БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ежды используются гл. обр. во время праздников, в самодеятельности и т. п. Исследования сов. груз. учёных, произведения деятелей лит-ры и иск-ва, нар. умельцев, развивающих традиц. промыслы (обработка меди и железа, драгоценных металлов, оружейное мастерство, гончарство, обработка льна и др.), нар. песенное искусство Г. пользуются широкой известностью. (О хозяйстве, занятиях и культуре Г. см. в ст. Грузинская ССР.)

Лит.: Народы Кавказа, т. 2, М.. 1962 (библ.); Чартолани М. И., Хозяйственный быт и материальная культура грузинского народа, Тб., 1964 (на груз. яз., резюме на рус. яз.).





ГРУЗИЯ, см. Грузинская Советская Социалистическая Республика.

"ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ", киностудия в Груз. ССР. Находится в Тбилиси. В 1921 при Наркомпросе Груз. ССР организована киносекция, в 1923 на её базе создан кинематографич. трест "Госкинопром" Грузии с постоянным киноателье. В 1938 переименован в Тбилисскую киностудию, к-рая с 1953 носит настоящее название. (В 1958 от "Г.-ф." отделилась Груз, студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.) С 1930 выпускает также мультипликац. фильмы. "Г.-ф." награждена орденом Ленина (1944). См. Грузинская ССР, раздел Кино.

ГРУЗОВАЯ МАРКА, знак предельной осадки, наносимый на обоих бортах мор. судна в середине его длины. Г. м. изображают в виде круга, пересечённого по центру горизонтальной линией, к-рая показывает наибольшую допустимую осадку судна в мор. воде (в летнее время в зоне умеренного климата), и ряда горизонтальных линий, показывающих предельное погружение его в море или реке в зависимости от времени года и р-на плавания (рис.). Над Г. м. наносят палубную линию. Положение Г. м. по высоте определяется величиной минимального надводного борта, регламентируемой Междунар. конвенцией о Г. м. (1966) либо национальными правилами,в зависимости от назначения, размеров и конструктивных особенностей судна, и удостоверяется свидетельством о Г. м., выдаваемым классификационным обществом. Для уменьшения регистровой вместимости при перевозке грузов с большим удельным погрузочным объёмом мор. грузовые суда могут иметь ниже второй палубы тоннажную марку - равносторонний треугольник, вершиной касающийся горизонтальной линии с уступом, к-рая показывает наибольшую осадку судна в мор. и пресной воде. Л. Г. Соколов.
[0721-2.jpg]

Грузовая и тоннажная марки двухпалубного морского судна длиной не более 100 м с механическим двигателем: I - грузовая марка; II - тоннажная марка; надводный борт: а - по летнюю грузовую марку; б - по тоннажную марку; марки для пресной воды: П и ТП - в умеренной и тропической зонах; марки для морской воды: Т - тропическая, Л и 3 - летняя и зимняя в умеренной зоне; ЗСА - зимняя в Северной Атлантике.






ГРУЗОВАЯ СТРЕЛА, судовое грузоподъёмное средство. Представляет собой балку-укосину, шарнирно закреплённую нижним концом на мачте или колонне, а верхним концом подвешенную на тросе так, что она может поворачиваться вокруг вертикальной оси и изменять наклон к горизонту (рис.). Груз поднимают и опускают лебёдкой. Грузоподъёмность Г. с. обычно не превышает 10 т., тяжеловесных - до 300 т. См. также Такелаж.


[0721-3.jpg]

Грузовая стрела: 1 - стрела; 2 - топенант; 3 - мачта; 4 - грузовой блок; 5 - грузовой шкентель; 6 - гак; 7- оттяжки; 8 - грузовая лебёдка.



ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта), объём его грузовых помещений. Г. - одна из основных эксплуатационных характеристик транспортного средства. Отношение занятого грузом объёма к Г. наз. коэфф. использования Г.

У судов различают Г.: зерновую (для сыпучих грузов) и киповую (для штучных грузов). Киповая Г., исключающая объёмы грузовых помещений, к-рые не могут быть использованы для укладки грузов, меньше зерновой Г. на 6-10%.

Важное значение имеет удельная Г. (объём грузовых помещений, приходящийся на единицу грузоподъёмности). Удельная Г. современных крытых ж.-д. вагонов составляет 1,94-2,0 м3/т, полувагонов-1,08-1,16 и цистерн - 1,02- 1,14 м3/т, автомобилей-самосвалов-0,6- 0,7 м3/т.

Мор. и речные суда в зависимости от назначения имеют различную удельную Г. Напр., рудовозы 0,5-1,0; суда для навалочных грузов и танкеры 1,2-1,4; суда для генеральных грузов 1,4-2,2. Удельная Г. самолёта Ан-22-7,0- 7,5 м3/т.

Для трансп. средств открытого типа (ж.-д. платформы, автомобили с бортовой платформой) удельную Г. выражают отношением площади грузовых помещений к грузоподъёмности. Этот показатель для ж.-д. платформ составляет 0,58-0,94 м2/т, а для автомобилей общего назначения 1,2-6,0 м2/m. E. С.Сергеев.



ГРУЗОВОЕ СУДНО, судно, предназ-нач. для перевозки различных грузов; см. Судно.



ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО судна, совокупность приспособлений и механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов. Обычно суда оборудуют Г. у. периодического действия - грузовыми стрелами и кранами, иногда лифтами. Благодаря простоте в эксплуатации на судах распространены Г. у. со стрелами; совр. суда чаще оборудуют кранами с электро- и гидроприводом. Грузоподъёмность стационарных судовых кранов обычно 5-8 т, иногда 15 т и более, а передвижных - до 30 т; последние устанавливают на контейнеро-возах, лесовозах-пакетовозах, навалочниках и др. Лифты имеют грузоподъёмность 1-5 т; используются для перемещения людей и небольших грузов на пассажирских, промысловых и др. судах. Г. у. непрерывного действия (ленточные транспортёры, ковшовые элеваторы, пневматич. перегружатели и др.) применяют в основном на саморазгружающихся судах - рудовозах, углевозах, цементовозах. Производительность транспортёрных Г. у. достигает 4000 т/ч.

Э. Г. Логвинович.



ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединит.устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.

По грузоподъёмности Г. а делят на след. классы: особо малой грузоподъёмности - до 1 т; малой грузоподъ-ёмности -1-2 т; средней грузоподъёмности -2-5 га (рис., 1); большой грузоподъёмности - св. 5 т; особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль, рис., 2) - свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать 11 м и 12 м - автомобиля с кол-вом осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина - 2,5 м, а высота -3,8 м. Повышение грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис., 3). В СССР для Г. а. и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмно-стей: 0,5; 1; 1,5; З; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.

По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные - с кузовами спец. назначения (самосвалы, фургоны, рефрижераторы и т. п.). Г. а. и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или неск. однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-раз-грузочных работ нек-рые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.

Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Г. а. - "кабина за двигателем" и "кабина над двигателем". Последняя получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в неск. модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность далее при перевозке легковесных грузов.

Г. а. особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей или на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механич. трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей, тормоза с гид-равлич. или гидропневматич. приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механич., гидромеханич. и электромеханич. трансмиссии, тормоза с пневматич. или пневмогидравлич. приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлич. усилителями.

Основные параметры некоторых совр. Г. а. даны в таблице.В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским ("Урал"), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).

К осн. моделям Г. а., выпускаемых отечеств. заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1 т), ГАЗ-5ЗА (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), "Урал-377" (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое кол-во модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).




Параметры грузовых автомобилей



Параметры

Грузоподъёмность автомобиля , т.



до 1,0

1,5

3

5

8

12



Минимальная площадь платформы,

мм





3000X1900

3800X2200

4500X2200

5200X2200

7000X2200



Погрузочная высота не более, мм

900

1150

1200

1200

1400

1400



Минимальный дорожный просвет, мм

175

200

240

260

270

270



Интенсивность разгона до скорости 50 км/ч, сек

15

15

15

25

25

35



Макс, скорость, км/ч

110

100

90

90

85

75



Коэфф. собственного веса

1,25

1,15

0,8

0,7

0,65

0,65



Размеры шины, дюймы (профиль шины- диаметр обода)

6.00-13

8,40-15

7,00-18

7,50-20

8,25-20

11,00-20




Развитие конструкции Г. а. идёт по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г. а. малой и средней грузоподъёмности осн. внимание уделяется улучшению манёвренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой грузоподъёмности наблюдается стремление к макс. повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются попытки применить газовую турбину. Использование атомной энергии (атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиол. защиты.

Нек-рое распространение начинают получать автоматич. трансмиссии и дизель-электрич. передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость возд. бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости работ по тех-нич. обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.

Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 196з; Автомобилестроение СССР, М-, 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н., Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969; Chagette }., Technique automobile, 3 ed., P., 1953.

Л. Л. Афанасьев.



ГРУЗОВОЙ ДВОР, часть территории ж.-д. станции, имеющая комплекс сооружений и устройств, предназначенных для приёма, погрузки, выгрузки, сортировки грузов и их краткосрочного хранения. В зависимости от объёма и структуры грузопотока Г. д. может быть общего типа и специализированный по роду груза. В комплекс сооружений механизированного Г. д. входят закрытые склады ангарного типа с внутр. вводом ж.-д. путей, открытые механизированные цехи перегрузки контейнеров и др. грузов, эстакады и повышенные пути для перегрузки перевозимых навалом грузов. Г. д. имеет устройства для определения веса груза, проверки габарита погрузки, средства связи, водопровод, осветительную сеть и противопожарные средства. На крупных станциях оптимальная расстановка вагонов по местам разгрузки и загрузки, а также автомобилей для централизованного завоза и вывоза грузов производится с помощью ЭВМ. На территории Г. д. размещаются товарная контора, информац. бюро, контора грузового двора, служебные помещения, ремонтные мастерские, гаражи, а также козловые, мостовые и стреловые краны, электро- и автопогрузчики и др. средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.

Лит.: Потапов В. П., Маталасов С. Ф.,

Грузовая н коммерческая работа железных дорог, М-, 1967. Е.С. фурман.



ГРУЗОВОЙ ПЛАН, кар