ (см. Алгоритм, Кибернетика).

Под Д. часто понимают и сам процесс логич. следования. Это обусловливает тесную связь (а иногда даже отождествление) понятия Д. с понятиями вывода и следствия, находящую своё отражение и в логич. терминологии; так, "теоремой о Д." принято называть одно из важных соотношений между логич. связкой импликации (формализующей словесный оборот "Если..., то...") и отношением логич. следования (выводимости): если из посылки А выводится следствие В, то импликация А гэ В ("Если А..., то В...") доказуема (т. е. выводима уже без всяких посылок, из одних только аксиом). (Теорема о Д., справедливая при нек-рых достаточно общих условиях для всех "полноценных" логич. систем, в нек-рых случаях просто постулируется для них в качестве исходного правила.) Аналогичный характер носят и другие связанные с понятием Д. логич. термины; так, дедуктивно эквивалентными наз. предложения, выводимые друг из друга; дедуктивная полнота системы (относительно к.-л. свойства) состоит в том, что все выражения данной системы, обладающие этим свойством (напр., истинностью при нек-рой интерпретации), доказуемы в ней.

Свойства Д.- это по сути дела свойства отношения выводимости. Поэтому и раскрывались они преим. в ходе построения конкретных логических (и логико-математических) формальных систем (исчислений) и общей теории таких систем (т. н. теории доказательства). Большой вклад в это изучение внесли: создатель формальной логики Аристотель и др. античные учёные; выдвинувший идею формального логич. исчисления (и справедливо считающийся провозвестником матем. логики) Г. В. Лейбниц; создатели первых алгебрологич. систем Дж. Буль, У. Джевонс, П. С. Порецкий, Ч. Пирс; создатели первых ло-гико-матем. аксиоматич. систем Дж. Пеано, Г. Фреге, Б. Рассел; наконец, идущая от Д. Гильберта школа совр. исследователей (К. Гёделъ, А. Чёрч, Ж. Эрбран и др.), включая создателей теории Д. в виде т.н. исчислений естеств. вывода (или "натуральной Д.") нем. логика Г. Генцена, польского логика С. Яськовского и нидерл. логика Э. Бета. Теория Д. активно разрабатывается и в наст, время, в т. ч. и в СССР (П. С. Новиков, А. А. Марков, Н. А. Шанин, А. С. Есенин-Вольпин и др.).

Лит.: Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., М., 1952; Декарт Р., Правила для руководства ума, пер. с лат., М.-Л., 1936; его же, Рассуждение о методе, М., 1953; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеческом разуме, М.- Л., 1936; Тарский А.. Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Асмус В.Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, М., 1954. Ю.А.Гастев.

ДЕ ДЮВ (De Duve) Кристиан Рене (р. 2.10.1917, Темс-Диттон, Великобритания), бельгийский биохимик, чл. Королевской академии медицины и Белы. АН. В 1941 окончил ун-т в Лувене, в 1946 получил степень доктора; в 1947-51 преподаватель,-с 1951 проф. этого ун-та; с 1962 проф. Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. Работы Д. поев, биохимии инсулина, применяемого в качестве препарата гл. обр. при лечении сахарного диабета, и глюкагона. Д. открыл ли-зосомы -внутриклеточные образования, содержащие различные ферменты, необходимые для своевременного разрушения и обновления клеточных структур.

С о ч.: Glucose, insuline et diabete, P., 1945, в рус. пер.- Лизосома, в кн.: Структура и функция клетки, под ред. Г. М. Франка, М., 1964, с. 90-103.

ДЕДЯКОВ, Дедеяков, Тютяков, средневековый аланский город на Сев. Кавказе, известный по рус. летописям 14-16 вв. 8 февр. 1278 Д. был взят и разграблен тат. и рус. войсками, возглавляемыми Менгу-Тимуром. Д. связывался и с местом убийства в тат. ставке тверского князя Михаила 22 нояб. 1318. Местонахождение Д. было неизвестно и предполагалось в ряде пунктов Сев. Кавказа. По последним археол. данным, остатками Д. считается огромное Верх-неджулатское городище (др. назв. Та-тартуп) на левом берегу Терека, напротив сел. Эльхотово в Сев.-Осет. АССР.

Лит.: Куч к и н В. А., Где искать ясский город Тютяков? "Изв. Северо-Осетинского научно-исследовательского института", в. 25, История, Орджоникидзе, 1966; Круп-нов Е. И., Ещё раз о местонахождении города Дедякова, в сб.: Славяне и Русь, М., 1968. Е. И. Крупнов.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ, форма глагола, представляющая процесс как признак др. процесса (напр., "читая, он думал о другом"). В рус. языке Д. сохраняет формы вида, залога, глагольное управление и относится к тому же лицу или предмету, к к-рому относится и глагол, определяемый Д. Форм времени, лица, числа Д. не имеет. В предложении Д. обычно выступает как обстоятельство.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ в праве, способность своими действиями приобретать права и порождать для себя юридич. обязанности. Понятие Д. наиболее разработано и чаще всего применяется в отношениях, регулируемых гражданским правом.

В СССР и др. социалистич. странах Д. обладают граждане по достижении совершеннолетия, т. е. 18 лет, а также социалистич. организации, выступающие в качестве самостоят, субъекта права (см. Лицо юридическое).

По сов. праву с достижением совер