БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101в, мастеров декоративного иск-ва. Д. обычно отличаются крупными размерами, монументальными формами. В рабовладельч. деспотиях Востока и в вост. части Средиземноморья строительство Д. было во многом связано с задачами представительности и гос. идеологии и сыграло существ. роль в развитии архитектуры. Во Д. егип. фараонов (напр., Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для торжеств. приёмов и церемоний, Д. крито-микенской эпохи (кносский Д. на о. Крит, 20-15 вв. до н. э.) при большом числе дворов и постепенной пристройке множества помещений составляли сложнуюкомпозицию внутр. пространств. В персидских Д. (в Персеполе, 6-4 вв. до н. э.) сохранились руины торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.
[0731-32.jpg]

Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20-15 вв. до н. э. Разрез (по х-у) и план: а - двор; 6 - жилая часть; в - главная лестница; г - "восточный бастион"; д - склады керамики; е - юго-западный портик; ж - западная пристройка; з - пропилеи; и - западные склады; к - арсенал; л - театр; м - северный зал; о - "старая крепость"; п - тронный зал; р - ступенчатый портик; с - святилище.


Новая важная фаза в развитии архитектуры Д. с заранее продуманной композицией начинается с постройки Д. римского имп. Августа (14 г. н. э.); за ним последовали Д. др. императоров,возводившиеся в Риме на Палатинском холме[отсюда лат. назв. Д.- palatium, лёгшее в основу соответств. терминов в языках романской группы - palazzo (итал.), раlais (франц.), возможно, русского - палата]. Римские Д. отличались строгой симметрией осн. репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец Флавиев, 1 в. н. э.), к-рые располагались вокруг одного или неск. дворов, превращённых в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, к-рые создавали стройную систему соподчинённых внутр. пространств ("Золотой дом" Нерона, 1 в. н. э.). Величеств. руины этих Д. поражают размахом, монументальностью, грандиозностью масштабного строя.

Влияние развитых в римских Д. архит. приёмов сказалось в архитектуре Д. императоров и наместников в римских ев-роп., азиат. и афр. провинциях, а также в странах, входивших в Визант. империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художеств. традициям [дворец Диоклетиана в Сплите (ок. 300), Большой дворец (4-6 вв.) и Буколеон (5-8 вв.) в Константинополе]. Мавританская архитектура 13-14 вв., отличавшаяся изощрённостью и богатством декора (Д. в Сицилии, Альгамбра в Гранаде и др.), оказала частичное влияние на развитие дворцовой архитектуры Европы (особенно Испании).

С развитием ср.-век. городов-республик в Европе появились Д. органов муниципального самоуправления и должностных лиц (напр., в Италии: Палаццо Пуб-лико в Сиене, 1297-1310, Дворец дожей в Венеции, Палаццо делла Синьория, или Веккьо, во Флоренции, 13-15 вв.). Наряду со светской знатью Д. строили также представители духовенства (папские Д. в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; патриаршие и архиерейские палаты на Руси). Монументальные Д. 15-16 вв. с просторными внутр. дворами, с помещениями для библиотек, залами для собраний живописи, уникальных предметов и т. д., нередко занимавшие целый квартал города, оказали (в эпоху абсолютных монархий) значит. влияние на формирование нового типа Д.- королевского, императорского, царского, в к-ром парадная репрезентативность получила дальнейшее развитие (Эскориал близ Мадрида, 16 в.; Лувр в Париже, 16- 18 вв.). Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада, побуждавшая посетителя к движению, в ходе к-рого перед ним раскрывались всё новые архитектурно-пространств. эффекты. Композиция фасада строилась на сопоставлении гладких стен, украшенных колоннадами, и сильно выступающих ризалитов, к-рые как бы связывали здание с окружающим пространством. Расположенные, как правило, на гл. планировочной оси площади, парка, сада, здания, Д. доминируют над окружающим пространством (Версаль; Бленим в Оксфордшире, Англия, 1705-24; Шёнбрунн в Вене, 1695-1749; Палаццо Реале в Ка-зерте близ Неаполя, с 1752). Тот же принцип вполне самостоятельно разрабатывался во дворцовой архитектуре Востока (Императорский дворец в Пекине - огромный комплекс жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции).

В рус. дворцовых комплексах 12-17 вв. ярко выражена такая нац. черта архитектуры, как живописность пространств. композиции, в к-рой органически сочетались различные по функцион. назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Д. в Боголюбове, 12 в.; Теремной Д. Моск. Кремля, 17 в.; деревянный Д. в Коломенском,17 в.). Д. 18-нач. 19 вв. грандиозностью размеров, сложностью и в то же время чёткостью объёмно-пространств. структуры близки зап.-европ., но отличаются звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева, многочисленные загородные царские Д. и Д. в дворянских усадьбах).

[0731-33.jpg]

Вверху - Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1792 - 96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу- дворец (1695-1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744-49, архитектор Н. Пакасси) и парк (ок. 1705-06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 - почётный двор; 2 - бассейны; 3 - проходной зал; 4 - цветник; 5 - павильон "Глориетта"; 6 - оранжерея; 7 - "Тирольский сад"; 8 - "Грот Нептуна"; 9 - сад; 10 - театр; 11- ботанический сад; 12 - бассейн с группой наяд; 13 -"Римская руина"; 14 - зверинец.



С сер. 19 в. Д.- крупные, часто роскошно отделанные общественные здания различного назначения ("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке в Лондоне, 1851; Дворец спорта в Риме, 1960; и др.). Термин "Д." не связывается теперь с определённым типом сооружения. Многофункциональные Д. спорта трансформируются, например, в хоккейный или водный стадион, аудиторию, выставочный зал. В сов. архитектуре появились новые типы Д.- Д. съездов в Моск. Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников, Д. искусств (в Ташкенте, 1968), Д. бракосочетаний (в Тбилиси, 1964). Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары, многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчинённые центральному помещению: во Д. пионеров это Ленинский зал, во Д. искусств - выставочный зал, во Д. бракосочетаний - зал торжественных актов.

Илл. см. на вклейке, табл. LII (стр. 544-545).

Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1 - 2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков, [М.], 1938; Swoboda К. М., Romische und romanische Palaste, W., 1924; Chierici G., 11 palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3, Mil., [1952-57]. В. Ф. Маркузон.



ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ в Венеции, прославленный памятник архитектуры Италии. В сочетании с собором и библиотекой Сан-Марко и другими зданиями образует главный архитектурный ансамбль города. Бывшая резиденция дожей, с кон. 18 в.- музей. Обращён юж. фасадом в сторону лагуны, западным - к Пьяццетте. Сооружён в 14- 15 вв. в стиле венецианской готики (юж. корпус -14 в.; зап. корпус -1424-42, арх. Дж. и Б. Бон). В кон. 15-16 вв. частично перестроен в стиле ренессанса [вост. корпус, внутр. двор и т. н. Лестница гигантов со статуями работы Я. Сансо-вино (1554)-1484-1501, арх. А. Риццо]. В зале Большого Совета (построен в 14 в.) и др. залах - панно и картины Веронезе, Тинторетто, Дж. Б. Тьеполо и др. венецианских художников. Илл. см. т. 4, табл. XLVIII.

Лит. : Вassi E., Trintanato E. R., 11 Palazzo Ducale.... Mil., 1960.



ДВОРЕЦ СПОРТА, одно из названий крытого архит. сооружения, предназначенного для проведения спорт. соревнований, физкультурных выступлений, а также зрелищных и общественно-массовых мероприятий. В СССР крупные Д. с. построены в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и др. городах. См. также Зрелищно-спортивный универсальный зал.

ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ, см. Кремлёвский Дворец съездов.



ДВОРЕЦКИЙ, 1)в Рус. гос-ве 15-17 вв. глава дворцового управления; с 17 в.- придворный титул. 2) Управляющий хозяйством в помещичьих имениях и гор. помещичьих особняках в России 18 - нач. 20 вв.



ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин (8.9.1841, дер. Нелагозевес на Влтаве, близ Праги,- 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял нац. муз. традиции, занимаясь с местным учителем (церк. органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854-57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фп. и органе), в 1857-58- в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862- в оркестре "Временного театра". Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чеш. нар. песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотич. тематика кантаты "Гимн" (текст В. Галека "Наследники Белой Горы", соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, к-рый высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произв. Среди сочинений Д. 1870-х гг. неск. опер, "Моравские дуэты", "Stabat Mater", 1-я серия "Славянских танцев" для оркестра, к-рыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произв.: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры "Моя Родина" (1882) и "Гуситская" (1883), оратория "Святая Людмила"- первая в чеш. музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые соч., 2-я серия "Славянских танцев" (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чеш. народа, подвигами нац. героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась обществ.-пед. деятельность Д. (среди учеников - В. Но-вак, О. Недбал и Й. Сук). Д.- почётный '• доктор философии Карлова ун-та, чл. Чеш. академии наук и иск-в (1890), с 1891 проф. Пражской консерватории, с 1901- её директор, в 1892-95 (с перерывом) директор Нац. консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, к-рые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматич. 9-й симфонии - "Из Нового Света" (1-е исполнение - Нью-Йорк, 1893); в ней использованы нек-рые негритянские и индейские мело-дич. и ритмич. обороты в сочетании с элементами слав., чеш. песенности. Один из основоположников чеш. нац. муз.классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и нар. быта (циклы из 6 фп. дуэтов "Из чешского леса", фп. пьесы "Поэтические картины"), сказочные нар.-поэтич. мотивы (опера "Чёрт и Кача", 1899, симф. поэмы на сюжеты чеш. нар. сказок и легенд-" Водяной ", "Полуденница", "Голубок", 1896, "Богатырская песнь", 1897, и др.).

Оперы Д. составляют основу чеш. нац. оперного репертуара. Ему принадлежат нар. бытовые оперы "Упрямцы" (1874) и "Хитрый крестьянин" (1877); лирич. опера-сказка "Русалка" (пост. 1901- одна из популярнейших чеш. опер); "Якобинец" (пост. 1889); "Дмитрий" (соч. 1882; на сюжет из рус. истории, но с идеализированным образом Самозванца); "Армида" по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симф. и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чеш. нар. песни в крест. устной традиции особенно ярко проявилась в обработках нар. славянских (чеш., словацких, серб., польск., укр.) танцев-"Славянские танцы" (для оркестра и для фп. дуэта) и "Славянские рапсодии", в к-рых отразилось интонационно-ритмич. своеобразие муз. творчества славянских народов. Связи со славянской песеннотанцевальной музыкой ощущаются и в многочисл. камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио "Думки"). Ярко нац. по колориту соч. Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танц. чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодич. богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Междунар. фестивалях "Пражская весна" проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собр. муз. соч. издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в нач. 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые соч. (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симф. поэм (1896-97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фп. (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фп. пьесы, хоры, песни.

Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, "Советское искусство", 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М.- Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, "Музыкальная жизнь", 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М-, 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967; .5 о-urek О., 2ivot a dilo Antonina Dvoraka, sv. 1-4, Praha, 1954-57; Hughes G., Dvorak. His life and music, N. Y., 1967.

И. Ф. Бэлза.



ДВОРЖАК (Dvorak) Макс [24.6.1874, Раудниц, Австро-Венгрия, ныне Роуднице, Чехословакия,-8.2.1921, замок Грусбах (Грушовани) близ Зноймо, Чехословакия], австрийский историк искусства, чех по национальности. Учился в ун-тах в Праге и Вене; с 1902 преподавал (с 1909 проф.) в Венском ун-те; член венской АН, представитель т. н. венской школы искусствознания. В своих трудах, посв. гл. обр. иск-ву средневековья. Возрождения, барокко, Д. мастерски прослеживает и обосновывает зависимость иск-ва от духовной жизни эпохи, её философии, эстетики, теологич. воззрений. Стоя на идеалистич. позициях, Д. рассматривал историю иск-ва как "историю духа".

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 5, Munch., 1924 - 29; в рус. пер.- Очерки по искусству средневековья, М.- Л., 1934. Лит.: Nеumann J., Das Werk M. Dvoraks und die Gegenwart, в кн.: Acta Historiae Artium, Bd 8, fasc. 3-4, Bdpst, 1962.

ДВОРИЩЕ, 1) древнерусская форма коллективного землевладения и одновременно сельское поселение родственной группы людей. Термин "Д." встречается с 12 в. в др.-рус. документах, а с 16 в.- в Белоруссии, где Д. состояло из одного или неск. "дымов" (дворов). Члены Д. сообща и общим инвентарём вели хоз. работы, а урожай распределяли уравнительно. Первоначально Д. представляло собой большую семью, к-рая с течением времени распадалась на малые, а затем превращалась в соседскую общину. Белорус. Д. соответствовали: сев.-великорус. печище, укр. сябры, юж.-слав. задруга, задружна куча и др. Слово "Д." сохранилось до наст. времени в сев. областях СССР в значении: дом, двор, усадьба. 2) Место, где когда-то был двор.

Лит.: Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963.

ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ, 1) в Др. Руси - лица, входившие в число придворных великих и удельных князей (бояре, окольничьи и др.). 2) Категория крепостного населения в России с кон. 17 в. до отмены крепостного права (1861). Д. л.- крепостные крестьяне, лишённые зем. наделов. Большинство их жило