БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

го-план, схема размещения грузов, перевозимых в грузовых помещениях и на верхней палубе судна. Г. п. служит руководством при погрузке и разгрузке и преследует цель обеспечить полное использование грузовместимости и грузоподъёмности судна, сохранность грузов при перевозке, удобную и быструю их погрузку и выгрузку, а также достаточную остойчивость судна, его допустимую осадку, общую и местную прочность корпуса. На Г. п. указывается наименование грузов, число мест отд. партий, их объём, положение центра тяжести и порт назначения.

ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, перемещение грузов различными средствами транспорта - универсальными и специальными. (Перемещение земляных масс при производстве строительных работ с помощью бульдозеров и других строительных машин к Г. п. не относится.) Различают: а) внутрипроизводственные Г. п., технологически связанные с производством той или иной продукции в пределах отд. предприятия; б) народнохозяйственные - перевозки продукции в сфере обращения от производителей к потребителям либо непосредственно (транзитные поставки), либо через склады долгосрочного хранения и торг. сеть (повторные перевозки). Объём Г. п. (измеряемый в тоннах) обусловлен объёмом произ-ва продукции и импорта и коэфф. повторности перевозок, т. е. тем, сколько раз одна и та же тонна продукции перевозится от предприятия-производителя до пунктов потребления (производственного или личного). Коэфф. повторности зависит от действующей системы снабжения и сбыта продукции, величины транзитных норм поставки, ёмкости и размещения складов, степени развитости т. н. смешанных перевозок, осуществляемых двумя или неск. видами транспорта (при таких перевозках одна и та же продукция учитывается отдельно каждым видом транспорта, т. е. имеет место повторный учёт), и от др. факторов. Как правило, в социалистич. странах коэфф. повторности перевозок меньше, чем в капиталистических, вследствие преимуществ плановой системы снабжения предприятий и сбыта их продукции.

В 1967 все виды транспорта всех стран мира перевезли ок. 85 млрд. т на среднее расстояние 258 км. При общей массе всей мировой продукции пром-сти и с. х-ва, равной ок. 26 млрд. т, каждая тонна продукции перевозилась в среднем 3,3 раза. В СССР в 1970 транспорт перевёз почти 18 млрд. т.

Объём Г. п. во всём мире возрос за последние 50 лет почти в 15 раз, а в СССР за период 1913-70 более чем в 80 раз. В 1970 наибольшая масса (по тоннажу) Г. п. производилась автомоб. транспортом - 4/5 (на короткие расстояния) и 1/5 др. видами транспорта вместе взятыми (на дальние расстояния). Е. Д. Хануков.

ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ, показатели, характеризующие объём перевозок грузов по участкам и направлениям трансп. сети, а также между корреспондирующими предприятиями, пунктами или р-нами. Г. п. изображаются либо графически или схематически, либо в виде т. н. косых таблиц, в к-рых указываются и корреспондирующие пункты и объём перевозок между ними. Г. п., как правило, неравномерны по отд. участкам сети и по направлениям "туда" и "обратно". В СССР наиболее мощные Г. п. складываются на линиях, связывающих осн. р-ны горно-доб., металлургич. и лесозаготовит. пром-сти с крупными центрами обрабат. пром-сти (напр., Донбасс с Центром, Кузбасс с Уралом и т. д.). Направление преобладающего грузопотока (напр., из Донбасса в Центр) наз. грузовым, а обратное - порожним. В СССР по сети жел. дорог в обратных направлениях перевозится примерно 3/5 массы грузов, перевозимых в грузовых направлениях. Неравенство Г. п. по направлениям "туда" и "обратно" вызывает порожние пробеги подвижного состава и непроизводительные пробеги локомотивов, судов, автомобилей, увеличение себестоимости перевозок и капиталовложений. Для смягчения неравномерности Г. п. осуществляются меры стимулирования загрузки порожних направлений, включая применение пониженных тарифов.

Мощность Г. п. измеряется показателем густоты перевозок (или грузонапряжённости). Она зависит от объёма произ-ва продукции, связанного с ним грузооборота и протяжённости сети. На жел. дорогах СССР средняя густота перевозок составляет 18,5 млн. т*км/км; она втрое выше средней густоты всей мировой сети жел. дорог и в 5 раз больше, чем в США. Высокой грузонапряжённости обычно сопутствуют более высокая степень использования производств. фондов транспорта, низкая себестоимость перевозок. Вместе с тем усложняется задача обеспечения бесперебойной работы транспорта и его содержание. Поэтому при чрезмерно высокой грузонапряжённости отд. направлений сети строят параллельные разгружающие линии. Е. Д. Хануков.

ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, вспомогательные устройства грузоподъёмных машин, с помощью к-рых захватывают груз, удерживают его при различных перемещениях и осуществляют разгрузку. Для непосредств. захвата груза используют крюки, к-рые при необходимости дополняются др. приспособлениями. Г. п. должны быть удобными и безопасными в работе, обеспечивать сохранность груза, иметь минимальную

Грузозахватные приспособления; а, 6, в, г -простейшие грузозахватные приспособления (способы вязки канатов с коушами); д - быстродействующий клещевой захват; е- эксцентриковый захват; ж - бадья; з - кюбель; и - грейфер; к - электромагнит.
[0721-4.jpg]

собственную массу, быстро захватывать и освобождать груз. Выбор Г. п. определяется свойствами, размерами,формой и массой перемещаемых грузов, а также характером производств. процесса. По виду перемещаемых грузов различают Г. п. для штучных грузов, для сыпучих и для жидких, а по роду привода в действие - ручные и автоматические, т. н. автостропы.

Наиболее просты по устройству т. н. чалочные Г. п., или стропы, для штучных грузов, представляющие собой отрезки канатов или сварных цепей, концы к-рых сращивают или снабжают коушами (спец. металлич. кольцо), крючьями или скобами (рис., а-г). Получили распространение быстродействующие клещевые (рис., д) и эксцентриковые (рис., е) захваты для ящиков, бочек, мешков, листового проката и пр. Захват и перемещение сыпучих грузов производят бадьями, кюбелями, грейферами (рис., ж, з, и), а жидких - при помощи бадей, ковшей и др. ёмкостей.

Автостропы позволяют освободить большое число рабочих-стропальщиков, обеспечивают более высокую степень безопасности работ и снижают их трудоёмкость. Нашли применение автостропы для железобетонных конструкций, контейнеров, грузов, сформированных в пакеты (см. Пакетоформирующая машина) и др. Для автоматич. захвата изделий из чёрных металлов широко используют грузовые электромагниты (рис., к). Дли-номерные грузы поднимают неск. электромагнитами, подвешенными к общей траверсе. Для подъёма грузов с ровными плоскими поверхностями (листы, строит. блоки, коробки) используют вакуумные Г. п., снабжённые захватами, головками или гибкими присосками. Принцип действия таких Г. п. основан на использовании разности атм. и внутр. давлений.

Совершенствование совр. Г. п. идёт как по линии разработки новых конструкций автоматич. захватов, так и по линии создания специализированных захватов для определённых грузов, напр. для рулонов листовой стали, пакетов листового материала, контейнеров, брёвен и т. п.

А. А. Пархоменко.



ГРУЗОНАПРЯЖЁННОСТЬ ж.-д. линии, показатель интенсивности использования ж.-д. сети; величина Г. (или густоты перевозок) измеряется количеством т*км, приходящихся на 1 км эксплуа-тац. длины жел. дорог (эксплуатац. длина жел. дорог СССР не включает протяжения вторых и третьих главных, а также станционных путей). Мощность грузопотока может быть измерена также количеством тонн груза, провезённых через определённое сечение (пункт) ж.-д. сети за определённый период времени. Средняя Г. сети жел. дорог СССР за послевоен. годы возросла более чем в 4 раза: с 4,3 млн. т* км/км в 1940 до 18,5 млн. т*км/км в 1970; на отд. направлениях ж.-д. сети средняя Г. колеблется от 1 до 70 млн. т*км/км и более. Средняя Г. ж.-д. сети США составляла 3,5 млн. т*км/км в 1968; в ФРГ - 2,0 и Франции - 1,7 млн. т*км/км, т. е. в 5-10 раз ниже, чем в СССР. Показатель Г. применяется также и к др. наземным, а также водным путям сообщения. Е. С. Сергеев.

ГРУЗООБОРОТ, основной условно натуральный экономич. показатель продукции транспорта как особой отрасли материального произ-ва. Представляет собой произведение количества перевезённого груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Измеряется т*км нетто (на морском транспорте - тонно-милями, где миля = = 1,852 км), т.е. без веса подвижного состава, в к-ром груз перемещается. Следовательно, Г. транспорта зависит от массы перевозимого груза и дальности перевозки. Масса груза, в свою очередь, обусловлена объёмом и структурой произ-ва раз-

Табл. 1. -Грузооборот всех видов мирового транспорта по общественным системам и регионам в 1967





Автомобильный

Морской

Трубопроводный

Воздушный

Всего
Железно-дорож-ный

всего

в междугородных и пригородных сообщениях

всего по работе флота

международные сообщения

каботаж

Внут-ренний

ВОДНЫй

нефтяные трубопроводы

газопроводы

всего

в т. ч. внутренние сообщения

все виды сообщения

внутренние сообщения
млрд., т*км*
Мир в целом

4529

1710

1270

13459

12613

846

749

1023

457

14,8

8,1

21942

9322
Социалистические страны

2715

240

95

803

735

68

187

193

87

1 ,8

1 ,6

4227

3492
в т. ч. СССР

2215

170

51

527

475

52

144

183

81

1 ,1

1,5

3322

2847
Развитые капиталистические страны

1580

1287

1043

9077

8393

684

531

600

355

12,1

6,3

13442

5043
из них США

1082

732

567

690

210

480

389

511

295

9,5

6 , 0

3709

3495
Развивающиеся страны

234

183

132

3579

3483

94

31

230

15

0,9

0 ,2

4273

787
в процентах
Мир в целом

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0
Социалистические страны

59,9

14,0

7,5

6,0

5,9

8,0

25,0

18,9

19,0

12,2

19,9

19,3

37,5
в т. ч. СССР

49,0

10,0

4,0

3,9

3,8

6,1

19,3

17,9

17,7

12,0

18,5

15,2

30,5
Развитые капиталистические страны

34,9

75,3

82,1

67,4

66,6

80,9

71,0

58,6

77,7

81,7

77,8

61,3

54,1
из них США

23,9

42,8

44,6

5,1

1,7

56,7

51,9

50,0

64,6

66,6

74,1

17,0

37,5
Развивающиеся страны

5,2

10,7

10,4

26,6

27,5

11,1

4,0

22,5

3,3

6,1

0,3

19,4

8,4

*Ок. 70% всего грузооборота развивающихся стран составляют морские перевозки флота Либерии, формально являющегося самым крупным в мире, а также Панамы и нек-рых др. стран. Фактически этим флотом владеют крупные монополии США и ряда стран Зап. Европы. Суда этих монополий лишь фиктивно приписаны к портам малых стран с целью уклониться от уплаты больших налогов. Именно этой причиной объясняется сравнительно малый грузооборот морского флота США несмотря на большие размеры флота. По ориентировочным расчётам, действующая мировая статистика примерно втрое преувеличивает долю развивающихся стран в мировом грузообороте (с 6 до 19%) и соответственно преуменьшает долю развитых капиталистич. стран. личной продукции, а также зависит от коэфф. перевозимости или коэфф. повтор-ности перевозок (см. Грузовые перевозки). На дальность перевозки грузов влияют: размер территории и размещение природных богатств, предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и р-нам потребления продукции, степень развитости самой трансп. сети (наличие кратчайших или только кружных линий) и т. д. В свою очередь, на дальность перевозок (и на связанные с нею размеры Г.) оказывают воздействие: обществ. способ произ-ва материальных благ, особенности процесса обращения продукции и товаров (стихийного - в капита-листич. странах, планомерного - в СССР и в др. странах социализма).

Стихийность капиталистич. обращения товаров вызывает огромное количество встречных, излишне дальних, излишне повторных и др. нерациональных перевозок и, соответственно, искусственно увеличенный излишний Г. Этому способствуют неравномерность размещения производит. сил в капиталистич. мире, отрыв большой части обрабат. пром-сти от источников сырья и рынков сбыта продукции. Известно, что небольшое число индустриально развитых roc-в (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Италия, Бельгия и др.) сосредоточили в своих руках почти всю обрабат. пром-сть капиталистич. мира, нередко получая нужное сырьё издалека. В то же время бывшие колониальные и экономически отсталые страны завозят из индустриально развитых гос-в (подчас за тысячи километров) продукцию обрабат. пром-сти, хотя мн. виды этой продукции могли бы производить у себя. Увеличению Г. способствует и узкая специализация экономически отсталых стран на произ-ве одного или неск. видов продукции, напр. Бразилии на произ-ве кофе, Венесуэлы- нефти, Чили - медной руды и селитры, Цейлона - чая и т. д. Этим объясняется быстрый рост грузопотоков в межконтинентальных сообщениях, осуществляемых в основном мор. транспортом (удельный его вес в общем Г. мирового транспорта - св. 2/3). Социалистич. плановое х-во, в отличие от капиталистического, располагает большими возможностями для все