БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

шавела (I960) и М. И. Туманишвили - "Антигона" Ануя (1968), "Пока арба не перевернулась" Иоселиани (1969). Спектакли театра характеризуются поэтичностью, глубоко аналитич. осмыслением драматич. произв., многообразием сценич. решений. В театре сложился ансамбль талантливых деятелей сценич. иск-ва, обладающих яркой индивидуальностью.

В разнос время здесь работали: А. А. Ва-садзе, С. А. Закариадзе, А. А. Хорава, Г. М. Давиташвили, Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, И. И. Гамрекели и др. В 1936 театр награждён орденом Ленина. В 1921 ему присвоено имя поэта-гуманиста Шота Руставели, в 1966 - звание академического.

В труппе театра (1971): нар. арт. Груз. ССР Г. В. Гегечкори, Б. А. Закариадзе, С. А. Канчели, Э. Г. Магалаш-вили, Э. А. Манджгаладзе, Г. И. Са-гарадзе, Т. А. Тархнишвили, М. В. Чахава и др. Гл. режиссёр - нар. арт. Груз. ССР М. И. Туманишвили.

Лит.:Абхаидзе Ш. Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им. Ш. Руставели. Краткий очерк, Тб., 1953; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1959.



ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР им. И. Чавчавадзе, драматический театр в Батуми. С 1912 в Батуми выступали сезонные проф. труппы. В 1937 труппу батум-ского театра составили выпускники аджарской студии Грузинского театра им. Ш. Руставели (Тбилиси). Среди спектаклей: "Хозяйка гостиницы" Гольдони, "Алькасар" Мдивани (оба в 1937), "Киквидзе" Дарасели, "Багратион" Шер-вашидзе (оба в 1942), "Изгнанник" Ва-жа Пшавела (1945), "Царь Эдип" Софокла (1946), "Наири" Лория (1951), "Отел-ло" Шекспира (1959), "Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Г. Д. Лорд-кипанидзе (I960), "Ожидание" Халваши (1961), "Мой сын Симон" Самсония (1963), "Святые в аду" Гецадзе (1967), "Мост" Чхаидзе (1969),"Заря Колхиды" К. А. Лордкипанидзе (1970). В труппе театра (1971): нар. артисты Груз. ССР Ю. О. Кобаладзе, А. Д. Мгеладзе, Н. И. Тетрадзе, М. М. Хиникадзе и др. Гл. режиссёр - Г. Г. Кавтарадзе.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР им. Л. Месхишвили, драматический театр в Кутаиси. Проф. театральная труппа, созданная в нач. 80-х гг., восприняла реалистич. демократич. традиции груз. театрального иск-ва. Большое значение для театра имела деятельность Ладо Месхишвили (В. С. Алекси-Месхишви-ли) - актёра, руководителя труппы (в 1897-1906). На сцене театра ставились: "Ткачи" Гауптмана (1905), "Соседи" Рамишвили (1905), "Последние" Горького (1910) и др. Театр содержался на обществ, началах, а в 1921 стал государственным. Им руководили М. Ф. Корели, К. А. Марджанишвили, Д. К. Антадзе, А. А. Васадзе и др. Лучшие постановки: "Гоп-ля, мы живём!" Толлера (1928), "Уриэль Акоста" Гуц-кова (1929), "Свадьба колхозника" Ка-кабадзе (1938), "Враги" Горького (1939), "Киквидзе" Дарасели (1942), "Начальник станции" Мосашвили (1947), "Любовь Яровая" Тренёва (1955), "Изгнанник" Важа Пшавела (1958), "Вчерашние" Дадиани (1966), "Антигона" Софокла (1969). В 1940 театру присвоено имя Ладо Месхишвили. В труппе театра-(1971): нар. артисты Груз. ССР В. П.Мег-ришвили, Ш. М. Пирвели; артисты Т. Л. Гвиниашвили, М. В. Гелашвили, Т. И. Кикнадзе, Б. М. Кокеладзе, Г. Д. Кокеладзе, К. В. Колхидели, Н. Д. Пхакадзе и др.

Е. И. Шапатава-Бухникашвили.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, Тбилисский академический им. 3. П. Палиашви-л и, крупнейший муз. театр Груз. ССР.Основан в Тбилиси в 1851. С 1896 спектакли ставились в новом здании (т. н. Казённый театр); сезон был открыт пост. оперы "Иван Сусанин" Глинки. В 1851- 1880 на сцене театра выступала итал. оперная труппа, с 1880 - русская. В конце 19 - нач. 20 вв. здесь работали видные груз. и рус. певцы: И. П. Сараджи-швили, А. И. Инашвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина (основоположники груз. нац. вокальной исполнительской школы), В. М. Зарудная, Л. Г. Яковлев, Д. А. Усатов. Развитию театра способствовала деятельность М. М. Ипполитова-Иванова (дирижёр в 1884-93).

После установления Советской власти в Грузии театр становится центром нац. муз. культуры. Здесь впервые были поставлены оперы груз. композиторов: "Абесалом и Этери" (1919) и "Даиси" (1923) 3. Палиашвили, комич. опера "Кето и Котэ" Долидзе (1919), "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1919), "Коварная Тамара" М. Баланчивадзе (1926) и др. В 1936 театр осуществил пост.первого нац. груз. балета - "Мзечабу-ки" ("Сердце гор") А. Баланчивадзе.

В репертуаре театра мировая оперная и балетная классика, а также произведения сов. композиторов. Спектакли идут на груз. и рус. языках. Среди лучших постановок 50-60-х гг.: оперы - "Пиковая дама" Чайковского (1950), "Невеста Севера" Торадзе (1958), "Миндия" О. Тактакишвили (1961), "Десница великого мастера" Мшвелидзе (1961), "Семён Котко" Прокофьева (1964), "Дон Паскуале" Доницетти (1968); детские оперы-"Непрошенные гости" Букия (1950), "Красная шапочка" Гокиели (1958); балеты -"Горда" Торадзе (1949), "Отелло" Мачавариани (1957), "Демон" Цинцадзе (1961), "Золушка" Прокофьева (1966) и др.

В театре в разное время работали: певцы Д. Я. Андгуладзе, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гамрекели, Б. И. Кравейшвили, Н. Г. Кумсиашвили, Е. Т. Сохадзе, Н. А. Цомая; артисты балета И. А. Алексидзе, Т. М. Чабукиани; дирижёры Ш. И. Азмайпарашвили, О. А. Димит-риади, Е. С. Микеладзе, И. П. Палиашвили; режиссёры М. Г. Квалиашвили, А. Р. Цуцунава и др.В 1937 театр награждён орденом Ленина, тогда же ему было присвоено имя 3. П. Палиашвили. В 1969 в Кутаиси открыт филиал театра.В труппе театра (1971): певцы - нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, 3. И. Анджапаридзе, нар. арт. Груз. ССР М. П. Амиранашвили, Н. Д. Андгуладзе, Л. М. Гоциридзе, О. В. Кузнецова, Т. В. Мушкудиани и др.; артисты балета - нар. арт. Груз. ССР 3. М. Кикалейшвили, В.В. Цигнадзе; гл. дирижёр-нар. арт. Груз. ССР В. Л. Палиашвили; гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Груз. ССР Г. В. Жордания; гл. балетмейстер - нар. арт. СССР В. М. Чабукиани; худ. руководитель театра - нар. арт. Груз. ССР Д. С. Мчедлидзе.

Лит.: Шавгулидзе Г. Д., Дни и годы Тифлисского оперного театра, Тб., 1936: Хучуа П., Тбилисский театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1962.

ГРУЗИНСКИЙ ЯЗЫК, национальный язык грузин, основной язык группы картвельских языков. На Г.я. в СССР говорят ок. 3,25 млн. чел.(1970, перепись). По мнению большинства кавказоведов, Г. я. родствен абхазско-адыгейским, нахским и дагестанским языкам, составляя с нимииберийско-кавказскую семью языков. Г. я. - древнеписьменный язык. Древнейшие памятники - 5 в. н. э. Выделяются два основных периода истории Г. я.: др.-грузинский-5-11 вв. и новогрузинский, формирующийся с 12 в. в памятниках светской лит-ры. Новогрузинский яз. отличается от др.-грузинского в основном в лексике. Опорные диалекты для лит. Г. я. - картлийский с кахетинским. Расхождения между диалектами незначительны, обычно уровня говоров. Для горских диалектов Вост. Грузии (напр., тушинского, хевсур-ского) характерны архаизмы, для диалектов Зап. Грузии (напр., аджарского, гурийского) - инновации.

В совр. Г. я. - 5 простых гласных и 28 согласных фонем. Смычные и аффрикаты образуют троечные ряды (звонкий, придыхательный, абруптив); спиранты - парные (звонкий, глухой). Характерны гармонич. группы согласных. Ударение слабое динамическое. Морфология богатая. Широко используются префиксация и суффиксация. Принцип построения слова агглютинативный. Имеются элементы флективности. Именам чужда категория грамматич. рода. Различаются семантич. категории личности и вещи. Числа два. Склонение одно. Падежей шесть. Характерно отсутствие винительного и наличие эрга-тивного падежа. Склонение дополняется послелогами. Система спряжения глаголов сложная. В глаголе различаются категории лица, числа, версии, аспекта, залога, каузатива, наклонения. Глаголы разделяются на переходные - непереходные, статичные - динамичные. Глаголы спрягаются по лицам и числам как субъекта, так и объекта. Система субъект-но-объектного спряжения обусловливает сложность синтаксич. структуры простого предложения. Различаются три конструкции: номинативная, эргативная (при переходных глаголах времён прошедшего основного), дативная. Синтаксич. связь глагола с субъектом и объектом своеобразна (взаимозависимость членов синтагмы). Сложное предложение слагается из простых. Типы подчинения развиты. Порядок слов свободный. Сказуемое тяготеет к концу (в простом предложении). Определение в совр. Г. я. обычно предшествует определяемому. Лексика богата. Широко используются сочетание основ (композиты), образование производных основ (средствами суффиксации и префиксации).

Лит.: Марр Н., Основные таблицы к грамматике древнегрузинского языка, СПБ. 1908; его же, Грамматика древнелитературного грузинского языка, [М.]-Л., 1925; Руденко Б., Грамматика грузинского языка, М. -Л., 1940; Чикобава А. С., Грузинский язык, в сб.: Языки народов СССР, т. 4, М., 1967; Дзндзигури Ш. В., Грузинский язык, Тб., 1968.

2. Praktischer Teil, Z., 1958; Tschenkeli K., Marchev J., Georgisch-Deutsches Worterbuch, fasc. 1-19, Z., 1960-1970- (издание продолжается); Vogt H., Gram-" maire de la langue Georgienne, Oslo, 1971.

А, С. Чикобава.



ГРУЗИНСКОЕ ПИСЬМО, самостоятельная система письма, обслуживающая грузинский язык. Нац. традиция относит её возникновение ко времени царствования Фарнаваза (3 в. до н. э.).



[0721-1.jpg]

По новейшим исследованиям, Г. п. генетически связано с разновидностью во-сточноарамейского письма (эллинистич. периода), от к-рого происходит ряд письмен народов Востока. В дальнейшем, в результате христианизации Грузии, арамейская основа подвергалась трансформации под влиянием греч. письма (менялись направления письма, порядок букв в алфавите), вводились знаки для обозначения гласных, к-рые частично были заимствованы из греч. яз.

Древнейшими памятниками Г. п. являются надписи из Иудейской пустыни в Палестине (ок. 433 н. э.), Болниси (493), Джвари (на рубеже 6-7 вв.), палимпсесты (5-7 вв.), древнейшая датированная рукопись (864) из монастыря св. Екатерины на Синайском п-ове.

В процессе развития были выработаны 3 основные формы Г. п., сильно отличающиеся друг от друга: заглавное (мтаврули), или уставное, письмо, характеризующееся округлостью форм(поэтому носит также название мгргловани-"округлое") и одинаковым размером букв (за нек-рым исключением), было распространено до 9-10 вв.; строчное письмо (нусхури), получившее широкое распространение в текстах 9-11 вв. и последующего периода, отличающееся от уставного письма угловатостью линий и различным по высоте размером букв; светское (в противоположность двум предыдущим, называемым хуцури,- церковными), или военное (мхедрули), письмо, засвидетельствованное в 11 в. и употреблявшееся в канцеляриях, в текстах светского содержания, частной переписке, характеризуется различным размером вертикальных стволов, подобно нусхури, и округлостью форм.

Новогрузинское письмо, развившись из строчного письма, с введением книгопечатания (1709) стабилизируется и принимает окончательный вид. Совр. Г. п. основано на строгом фонологич. принципе (каждой фонеме соответствует определённая графема) и содержит 33 знака (5 для гласных и 28 для согласных). Заглавные буквы в печатных текстах, как правило, отсутствуют.

Лит.: Церетели Г. В., Армазское письмо и проблема происхождения грузинского алфавита, в сб.: Эпиграфика Востока, кн. 2 - 3, М- -Л.. 1948 - 49; его же, Древнейшие грузинские надписи из Палестины, Тбилиси, 1960.Г. В. Церетели.

ГРУЗИНЫ (самоназв. в ед. ч. - картвели), нация, осн. население Груз. ССР (66,8%, по переписи 1970). Говорят на грузинском языке. Общая числ. в СССР, по переписи 1970, - 3245 тыс. чел. За пределами СССР компактными группами живут на С.-В. Турции (в Лазистане), где издавна жили аборигенные груз. племена; в Иране - в сёлах Гиляна, Мазен-дерана и в Ферейдане (пров. Исфахан), куда они были выселены шахом Аббасом в 17 в. Г., проживающие в Турции и Иране, сохранили груз. культуру, язык и обычаи. Верующие Г. в большинстве православные (христианство в Грузии утвердилось в 1-й пол. 4 в.), часть - мусульмане (среди аджарцев, лазов). Г. - потомки племён, населявших с древнейших времён в основном ту же терр., к-рую занимает Груз. ССР. Груз. народ сложился из 3 крупных близкородств. этнич. групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из к-рых, в свою очередь, образовалась в результате длит. процесса консолидации более мелких племён. Единая груз. народность начала складываться в первых вв. 1-го тыс. до н. э. из племён, находившихся на стадии разложения первобытнообщинных отношений и становления классового общества. В это время возникли крупные племенные объединения (Диаохи, Колхи), к-рые, однако, из-за неразвитости производит. сил и отсутствия прочных экономич. связей были неустойчивыми. Образование ранних гос-в преим. в низменных р-нах Западной (Колхидское, или Эгрисское, гос-во в 6 в. до н. э.; см. Колхида) и Восточной (Картлийское, или Иберийское, гос-во в 3 в. до н. э.;см. Иберия) Грузии способствовало ускорению консолидации груз. народа, хотя этот процесс не везде был одинаковым (так, в обществ.-экономич. развитии население высокогорных р-нов всегда отставало от населения низменных р-нов Грузии). Важным этапом в становлении единой груз. народности было усиление в 1-2 вв. н. э. Иберийского гос-ва, распространившего свою политич. гегемонию на Зап. Грузию, населённую мегрело-чанскими племенами. В 4-6 вв. на терр. Грузии возникают феод. государства, к-рые в 11-13 вв. складываются в централизов. монархию. Процесс формирования груз. народности в основном завершился в 6-10 вв. Этот период характеризуется окончат. утверждением груз. языка в качестве общенародного, упрочением гос. территории и развитием общегруз. форм культуры (одежда, оружие, домашняя утварь и др.). Однако сепаратизм феодалов, периодич. ослабление центр. власти тормозили процесс консолидации и способствовали консервации в отд. р-нах местных особенностей. Так,в горных р-нах вплоть до 19 в. сохранялись жилые и оборонит. башни, пахотные орудия архаич. форм, а также пережитки кровной мести, древних религиозных представлений и др. В зависимости от местных особенностей культуры и быта,диалектальных различий определяются этногр. группы Г.: картлийцы, кахетинцы с ингилойцами, кизикцы, тушины, пшавы, хевсуры, мтиулы с гуда-макарцами, мохевцы, имеретины, рачин-цы, лечхумцы, сваны, мегрелы, лазы (чаны), аджарцы, гурийцы. Присоединение Грузии к Россиив 1801 - 10 способствовало процессам развития капиталистич. отношений и дальнейшей консолидации Г. в нацию (в основном завершилась во 2-й пол. 19 в.). После установления в Грузии Сов. власти (февр. 1921) Г. в ходе социа-листич. строительства сформировались в социалистич. нацию; завершается стирание различий между этнографическими группами Г.

Груз. народ создал высокую и своеобразную культуру, к-рая после Октябрьской революции получила особенно большое развитие. Сформировались новые элементы материальной культуры, новый, социалистич. уклад обществ. и семейной жизни (исчезли пережитки патриархальных отношений, неравноправия женщин и т. п.). Стираются различия в условиях жизни и в культуре города и деревни. Старые формы жилищ в значит. мере вытеснены современными, в к-рых творчески переработаны и учтены нац. традиции. Повсеместное распространение получила одежда совр. городского типа. Старые нац. типы од