БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ема борьбы нового со старым с особенной силой прозвучала в фильмах М. Э. Чиаурели "Саба" (1929), бичующем пережитки прошлого в рабочем быту, "Хабарда" (1931) - сатирич. гротесковой комедии, высмеивающей представителей эстетствующего дворянства. В своих фильмах Чиаурели активно использовал традиции груз. нар. живописи. Вышли на экран также фильмы "До скорого свидания" (1934, реж. Г. А. Макаров), где в своеобразной форме соединены мотивы сатирич. комедии-гротеска и социальной драмы (история побега из тюрьмы груз. революционера), и комедия "Приданое Жужуны" (1934, реж. С. Д. Палавандишвили). В 1930 режиссёр-оператор М. К. Калатозов снял фильм "Соль Сва-нетии" - документально-игровой киноочерк о жизни горного уголка Г., в к-ром долгое время сохранялись древние обычаи.

Первый груз. звуковой фильм - "Ша-кир" ("Роте Фане", 1932, реж. Л. Д. Эсакиа). В 30-е гг. в груз. кино ведущее значение приобретает историко-революц. тематика, значит. место принадлежит фильмам "Последний маскарад" (1934) и "Арсен" (1937) (реж. обоих фильмов М. Э. Чиаурели); "Последние крестоносцы" (1934) и "Дарико" (1937) (реж. обоих фильмов С. В. Долидзе) и др. Традиции груз. комедии развивали режиссёр Д. Е. Рондели ("Потерянный рай", 1938, "Запоздалый жених", 1940) и др. Н. М. Шенгелая поставил фильм "Золотистая долина" (1937) о колх. деревне. В сер. 30-х гг. начался выпуск груз. мультфильмов ("Аргонавты", "Чиора", "Пройдоха", реж. всех фильмов В. Я. Муджири). В годы Великой Отечеств. войны были созданы фильмы "Георгий Саакадзе" (1-2-я серии, 1942, 1943, реж. М. Э. Чиаурели), "В чёрных горах" (1941, реж. Н. М. Шенгелая), "Щит Джургая" (1944, реж. С. В. Долидзе, Д. Е. Рондели) и др. В фильмах играли актёры: А. А. Хо-рава, А. А. Васадзе, С. А. Закариадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Ц. Цуцунава, Т. И. Цицишвили, С. Л. Багашвили, А. М. Жоржолиани, Д. П. Церодзе и др. Груз, документалисты работали во фронтовых группах, участвовали в создании летописи Великой Отечеств. войны; были сняты документ. фильмы "Конец немецкой авантюры на Кавказе", "Первая фронтовая весна" и др.

Новый этап в развитии груз. кино начался в сер. 50-х гг., увеличилось произ-во фильмов, расширилась их тематика. Наряду с фильмами известных режиссёров- "Кето и Котэ" (1948, реж. В. В. Таблиа-швили, Ш. М. Гедеванишвили), "Стрекоза" (1954, реж. С. В. Долидзе), "Они спустились с гор" (1955, реж. Н. К. Сани-швили) и др.- появились интересные работы молодых режиссёров: "Лурджа Магданы" (1956, реж. Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), "Наш двор" (1957, реж. Р. Д. Чхеидзе), "Чужие дети" (1958) и "Мольба" (1968, реж. Т. Е. Абуладзе). Значительное произведение груз. кинематографистов - "Отец солдата" (1965, реж. Р. Д. Чхеидзе, в гл. роли С. А. Закариадзе). Поставлены кинокартины: "Тайна двух океанов"(1957, реж. К.К.Пи-пинашвили), "Баши-Ачуки" (1957, реж. Л. Д. Эсакиа), "Отарова вдова" (1958, реж. М. Э. Чиаурели), "Последний из Сабудара" (1958, реж. Ш. И. Манагадве), "Прерванная песня" (1960, реж. Н.К. Са-нишвили), "День последний, день первый" (1960) и "Палиастоми" (1963, оба-реж. С. В. Долидзе), "Я, бабушка, Илико и Илларион" (1962, реж. Т. Е. Абуладзе), "Белый караван" (1963, реж. Э. Н. Шенгелая и Т. Г. Мелиава), "Свадьба" (1964, реж. М. Г. Кобахидзе), "Я вижу солнце" (1965, реж. Л. Л. Го-гоберидзе), "Хевсурская баллада" (1965, реж. Ш. И. Манагадзе), "Встреча с прошлым" (1967, реж. С. В. Долидзе), "Алавердоба" (1967, реж. Г. Н. Шенгелая), "Тариел Голуа" (1968, реж. Л. И. Хотивари), "Необыкновенная выставка" (1968, реж. Э. Н. Шенгелая), "Листопад" (1968, реж. О. Д. Иоселиани), "Большая зелёная долина" (1968, реж. М. А. Кокочашвили), "Ну и молодёжь" (1969, реж. Р. Д. Чхеидзе), "Пиросмани" (1969, реж. Г. Н. Шенгелая), "Свет в наших окнах" (1969, реж. К. Г. Мгеладзе), "Десница великого мастера" (1-2-я серии, 1970-71, реж. В. В. Таблиашвили) и др.

Художественные фильмы создаются на киностудии "Грузия-фильм". На груз. студии хроникально-документальных и научно-популярных фильмов ряд значит. картин создали оператор-режиссёр Г. И. Асатиани ("Разноэтажная Америка", "Мюнхен 25 лет спустя" и др.), режиссёры Д. А. Абашидзе, И. И. Канделаки, Ш. Т. Чагунава, О. С. Гургенид-зе, Р. М. Чиаурели, Г. Д. Чубабрия,Ш. И. Хомерики. Успехов добились режиссёры, работающие в мультнпликац. кино: В. Д. Бахтадзе, А. Н. Хинтибид-зе и др.

Создана студия, выпускающая телевизионные фильмы ("Серенада* реж. К. Л. Хотивари, "Кувшин" реж. И. М. Квирикадзе и др.). В 1957 осн. Союз кинематографистов Груз. ССР. В 1971 в Г. было 1826 киноустановок.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 384-385).



ГРУЗИНСКАЯ ТОНКОРУННАЯ ЖИРНОХВОСТАЯ ПОРОДА овец, выведена в 1938-59 в совхозе "Эльдари" Груз. ССР группой специалистов под рук. И. А. Бадзошвили скрещиванием грубошёрстных овец тушинской породы с тонкорунными баранами пород советский меринос и кавказской. Масса баранов 75-85 кг, наибольшая 120 кг, маток 55-60 кг, наибольшая 95 кг. Шерсть белая, тонкая, штапельного строения, 60-б4-го качества, дл. 8-9 см, наибольшая 11 см. Настриг шерсти с баранов 7 кг, максимальный до 11 кг, с маток 4 кг, максимальный 6,5 кг. Выход чистой шерсти 47-53%. Плодовитость 110-118%. Животные приспособлены к содержанию в горах и длительным перегонам. Разводят породу в Грузинской ССР.

Лит.: Бадзошвили И. А., Грузинская тонкорунная жирнохвостая овца, Тб., 1954; Николаев А. И., Овцеводство, 4 изд., М., 1964. Г. А. Окуличев.



ГРУЗИНСКИЙ ИНСТИТУТ СУБТРОПИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА, осн. в 1952 в Сухуми на базе ф-тов Груз. с.-х. ин-та. В составе Г. и. с. х. (1971): ф-ты субтропич. х-ва, технологии субтропич. культур, механизации с. х-ва, повышения квалификации специалистов с. х-ва, обществ. профессий; заочное отделение, аспирантура; 28 кафедр, 61 уч. и н.-и. лаборатория, почвенный музей. В б-ке св. 200 тыс. тт. В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось 4,2 тыс. студентов, работало ок. 200 преподавателей, в т. ч. 10 профессоров и докторов наук, ок. 100 доцентов и кандидатов наук. В 1952-71 ин-т подготовил св. 7 тыс. специалистов. Издаются "Труды" Г. и. с. х. (с 1957, на груз. и рус. языках).

ГРУЗИНСКИЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ, Музей искусств Грузинской ССРв Тбилиси, осн. в 1933 (до 1952 наз. "Метехи"). Включает ок. 40 тыс. произв. иск-ва. В отделе груз. иск-ва и культуры - уникальные высокоху-дожеств. образцы чеканки 6-19 вв. и эмальерного иск-ва 7-15 вв. (в т. ч. Хахульский складень, работы Бека и Бешкена Опизари), а также картины Г. И. Майсурадзе, Р. Н. Гвелесиани, А. Л. Беридзе, Г. И. Габашвили,А. Р. Мревлишвили, Нико Пиросмана-швили, М. И. Тоидзе, Д. Н. Какабадзе, Л. Д. Гудиашвили, Е. Д. Ахвледиани, К. К. Магалашвили, У. М. Джапаридзе, скульптура Я. И. Николадзе, Н. П. Канделаки, В. Б. Топуридзе, Т. Г. Абакелия; в отделе рус. иск-ва и культуры - произведения Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова, А. М. Васнецова, В. А. Серова, М. А. Врубеля; в отделе зап.-европ. иск-ва и культуры - произв. мастеров Италии, Германии, Нидерландов; в отделе сов. иск-ва - произв. Е. Е. Лансере, И. Э. Грабаря, А. А. Дейнеки и др.; в отделе иск-ва и культуры стран Востока - богатое собрание произв. иск-ва Ирана.

Лит.: Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Живопись. [Альбом. Составитель и автор Ш. Амиранашвили], М., 1960.

Ш. Я. Амиранашвили.



ГРУЗИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В. И. Ленина, осн. в 1928 на базе организованного в 1922 политехнич. ф-та Тбилисского ун-та. После ряда преобразований в 30-е гг. функционировал как Груз. индустриальный (с 1947 политехнич.) ин-т им. С. М. Кирова. В 1959 объединился с Тбилисским ин-том инженеров ж.-д. транспорта и стал именоваться Груз. политехнич. ин-том им. В. И. Ленина.

Готовит инженеров для различных отраслей нар. х-ва по 70 специальностям. В составе ин-та (1971): 14 ф-тов дневного обучения- строительный, энергетич., горный, химич. и пищевой технологии, механико-машиностроит., металлургич., лёгкой пром-сти, автоматики и вычислительной техники, транспортный, инже-нерно-физ., геол., архитектуры, гидротехники и сантехники, связи и электроники; 7 вечерних ф-тов - в Тбилиси, Рустави, Поти, Гори, Батуми, Чиатуре, Ткибули; 5 заочных - в Тбилиси (4) и в Сухуми; Кутаисский ф-т (дневное, вечернее и заочное от деления ); подготовительное отделение; уч. пункты в Тквар-чели, Зугдиди и Телави; аспирантура; 93 кафедры, 190 учебных и 8 н.-и. и проблемных лабораторий; 3 музея (ми-нералогич., геолого-палеонтологич. и истории ин-та); в б-ке ин-та св. 1,2 млн. томов. Преподавание ведётся на груз. и рус. языках.

В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось св. 26 тыс. студентов, работало св. 1400 преподавателей, в т. ч. 103 профессора и доктора наук, 460 доцентов и кандидатов наук.

Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. За годы существования ин-т подготовил ок. 43 тыс. специалистов. Ин-т издаёт "Труды" (с 1934 до 1943 - "Известия") и учебно-методич. лит-ру. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1947). И. М. Биачидзе.



ГРУЗИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ, основан в 1929 на базе агрономич. отделения Тбилисского ун-та в г. Тбилиси. В составе ин-та (1970): ф-ты агрономич.; плодоводства, виноградарства и технологии с.-х. продуктов; шелководства; экономии.; лесохозяйственный; механизации и электрификации с. х.-ва; заочный и повышения квалификации специалистов с. х-ва; аспирантура; 50 кафедр, 12 н.-и. лабораторий, 2 уч. х-ва; 3 музея (почвенный, лесной, защиты растений). В б-кеин-та 700 тыс. единиц хранения. В 1970/71 уч. г. в Г. с. и. обучалось ок. 7 тыс. студентов, работало св. 300 преподавателей, в т. ч. 47 профессоров и докторов наук, ок. 200 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докт. и канд. диссертации. В 1929-69 Г. с. и. подготовил 25 тыс. специалистов. Издаются (с 1933) "Труды" Г. с. и. В 1946 ин-т награждён орденом Трудового Красного Знамени. И. Ф. Саришвили.



ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР академический им. К. А. Марджанишвили, один из ведущих драматических театров Груз. ССР. Открыт в Кутаиси в 1928 под назв. 2-й Гос. дра-матич. театр. В 1930 переведён в Тбилиси. Организатор театра - К. А. Марджанишвили с группой его учеников - В. И. Анджапаридзе, Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, Ш. К. Гамбашидзе, Д. К. Антадзе, А. М. Жоржолиани и др. Используя передовые демократич. традиции дореволюц. груз. и рус. театра, опыт работы в сов. театре, Марджанишвили продолжал поиски героико-роман-тич. иск-ва, созвучного современности. Он осуществил постановки, надолго сохранившиеся в репертуаре театра: "Гоп-ля, мы живём!" Толлера, "В самое сердце" Дадиани (обе в 1928), "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (обе в 1929) и др. Театр стремится к утверждению произв. сов. авторов, создающих образы современников, участников Вел. Отечеств. войны, строителей коммунистич. общества: "Свадьба колхозника" Какабадзе (1938), "Строгие девушки" Буачидзе (1941), "Партизаны" Мдивани (1942), "Непобедимые" Готуа (1945), "Очаг Харатели" (1949), "Лавина" (1956) Мревлишвили, "Его звезда" Мо-сашвили (1951; Гос. пр. СССР, 1952), "У пропасти" Габескирия (1953), "Марине" Бараташвили (1950, 1958), "Я, бабушка, Илико и Илларион"Думбадзе и Г. Д.Лордкипанидзе (I960), "Вдова солдата" Джапаридзе (1964), "Святые в аду" Гецадзе (1967), "Похищение луны" Гамсахурдия, "Вчерашние" Дадиани (оба в 1968) и др. На сцене театра поставлены произв. груз. классич. наследия: "Гурия Ниношвили" по Ниношвили (1934), "Иные нынче времена" Цагарели (1936), "Изгнанник" Важа Пшавела (1945), "Человек ли он?" по Чавчавадзе (1946, 1954, 1970) и др. Значит. место в репертуаре занимает рус. и мировая классика: "Женитьба Фигаро" Бомарше (1937), "Рюи Блаз" Гюго (1941), "Бесприданница" Островского (1944), "Маскарад" Лермонтова (1946), "Ревизор" Гоголя (1951), "На дне" Горького (1957), "Ромео и Джульетта" (1949, 1962), "Антоний и Клеопатра" (1951), "Ричард III" (1957) Шекспира, "Мария Стюарт" (1955), "Дон Карлос" (1971) Шиллера, "Пигмалион" (1955), "Цезарь и Клеопатра" (1960) Шоу, "Медея" Еврипида (1962) и др. Плодотворно работает театр над совр. иностранной драматургией: "Деревья умирают стоя" Ка-соны (1957), "Девочка с ленточкой" Пергиалиса (1962), "Жаворонок" Ануя, "Мать" Чапека (оба в 1965) и др. Имя Марджанишвили театру присвоено в 19313. В 1958 коллектив награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1966 ему присвоено звание академического.

В театре работали: реж. Д. К. Антадзе, Г. Б. Журули, В. П. Кушиташвили, В. В. Таблиашвили, А. Е. Чхартишвили;актёры Ш. К- Гамбашидзе, А. Г. Гомелаури, 3. Н. Гомелаури, Н. С. Гоцирид-зе, Е. И. Донаури, А. Л. Кванталиани, П. К. Кобахидзе, Е. А. Черкезишвили, Г. В. Шавгулидзе. В труппе (1971): нар. артисты СССР В. И. Анджапаридзе, В. Д. Годзиашвили, нар. артисты Груз. ССР М. П. Давиташвили, К. И. Ма-харадзе, В. Д. Нинуа, Г. X. Ностава, А. А. Омиадзе, Т. И. Сакварелидзе, М. С. Тбилели, Я. В. Трипольский и др. Гл. режиссёр - нар. арт. Груз. ССР и Укр. ССР Д. А. Алексидзе.

Лит.: Гугушвили Э., Джанелидзе Д., Грузинский государственный драматический театр им. Котэ Марджанищви-ли. Краткий очерк, Тб., 1958.

Э. Н. Гугушвили, Д. С. Джанелидзе.



ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР академический им. Шота Руставе-л и, крупнейший драматич. театр Груз. ССР. Создан в Тбилиси в 1921 на основе Гос. театра драмы, организованного в 1920. Большое значение для творчества театра имела деятельность его руководителя К. А. Марджанишвили (1922-26). Спектакль "Овечий источник" ("Фуэнте Овехуна") Лопе де Вега (1922), созвучный революционной эпохе, отличавшийся высокой проф. культурой, стал выражением идейно-художеств. принципов театр. искусства Сов. Грузии. Тема революц.-освободит. борьбы получила сценич. воплощение в спектаклях "Герои Эрети" Шаншиашвили (1924), "Землетрясение в Лисабоне" Какабадзе (1925). Театр обращался к груз. и зарубежной классич. драматургии - "Тяжба" Г. Эристави (1921), "Затмение солнца в Грузин" Антонова (1923), "Гамлет" Шекспира (1925) и др., подчёркивая идеи гуманизма, протест против насилия и несправедливости. Со 2-й пол. 20 х гг. театр возглавлял А. В. Ахметели (1926-35); гл. место в репертуаре заняла советская драматургия. Спектакли "Разлом" Лавренёва, "Анзор" Шаншиашвилн (оба в 1928), "Ламара"по Важа Пшавела (1926, 1930), а также "Разбойники" ("Ин тиран-нос!", 1933) Шиллера и др. утвердили героико-романтич. направленность театра, стремление к монументально-поэтич. постановкам, выдвинули коллективе ряды ведущих театров СССР. Героике Гражданской и Отечеств. войн были посвящены спектакли "Киквидзе" Дарасели (1941, 1964), "Победители" Чирскова (1946), "Начальник станции" Мосашвили (1947) и др. Театр постоянно включал пьесы на история, темы, обращался к классич. драматургии: "Великий государь" Соловьёва (1945; Гос. пр. СССР, 1945), "Отелло" (1937), "Король Лир" (1948, 1966) Шекспира, "Потопленные камни" Мосашвили (1951; Гос. пр. СССР, 1951), "Отарова вдова" по Чавчавадзе (1952), "Васса Железнова" Горького, "Испанский священник" Флетчера (оба в 1954), "Мачеха Саманишвили" по Клдиашвили (1970). Значительными для творч. деятельности театра в 50- 60-е гг. явились постановки режиссёров Д. А. Алексидзе - "Царь Эдип" Софокла (1956), "Бахтриони" по Важа П