БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

BR>
Лит.: Петроченко В. И., Котельников Г. А., Гельминтозыптиц, М., 1963.

ДАВЕНПОРТ, Дэвенпорт (Davenport) Харолд (30. 10. 1907, Акрингтон, - 9.6. 1969, Кембридж), английский математик, чл. Лондонского королевского об-ва (с 1940), в 1957-59 президент Лондонского матем. об-ва. Автор работ по аналитич. теории диофантовых уравнений. Наиболее значительны работы Д. по оценке тригонометрич. сумм и характеров в конечных полях, оказавшие значит. влияние на совр. алгеб-раич. теорию чисел.

Соч. в рус. пер.: Высшая арифметика. Введение в теорию чисел, М., 1965; Мультипликативная теория чисел, М., 1971.

ДАВЕНПОРТ (Davenport), город в США, в шт. Айова. 98 тыс. жит. (1969). Порт на р. Миссисипи. Машиностроение (с.-х., электротехнич., произ-во ж.-д. оборудования). Цем. з-ды. Вывоз зерна.

ДАВИД, царь Израильско-Иудейского гос-ва (кон. 11 в. - ок. 950 до н.э.). Был оруженосцем, затем стал зятем царя Саула, но, заподозренный в измене, бежал в степи Юж. Палестины; потом поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. был провозглашён царём Иудеи; присоединил к ней терр. израильских племён, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей, завоевал ряд соседних территорий. Д. создал централизованную державу - Израильско-Иудейское гос-во. Он провёл перепись населения (ок. 973 до н.э.), ввёл налоги и наряду с нар. ополчением организовал отряды телохранителей-чужеземцев (критян и филистимлян). В евр. фольклоре Д. изображён смельчаком, победившим великана Голиафа. Библе-истика отвергает приписываемое Д. религ. традицией составление псалмов.

Лит.: Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.- Л., 1931; WeiII R., La cite de David, [t. 1 - 2], P., 1947; Desnoyers L., Histoire du peuple hebreu des Juges a la captivite, t. 2, P., 1930.

ДАВИД (David) Вацлав (р. 23.9. 1910, Студене), чехословацкий политич. и гос. деятель. В 1929-32 работал в комсомольских орг-циях, с 1934 - в Союзе друзей СССР (был секретарём Союза в Чехии). С 1935 чл. компартии Чехословакии (КПЧ). В период фаш. оккупации Чехословакии активный участник Движения Сопротивления; был чл. IV подпольного ЦК КПЧ (с дек. 1944), в марте 1945 возглавил подпольный областной Пражский к-т КПЧ; во время Нар. восстания 1945 в чеш. землях был чл. Воен. комиссии Чеш. нац. совета. С 1945 чл. ЦК КПЧ и деп. Нац. собрания. В 1951-53 секретарь ЦК КПЧ, в 1953- 1968 мин. иностр. дел ЧССР. В 1968-71 посол ЧССР в НРБ. Неоднократно избирался вице-пред. Союза чехословацко-советской дружбы.



ДАВИД (David) Герард (ок. 1460-70, Аудеватер, Юж. Голландия, - 13.8. 1523, Брюгге), нидерландский живописец. С 1494 был гор. живописцем в Брюгге. Произв. Д. (2 композиции "Суд Камби-за", 1498, триптих "Крещение Христа" - в Муниципальной художеств. гал., Брюгге) отличаются мягкостью и сочностью живописной манеры, мастерством передачи освещения, поэтичностью пейзажных мотивов, но в основном являются несколько безличным повторением устоявшихся композиц. схем нидерл. живописи 15 в.

Лит.: Bodenhausen E.von, Gerard David und seine Schule, Munch., 1905.



ДАВИД (David) Жак Луи (30.8. 1748, Париж, - 29.12. 1825, Брюссель), французский живописец. Учился у ист. живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-74). Ранние работы Д., в к-рых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). В 1775- 1780 Д. учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художеств. творчества. Публицистич. направленность, стремление выразить героич. свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюц. эпохи, крупнейшим представителем к-рого стал Д. Впервые у Д. принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и чёткостью ритмич. структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужеств. драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр)- ист. картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Произв. Д. 1780-х гг. ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен - музей, Нью-Йорк; "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценич. торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В портретах 1780-х-нач. 1790-х гг., где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистич. представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). Воодушевлённый героикой Великой франц. революции, Д. стремится к созданию ист. картины на совр. тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена; сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Нац. б-ка. Париж, и по рис. Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей совр. иск-ва, Брюссель), с её трагич. звучанием, суровым лаконизмом, аскетич. сдержанностью цвета и скульпт. монументальностью форм, становятся памятниками героям революц. эпохи, совмещая в себе черты портрета и ист. картины. Д. был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые нар. празднества, создал Нац. музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом к-рой Д. был с 1784). После контр-революц. термидорианского переворота с кон. 1790-х гг. Д. вновь обращается к драматич. событиям антич. истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). В его иск-ве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С 1804 Д. был "первым художником" Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-07, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразит. характеристике отд. персонажей. В 1790-1810-х гг. Д. пишет многочисл. портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Нац. музей Версаля и Трианонов; "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1816, после реставрации Бурбонов, Д. был вынужден уехать в Брюссель. Д. был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и мн. др.

Илл. см. на вклейке, табл. XLII (стр. 544-545).

Соч.: Речи и письма живописца Луи Давида, пер. с франц., М.- Л., 1933.

Лит.: Замятина А. Н., Давид, М.- Л., 1936; Кузнецова И. А., Луи Давид, М., 1965; Hautecoeur L., Louis David, P., 1954. Ю. К. Золотое.

ДАВИД (David) Карой (р. 19.3.1903, Будапешт), венгерский архитектор. Учился в Политехнич. ин-те в Будапеште (1926- 1931). В 30-х гг. работал во Франции у Ле Корбюзье. Частично воспринял принципы функционализма. Автор ряда обществ. и адм. построек (гл. здание аэропорта ферихедь, 1942-48, и Нар. стадион, 1948-53,- оба в Будапеште; комплекс зданий хим, комбината в г. Тиса-пальконья, нач. 60-х гг.; школы в городах Диошдьёр и Озд, 1949). Пр. им. Кошута. Илл. см. т. 4, табл. VII.

ДАВИД (David) Константин (25.4.1908, Бухарест,- янв. 1941, близ Бухареста), деятель румынского рабочего движения. С 14 лет работал в ж.-д. мастерских Гривицы (р-н Бухареста), участвовал в забастовочном движении, в т. ч. в боях рабочих Гривицы в февр. 1933. С 1928 чл. Коммунистич. союза молодёжи. В 1934 вступил в компартию Румынии (КПР), был секретарём Бухарестской парт. орг-ции. С 1939 работал инструктором ЦК КПР в Галаце, затем в долине Прахова. За революц. деятельность неоднократно подвергался репрессиям бурж. властей (24 ареста в 1931-40). Зверски убит в лесу Пантелеймон ок. Бухареста членами фаш. орг-ции "Железная гвардия".

Лит.: Тора1u V., Constantin David - activist de seama al Partidului Comunist Roman (1908 - 1941), "Analele Institutului de istorie a partidului de pe llnga С. С. al P. С. R.", 1966, № 1.



ДАВИД (David) Рене (р. 12.1.1906, Париж), французский учёный, специалист в области сравнительного правоведения. Во время 2-й мировой войны 1939-45 участник франц. Движения Сопротивления. Проф. Парижского ун-та (с 1945). Выступал с лекционными курсами в Кембриджском (Великобритания), Колумбийском (США), Мюнхенском (ФРГ), Тегеранском (Иран) и др. ун-тах. Проводил кодификацию гражд. законодательства Эфиопии и Руанды. Д.- один из первых зап. правоведов, уделивших серьёзное внимание изучению советского права. Свои исследования резюмировал в книге "Основные правовые системы современности. Сравнительное право" (1964, рус. пер., 1967).

Соч.: Traite elementaire de droit civil compare, P., 1950; Le droit sovietique, t. 1 - 2, P., 1954; Le droit francais, t. 1-2, P., 1960; Le droit anglais, P., 1965; Les grands systemes de droit contemporains, P., 1964.



ДАВИД (David) Фелисьен Сезар (13.4.1810, Кадне, Воклюз,-29.8.1876, Сен-Жермен-ан-Ле), французский композитор. Чл. Ин-та Франции (1869). Учился в Парижской консерватории у Ф. Ж. Фетиса (композиция) и Ф. Бе-нуа (орган). В 1831 вступил в об-во сенсимонистов. В 1833-35 в качестве миссионера (пропагандировал идеи утопич. социализма) посетил страны Бл. и Ср. Востока, где изучал и собирал нар. вост. мелодии, к-рые впоследствии использовал в своих сочинениях. Д.- основоположник ориентализма во франц. музыке 19 в. Ему принадлежат: оперы "Бразильская жемчужина" (1851), "Геркуланум" (1859),"Лалла-Рук" (1862), "Сапфир" (1865) и др.; ода-симфония "Пустыня" (1844, на текст поэта О. Колена), оратория "Моисей на горе Синае" (1846), ода-симфония "Христофор Колумб" (1847), 4 симфонии, камерно-инструментальные ансамбли, фп. пьесы (в т.ч. "Восточные мелодии", 1835), хоры, песни и др. Выступал как дирижёр (в конце 60-х гг. концертировал в России).

Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1, СПБ, 1892; Azevedо A., F. David, coup d'oeil sur sa vie et son oeuvre. P., 1863; Brancour R., Felicien David, P., 1909.



ДАВИД (David) Эдуард (11.6.1863, Эди-гер на Мозеле,-24.12.1930, Берлин), деятель германской социал-демократии, ревизионист. Был учителем гимназии (до 1894). С 1893 в Социал-демократической партии. Одним из первых выступил с открытой ревизией марксизма по аграрному вопросу, отрицал действие эконо-мич. законов капитализма в земледелии. В своём гл. труде "Социализм и сельское хозяйство" (1903, рус. пер. 1903 и 1906) Д. пытался опровергнуть теорию Маркса о концентрации производства в с. х-ве, доказать "устойчивость" мелкокрестьянского хозяйства и его "превосходство" над крупным, защищал т. н. закон убывающего плодородия почвы. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала (1907) защищал резолюцию, оправдывавшую колон. политику империализма. В годы 1-й мировой войны 1914-18 социал-шовинист. В. И. Ленин подверг взгляды Д. уничтожающей критике. В 1903-18 и 1920-30 Д. был депутатом рейхстага, одним из руководителей с.-д. парламентской фракции, в окт. 1918 вошёл в кайзеровское пр-во Макса Баденского в качестве младшего статс-секретаря в Мин-ве иностр. дел. В февр. 1919 был первым пред. Веймарского Нац. собрания, в февр. 1919- июне 1920 министром внутр. дел. В 1922-27 представитель центр. пр-ва в Гессене. Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 432).



ДАВИД (David) Якоб Юлиус (6.2.1859,Вейскирхен, - 20.11.1906, Вена), австрийский писатель. Учился в Венском ун-те. В романах "Господское право" (1890), "Кровь" (1891), "Умирающие на дороге" (1900) Д. обращается к жизни крестьян, пролетариев, студентов, художников, евр. бедноты. В романе "Переход" (1903), в драмах "Дождливый день" (1896) и "Симпатия" (1898) он критически рисует бурж. общество. В ист. романе "Возрождённые" (1891) из эпохи Реформации, драме "Сын Гагара" (1891), в сб. ист. рассказов "Раннее сияние" (1896) изображены гуситы и борьба чехов за нац. самостоятельность.

Соч.: Gеsammelte Werke, Bd 1-7, Munch., 1908-09.

Лит.: Grоeneweg H..J. J. David in seinem Verhaltnis zur Heimat, Geschichte, Gesellschaft und Literatur, Graz, 1929.

Н. Б. Веселовская.



ДАВИД (David), город на 3. Панамы, на Панамериканском шоссе; адм. ц. провинции Чирики. 23 тыс. жит. (1963). Ж.-д. станция. Торг.-пром. центр. Производство обуви, мебели и др. потребительских товаров.



ДАВИД III Куропалат (г. рожд. неизв.- ум. 1001), царь Тао-Кларджети (Юго-Зап. Грузия) во 2-й пол. 10 в. За участие в подавлении восстания Варды Склира (979) получил от Византии Эрзурумскую область и др. земли. Дружеств. отношения с Византией благоприятствовали борьбе Д. III с арабами; ему удалось освободить от них многие груз. и часть арм. и азерб. земель.

Лит.: История Грузии, т. 1, Тб., 1962.

ДАВИД АНАХТ Непобедимый (р. кон. 5 в.- ум. 1-я пол. 6 в.), армянский философ-неоплатоник, представитель александрийской школы антич. философии. Учился в Александрии и Афинах. Философия Д. А., изложенная в соч. "Определения философии", "Анализ „Введения" Порфирия" и др., сочетает в себе платонизм с элементами учения Аристотеля и Пифагора. Влияние Аристотеля особенно заметно в теории познания Д. А. В "Определениях философии" (пер. с древнеарм., предисловие и комментарии С. С. Аревшатяна, I960) Д. А. выступает против скептицизма и релятивизма,за действенность филос. постижения мира. Цель философии, по Д. А.,- поиски и указание путей избежания зла и достижения духовного совершенства. Знание не является самоцелью, оно должно служить нравств. возвышению человека. В учении о душе Д. А. развивал неоплатонич. идеи; его логич. построения включают диалектич. идеи. В арм. ср.-век. философию, связанную с теологией, система Д. А. внесла светское, рационалистич. начало.

Соч. в рус. пер.; Толкование "Аналитики" Аристотеля, пер. С. С. Аревшатяна, Ер., 1967.

Лит.: Чалоян В. К., Философия Давида Непобедимого, Ер., 1946; История философии в СССР, т. 1, М., 1968 (см. именной указатель). С. С. Аревшатян.

ДАВИД ГАРЕДЖА, комплекс пещерных монастырей в 60 км к Ю.-В. от Тбилиси. На протяжении приблизительно 25 км - неск. сотен выдолбленных в скалах помещений. Древнейшие монастыри Д. Г.- лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя) - осн. в 1-й пол. 6 в.; в 10-13 вв. образовались др. монастыри: Удабно, Чичхитури, Бертубани. Во многих церквах и трапезных Д. Г. сохранились фрески (8-14 вв.), включающие портретные изображения историч. лиц.

Лит.: Чубинашвили Г. Н., Пещерные монастыри Давид-Гареджи, Тб., 1948.



ДАВИД Д'АНЖЕ (David d'Angers) Пьер Жан (12.3.1788, Анже, Анжу,-5.1.1856, Париж), французский скульптор и медальер. С 1808 учился у Ж. Л. Давида и Ф. Л. Ролана в Париже, в 1811-16- во Франц. академии в Риме. Испытал вначале влияние А. Канавы; затем творчество Д. д'А. постепенно сближается с романтизмом. Медали (свыше 500) и бюсты Д. д'А. ("И. В. Гёте", мрамор, 1