БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я


Лит.: Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб. документов, т. 4, ч. 1, М., 1962, с. 32-70.



ДВЕНАДЦАТЫЙ СЪЕЗД РКП(6), состоялся в Москве 17-25 апр. 1923. Присутствовало 408 делегатов с решающим голосом, 417 - с совещат. голосом, представлявших 386 тыс. членов партии. Состав делегатов съезда (с правом решающего голоса): по социальному составу - 53% рабочих, 29,7% служащих, 1,9% крестьян, прочих 15,4% ; по образованию - 20,9% с высшим образованием, 29,4% со средним, 49,7% с низшим образованием; по возрасту - от 20 до 29 лет 34,6%, от 30 до 39 лет 52,9%, от 40 до 49 лет 10,5% ; по парт. стажу - 59,2% делегатов вступили в партию до Февр. бурж.-демократич. революции, а всего 80,1% делегатов - до Великой Окт. социалистич. революции.

Порядок дня: Отчёт ЦК: а) политический отчёт ЦК (докладчик Г. Е. Зиновьев) и б) организационный отчёт ЦК (докладчик И. В. Сталин); Отчёт ревизионной комиссии (докладчик В. П. Ногин); Отчёт ЦКК (докладчик М. Ф. Шкирятов); Отчёт Российского представительства в Исполкоме Коминтерна (докладчик Н. И. Бухарин); О промышленности (докладчик Л. Д. Троцкий); Налоговая политика в деревне (докладчик Л. Б. Каменев; содоклады М. И. Калинина, Г. Я. Сокольникова); О районировании (докладчик А. И. Рыков); Национальные моменты в партийном и гос. строительстве (докладчик И. В. Сталин); Выборы центр. учреждений.

В. И. Ленин вследствие болезни не мог принимать непосредственного участия в работе съезда. Своими выступлениями в нояб.- дек. 1922 на 4-м конгрессе Коминтерна, на пленуме Моск. совета, статьями "Странички из дневника", "О кооперации", написанными и продиктованными в янв.- февр. 1923, а также непосредственно обращёнными к 12-му съезду работами "Как нам реорганизовать Рабкрин (Предложение XII съезду партии)" и "Лучше меньше, да лучше" Ленин осветил важнейшие задачи, стоявшие перед партией и Сов. властью, перспективы победоносного строительства социализма. Эти указания В. И. Ленина были положены в основу решений съезда. Подводя итоги работы партии за два года нэпа, съезд одобрил политич. и организационную линию ЦК, его внутр. и междунар. политику. Решительный отпор был дан К. Б. Радеку и Л. Б. Красину, не верившим в возможность собственными силами справиться с восстановлением и строительством х-ва страны и предлагавшим пойти на большие уступки иностранным капиталистам. Съезд отверг также предложения Бухарина и Сокольникова о частичной отмене монополии внеш. торговли. На съезде был подробно обсуждён вопрос о роли партии в руководстве Сов. государством. В соответствии с указаниями Ленина по совершенствованию сов. и парт. аппарата состав ЦК партии был расширен, ЦКК и РКИ слиты; ЦКК - РКИ поручалось охранять единство партии, всемерно содействовать улучшению работы гос. аппарата, для чего рекомендовалось привлекать рабочих с производства. Съезд подчеркнул необходимость усиления партийного руководства всей сов. и хоз. работой: "Еще ближе к хозяйству, еще больше внимания, руководства, сил хозорганам,- таков лозунг партии на ближайший период" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с. 406). Съезд отверг имевшие место в выступлениях Троцкого, Зиновьева, Преображенского, Осинского, Ларина и др. попытки противопоставить партию государству и государство рабочему классу, ослабить руководящую роль партии по отношению к гос. и хоз. аппарату.

При рассмотрении вопроса о пром-сти были отмечены бесспорные успехи её роста, значит. улучшение положения рабочих. Но общее состояние пром-сти оставалось тяжёлым. Поэтому внимание партии было обращено на вопросы планового развития хозяйства страны.

Ещё до съезда, при утверждении проекта тезисов доклада о пром-сти, ЦК РКП(б) пришлось вести упорную борьбу против Троцкого по основным по-литич. вопросам: о взаимоотношении пролетариата и крестьянства, пром-сти и с. х-ва. Троцкий предлагал закрыть крупнейшие заводы страны, имевшие оборонное значение (Путиловский, Брянский и др.),как "нерентабельные". Он противопоставлял интересы пром-сти интересам крест. х-ва, призывая вести развитие пром-сти за счёт крестьянства, что привело бы к разрыву союза рабочих и крестьян. Проект тезисов, представленный Троцким, был расценен Политбюро ЦК РКП(б) как документ, неправильно ориентирующий партию в основных вопросах текущего момента и приводящий к ликвидации руководящей роли партии. Проект был подвергнут ЦК РКП(б) коренной переделке. В принятых съездом решениях указывалось, что только тяжёлая индустрия может явиться прочным фундаментом социалистич. строительства, что "только развитие промышленности создает незыблемую основу пролетарской диктатуры" (там же, с. 410), что в тесной связи с этим "..стоит важнейшая политическая задача партии, определяющая весь исход революции: с величайшим вниманием и тщательностью оберегать и развивать союз рабочего класса с крестьянством" (там же, с. 405).

Проводя линию на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, съезд принял решения: "О налоговой политике в деревне" и "О работе РКП в деревне". В решениях съезда указывалось на необходимость вести усиленную работу по укреплению с.-х. кооперации; в качестве одной из форм укрепления влияния рабочего класса на крестьян признавалось шефство города над деревней.

Большое внимание съезд уделил нац. вопросу, руководствуясь принципами ленинской нац. политики, изложенными в письме В. И. Ленина "К вопросу о национальностях или об автономизации" (дек. 1922), к-рое было оглашено по делегациям съезда. В резолюции съезда были конкретизированы ленинские идеи создания добровольного союзного Сов. гос-ва - СССР. В решении по нац. вопросу съезд отметил междунар. значение нац. политики партии, правильного решения нац. вопроса в СССР как вдохновляющего примера для нац.-освободит. движения народов колон. и полуколон. стран, борющихся против колониализма и империализма. Съезд подчеркнул необходимость ликвидации унаследованного от прошлого хоз. и культурного неравенства между народами Сов. страны, призвал партию к решит. борьбе с пережитками великорусского шовинизма и местного национализма. Особенно острое проявление местного национализма в тот период имело место в Грузии. Груз. национал-уклонисты - Б. Г. Мдивани, М. С. Окуджава и др., выступали против создания Закавказской федерации и по отношению к др. народам Закавказья проводили шовинистич. политику. Неправильную позицию по ряду вопросов нац. политики занимали X. Г. Раковский, Н. И. Бухарин и др., к-рые отрицали опасность местного национализма. В ходе развернувшейся на съезде дискуссии, в к-рой приняли участие М. В. Фрунзе, Г. К. Орджоникидзе, А. И. Микоян, М. Д. Орахелашвили, Ж. 3. Элиава, А. С. Енукидзе и др., ошибочная линия национал-уклонистов была решительно осуждена съездом.

Съезд уделил большое внимание работе РКП(б) среди молодёжи и женщин и принял по этим вопросам спец. решения. В резолюции по оргвопросу съезд особо отметил значение работы Йстпарта [Комиссии по изучению истории РКП(б) и Окт. революции]. Съезд избрал ЦК в составе 40 чл. и ЦКК в составе 50 чл. Лит.: Двенадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчет, М., 1968.

С. И. Елкина.



ДВЕНАДЦАТЬ ПРАЖСКИХ СТАТЕЙ, программа, выдвинутая таборитами 5 августа 1420. Выражала чаяния гор. бедноты, мелких ремесленников и крестьян. Д. п. с. требовали уничтожения роскоши,нравств. зла и т. п. Ряд статей был направлен против католич. церкви (отмена иконопочитания, платежей священникам). Главная, седьмая статья содержала требование отмены "языч. и нем. права", что в понимании таборитов означало отмену феод. права и всей гор. юрисдикции и было направлено против патрициата. Это было, по существу, требованием революционного установления в Праге общины равных, подобно общине Табора.



ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ швабских крестьян, наиболее распространённая обобщённая программа крест. требований во время Крестьянской войны 1524-26 в Германии.

ДВИГАТЕЛЬ, энергосиловая машина,преобразующая какой-либо вид энергии в механич. работу. В зависимости от типа Д. работа может быть получена от вращающегося ротора, возвратно-поступательно движущегося поршня или от реактивного аппарата. Д. приводят в действие рабочие машины,транспортные средства сухопутного, водного, воздушного и кос-мич. назначения, производственно-тех-нологич. установки, коммунальные и бытовые приборы и т. п. Д., непосредственно преобразующие природные энергетич. ресурсы (топливо, энергию ветра, воды и др.) в механич. энергию, наз. первичными (паровые, ветряные, гидравлич. и др.). Наибольшую группу среди первичных Д. составляют тепловые двигатели, использующие химическую энергию топлива или атомную энергию. Д., преобразующие энергию первичных Д. в механич. работу, наз. вторичными (электрич., пневматич., нек-рые типы гидравлич. и др.). Устройства, отдающие накопленную механич. энергию, также относят к Д. (инерционные, пружинные, гиревые механизмы). По назначению Д. разделяют на стационарные, т. е. установленные неподвижно; передвижные, используемые на движущихся рабочих машинах; транспортные, применяемые на различных видах транспортных средств.

Первым в истории человечества механич. Д. было водяное колесо, применявшееся для оросит. систем в странах Др. Востока, в Египте, Китае, Индии. В ср. века водяные колёса получили распространение в странах Европы как энергетич. база мануфактурного произ-ва. В этот же период широко применялись ветряные Д. Примерно с 13 в. предпринимались попытки создания вечного двигателя.

Переход к машинной технике, начавшийся с середины 18 в., требовал создания Д., не зависящих от местных источников энергии (воды, ветра и т. п.). Первым Д., использующим тепловую энергию топлива, была поршневая пароатмо-сферная машина прерывного действия,появившаяся в кон. 17 - нач. 18 вв. (проекты франц. физика Д. Папена и англ. механика Т. Севери, усовершенствованные в дальнейшем Т. Ньюкоменом в Англии и М. Тривальдом в Швеции). Паро-атмосферные Д. значит. распространения не получили. Проект универсального парового Д. был предложен в 1763 рус. механиком И. И. Ползуновым, к-рый сдвоил в своей машине цилиндры, получив Д. непрерывного действия. Вполне развитую форму универсальный тепловой Д. получил в 1784 в паровой машине англ. механика Дж. Уатта. Внедрение паровых машин обусловило независимость размещения пром. произ-ва от природных источников энергии и привело к быстрому развитию пром-сти на новой энергетич. основе. К 1880 мощность использовавшихся в мировом х-ве паровых машин превысила 26 млн. квт (35 млн. л. с.).

Во второй пол. 19 в. в процессе дальнейшего совершенствования энергетич. базы произ-ва были созданы два новых типа тепловых Д.: паровая турбина и двигатель внутреннего сгорания (Д. в. с.). В паровых турбинах, получивших распространение после 1884 (патенты англ. учёного Ч. Парсонса, швед. изобретателя К. Лаваля), энергия пара преобразуется в энергию вращающегося вала без кривошипно-шатунного механизма. Паровые турбины открыли широкие возможности наращивания мощности единичного агрегата и стали основным Д. крупных электрич. станций. С нач. 20 в. мощность паровых турбин непрерывно увеличивается, достигнув в 60-х гг. 20 в. 1200 Мвт в одном агрегате.

Первый практически пригодный Д. в. с. был сконструирован в 1860 франц. механиком Э. Ленуаром. В 1876 Н. Отто в Германии создал более совершенный 4-тактный газовый Д. По сравнению с паровой машиной Д. в. с., освобождённый от парокотельного агрегата, имел более высокий кпд, был более простым и компактным Д. В 1897 нем. инж. Р. Дизель, работая над повышением эффективности Д., предложил Д. в. с. с воспламенением от сжатия (см. Дизель). Дальнейшее усовершенствование этого Д. позволило применить в качестве дешёвого топлива нефть, в результате чего Д. в. с. становится экономичным стационарным Д. В то же время Д. в. с. получает широкое распространение на транспорте. В 60-е гг. 20 в. ок. 80% суммарной мощности всех существующих Д. падает на долю транспортных (см. Автомобильный двигатель, Судовой двигатель). Например, общая мощность автомобильных Д. во всех странах мира превысила 11 млрд. квт (15 млрд. л. с.).

Параллельно с развитием тепловых Д. совершенствовалась конструкция первичных гидравлич. Д., особенно гидротурбин (проекты франц. инж. Б. Фурнерона, амер. А. Пелтона, австр. В. Ка-плана и др.). Создание мощных гидротурбин позволило строить гидроэнерге-тич. агрегаты большой мощности (до 600 Мвт) к создавать крупные ГЭС в местностях, где имеются большие реки, водопады и т. п.

Важнейшие сдвиги в развитии энерге-тич. базы пром. произ-ва были связаны с изобретением и применением двигателей электрических. В 1831 англ. физик М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, а в 1834 рус. учёный Б. С. Якоби создал первый электрич. Д. постоянного тока, пригодный для прак-тич. целей. Однако только с 70-х гг. 19 в. Д. постоянного тока получают широкое применение благодаря созданию источников дешёвой электроэнергии (генераторов постоянного тока) и усовершенствованию конструкции Д. электротехниками А. Пачинотти в Италии и 3. Граммом в Бельгии. В 1888-89 рус. инж. М. О. Доливо-Доброволъскии создал трёхфазную короткозамкнутую асинхронную электрич. машину (см. Асинхронный электродвигатель). В последующие годы конструкция электрич. машин совершенствовалась, были созданы электрич. Д. в широком диапазоне мощностей - от долей вт до десятков Мвт. Асинхронные электрич. Д. просты в изготовлении, надёжны в эксплуатации, что обусловило их широкое распространение в пром-сти. Электропривод в 20 в. стал осн. фактором развития энергетики, обусловив постепенное её расчленение на две самостоятельные системы. Первичные Д. (напр., турбогенераторы, гидрогенераторы) концентрируются преимущественно на тепловых электростанциях и ГЭС, а электрич. Д. образуют параллельную систему конечных приёмников тока, установленных на предприятиях различных отраслей народного х-ва. Электрич. Д. получают также широкое применение в бытовом обслуживании (швейные, стиральные, кухонные машины, холодильники, электробритвы и т. п.).

В первой пол. 20 в. были созданы новые типы практически пригодных тепловых Д.- газовая турбина, реактивный двигатель, ядерная силовая установка. Газовые турбины стали основой авиац. двигателестроения (см. Авиационный двигатель), распространяются в локомоти-востроении (газотурбовозы), на автомобилях и т. д. Реактивные Д. позволяют реализовать огромные мощности в одномагрегате. Суммарная мощность Д. ракеты, к-рая в 1961 вывела на орбиту первый космич. корабль "Восток", пилотируемый Ю. А. Гагариным, составляла 14 млн. квт (ок. 20 млн. л. с.), что примерно равно мощности всех электростанций СССР в 1948. Мощность Д. ракеты-носителя "Протон" (1965-68) превышала 45 млн. квт (ок. 60 млн. л. с.) (см. также Ракетный двигатель).

В пром-сти СССР св. 85% мощности сосредоточено в электрич. Д. и установках. В с. х-ве в 1968 на долю Д. в. с. приходилось ок. 90% общей мощности Д. (см. Тракторный двигатель). Мощность Д. в нар. х-ве СССР непрерывно растёт. В 1967 мощность выпущенных Д. увеличилась по сравнению с 1960 в 1,8 раза и составила по паровым и гидравлич. турбинам 14,7 млн. квт, по дизелям (без автотракторных) 11 млн. квт. В том же 1967 было выпущено св. 5 млн. электрич. Д. суммарной мощностью ок.