| шими на себя обет молчания: потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Впоследствии Д. стали использовать для общения с глухими.
Система Д. бывает одноручной и двуручной (первая более удобна). Различные положения пальцев воспроизводят буквенный алфавит (см. рис.), а воспринимающий следит за движением руки. При дактилологич. речи точно придерживаются правописания. При монораль-ной системе речи, т. е. считывании с губ, Д. помогает воспринимать неуловимую глазом разницу между звонкими и глухими (г-к; д-т; б-п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т - ть, с - сь и т. д.) звуками (напр., кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди - глухой звук).
Д. значительно облегчает глухим овладение языком слов и пользование им. Дактильная речь может быть усвоена глухими детьми в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). В советских детских садах и нач. классах школ для глухих детей Д. используется как осн. средство обучения словесной речи, а в старших классах этих школ - как вспомогательное средство. При обучении слепоглухонемых (см. Слепоглухонемота) Д. является единственным средством общения.
ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ, см. Уголовная регистрация.
ДАКТИЛОСКОПИЯ (от дактило... и ...скопия), раздел науки криминалистики, изучающий строение кожных узоров рук в целях криминалистич. идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступников. На ладонной поверхности конечных (ногтевых) фаланг пальцев рук имеются рельефные линии - т. н. папиллярные, строение к-рых обусловлено рядами гребешковых выступов кожи, разделённых бороздками. Эти линии образуют сложные кожные узоры (дуговые, петлевые и завитковые), к-рые обладают следующими свойствами: индивидуальность (разнообразная совокупность папиллярных линий, образующих рисунок узора по их конфигурации, местоположению, взаиморасположению, и неповторимая в другом узоре); относительная устойчивость (неизменность внешнего строения узора, возникающего ещё в период внутриутробного развития человека и сохраняющегося в течение всей его жизни и после смерти вплоть до разложения трупа); восстанавливаемость (при поверхностном нарушении кожного покрова папиллярные линии восстанавливаются в прежнем виде). Всё это позволяет осуществлять: криминалистич. идентификацию личности по отпечаткам пальцев рук, обнаруженным на месте преступления; установление преступника, ранее зарегистрированного как судимого, с помощью дактилоскопия, регистрации; идентификацию неопознанного трупа; розыск лиц, пропавших без вести; установление факта совершения нескольких преступлений одним лицом или одного преступления несколькими лицами. В СССР дактило-скопич. регистрация ведётся на спец. бланках - десятипальцевых дактилоскопич. картах, в к-рые вносятся по определённой системе отпечатки пальцев уголовных преступников с указанием их фамилии, имени, отчества, года и места рождения, особых примет и т. д. Для дактилоскопич. идентификации применяются разработанные в криминалистике приёмы и средства обнаружения и запечатления отпечатков пальцев с последующим их сравнит. исследованием с отпечатками пальцев рук лиц, подозреваемых в совершении преступления, пли с соответств. дактилоскопич. картами.
Лит.: Криминалистика, М., 1963, с. 206 - 221, §§ 79-83. А. И. Винберг.
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos), в силлаботонич. стихосложении (в т. ч. русском) трёхсложная стопа, в к-рой ударение падает на первый слог (-00). Пример Д. в рус. стихе:
Тучки не | бесные, | вечные | странники | Степью ла | зурною, | цепью жем | чужною... (М. Ю. Лермонтов). В антич. метрике Д.- трёхсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из одного долгого слога и двух кратких (- 00).
ДАКЭН-ДАБАН, Риттера хребет, горный хребет в зап. части Нань-шаня, в Китае (пров. Цинхай). Расположен между хр. Улан-Дабан на С.-В. и Тургэн-Дабан на Ю.-З. Длина ок. 200 км. Выс. до 5926 м. Сложен кристаллич. сланцами, песчаниками, филлитами. Слабо расчленён. Крутые, короткие склоны резко переходят у подножия в галечно-щебнистые наклонные подгорные равнины. В центр. части покрыт ледниками. До выс. 3000 м - полукустарничковые солянковые пустыни, до 3300-3500 м - высокогорные сухие мелкодерновинные степи. От 3300 до 3800 м - местами субальпийские луга. Выше 3800 м - высокогорные щебнисто-каменистые пустыни с редкими подушкообразными растениями. Из европейцев Д. впервые исследовал в 1879 Н. М. Пржевальский, к-рый назвал его в честь нем. географа К. Риттера.
ДАЛАДЬЕ (Daladier) Эдуард (18.6.1884, Карпантра,-11.10.1970, Париж), французский политич. и гос. деятель. Был одним из лидеров партии радикалов, её пред. в 1927-31, 1935-38, 1957-58. В 1924-40 неоднократно входил в состав пр-ва. Премьер-мин. в янв. - окт. 1933, янв.- февр. 1934, апр. 1938 - марте 1940. Как лидер партии радикалов Д. участвовал в Народном фронте и способствовал его победе. Но в окт.
1938 руководство радикалов во главе с Д. раскололо Народный фронт и пр-во Д. ликвидировало ряд его завоеваний. Проводя политику умиротворения фаш. агрессоров, Д. подписал Мюнхенское соглашение 1938. Объявив 3 сент. 1939 войну фаш. Германии, пр-во Д. вело т. н. "странную войну", к-рая летом 1940 привела к поражению Франции. В 1947-54 Д. возглавлял "Объединение левых республиканцев". Выступал против колониальной войны Франции в Индокитае (1945-54), против планов создания "Европейского оборонительного сообщества", против антидемокра-тич. статей конституции 5-й франц. республики (1958). После 1958 отошёл от участия в политич. жизни.
ДАЛАЙ-ЛАМА [от монг. далай - море (мудрости) и лама], титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. Происхождение института Д.-л. относится к нач. 15 в., когда в Тибете завершился процесс становления ламаизма и возникла своеобразная феодально-теократич. форма правления. Одним из догматов ламаизма стал принцип "перевоплощения" души, согласно к-рому Д.-л. не умирает, а "перевоплощается" в ребёнка, родившегося в момент кончины первосвященника. Согласно этому догмату, Д.-л. избирался по установившемуся ритуалу из тибетских мальчиков, родившихся сразу же после смерти предыдущего Д.-л. Достигавший совершеннолетия Д.-л. становился не только духовным, но и светским правителем Тибета. Однако на деле часто оставался послушным орудием в руках своих наставников - представителей феод.-теократич. сил. Титул Д.-л. тибетские первосвященники начали носить с 16 в. Последний (14-й) Д.-л. Лозон-дантзен-джамцо-нгванг (р. 1935), вступивший сначала на путь сотрудничества с пр-вом КНР, после вооруж. восстания в Тибете против кит. властей в 1959 эмигрировал в Индию.
Б. П. Гуревич.
ДАЛАЙНОР, Xулуньчи, озеро на плоскогорье Барга на С. Внутр. Монголии, в Китае. Пл. ок. 1100 км2, глуб. 6-9 м. Ср. уровень 539 м. В течение 20 в. сильно увеличилось в размерах. Питается водами рек Керулен и Орчун-Гол. Берега Д. низкие, плоские. В сев. части озера его мелководья поросли тростником. Озеро пресное, богато рыбой.
ДАЛАЙ-НУР, мелководное бессточное солёное озеро в Китае, на равнине вост. Гоби. Питается водами р. Хлэрхуан-хэ. В обычные годы площадь озера ок. 20 км2, во влажные - значительно больше, вода опресняется. В засушливые циклы Д. высыхает, превращаясь в солончак. Берега низкие, открытые, почти лишены растительности.
Д'АЛАМБЕР (D'Alembert) Жан Лерон (16.11.1717, Париж,-29.10.1783, там же), французский математик и философ, чл. Парижской АН (1754), Петерб. АН (1764) и др. академий. С 1751 Д. работал вместе с Д. Дидро над созданием "Энциклопедии наук, искусств и ремёсел". В "Энциклопедии" Д. вёл отделы математики и физики. В 1757, не выдержав преследований реакции, к-рым подвергалась его деятельность в "Энциклопедии", он отошёл от её издания и целиком посвятил себя научной работе. В "Трактате о динамике" (1743) впервые сформулировал общие правила составления дифференциальных ур-ний движения любых материальных систем, сведя задачи динамики к статике (см. Д'Аламбера принцип). Этот принцип был применён им в трактате "Рассуждения об общей причине ветров" (1774) для обоснования гидродинамики (доказал существование наряду с океанскими также воздушных приливов). В астрономии Д. обосновал теорию возмущения планет и первым строго объяснил теорию предварения равноденствий и нутации. Осн. мате-матич. исследования Д. относятся к теории дифференциальных ур-ний, где он дал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка с частными производными, выражающего поперечные колебания струны (волнового уравнения), в виде суммы двух произвольных функций и по т. н. граничным условиям сумел выразить одну из них через другую. Эти работы Д., а также последующие работы Л. Эйлера и Д. Бернулли составили основу математич. физики. При решении одного дифференциального уравнения с частными производными эллиптич. типа, встретившегося в гидродинамике, Д. впервые применил функции комплексного переменного. У Д. (а вместе с тем и у Л. Эйлера) встречаются те уравнения, связывающие действительную и мнимую части аналитич. функции, к-рые впоследствии получили название Коши-Римана уравнений. Д. принадлежат также важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами и систем таких уравнений 1-го и 2-го порядков. Исчисление бесконечно малых Д. стремился обосновать с помощью теории пределов, в теории рядов его имя носит широко употребительный достаточный признак сходимости. В алгебре Д. дал первое (не вполне строгое) доказательство основной теоремы о существовании корня у алгебраич. уравнения. В первых томах "Энциклопедии" Д. поместил важные статьи: "Дифференциалы", "Уравнения", "Динамика", "Геометрия".
Из филос. работ наиболее важное значение имеют вступит. статья к "Энциклопедии" "Очерк происхождения и развития наук> (1751, рус. пер. в кн. "Родоначальники позитивизма", 1910), в к-рой дана классификация наук, и "Элементы философии" (1759). В теории познания вслед за Дж. Локком Д. придерживался сенсуализма. В решении осн. филос. вопросов Д. склонялся к скептицизму, считая невозможным что-либо достоверно утверждать о боге, взаимодействии его с материей, вечности или сотворённости материи и т. п. Сомневаясь в существовании бога н выступая с антиклерик. критикой, Д., однако, не встал на позиции атеизма. В отличие от франц. материалистов, Д. считал, что существуют неизменные, не зависящие от обществ. среды нравств. принципы. Взгляды Д. по вопросам теории познания и религии были подвергнуты критике со стороны Дидро в произв.: "Сон Д'Аламбера" (1769), "Разговор Д'Алам-бера и Дидро" (1769) и др. Д. принадлежат также работы по вопросам муз. теории и муз. эстетики: трактат "О свободе музыки", в к-ром подведены итоги т. н. войны буффонов - борьбы вокруг вопросов оперного иск-ва, и др.
Соч. в рус. пер.: Динамика, М.- Л., 1950; Извлечение из мемуара "О равновесии жидкостей" и "О фигуре Земли", в кн.: Клеро А., Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики, пер. с франц., М.-Л., 1947.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 61 - 64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Литвинова Е. Ф., Даламбер, его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1891; Вилейтнер Г., История математики от Декарта до середины XIX столетия, пер. с нем., 2 изд., М., 1966; История философии, т. 2, М., 1941, с. 353- 355; Мu11еr М., Essai sur la philosophic de Jean d'Alembert, P., 1926.
Д'АЛАМБЕРА ПРИНЦИП, один из основных принципов динамики, согласно к-рому, если к заданным (активным) силам, действующим на точки механич. системы, и реакциям наложенных связей присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил. Назван по имени франц. учёного
Ж. Д'Аламбера. Из Д. п. следует, что лля каждой i-той точки системы
[0726-3.jpg]
где Fi - действующая на эту точку активная сила, Ni - реакция наложенной на точку связи (см. Связи механические), Ji - сила инерции, численно равная произведению массы тi точки на её ускорение wi(Уi = miwi) и направленная противоположно этому ускорению. Д. п. позволяет применить к решению задач динамики более простые методы статики, поэтому им широко пользуются в инженерной практике. Особенно удобно им пользоваться для определения реакций связей в случаях, когда закон происходящего движения известен или найден из решения соответствующих уравнений. С. М. Торг.
Д'АЛАМБЕРА -ЛАГРАНЖА ПРИНЦИП, один из основных принципов механики, дающий общий метод решения задач динамики и статики. Назван по имени франц. учёных Ж. Д'Аламбера и Ж. Лагранжа; объединяет в себе возможных перемещений принцип и Д'Аламбера принцип. Если присоединить к действующим на точки механич. системы активным силам Fi силы инерции Ji, то, согласно Д.-Л. п., при движении механич. системы с идеальными связями (см. Связи механические) в каждый момент времени сумма элементарных работ активных сил 8 Aaiи элементарных работ сил инерции 8 Aai на любом возможном перемещении системы равна нулю. Математически Д.- Л. п. выражается равенством, к-рое наз. ещё общим ур-нием механики:
[0726-4.jpg]
Здесь 8Si - величина возможных перемещений точек системы, аi и Bi - углы между направлениями соответствующих сил и возможных перемещений, а силы инерции Ji = - mi wi, где mi - массы точек системы, wi - их ускорения. Преимущество Д.-Л. п. состоит в том, что он позволяет изучить движение системы, не вводя в ур-ния неизвестные реакции связей. С. М. Тарг.
0728.htm
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, гиперметропия (от греч. hyper - сверх, metron - мера и ops, род. падеж opos - глаз), отклонение от нормальной рефракции глаза, заключающееся в том, что параллельные лучи света после преломления их в глазу, собираются в фокусе (F), расположенном как бы позади сетчатой оболочки глаза. Изображения на сетчатке при этом получаются неясными, расплывчатыми. Д. обусловлена или тем, что преломляющие среды глаза (роговая оболочка и хрусталик) слабо преломляют свет (рефракционная Д.), или тем, что передне-задняя ось глаза коротка (осевая Д.); чаще сочетаются обе причины. Д. встречается, как правило, у большинства новорождённых, но по мере роста ребёнка глазное яблоко несколько увеличивается и Д., как правило, исчезает. Дальнозоркий глаз, плохо приспособленный для соединения на сетчатке параллельных лучей, ещё хуже собирает расходящиеся лучи, т. е. идущие от близко расположенных предметов. Т. о., он плохо видит и вдаль, и вблизи, и по существу термин "Д." не совсем точен. При небольших степенях Д. молодые люди постоянно напрягают т. н. цилиарную мышцу, увеличивая кривизну хрусталика, благодаря чему усиливается его преломляющая способность (аккомодация глаза) и достигается ясное видение. В пожилом и старческом возрасте эта способность аккомодации ослабевает; развивается т. н. старческая Д. (пресбиопия), к-рая проявляется в стремлении человека отодвигать рассматриваемые предметы (книгу, газету и пр.) подальше от глаз. Д. может вызывать головные боли; в детском возрасте Д. может привести к развитию сходящегося косоглазия. Исправление зрения (компенсация) при Д. достигается ношением очков с выпуклыми стёклами - конвексами. При этом выбирается самое сильное стекло, к-рое |