БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ССР - Е. Л. Гварамадзе, В. В. Цигнадзе, М. В. Бауэр, 3. М. Кикалейшвили, Т. М. Чабукиани, И. А. Алексидзе, Д. К. Багратиони, Е. С. Геловани; засл. арт. Груз. ССР - Е. Г. Чикваидзе, М. И. Казинец, Г. В. Бархударов, В. К. Литвиненко, С. Г. Горский, С. Г. Векуа, В. А. Ивашкин, К. М. Надареишвили, Р. Р. Ма-галашвили, Э. В. Чабукиани, Г. М. Па-тарая, К. Э. Лоладзе и др. В 70-е гг. в балетной труппе театра: засл. арт. Груз. ССР - Л. И. Митаишвили, А. В. Двали, И. А. Джандиери, В. В. Гунашвили, Б. Г. Монавардисашвили, Т. Г. Санадзе и др.

В 1902 А. Г. Алексидзе организовал и возглавил студию груз. танца (руководил до 1934; с 1917- Студия груз. нац. танца). В 1916 М. И. Перини создала первую балетную студию, преобразованную в 1921 в балетную школу при Театре оперы и балета. В 1934 школа реорганизована в Хореографич. студию, с 1935- Гос. хореографич. уч-ще; с 1951 директор и ведущий педагог уч-ща В. М. Чабукиани.

Лит.: Джавришвили Д. Л., Грузинские народные танцы, Тбилиси, 1958.

Е. Л. Гварамадзе, А. С. Чхеидзе.

XVIII. Драматический театр

Существование в Г. театрально-зрелищной культуры в 5 в. до н. э. подтверждается археологич. находками и памятниками др. культуры. Большое развитие получил нар. театр, в особенности берикаоба-древнейший импровизац. нар. театр масок, с его прогрессивной, радикальной, антицерк. направленностью, и кееноба - массовое карнавальное празднество, выражавшее высокий пат-риотич. дух народа. Ещё в эпоху рабовладения появляется своеобразная форма театрально-зрелищного иск ва - сахиоба (представления в масках, сопровождающиеся музыкой), включавшая декламацию, выступления акробатов, жонглёров. Сахиоба как дворцовый театр получила наибольшее развитие в ср. века и существовала вплоть до 18 в. Светские мотивы, проникавшие в сахиоба, иэлементы сатиры порождали враждебное отношение к ней церкви. В 60- 80-х гг. 18 в. возникает школьный театр. в 90-х гг.- при дворе Ираклия II - светский театр (во главе с драматургом Г. И. Авалишвили). В 1795 почти все артисты этого театра погибли в боях во время нашествия орд Аги Мохаммед-хана на Тбилиси.

Большую роль в развитии груз. театра сыграло присоединение Г. к России. В 1845 в Г. был основан рус. драматич. театр. Театральная жизнь Г. в 1-й пол. 19 в. представлена в основном любительскими кружками. Возникновение реалистического направления в грузинской лит-ре способствовало возрождению в Г. проф. театра, основателем к-рого в 1850 стал драматург Г. Д. Эри-стави (в 1856 театр был закрыт). В 1879 под влиянием идей нац.-освободит. движения писатели И. Г. Чавчавадзе и А. Р. Церетели вновь создали в Тбилиси, а затем в Кутаиси проф. театры, ставившие пьесы Г. Д. Эриста-ви, И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, А. А. Цагарели, А. М. Казбеги, рус. и зарубежную классику. Здесь выросла плеяда актёров реалистич. направления - В. А. Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили, Н. М. Габуния, М. М. Са-парова-Абашидзе, К. Д. Кипиани, К. С. Месхи, В. Л. Гуниа, Е. А. Чер-кезишвили, позднее Ш. Н. Дадиани, Н. П. Чхеидзе, А. С. Имедашвили, режиссёры К. А. Марджанишвили, В. И. Шаликашвили, А. Р. Цуцунава, М. Ф. Корели и др.

В годы пролетарского освободит. движения в Г. получают развитие нар. театры с их острой социальной направленностью и революц. пафосом. Революц. духом отмечена деятельность Кутаисского театра, к-рый возглавлял в 1897- 1906 актёр-трибун В. С. Алекси-Месхи-швили. На спектаклях этого театра в период Революции 1905-07 возникали митинги, ораторы призывали к борьбе с самодержавием. Передовые деятели груз. реалистич. театра пытались отстоять прогрессивные, демократич. традиции нац. иск-ва и в годы политич. реакции (1907- 1910). Ставились пьесы революц. содержания ("Когда пировали" Ш. Н. Дадиани, "Кто виноват?" Н. И. Накашидзе, "Соседи" Т. М. Рамишвили), шли пьесы М. Горького ("На дне", 1908, Тбилиси, "Последние", 1910, Кутаиси), Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Победа в Г. Сов. власти (1921) принесла театру обновление, обогатила его новым содержанием, поставила перед ним возвышенные цели. К. А. Марджанишвили возглавил сов. груз. театр, стал его основоположником и реформатором. Поворотным событием в жизни груз. театра явилась постановка К. А. Марджанишвили спектакля "Овечий источник" ("Фуэнте овехуна") Лопе де Вега (1922) в организованном в 1921 Театре им. Шота Руставели. Созвучность этого спектакля революц. эпохе, выдвижение на первый план темы народа, дух героики и романтики, высокая проф. культура сделали спектакль значит. явлением в истории сов. театра. Затем были поставлены пьесы: "Затмение солнца в Грузии" 3. Н. Антонова (1923), "Раздел" Г. Д. Эристави (1923), "Гамлет" У. Шекспира (1925) и др., а также произведения груз. сов. драматургов: Ш. Н. Дадиани, А. И. Шаншиашвили, П. М. Какабадзе и др.

В 20-е гг. начинали свой творческий путь актёры: Т. И. Чавчавадзе, В. И. Анджапаридзе, У. В. Чхеидзе, А. А. Хорава, А. А. Васадзе, Г. М. Давиташвили, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани, Э. Э. Апхаидзе, Ц. Р. Цуцунава, Ш. К. Гамбашидзе; режиссёры: А. В. Ахметели, Д. К. Антадзе, К. Е. Па-таридзе и др.

В 1928 в Кутаиси под рук. К. А. Марджанишвили был создан новый театр - 2-й Гос. драматич. театр (в 1930 театр был переведён в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя). К. А. Марджанишвили поставил здесь спектакли: "В самое сердце" ITT. H. Дадиани (1928), "Кваркваре Тутабери" П. М. Какабад-зе (1929), "Рельсы гудят" В. М. Кир-шона (1929), "Хатидже" К. Р. Каладзе (1930), "Поэма о топоре" Н. Ф. Погодина (1931), "Страх" А. Н. Афиногенова (1932), "Светите, звёзды" И. К. Мики-тенко (1931). В 1929 он создал один из своих лучших спектаклей "Уриэль Акос-та" К. Ф. Гуцкова. Спектакли Театра им. К. А. Марджанишвили отличают пси-хологич. глубина и человечность, острая театр. образность.

Для Театра им. Ш. Руставели (в 1926- 1935 им руководил преемник Марджанишвили А. В. Ахметели) характерен приподнятый монумент. стиль спектаклей, это театр героико-романтич. направленности, героич. характеров, что особенно проявилось в спектаклях: "Разлом" Б. А. Лавренёва (1928), "Анзор" А. И. Шаншиашвили по мотивам пьесы Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" (1928), "Разбойники" ("Ин тираннос") Ф. Шиллера (1933).

В конце 20-х и в 30 е гг. выдвинулись актёры: С. Д. Такаишвили, В. Д. Годзиа-швили, С.А.Закариадзе, Г. В.Шавгули-дзе, А. Л. Кванталиани, Т. Г. Цулукидзе, П. К. Кобахидзе, А. А. Омиадзе, Г. И. Сагарадзе и режиссёры: А. А. Васадзе, В. П. Кушиташвили, А. А. Такаишвили, Д. А. Алексидзе, Ш. Р. Агса-бадзе, Н. А. Годзиашвили, П. Я. Пран-гишвили, Г. Б. Журули, А. Е. Чхарти-швили, С. Ф. Челидзе, В. В. Таблиа-швили и др.

Образы современников были созданы в спектаклях: "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука (1935), "Поколение героев" С. Д. Клдиашвили (1937) - в Театре им. Ш. Руставели; "Далёкое" А. Н. Афиногенова (1936), "Свадьба колхозника" П. М. Какабадзе (1938), "Зависть" И. Л. Вакели (1938)-в Театре им. К. А. Марджанишвили. В 40-е гг. груз. театр подходит к решению сложной задачи - воплощению на сцене образа В. И. Ленина. Среди исполнителей роли В. И. Ленина - П. К. Кобахидзе ("Кремлёвские куранты" Погодина, 1941, Театр им. К. А. Марджанишвили), К. К. Мюфке ("Человек с ружьём", 1938; "Кремлёвские куранты", 1940, "Третья патетическая", 1958, Погодина, Русский драматический театр им. А. С. Грибоедова).

С особой наглядностью проявилась героико-романтич. направленность груз. театра в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 и в первые послевоен. годы. Были поставлены спектакли о героич. борьбе сов. народа против нем. захватчиков ("Батальон идёт на Запад", "Небо Москвы", "Партизаны" Г. Д. Мдивани, "Оленье ущелье" С. Д. Клдиашвили, "Победители" Б. В. Чирскова, "Жди меня" К. М. Симонова, "Гора раздумий"

Г. И. Шатберашвили, "Непобедимые" Л. П. Готуа, "Начальник станции" И. О. Мосашвили) и историч. спектакли ("Царь Ираклий" Л. П. Готуа, "Георгий Саакадзе" и"Герои Крцаниси" А. И. Шаншиашвили, "Багратиони" А. А. Самсо-ния, "Киквидзе" В. А. Дарасели, "Олеко Дундич" М. А. Каца и А.Г. Ржешевского, и др.).

Ставилась нац. классическая драматургия. На сцене Театра им. К. А. Марджанишвили шли "Гурия Ниношвили" Щ. Н. Дадиани по Э. Ф. Ниношвили (1934), "Сломанный мост" И. Г. Чавчавадзе (1935), "Иные нынче времена" А. А. Цагарели (1935), "Пастырь" по А. М. Казбеги (1948) и др.; Театр им. Ш. Руставели осуществил постановку пьес: "Осенние дворяне" по Д. С. Клдиашвили (1936), "Первый шаг" по Г. Е. Церетели (1948), "Отарова вдова" по И. Г. Чавчавадзе (1952), "Бахтриони" по Важа Пшавела (I960) и др.

Театры ставили рус. классику: произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Особенный успех имел "Ревизор" Н. В. Гоголя (1951, Театр им. К. А. Марджанишвили). Были осуществлены постановки пьес М. Горького "Враги" (1951), "На дне" (1957, 1968), "Мещане" (1968) и др.

Груз, театр сов. эпохи - театр больших страстей, широких социальных обобщений, яркой романтич. образности. Значит, место в репертуаре занимают пьесы У. Шекспира, Ф. Шиллера, Ж. Б. Мольера, Лопе де Вега, К. Голь-дони, Б. Шоу. Событием в театральной жизни Г. стали спектакли Театра им. Ш. Руставели-"Отелло" Шекспира (1937, Отелло-А. А. Хорава, Яго-А. А. Васадзе), "Испанский священник" Дж. Флет-чера (1954), "Царь Эдип" Софокла (1956, Эдип-А. А. Хорава, С. А. Закариадзе, Э. А. Манджгаладзе), и Театра им. К. А. Марджанишвили - "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1951, Клеопатра - В. И. Анджапаридзе), "Мария Стюарт" Шиллера (1955), "Ричард III" Шекспира (1957, Ричард III - В. Д. Годзиашвили). Ставится совр. зарубежная драматургия: пьесы Б. Брехта, Дж.Пристли, Ж. Ануя и др. Лучшие спектакли 50-60-х гг.: "Марине" ("Стрекоза") М. Г. Бараташвили (1950), "Его звезда" И. О. Мосашвили (1951), "Секретарь райкома" Р. Ш. Табукашвили (1954), "Лавина" М. Н. Мревлишвили (1956), "Я, бабушка, Илико и Илларион" (I960) и "Я вижу солнце" (1962) Н. В. Думбадзе и Г. Д. Лордкипанидзе, "Святые в аду" А. И. Гецадзе (1967), "Похищение луны" К. С. Гамсахурдиа (1968) - Театр им. К. А. Марджанишвили; "Дети моря* Г. Хухашвили (1962), "Человек рождается однажды" О. Ш. Иоселиани (1962), "Солнечная ночь" Н. В. Думбадзе (1967) - Театр им. Ш. Руставели; "Заря Колхиды" К. А. Лордкипанидзе и "Дали неоглядные" Н. Е. Вирты (оба в 1959) - в Кутаисском театре; "Баня" В. В. Маяковского (1959)-в Сухумском театре; "Святые в аду" А. И. Гецадзе в Сухумском, Батумском, Зугдидском театрах (1967) и др.

В 1940-50-е гг. в театр пришло новое пополнение актёров, играющих значит. роль в совр. иск-ве: М. В. Чахава, М. С. Тбилели, С. А. Канчели, Н. Г. Чхеидзе, Е. В. Кипшидзе, Э. А. Манджгаладзе, Г. В. и М. В. Гегечкори, К. И. Ма-харадзе, Я. В. Трипольский, Э. А. Магалашвили, М. В. Джапаридзе, Д. В. Чи-чинадзе, Б. П. Кобахидзе, Р. Г. Чхиквадзе, Г. Г. Сагарадзе, Т. И. и Е. С. Са-кварелидзе, а также режиссёров: М. А. Туманишвили, Л. К. Иоселиани, А. А. Двалишвили, Г. Д. Лордкипанидзе, Ю. С. Какулия, Т. П. Кандинашвили и др.

В 1970 в Г. работали 22 проф. драматич. театра, из них-в Тбилиси: Театр им. Ш. Руставели, Театр им. К. А. Марджанишвили, Груз. ТЮЗ, Рус. ТЮЗ, Груз. кукольный театр, Рус. драматич. театр им. А. С. Грибоедова, Театр арм. драмы им. С. Шаумяна. Работают театры в Кутаиси (Театр им. Л. Месхишвили и кукольный), Сухуми (две труппы - грузинская и абхазская), Батуми (Театр им. И. Чавчавадзе), Рустави, Гори, Цхин-вали (две труппы - грузинская и осетинская), Чиатуре, Телави, Поти, Маха-радзе, Зугдиди, Ахалцихе.

В 1939 в Тбилиси создан Груз. гос. театральный ин-т им. Ш. Руставели. В 1945 образовано Груз. театральное об-во.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 384-385).

Лит.: Театр в Тифлисе с 1845 - 1856 год, Тифлис, 1888; Амаглобели С., Грузинский театр (Основные этапы развития). Предисловие А. В. Луначарского, М., 1930; Константин Александрович Марджанишвили. Творческое наследие, т. 1 - 2, Тб., 1958 - 1966; Гугушвили Э.иДжанелидзе Д., Грузинский гос. драматический театр имени Котэ Марджанишвили, Тб., 1958; Шапатава Е., Тбилисский Государственный театр русской драмы им. А. С. Грибоедова, Тб., 1958; Февральский А., Театр им. Руставели. М., 1959; Джанелидзе Д. С., Грузинский театр с древнейших времен до второй половины XIX века, Тб., 1959: История советского драматического театра, т. 1 - 5, М.. 1967 - 69.638.53). mS., 1965. Э. Н.Гугушвили.

Цирк. На городских площадях, нар. гуляньях, на празднествах во дворцах в Г. издавна выступали канатоходцы, акробаты на ходулях, жонглёры, наездники.В 1957 создан проф. Груз. цирковой коллектив (премьера в 1958, Тбилиси), с 1968 - засл. коллектив Груз. ССР, гастролирует за рубежом. Среди артистов цирка: засл. арт. Груз. ССР Г. А. Агдгомелашвили, А. А. Дадешке-лиани, Г. Г. Гарсеванишвили, Н. С. Ма-цаберидзе, Г. И. Натрошвили, А. 3. Те-диашвили и др.

XIX. Кино

Киносъёмки в Г. впервые осуществлены в 1908-10 В. Я. Амашукели и А. Д. Дигмеловым. В 1912 В. Я. Амашукели снял киноочерк "Путешествие Акакия Церетели по Раче и Лечхуми", к-рый явился первым значит. произведением груз. документ. кино. В 1916 А. Р. Цуцунава приступил к съёмкам первого художеств. фильма "Христинэ" (по Э. Ниношвили), который вышел на экраны в 1917. Подлинное развитие национального киноискусства начинается после установления в Г. Сов. власти. В 1921 на экраны вышел первый груз. сов. историко-революционный художественныйфильм ".Арсен Джорджиашвили" (реж. И. Н. Перестиани, сценарий ТТТ. Н. Да-диани). Для груз. кино 20-х гг. характерны экранизации: "Сурамская крепость" (1923, по Д. Чонкадзе, реж. И. Н. Перестиани), "У позорного столба" (1924, по А. Казбеги, реж. А. И. Бек-Назаров), "Три жизни" (1925, по Г. Церетели, реж. И. Н. Перестиани), "Мачеха Саманишвили" (1927, по Д. Клдиашвили, реж. 3. И. Беришвили, К. А. Марджанишвили); созданы фильмы по повести М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" ("Бэла", "Княжна Мэри", "Максим Максимыч" - все в 1927, реж. В. Г. Барский). Крупнейшей работой 1-й пол. 20-х гг. был первый сов. героико-приключенческий фильм, посвящённый Гражданской войне 1918-20,-"Красные дьяволята" (1923, реж. И. Н. Перестиани, сценарий П. А. Бляхина), обаятельные мужеств. молодые герои к-рого в течение многих лет пользовались успехом у зрителей. В груз. фильмах в эти годы снимались артисты: Н. Г. Вачнадзе, М. Г. Геловани, М. Э. Чиаурели, 3. И. Беришвили, А. С. Имедашвили, К. А. Микабе-ридзе и др. Во 2-й пол. 20-х гг. в груз. кино пришли молодые творческие работники, принесшие в нац. кинематограф знания в смежных областях иск-ва,- М. Э. Чиаурели, Н. М. Шенгелая, Д. Е. Рондели, М. К. Калатозов (Ка-латозашвили), Л. Д. Эсакиа, С. В. До-лидзе и др. В своём фильме "Элисо" (1928, по А. Казбеги) Н. М. Шенгелая подчеркнул тему солидарности народов, притесняемых царским самодержавием. Подчинённость всех компонентов фильма его основной идее, поэтические образы, новаторский монтаж, высокая изобразит. культура поставили фильм "Элисо" в число лучших произведений сов. "немого" кино. В кон. 20-х гг. всё большее внимание уделялось совр. теме. М. Г. Геловани поставил сатирич. комедию "Молодость побеждает" (1929) о борьбе комсомольцев с древним обычаем кровной мести. Современности посвящены фильмы Л. Д. Эсакиа "Верхом на Хольте" (1929), Д. Е. Ронделн "Угубзиара" (1930) и др. Т