БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

е, и головной в верх. части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный Г. п. должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, т. н. микста.

Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов. Самый высокий женский голос- сопрано, средний - меццо-сопрано, самый низкий - контральто. Среди мужских голосов самый высокий - тенор, средний - баритон и низкий - бас. В каждом типе голоса более высокие и светлые по звучанию голоса носят назв. лирических, а более низкие, густые и тёмные - драматических.

В большинстве случаев использование Г. п. связано со словом. Выразительное донесение поэтич. текста в пении определяется чёткостью произношения согласных и умением соединять Г. п. с элементами речевых интонаций. Основной формой звуковедёния Г. п. является связное пение, лежащее в основе кантилены, и умение петь в быстром движении - беглость.

Лит.: Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1 - 3, М., 1929 - 37 (ч. 3 - Очерки по истории вокальной педагогики, 2 изд., М., 1956); Развитие детского голоса, М., 1963; Морозов В., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л., Основы вокальной методики, М., 1968; Таrneаud J.. Seeman M., La voix et la parole, P., 1950; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimmeund Sprachheilkunde, 2. Ausg., W., 1959; Hussen R., La voix chantee, P., 1960. Л. Б. Дмитриев.



"ГОЛОС РОДИНЫ", газета Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. Выпускается в Москве с апр. 1955 2 раза в неделю (до 1960 выходила под назв. "За возвращение на Родину"). Предназначается для русских эмигрантов; распространяется в 83 капиталистич. странах. Знакомит зарубежных читателей с достижениями коммунистич. строительства в СССР, разъясняет миролюбивую внешнюю политику Сов. Союза, рассказывает о сов. образе жизни, пропагандирует опыт работы прогрессивных орг-ций соотечественников за рубежом, публикует материалы, разоблачающие деятельность антисоветских эмигрантских орг-ций. Ежемесячно выходит литературно-художественное приложение "Отчизна".

А. А. Кузьмин.



"ГОЛОС СОЛДАТА", 1) нелегальная газета большевиков Риги, выходила с 16 (29) дек. 1905 по 21 марта (3 апр.) 1907. Издано 28 номеров. Тираж до 5 тыс. экз. 2) Нелегальная газета, выходившая в Киеве с 15 марта по сент. 1906. Орган Киевской воен. орг-ций РСДРП. Вышло 8 номеров. Тираж 2 тыс. экз. 3) Ежедневная газета , издававшаяся в Петрограде с 15 (28) мая по 26 дек. 1917 (8 янв. 1918). Орган Петрогр. совета солдатских и рабочих депутатов, затем орган ВЦИК Совета солдатских и рабочих депутатов 1-го созыва. Издание соглашательского направления. Активную роль в нём играли меньшевики-оборонцы и правые эсеры. С 27 окт. (9 нояб.) 1917 газета выходила под назв. "Солдатский голос", затем не раз переименовывалась. Выпущено 150 номеров.



"ГОЛОС СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТА" ("La voix du social-democrate"), журнал, центральный заграничный орган меньшевиков, издававшийся в Женеве, затем в Париже с февр. 1908 по дек. 1911. Выходил ежемесячно, затем нерегулярно. Издано 26 номеров. С июня 1911 по июль 1912 выпущено 6 номеров непериодич. "Листка Г. с.-д.". Ред.- П. Б. Аксельрод, Ф. И. Дан, Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, Г. В. Плеханов, к-рый в дек. 1908 фактически порвал с журналом, а 13 мая 1909 официально вышел из ред. в знак несогласия с её позицией. С первого номера "Г. с.-д." защищал позиции ликвидаторов, оправдывая их антипартийную линию: отказ от самостоятельной политики пролетариата и его союз с либеральной буржуазией, ликвидацию нелегальной партии и т. д. Резкой критике подвергся "Г. с.-д." со стороны большевиков во главе с В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 202-10, 236-38; т. 20, с. 286, 289; т. 21, с. 447).

ГОЛОСА ЖИВОТНЫХ, звуки, издаваемые животными и используемые как средство внутривидового, реже межвидового, общения или в целях эхолокации. Характерны для мн. насекомых, рыб, бесхвостых земноводных, нек-рых пресмыкающихся (гекконы, хамелеоны, крокодилы) и почти для всех видов птиц и млекопитающих. К Г. ж. в широком понимании относят любые звуковые реакции животных, издаваемые не только голосовым аппаратом, но и плавательным пузырём, плавниками (рыбы), перьями хвоста (бекасы), крыльями (воротничковый рябчик и др.), клювом (дятлы, аисты), особыми аппаратами на ногах и крыльях (прямокрылые насекомые) или брюшном отделе (цикады). У насекомых и земноводных звуковые реакции - это в основном видоопознавательные сигналы в период размножения. У рыб они могут, кроме того, означать угрозу и тревогу. Наиболее разнообразны звуки, издаваемые птицами и обезьянами. Так, у певчих птиц, помимо пения (см. Пение птиц), различают более 20 звуковых реакций, выражающих страх, угрозу, состояние голода, тревоги, сигнализирующих птенцам об опасности и т. п. Всё разнообразие звуков, издаваемых животными, до сих пор не изучено. Примером Г. ж. межвидового значения могут служить крики птиц ме-доуказчиков, привлекающие внимание медоеда. Эхолокационное значение имеют ультразвуки, свойственные летучим мышам и дельфинам, и звуки, лежащие в слышимой человеком части спектра, производимые нек-рыми птицами (гуахарр, стрижи-саланганы), гнездящимися в тёмных пещерах.

О голосе человека см. Голос.

А. С. Мальчевский.



"ГОЛОСА ИЗ РОССИИ", сборники статей гл. обр. на обществ.-политич. темы, изд. А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в Лондоне в 1856-60. Выпущено 9 книжек. Появление "Г. из Р." связано с подъёмом обществ. движения в России после Крымской войны 1853-56. В сборниках ставились вопросы о ликвидации крепостного права, свободе личности, ослаблении цензуры, разоблачались казнокрадство, взяточничество, произвол чиновничества и офицерства.



ГОЛОСЕМЕННЫЕ, голосемянные (Gymnospermae, или Pinophyta), наиболее древняя группа (отдел) семенных растений, занимающая промежуточное положение между папоротниками и покрытосеменными (цветковыми) растениями. От папоротников Г. отличаются наличием семезачатков (семяпочек), от покрытосеменных - отсутствием плодолистиков (пыльца у Г. попадает непосредственно на микропиле семезачатка).

Г., в т. ч. все совр. виды, имеют стробилы - укороченные и ограниченные в росте репродуктивные побеги, несущие спорофиллы. Стробилов не было только у древнейшего класса лигиноптеридовых, или "семенных папоротников". Все Г.- деревья или кустарники, нередко достигающие огромных размеров, как нек-рые хвойные. Одни Г. сильно разветвлены и несут много небольших или мелких, часто чешуевидных листьев (кордаитовые, гинкговые и хвойные), другие не ветвятся или ветвятся очень слабо и имеют относительно крупные, б. ч. перистые, листья (лигиноптеридовые, беннеттитовые, цикадовые и вельвичия). Листья Г. сильно различаются не только по числу и размерам, но и по анатомич. строению. У большинства Г. водопроводящие элементы ксилемы представлены исключительно трахеидами (лестничными или чаще точечными); лишь у вельвичии, гнетума и эфедры имеются сосуды. Устьица также отличаются разнообразием, что часто позволяет определять род даже по небольшому фрагменту листа.

Как и др. семенные растения, все Г.- разноспоровые; микроспорофиллы и мегаспорофиллы сильно различаются по форме, размерам и строению (в одних случаях они крупные и перистые, в других - мелкие и цельные). У хвойных мегаспорофиллы в результате редукции и срастания практически не различимы в слитной структуре т. н. семенной чешуи. У наиболее древних и примитивных семенных папоротников стробилы не образовывались, микроспорофиллы и мегаспорофиллы сидели свободно на обычных длинных побегах. У остальных Г. спорофиллы собраны в б. или м. компактные стробилы. У части беннеттитовых стробилы были обоеполые; у большинства Г. они однополые (раздельнополые), т. е. состоят или только из микроспорофиллов (мужские стробилы), или же только из мегаспорофиллов (женские стробилы) различного строения.

Г. известны с верхнего девона; в каменноугольном и пермском периодах уже встречаются представители большинства порядков Г., достигающих своего расцвета в мезозойскую эру. Ныне сохранилось только ок. 600 видов Г.; большинство из них относится к хвойным, ок. 100 видов саговников, ок. 45 видов рода эфедра и ок. 40 - гнетум.

Лит.: Голенкин М. И., Курс высших растений. М.- Л., 1937; Тахтадж я н А. Л., Высшие растения, т. 1, М.- Л., 1956; Криштофович А. Н., Палеоботаника, 4 изд., Л., 1957; Основы палеонтологии, т. 15 - Голосеменные и покрытосеменные, М., 1963; Козо-Полянский Б. М., Курс систематики высших растений, Воронеж, 1965; Chamberlain Ch. J., Gymnospermus, structure and evolution, Chi., 1935; Engler A., Syllabus der Pflanzenfamilien,12 Aufl., Bd 1, В., 1954. А. Л. Тахтаджян.



ГОЛОСНИКИ в архитектуре, маленькие камеры или сосуды (обычно керамические), заложенные в стены и своды здания и обращённые своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы акустические); иногда применяются и как пустотелые конструктивные элементы, облегчающие вес свода.



ГОЛОСОВ Илья Александрович [19(31).7.1883, Москва,-29.1.1945, там же], советский архитектор.Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1907-12), в петерб. АХ (1912-15). В поисках новых архит. форм, проникнутых пафосом революц. эпохи, Г. от упрощённой классики (1918-19) пришёл к подчёркнуто-динамичным решениям, используя сдвинутые геом. объёмы (конкурсные проекты - Дворца труда, 1923, отделения газ. "Ленинградская правда", 1924,- в Москве). Г. был членом ОСА, разрабатывал новые типы жилых и общественных зданий (Дома Советов, рабочие клубы, дома-коммуны) и создал ряд выразит. по композициям проектов в духе конструктивизма - Дом Советов в Алма-Ате (1927, не осуществлён), клуб им. Зуева в Москве (1928) и др. В 30-х гг. вновь обратился к формам классики. Преподавал (1919-45) в Свободных художественных мастерских, в московском Вхутемасе-Вхутеине, в Московском архитектурном институте.

С. О.Хан-Магомедов.



ГОЛОСОВ Пантелеймон Александрович [13(25).7.1882, Москва,-8.6.1945, там же], советский архитектор. Брат И. А. Голосова. Учился в Строгановском художественно-пром. училище в Москве (1898-1906) и Моск. училище живописи, ваяния и зодчества (1906-11). Участвовал в составлении плана "Новая Москва" (1918-23), в проектировании Всероссийской с.-х. и кустарно-пром. выставки 1923. Успешно выступал в ряде архит. конкурсов, сыгравших большую роль в определении направленности сов. архитектуры и разработке новых типов зданий. Г. был членом ОСА, построил ряд крупных обществ. зданий в духе функционализма (комбинат газ. "Правда", 1929-35), разработал экономичный тип жилого дома (жилые дома в Иванове, 1924-25), занимался проблемами города-сада (проект пос. Грознефть, 1920-е гг.). Автор планировки и застройки совхоза "Зерноград" в Ростовской обл. (1929-30). Преподавал (1919-45) в Свободных художественных мастерских, в московском Вхутемасе-Вхутеине; в Московском архитектурном институте.

Лит.: Левина А., Архитектор Пантелеймон Голосов, "Архитектура СССР", 1968, № 11, с. 52-57. А. А. Стригалёв.

ГОЛОСОВЕДЕНИЕ, ведение (движение, развитие) голосов в многоголосном муз. произведении. Существует три осн. типа Г.- полифоническое (см. Полифония), гармоническое (см. Гармония) и гетерофонно-подголосочное (см. Гетерофония). Для полифонич. Г. характерны мелодич. самостоятельность и равноправие всех голосов. В гармонич. Г. выделяется один ведущий голос, обычно верхний, прочие голоса подчинены ему и служат сопровождением, способствуя наиболее рельефному выделению ведущего голоса и давая ему определённое гармонич. истолкование (см. Гармонизация). В гетерофонно-подголосочном Г. одновременно звучащие голоса являются мелодич. вариантами. В более узком плане различают Г. прямое (движение голосов в одном направлении - вверх или вниз), противоположное (движение одного голоса вверх, другого- вниз) и косвенное (одни голоса движутся, а другие выдерживаются на неизменной высоте). Разновидность прямого движения - параллельное Г. (прямое движение голосов на тот же интервал). Термин "Г." применяется также в вокальной педагогике (ведение певческого голоса).

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ, у дышащих лёгкими позвоночных животных и у человека аппарат, образующий звук путём колебания эластич. голосовых связок (или голосовых перепонок). В звукообразовании принимают участие воздушные пути и полости (лёгкие, бронхи, трахея); система резонаторов усиливает звук. У квакающих бесхвостых земноводных по внутр. краям черпаловидных хрящей расположены окаймляющие голосовую щель толстые складки слизистой оболочки - голосовые губы, в нижних половинах к-рых заключены голосовые связки. Среди пресмыкающихся, большей частью неспособных издавать громкие звуки, настоящие голосовые связки имеют лишь гекконы и хамелеоны, у крокодилов они представлены мощными складками слизистой оболочки. Мн. млекопитающие имеют истинные и ложные голосовые связки. Истинные натянуты между спинной (у человека - задней) поверхностью щитовидного хряща и голосовыми отростками черпаловидных хрящей; ложные располагаются над истинными и отделены от них углублениями морганиевых желудочков (рис. 1). Ряд млекопитающих голосовых связок не имеет (напр., китообразные): у нек-рых обезьян они слабо развиты. У птиц, в отличие от др. позвоночных, Г. а. возникает в т. н. нижней гортани, к-рая формируется обычно как из видоизменённых ниж. колец трахеи, образующих т. н. барабан, так и из начальных колец бронхов (рис. 2). На внутр. поверхности голосовых перепонок, обращённых в просвет бронха, находятся утолщения эластич. ткани - наружные голосовые губы. В месте разделения трахеи на бронхи в её просвет вдаётся особый вырост - козелок, по краю к-рого, особенно у певчих птиц, развивается полулунная складка слизистой оболочки. К основанию козелка примыкают внутренние голосовые губы, расположенные против наружных. Наружные и внутр. губы ограничивают парные голосовые щели, через к-рые бронхи сообщаются с трахеей.

Рис. 1. Гортань человека (продольный разрез): 1-надгортанник; 2-преддверие гортани; 3-гортань; 4-трахея; 5 - кольца трахеи; б-перстневидный хрящ; 7 -щитовидный хрящ; 8-истинные голосовые связки; 9-моргани-ев желудочек; 10 - ложные голосовые связки; 11 -корень языка.
[0702-29.jpg]




Механика звукообразования у всех имеющих Г. а. позвоночных б. или м. одинакова. Во время дыхания воздух из дыхательных путей под действием выдыхательной мускулатуры, создающей в них повышенное давление, плавно и непрерывно проходит через широко открытую голосовую щель. При звукообразовании голосовая щель замкнута и голосовые связки напряжены. Щель открывается под давлением воздуха лишь на короткое время. Через неё из дыхательных путей выходит лишь часть воздуха. После этого голосовые связки снова смыкаются и начинают колебаться. Т. о., при звукообразовании течение воздуха, проходящего через голосовую щель, периодически прерывается и сам он находится в колебательном движении. Высота звука зависит от частоты колебаний воздуха и обусловлена