БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Риме, 1960; и др.). Термин "Д." не связывается теперь с определённым типом сооружения. Многофункциональные Д. спорта трансформируются, например, в хоккейный или водный стадион, аудиторию, выставочный зал. В сов. архитектуре появились новые типы Д.- Д. съездов в Моск. Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников, Д. искусств (в Ташкенте, 1968), Д. бракосочетаний (в Тбилиси, 1964). Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары, многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчинённые центральному помещению: во Д. пионеров это Ленинский зал, во Д. искусств - выставочный зал, во Д. бракосочетаний - зал торжественных актов.

Илл. см. на вклейке, табл. LII (стр. 544-545).

Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1 - 2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков, [М.], 1938; Swoboda К. М., Romische und romanische Palaste, W., 1924; Chierici G., 11 palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3, Mil., [1952-57]. В. Ф. Маркузон.



ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ в Венеции, прославленный памятник архитектуры Италии. В сочетании с собором и библиотекой Сан-Марко и другими зданиями образует главный архитектурный ансамбль города. Бывшая резиденция дожей, с кон. 18 в.- музей. Обращён юж. фасадом в сторону лагуны, западным - к Пьяццетте. Сооружён в 14- 15 вв. в стиле венецианской готики (юж. корпус -14 в.; зап. корпус -1424-42, арх. Дж. и Б. Бон). В кон. 15-16 вв. частично перестроен в стиле ренессанса [вост. корпус, внутр. двор и т. н. Лестница гигантов со статуями работы Я. Сансо-вино (1554)-1484-1501, арх. А. Риццо]. В зале Большого Совета (построен в 14 в.) и др. залах - панно и картины Веронезе, Тинторетто, Дж. Б. Тьеполо и др. венецианских художников. Илл. см. т. 4, табл. XLVIII.

Лит. : Вassi E., Trintanato E. R., 11 Palazzo Ducale.... Mil., 1960.



ДВОРЕЦ СПОРТА, одно из названий крытого архит. сооружения, предназначенного для проведения спорт. соревнований, физкультурных выступлений, а также зрелищных и общественно-массовых мероприятий. В СССР крупные Д. с. построены в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и др. городах. См. также Зрелищно-спортивный универсальный зал.

ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ, см. Кремлёвский Дворец съездов.



ДВОРЕЦКИЙ, 1)в Рус. гос-ве 15-17 вв. глава дворцового управления; с 17 в.- придворный титул. 2) Управляющий хозяйством в помещичьих имениях и гор. помещичьих особняках в России 18 - нач. 20 вв.



ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин (8.9.1841, дер. Нелагозевес на Влтаве, близ Праги,- 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял нац. муз. традиции, занимаясь с местным учителем (церк. органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854-57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фп. и органе), в 1857-58- в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862- в оркестре "Временного театра". Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чеш. нар. песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотич. тематика кантаты "Гимн" (текст В. Галека "Наследники Белой Горы", соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, к-рый высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произв. Среди сочинений Д. 1870-х гг. неск. опер, "Моравские дуэты", "Stabat Mater", 1-я серия "Славянских танцев" для оркестра, к-рыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произв.: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры "Моя Родина" (1882) и "Гуситская" (1883), оратория "Святая Людмила"- первая в чеш. музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые соч., 2-я серия "Славянских танцев" (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чеш. народа, подвигами нац. героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась обществ.-пед. деятельность Д. (среди учеников - В. Но-вак, О. Недбал и Й. Сук). Д.- почётный '• доктор философии Карлова ун-та, чл. Чеш. академии наук и иск-в (1890), с 1891 проф. Пражской консерватории, с 1901- её директор, в 1892-95 (с перерывом) директор Нац. консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, к-рые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматич. 9-й симфонии - "Из Нового Света" (1-е исполнение - Нью-Йорк, 1893); в ней использованы нек-рые негритянские и индейские мело-дич. и ритмич. обороты в сочетании с элементами слав., чеш. песенности. Один из основоположников чеш. нац. муз.классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и нар. быта (циклы из 6 фп. дуэтов "Из чешского леса", фп. пьесы "Поэтические картины"), сказочные нар.-поэтич. мотивы (опера "Чёрт и Кача", 1899, симф. поэмы на сюжеты чеш. нар. сказок и легенд-" Водяной ", "Полуденница", "Голубок", 1896, "Богатырская песнь", 1897, и др.).

Оперы Д. составляют основу чеш. нац. оперного репертуара. Ему принадлежат нар. бытовые оперы "Упрямцы" (1874) и "Хитрый крестьянин" (1877); лирич. опера-сказка "Русалка" (пост. 1901- одна из популярнейших чеш. опер); "Якобинец" (пост. 1889); "Дмитрий" (соч. 1882; на сюжет из рус. истории, но с идеализированным образом Самозванца); "Армида" по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симф. и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чеш. нар. песни в крест. устной традиции особенно ярко проявилась в обработках нар. славянских (чеш., словацких, серб., польск., укр.) танцев-"Славянские танцы" (для оркестра и для фп. дуэта) и "Славянские рапсодии", в к-рых отразилось интонационно-ритмич. своеобразие муз. творчества славянских народов. Связи со славянской песеннотанцевальной музыкой ощущаются и в многочисл. камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио "Думки"). Ярко нац. по колориту соч. Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танц. чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодич. богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Междунар. фестивалях "Пражская весна" проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собр. муз. соч. издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в нач. 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые соч. (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симф. поэм (1896-97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фп. (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фп. пьесы, хоры, песни.

Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, "Советское искусство", 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М.- Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, "Музыкальная жизнь", 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М-, 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967; .5 о-urek О., 2ivot a dilo Antonina Dvoraka, sv. 1-4, Praha, 1954-57; Hughes G., Dvorak. His life and music, N. Y., 1967.

И. Ф. Бэлза.



ДВОРЖАК (Dvorak) Макс [24.6.1874, Раудниц, Австро-Венгрия, ныне Роуднице, Чехословакия,-8.2.1921, замок Грусбах (Грушовани) близ Зноймо, Чехословакия], австрийский историк искусства, чех по национальности. Учился в ун-тах в Праге и Вене; с 1902 преподавал (с 1909 проф.) в Венском ун-те; член венской АН, представитель т. н. венской школы искусствознания. В своих трудах, посв. гл. обр. иск-ву средневековья. Возрождения, барокко, Д. мастерски прослеживает и обосновывает зависимость иск-ва от духовной жизни эпохи, её философии, эстетики, теологич. воззрений. Стоя на идеалистич. позициях, Д. рассматривал историю иск-ва как "историю духа".

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 5, Munch., 1924 - 29; в рус. пер.- Очерки по искусству средневековья, М.- Л., 1934. Лит.: Nеumann J., Das Werk M. Dvoraks und die Gegenwart, в кн.: Acta Historiae Artium, Bd 8, fasc. 3-4, Bdpst, 1962.

ДВОРИЩЕ, 1) древнерусская форма коллективного землевладения и одновременно сельское поселение родственной группы людей. Термин "Д." встречается с 12 в. в др.-рус. документах, а с 16 в.- в Белоруссии, где Д. состояло из одного или неск. "дымов" (дворов). Члены Д. сообща и общим инвентарём вели хоз. работы, а урожай распределяли уравнительно. Первоначально Д. представляло собой большую семью, к-рая с течением времени распадалась на малые, а затем превращалась в соседскую общину. Белорус. Д. соответствовали: сев.-великорус. печище, укр. сябры, юж.-слав. задруга, задружна куча и др. Слово "Д." сохранилось до наст. времени в сев. областях СССР в значении: дом, двор, усадьба. 2) Место, где когда-то был двор.

Лит.: Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963.

ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ, 1) в Др. Руси - лица, входившие в число придворных великих и удельных князей (бояре, окольничьи и др.). 2) Категория крепостного населения в России с кон. 17 в. до отмены крепостного права (1861). Д. л.- крепостные крестьяне, лишённые зем. наделов. Большинство их жило в господских дворах и находилось почти в рабском положении. Выполняли работы по обслуживанию и развлечению барской семьи. Широко были распространены продажа и обмен Д. л. Со 2-й пол. 18 в. помещики стали чаще переводить Д. л. для работы на мануфактурах ц заводах. Накануне реформы 1861 составляли ок. 6,8% от общего числа крепостного населения. При освобождении в 1861 крестьян от крепостной зависимости Д. л. не имели права на получение зем. наделов.

Лит.: Семевский В. И., Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II, ч. 1, СПБ, 1881; 3айончковский П. А., Отмена крепостного права в России., 3 изд., М., 1968.



ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ в Ленинграде, главная площадь города, осн. звено в системе ансамблей центра Ленинграда. Начало формированию площади положило строительство Зимнего дворца (1754-62, арх. В. В. Растрелли). В кон. 18 в. юж. сторона площади была реконструирована по проекту Ю. М. Фельтена, наметившего её дугообразную форму, окончательно закреплённую строительством грандиозного ампирного здания Главного штаба (1819-29, арх. К. И. Росси), с двойной триумфальной аркой, увенчанной монументальной колесницей. Арка Главного штаба вместе с Александровской колонной в центре площади придали ей торжеств., триумфальный характер,сделали ансамбль выдающимся памятником победы в Отечеств. войне 1812. С В. площадь ограничена зданием штаба гвардейского корпуса (1837-43, арх. А. П. Брюллов), а с 3. раскрыта в сторону б. Адмиралтейской пл. (ныне Адмиралтейский проезд), включаясь в единую анфиладу площадей центра города. Умелая организация пространства, соразмерность членений, различных архит. объёмов, единство масштаба, ритма и модуля обусловило создание целостного ансамбля зданий, разных по стилю. Девятого января 1905 на Д. п. была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация рабочих. В ночь с 25 на 26 окт. (7-8 нояб.) 1917 на Д. п. произошёл решающий бой Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде. В сов. время Д. п.-место проведения демонстраций и парадов в дни революц. праздников.

Лит.: Пилявский В. И., Дворцовая площадь в Ленинграде, Л.- М., 1958.



ДВОРЦОВЫЕ ЗЕМЛИ, в феод. России земли, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. См. подробнее в ст. Дворцовые крестьяне.

ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, феод. зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые Д. к., наз. дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феод. раздробленности (12-15 вв.). Осн. обязанностью Д. к. было снабжение великокняжеского (позже - царского) двора продовольствием. В период образования и укрепления Рус. централизованного гос-ва (кон. 15-16 вв.) численность Д. к. увеличивается. По писцовым книгам 16 в. дворцовые земли находились не менее чем в 32 уездах Европ. части страны. В 16 в. в связи с развитием поместной системы Д. к. стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства. В 17 в. с ростом терр. Рус. гос-ва увеличивалось и число Д. к. В 1700 имелось ок. 100 тыс. дворов Д. к. Одновременно происходила и раздача Д. к. Особенно широкий размах раздача Д. к. приобрела в первые годы царствования Михаила Фёдоровича Романова (1613- 1645). При Алексее Михайловиче (1645- 1676) было роздано ок. 14 тыс. дворов, при Фёдоре Алексеевиче (1676-82) - св. 6 тыс. дворов. В первые годы правления Петра I (1682-99) было роздано ок. 24,5 тыс. дворов Д. к. Большая часть их попадала в руки царских родственников, фаворитов и приближённых ко двору. В 18 в., как и раньше, пополнение Д. к. и земель шло гл. обр. за счёт конфискации земель у опальных владельцеви населения вновь присоединённых земель (в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии).

Уже с кон. 15 в. Д. к. и землями управляли различные спец. дворцовые учреждения. В 1724 Д. к. перешли в ведение Гл. дворцовой канцелярии, к-рая была центр. адм.-хоз. органом по управлению Д. к. и высшей суд. инстанцией по гражд. делам. Дворцовые волости на местах до нач. 18 в. управлялись приказчиками, а потом - управителями. В дворцовых волостях существовало местное самоуправление. В кон. 15- нач. 18 вв. Д. к. платили натуральный или ден. оброк или то и другое одновременно, поставлялихлеб, мясо, яйца, рыбу, мёд и пр., выполняли различные дворцовые работы и поставляли на своих подводах ко двору продовольствие, дрова и т. д. С нач. 18 в. всё большее значение начинала приобретать ден. рента, в связи с этим в 1753 большая часть Д. к. была освобождена от барщинных и натуральных повинностей и переведена на ден. оброк. В 18 в. экономич. положение Д. к. было несколько лучше по сравнению с частновладельч. крестьянами, их повинности были легче, они пользовались большей свободой в своей хоз. деятельности. Среди Д. к. в 18 в. отчётливо выделяются богатые крестьяне, торговцы, ростовщики и др. По реформе 1797 Д. к. были преобразованы в удельных крестьян.

Лит.: Семевский В. И., Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II, т. 2, СПБ, 1901; Заозерский А. И., Царская вотчина XVII в. Из истории хозяйственной и приказной политики царя Алексея Михайловича, 2 изд., М., 1937; Бахрушин С. В., Княжеское хозяйство XV и 1-й половины XVI в., в кн.: Научные труды, т. 2, М., 1954; Волков С. И., Крестьяне дворцовых владений Подмосковья в середине XVIII в. (30-70-е гг.), М., 1959; Индова Е. И., Дворцовое хозяйство в России. Первая половина XVIII в., М., 1964.

И. А. Булыгин.



ДВОРЦОВЫЕ ПРИКАЗЫ, приказы, ведавшие дворцовым хозяйством великих князей московских и русских царей (см. Приказы).

"ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ ЭПОХА", в дворянско-бурж. историографии время в истории России с 1725 по 1762, когда смена власти происходила, как правило, путём дворцовых переворотов,совершаемых дворянскими группировками, боровшимися за вл