БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ит-ры вошли книги лакского писателя Эфенди Капиева (1909- 1944) "Резьба по камню" (1940),"Поэт" (кн. 1-2, изд. 1944).

Плодотворно развивалась даг. драматургия. Большое обществ. значение имели пьесы: "Красные партизаны" (1932) А.-П. Салаватова; "Хаскиль и Шамиль" (1932) 3. Гаджиева; "Разоблачённый шейх" (1933) Р. Нурова; "Сундук бедствий" (1937) Г. Цадасы, "Чабан Арслан" (1934) А. Курбанова. Успешно выступили кумык Г. Рустамов, тат Ю. Семёнов и др. В 1938 письменность была переведена с латинского алфавита на русскую графику.

В годы Великой Отечеств. войны стремление постичь характер современника, показать его высокие моральные качества, сов. патриотизм привело к углублению психологизма в даг. лит-ре, подготовило новые успехи в поэзии, прозе и драматургии. Широкую известность получила поэзия Т. Хурюгского, Казияу Али, А. Га-фурова, Анвара Аджиева (р. 1914), А.-В. Сулейманова, Ю. Хаппалаева (р. 1916) и др. Появляются первые произв. Расула Гамзатова (р. 1923).

В прозе выделяются "Фронтовые очерки" (1944) Э. Капиева, очерки С. Аб-дуллаева, рассказы Р. Динмагомаева. Пьесы "Базалай", "Встреча в бою", "Айдемир и Умайганат" Г. Цадасы, "Стальной капкан" А. Аткая, "Андаляльцы" М. Хуршилова и др. ставились на сценах сов. театров.

Новыми стимулами для развития даг. лит-ры послевоенных лет явились решения парт. съездов по вопросам лит-ры и иск-ва, положения Программы КПСС, требование повышения коммунистич. идейности лит-ры, её боевой направленности. Совр. даг. поэзия характеризуется масштабностью, многообразием художеств. форм, стилей, жанров.

Выдающихся успехов достиг Расул Гамзатов, нар. поэт Д. Его поэмы "Год моего рождения" (1950), "Разговор с отцом" (1952), "В горах моё сердце" (1958), "Горянка" (1958), сборники сти-хов "Высокие звёзды" (1962), "Письмена" (1963), "Чётки лет" (1969) принесли дагестанской литературе всесоюзное и мировое признание. Вышли сборники народных поэтов Д.: А. Гафурова, 3. Гаджиева, А. Аджиева, Ю. Хаппалаева, поэтов старшего поколения - А. Аткая, А.-В. Сулейманова, Д. Атнилова и др. Широко известны стали произв. поэтов, вступивших в лит-ру после войны: даргинского поэта Р. Рашидова (р. 1928), лакских поэтов Б. Рамазанова (р. 1927) и Мирзы Магомедова (1922-70), аварских поэтесс М. Гаирбековой (р. 1927), Фазу Алиевой (р. 1932), лезгина А. Саидова (р. 1932) и др. В литературу вступают новые силы: С. Рабаданов (р. 1932), Г. Багандов (р. 1939), С. Изгияев (р. 1929), М. Атабаев (р. 1938), М.-З. Аминов (р. 1938) и др.

Значит. развитие получили жанры художеств. прозы. Всесоюзную известность приобрели повести А. Абу-Бакара (р. 1931) "Даргинские девушки"(на рус. яз. 1962), "Снежные люди" (1966), "Ожерелье для моей Серминаз" (1967); книга Р. Гамзатова "Мой Дагестан" (ч. 1-2,1968-71). Вышли в свет повести А. Аткая, М. Сули-манова (р. 1919), Мусы Магомедова (р. 1926), 3. Зульфукарова (р. 1927), X. Авшалумова (р. 1913), К. Меджидова (р. 1911), Ф. Алиевой и др. Вслед за романом М. Хуршилова "Сулак свидетель" (1943) были опубликованы "Махач" (1960) И. Керимова; "Месть" (1960), "Суровые скалы" (1966), "Корни держат дерево" (1964) Мусы Магомедова; "Огни" (1965) М. Сулиманова; "Разрыв" (1960) Ил. Керимова; "Комок земли ветер не унесёт" (1967) Ф. Алиевой; "Гроздья винограда" (1962) М. Бахшиева (р. 1910) и др.

В драматургии развиваются жанры героической и бытовой драмы, лирической и сатирической комедии, водевиля. Характерны пьесы М. Хуршилова ("Суровые дни", 1949); Ш. Абдуллаева ("Месть", 1947); М. Алиева ("Семья Рамазановых", 1948); М. Гаирбековой ("Встреча", 1950; "Белый платок", 1962); А. Аткая ("Невесты", 1953); А. Курбанова ("Горыв огне", 1959; "Свадьба Кайтмаса", 1961); Р. Гамзатова ("Горянка",1960); А. Курбанова и М. Яхьяева ("Дороги жизни", I960); Т. Хурюгского ("Ашуг Саид", 1961); А.-В. Сулейманова ("Айбике", 1956; "Алекай и Телькай", 1962); Г. Рустамова ("Под деревом", 1960; "Райхан", 1962) и др. Появилась кинодраматургия: А. Абу-Бакар -"Тучи покидают небо" (1959), "Адам и Хева" (1969). Значительны достижения детской лит-ры (произв. Р. Рашидова, А. Аджиева, М. Яхьяева, А. Гусейнаева, Н. Юсупова и др.). Развиваются литературоведение, лит. критика. Г. Мусаханова. Ф. Вагабова.

Архитектура и изобразительное искусство. К 6 в. восходят кам. стены и крепости грандиозной (св. 40 км дл. )дербент-ской оборонит. системы, перегораживавшей прикаспийский проход - осн. караванный путь из Юго-Вост. Европы в Переднюю Азию. Связи со странами Востока оказали влияние на архитектуру Дербента, в к-рой прослеживаются чёткие стилевые периоды: оборонит. стр-во 6 в. связано с сасанидским Ираном; в 8-9 вв. сильно влияние араб. архитектуры (см. Арабская культура; Джума-мечеть в Дербенте); в 14-15 вв.- архитектуры Ширвана. В горных р-нах Д. сохранилось мн. оборонительных построек из грубо обработанного камня - круглые и квадратные башни различного назначения, суровые крепости. На протяжении веков в Д. развито гл. обр. нар. зодчество, причём у каждого из многочисл. народов (или группы народов) оно имеет свои особенности. Вместе с тем сильны и общие черты, обусловленные общностью историч. судьбы, взаимовлияниями. Поселения-аулы обычно размещены на труднодоступных участках. В горных аулах террасообразная композиция плотной застройки напоминает единое ступенчатое сооружение. Сохранились жилые дома 18-19 вв. (в горных и предгорных р-нах - из камня, в юж. части Приморской низменности - саманные), прямоугольные в плане, с плоской крышей. В старых домах гл. внимание уделялось оформлению интерьера (лепные и кам. украшения камина, фигурные дерев. столбы и т. д.); в 19-20 вв. большую роль играет декор фасада (арочные порталы, фигурные кам. и дерев. детали, резные обрамления окон и дверей). Мечети в аулах - обычно прямоугольные в плане кам. сооружения с плоской крышей, опирающейся на резные дерев. столбы в интерьере; перед гл. фасадом - галерея; минареты - круглые или квадратные. Распространены купольные мавзолеи (кам., обычно квадратные в плане), мосты (дерев. и кам. арочные), архит. оформление родников. В 19 веке проникает влияние русской архитектуры: создаются здания в стиле ампир (гауптвахта в Дербенте), крепости (в с. Ахты, крепость Бурная), строится г. Петррвск-Порт (ныне Махачкала).

В сов. время с развитием пром-сти возникают новые города (Каспийск, Избербаш) и рабочие посёлки, меняется облик районных центров и горных аулов, ведётся широкое стр-во совр. жилых и обществ. зданий. В Махачкале выстроены Дом пр-ва (арх. А. М. Алхазов), гостиница "Дагестан" (арх. Г. Гримм), драматич. театр (арх. Г. Я. Мовчан и др.), жилые дома, школы и мн. др.

С. О. Хан-Магомедов.

Наиболее ранние памятники изобразит. и декоративного иск-ва на терр. Д.: энеолитич. керамика - расписная и чер-нолощёная с рельефным и углублённым орнаментом; восходящие к эпохе бронзы многочисл. наскальные, преим. гравиров., изображения (встречаются вплоть до 20 в.); бронз. литые статуэтки людей и животных. Многообразие культурных связей сказалось на богатом ср.-век. иск-ве Д. К 6-10 вв. относятся обобщённые кам. фигуры барсов и львов из Дербентской крепости, ажурные бронз. пряжки из могильника Бежта, ювелирные украшения. С 11 -12 вв. в ауле Кубачи создавались многочисл. кам. рельефы и бронз. котлы с близкими сасанидским изображениями животных, людей, сцен охоты и др. С усилением исламизации в иск-ве Д. начинает преобладать геом. и растит. орнамент, часто включающий надписи. В ср. века мн. горные аулы превращаются в узкоспециализированные кустарные центры. Так, Кубачи широко известны ювелирными изделиями и оружием, богато украшенными чернью, гравировкой, насечкой. Славятся также аулы: Гоцатль - медными чеканными изделиями; Балхар - неглазуров. керамикой с росписью белым ангобом; Унцукулъ - дерев. изделиями с серебряной насечкой и инкрустацией костью, перламутром. Во мн. районах издавна ткут ворсовые и безворсовые ковры, плетут циновки, вяжут узорные носки. Каждый р-н имеет свои излюбленные рисунки, расцветку, композицию.

В сов. время традиц. виды декоративно-прикладного искусства Д. сохраняются. Повсеместно развито ковроделие (создан ряд фабрик, в Дербенте с 1931 существует школа ковроделия). Успешно работают мастера нар. иск-ва А. М. Абдурахманов, И.А. Абдулаев, Р. А. Алиханов, Б. Г. Гимбатов, Г. М. Кишев, Г. М. Магомедов, Г. М. Чабкаев.

Получило развитие изобразит. иск-во, начало к-рому положили живописцы М. А. Джемал, Ю. А. Моллаев, М. Юнусилау, Д. А. Капаницын, скульптор X. Н. Аскар-Сарыджа (живущий в Москве). В 1950-60-х гг. работают живописцы-станковисты А. И. Августо-вич, В. В. Горчаков, X. М. Курбанов, живописец-монументалист И. Д. Большаков, графики С. М. Салаватов, Г. П. Ко-нопацкая, В. Н. Горькое, К. А. Мурза-беков, А. Н. Шарыпов, бр. Сунгуровы, скульпторы А. И. Газалиев, А. М. Ягу-даев. В 1959 в Махачкале открыто Художеств.-пром. уч-ще им. М. Джемала. В 1938 создано Даг. отделение Союза архитекторов СССР; в 1939 - Союз художников Даг. АССР.

Илл. см. на вклейке, табл. XLIV (стр. 544-545).

Музыка. Многонац. характер даг. культуры определил богатство и многообразие идей, тем, жанров нар. музыки, разнообразие инструментария, ансамблевых составов, танц. форм и т. д. При яркой самобытности муз. иск-ва каждой национальности Д., даг. нар. музыке в целом присуще единство, обусловленное общностью историч. судеб; сходством условий жизни горцев и т. п. Так, в муз.-поэтич. творчестве даг. народностей ярко выделяется героич. эпос. В песенном фольклоре повсеместно бытуют обрядовые, шуточные, бытовые, трудовые, любовно-лирич. и др. жанры. Преобладающая форма вокального ис-полнительства - сольное пение с инструментальным сопровождением, наиболее типичный вид ансамбля - трио с участием к.-л. ударного инструмента и т. д. Нар. мелодии построены на основе натуральных ладов без подчёркнутых вводнотоновых окончаний. Форма песен, как правило, двухчастная. Типично строение песенной мелодии с широким начальным скачком и длительным по-ступенным нисхождением, нередко секвентного характера. Наиболее частой формой метрич. организации является переменный метр с чередованием равно-длительных размеров 6/8 и 3/4. Самые употребительные нац. инструменты: духовые - зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые - агач-кумуз, та-мур (в Юж. Д. - также тара и саз), смычковые - кеманча и чагана; однорядная (азиатская) гармоника; ударные - тэп, гавал (в Юж. Д. - диплипито). В совр. Д. широко бытуют также баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка, гитара (последняя - у кумыков). Типичные ансамбли: 2 зурны и га-вал; 2 дудука и тэп; кшул, дудук и диплипито; кларнет, гармоника и гавал и др. Помимо танцев, существуют различные инструментальные пьесы (наигрыши, марши), нередко программного содержания (обычно сольные). Танц. музыка отличается мелодич. яркостью, остротой ритмики. Кроме большого числа разновидностей лезгинки, распространены быстрые пляски в двухдольном метре, танцы различных даг. народностей и танцы местного происхождения ("Ахтынский танец", "Дербент" и др.), медленные плавные танцы и мн. др.

До Великой Окт. социалистич. революции своеобразной формой нар. муз. профессионализма было иск-во нар. певцов-музыкантов (у лезгин - ашуг, у лак-цев - ашук, у даргинцев - далайлауста, у кумыков - йырчи, у аварцев - кочохан, шаэр и др.). В 1920, после установления Сов. власти в Д., ревкомы городов Темир-Хан-Шуры, Петровск-Порта и Дербента попытались организовать начальное музыкальное образование; в 1926 было основано муз. уч-ще. Большую роль в муз. просвещении сыграла первая даг. радиостанция (1927). В 20-е гг. организованы первые муз. фольклорные экспедиции, опубликованы сборники нар. песен (Т. Бейбула-тов, 1926), танц. мотивов (Г. Гасанов и М. Джемалов, 1927), обработок даг. мелодий для фп. (Е. Юдина, 1927). Важное значение в развитии муз. культуры Д. имела деятельность засл. деятелей иск-в Даг. АССР Т. А. Мурадова, П. Ф. Проскурина, X. М. Ханукаева, А. Г. Абрамянца, первой даг. женщины-композитора Д. М. Далгат. Основоположником проф. композиторского творчества в Дагестане стал засл. деят. иск-в РСФСР Г. А. Гасанов (опера "Хочбар", 1937; 2 концерта для фп. с оркестром - 1948 и 1958, камерные произв.). Среди произв. даг. композиторов: симфонич. сюиты, кантаты "Сказ о свободе" (1958), "День труда" (1958), вокальные циклы и песни засл. деят. иск-в Даг. АССР С. А. Агабабова; песни засл. деят. иск-в Даг. АССР А. Цурмилова; опера "Айгази" (1952), хоры, квартеты засл. деят. иск-в РСФСР Н. С. Дагирова; песни, романсы, оркестровые миниатюры нар. арт. Даг. АССР С. А. Керимова; балет "Горянка" (пост. 1968, Ленингр. т-р оперы и балета), симфонич. картина "Дагестан" (1960), вокальные циклы и концерт для джаза засл. деят. иск-в РСФСР М. М. Кажлаева; опера "Горцы" (пост. 1970, Ленингр. Малый театр оперы и балета), первая даг. симфония (1966), вокальный цикл "Надписи" (1965) на слова Р. Гамзатова, "Лакские песни" (1967) и соната для виолончели и фп. (1967) засл. деят. искусств Даг. АССР Ш. Р. Чалаева. Среди даг. исполнителей - певицы нар. арт.

Даг. АССР П. Нуцалова, А. Ибрагимова, нар. арт. РСФСР Р. Гаджиева, засл. арт. РСФСР И. Баталбекова, Б. Ибрагимова, М. Гасанова; музыканты-инструменталисты засл. арт. РСФСР У. Абу-бакаров, засл. арт. Даг. АССР К. Магомедов и мн. др. В республике имеется симфонич. оркестр, оркестр даг. нар. инструментов (осн. 1937), Ансамбль песни и танца народов Д. (осн. 1935), филармония, муз. уч-ще (Махачкала) и 12 муз. школ, Даг. отделение Союза композиторов РСФСР (осн. 1954).

М. А. Якубов.



Драматический театр. Театральное иск-во и драматургия Д. складываются из творчества мн. народностей - кумыков, аварцев, лезгин, даргинцев, лакцев и др. Истоки театр. культуры этих народностей - в нар. играх и обрядах. Широкой популярностью пользовалось иск-во "пехлеванов" - акробатов, канатоходцев, жонглёров, нар. комиков ("домбаи"). Любительские драматич. кружки возникли у лезгин в 1914, у лакцев - в 1915, у кумыков - в 1916. Значит. явлением в развитии лакского театра была драма "Лудильщики" Г. Саидова (первая пост. 1915). В 1918-20 драматич. кружки ряда селений ставили пьесы кумыкского драматурга 3. Батыр.мурзаева.

После установления Сов. власти в Д. (1920) начали работать многочисл. кружки художеств. самодеятельности; ставились пьесы Т. Мурадова, М. Чаринова, М. Пашаева, Г. Цадасы и др. В 1930 в Махачкале был открыт Кумыкский муз.-драматич. театр им. А.-П. Салава-това, в 1935 - в Кумухе Лакский драматич. театр им. Э. Капиева, в Дербенте - Лезгинский драматич. театр им. С. Стальского, в Буйнакске - Аварский муз.-драматич. театр им. Г. Цадасы. Для становления драматургии и театр. иск-ва Д. большое значение имели пьесы "Красные партизаны" (1934) и "Айгази" (1940) А.-П. Салавагова, "Горцы" Р. Фатуева (1939), "Паотизан Магомед" (1935) и "Аздар" (1939) М. Алиева, "Ансар" А. Аджаматова (1941), "Разгром Надир-шаха" (1944) и "Минувшие дни" (1947) М. Хуршилова и др. В этих пьесах отражены героич. прошлое горцев, их борьба с чужеземными захватчиками, события 1920, приведшие к установлению Сов. власти в Д., Гражд. война. Пьесы "Стальной капкан" А. Аджаматова (1941), "Дорога к счастью" (1948) и "Семья Рамазановых" (1950) М. Алиева посвящены Великой Отечеств. войне. О совр. жизни Д. рассказывают пьесы: "Друзья" (1947) и "Подарок Са