БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

авра" (пост. 1928). В 1926 в новой ред. ставится опера "Тамар Цби-ери" (3-я ред. 1936, под назв.- "Дареджан Цбиери"-"Коварная Дареджан") М. А. Баланчивадзе. Появляются груз. детские оперы Ш. М. Тактакишвпли. Оперы Д. И. Аракишвили "Жизнь - радость" ("Динара", 1926) и В. И. Долидзе "Лейла" (1922), "Цисана" (1929) завершают первый классич. период груз. оперы. Наряду с оперой развивается жанр романса, получивший особенно яркое воплощение в творчестве Д. И. Аракишвили.

В 1922 создаётся "Об-во молодых груз. музыкантов", при к-ром организуется в 1924 симф. оркестр и струнный квартет. С кон. 1930-х гг. симф. жанр становится ведущим в груз. музыке. Среди первых крупных произв.: симф. поэма "Гандегили" ("Отшельник", 1937) Г. В. Киладзе, симф. поэма"Звиадаури" (1940) Ш. М. Мшвелидзе, 1-я симфония А. М. Баланчивадзе (1944) и др. В конце 40-х и в 50-х гг. создаются 1-я симфония (1949) и фп. концерт (1951) О. В. Такта-кишвили (он же автор гимна Груз. ССР, 1946), скрипичный концерт А. Д. Мача-вариани (1950). Авторами симфоний, симф. поэм, инструмент. концертов, сюит явились Д. И. Аракишвили, В. И. Долидзе, К. В. Мегвинет-Ухуцеси, А. К. Анд-риашвили, И. Р. Гокиели, А. П. Кересе-лидзе, Р. К. Габичвадзе, А. В. Шаверза-швили, Д. А. Торадзе, Р. И. Лагидзе, С. Ф. Цинцадзе, М. Ш. Давиташвили, Н. Д. Сванидзе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, О. М. Гордели, Ф. П. Глонти, Н. Л. Мамисашвили, Н. К. Габуния, Г. А. Канчели, В. Ш. Азаращвили и др. В симф. творчестве 2-й пол. 50-х гг. и в 60-е гг. заметен большой интерес к поискам новых приёмов в области мелодич. и гармонич. яз., стремление к овладению сложнейшими муз. средствами.

Многогранно развивается камерно-ин-струмент. музыка, основоположниками к-рой являются Ш. М. Тактакишвнлк (автор первых груз. струнных квартетов и виолончельных пьес), И. И. Туския (сочинения для скрипки, струнный квартет), А. М. Баланчивадзе (фп. пьесы). Виднейшее место в этом жанре занимает творчество С. Ф. Цинцадзе - автора 7 струнных квартетов, мн. миниатюр для квартета, виолончели. Плодотворно работают в области камерно-инструмент. жанра Н. И. Гудиашвили, А. В. Ша-верзашвили, Р. И. Лагидзе, Т. Л. Бакрад-зе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, Н. К. Габуния, Н. М. Вацадзе, О. М. Гордели, В. Ш. Азарашвили и др. В 1940-х гг. создаются первые оперы на совр. темы: "Депутат" Ш. М. Тактакишвили (пост. 1940), "Родина" И. И. Туския (пост. 1940), оперы на темы крест. восстания - "Разбойник Како" А. К. Андриашвили (пост. 1940) и историко-революц. движения "Ладо Кецховели" Г. В. Киладзе (пост. 1941), а также на героико-патри-отич. сюжеты -"Маленький кахетинец" И. Р. Гокиели (1943), "Мать и сын" А. Д. Мачавариани (пост. 1945). На совр. темы были написаны и оперы "Призыв гор" Д. А. Торадзе (1947) - первая груз. опера на тему Великой Отечеств. войны 1941-45, "Мзия" А. М. Баланчивадзе (пост. 1949), "Марине" А. В. Шаверзашвили (пост. 1954); оперы создали А. К. Андриашвили, Ш. И. Азмайпара-швили и др. Значит. произведениями груз. муз. театра явились монументально-эпич. опера "Сказание о Тариэле" Ш. М. Мшве-лидзе (пост. 1946) по поэме Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре", историко-патриотич. "Баши-Ачуки" А. П. Кере-селидзе (пост. 1946) и опера для детей "Непрошеные гости" А. И. Букия (пост. 1950). Дружбе рус. и груз. народов посвящена опера "Невеста Севера" Д. А. Торадзе (пост. 1958). В монумент. опере "Десница великого мастера" Ш. М. Мшве-лидзе (пост. 1961), по одноим. роману К. С. Гамсахурдиа, воплощены сози-дат. энергия и свободолюбие груз. народа. В 1961 пост. опера-поэма "Миндия" О. В. Тактакишвили по мотивам произв. Важа Пшавела. В 1967 написан оперный триптих О. В. Тактакишвили, включивший в себя оперы "Два приговора" и "Солдат" (по новеллам М. С. Джавахишвили) и ораторию "Знамёна выше!" (по стихотворениям Г. В. Табидзе). Появился ряд опер для детей: "Красная шапочка" (пост. 1958) и "Хрустальный башмачок" (пост. 1965) И. Р. Гокиели, "Каджана" М. Ш. Давиташвили (пост. 1966) и др.



Груз. композиторы создали ряд нац. балетов на героико-романтич. (А. М. Баланчивадзе), героико-патриотич. (Д. А. Торадзе), легендарно-фантастич. (Г. В. Киладзе), историко-революционные (Ф. П. Глонти) и др. темы; оригинально воплотились на балетной сцене произведения мировой классич. лит-ры (А. Д. Мачавариани, С. Ф. Цинцадзе, А. М. Баланчивадзе, Р. К. Габичвадзе) (см. раздел Танец. Балет).

Кантатно-ораториальный жанр, возникший в годы Сов. власти, уходит своими корнями в груз. нар. хоровой эпос. Первые груз. кантаты написаны М. А. Баланчивадзе ("Слава ЗАГЭСу", 1927) и 3. П. Палиашвили ("Посвящённая десятилетию Октября", 1927). В 1940-е гг. авторами ораторий и кантат явились Н. И. Гудиашвили, Н. В. Нариманидзе. Монумент. ораторию "Кавкасиони" создал Ш. М. Мшвелидзе (1949). Темы современности и патриотизма ярко и самобытно воплотились в "Сердце Картли" А. И. Чимакадзе (1952), "Дне моей Родины" А. Д. Мачавариани (1954). В 1960-е гг. написаны оратории "Слава Октябрю" А. В. Шаверзашвили (1959), "Родина моя" С. И. Насидзе (1967), "Революционная Грузия" Т. Л. Бакрадзе (1967). Глубиной и эпич. величавостью отличаются оратории О. В. Тактакишвили "По следам Руставели" (1964), созданная по одноим. циклу И. В. Абашидзе, "Бараташвили" (1970) - на стихотворения Н. М. Бараташвили.

Формирование жанра оперетты в Г. тесно связано с деятельностью Тбилисского театра муз. комедии им. В. Абашидзе (осн. 1934). В жанре оперетты работают Ш. Е. Милорава (автор 15 оперетт, в т. ч. популярной "Песни о Тбилиси", 1958) и Г. Г. Цабадзе, автор 10 оперетт ("Великолепная тройка", 1963, "Мой безумный брат", 1965, и др.), А. П. Кереселидзе, Р. И. Лагидзе, С. Ф. Цинцадзе, Н. И. Гудиашвили, Д. А. Торадзе, Ш. И. Азмайпарашвили, Р. К. Габичвадзе, В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди (автор одной из первых груз. муз. комедий), Ш. Е. Джоджуа, Л. М. Яшви-ли, И. А. Геджадзе, В. Ш. Азара-швили, Н. К. Габуния, С. И. Насидзе, Б. А. Квернадзе.

Новый этап развития груз. романса начался с конца 1940-х гг. в творчестве А. Д. Мачавариани, А. И. Чимакадзе, Р. И. Лагидзе, Р. К. Габичвадзе и др. Создаются вокально-симф. циклы на тексты классич. и совр. груз. поэзии (О. В. Тактакишвили, А. Д. Мачавариани на тексты Важа Пшавела; Г. В. Табидзе и др.).

В создании жанра груз. сов. массовой песни участвовали композиторы разных поколений, в т. ч. И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе, А. М. Баланчивадзе, Г. И. Кокеладзе, В. Г. Цагарейшвили, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, Р. И. Лагидзе и др. Важную роль в развитии песни сыграли киномузыка, эстрадная музыка и музыка к драматич. спектаклям (Р. И. Лагидзе, А. П. Кереселидзе, Г. Г. Цабадзе, С. Ф. Цинцадзе, А. И. Чимакадзе, Д. А. Торадзе, А. П. Мирианашвили, Л. М. Яшвили, О. Л. Тевдорадзе и др.).

Значит. место занимает музыка для детей. Созданы произв. разных жанров, среди них, кроме упомянутых детских опер, балет С. Ф. Цинцадзе "Сокровище голубой горы" (пост. 1956), фп. концерты А. М. Баланчивадзе, Н. Л. Мамисашвили, Д. Д. Чхеидзе, фп. сочинения разных форм Т. А. Шаверзашвили (основоположницы этого жанра в груз. музыке), В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди, Э. Г. Эксанишвили, детские песни М. Ш. Давиташвили.

Среди композиторов звания нар. арт. Груз. ССР удостоены 3. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе, К. Г. Потцхверашвили. Нар. арт. СССР являются А. М. Баланчивадзе и А. Д. Мачавариани; нар. арт. Груз. ССР - А. И. Букия, Р. Г. Габичвадзе, И. Р. Гокиели, А. П. Кереселидзе, Р. И. Лагидзе, Ш. М. Мшвелидзе, Л. П. Палиашвили, О. В. Тактакишвили, Д. А. Торадзе, И. И. Туския, С. Ф. Цинцадзе, А. П. Марианашвили.

Основоположники нац. вокального иск-ва - нар. арт. Груз. ССР В. П. Са-раджишвили, О. А. Бахуташвили-Шуль-гина и нар. арт. СССР А. И. Инашвили. Среди выдающихся певцов Г.: нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, Д. Я. Андгу-ладзе, 3. И. Анджапаридзе, нар. арт. Груз. ССР Н. Г. Кумсиашвили, Е. Т. Со-хадзе, Н. А. Цомая, М. П. Накашидзе, Н. В. Харадзе, М. П. Амиранашвили, Л. Г. Чкония, Л. М. Гоциридзе, Н. С. Тугуши, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гам-рекели, Б. И. Кравейшвили, Г. М. Гри-горашвили, Д. С. Мчедлидзе, Н. А. Белакнели, Н. Д. Андгуладзе, Т. В. Мушку-диани, И. Л. Шушания, Ш. А. Кикнадзе и др. Среди груз. дирижёров: нар. арт. Груз. ССР И. П. Палиашвили, засл. деят. иск-в Груз. ССР Е. С. Микеладзе, Ш. И. Азмайпарашвили, нар. арт. СССР О. А. Димитриади, нар. арт. Груз. ССР

Д. Л. Мирцхулава, В. П. Палиашвили,дирижёры Г. В. Азмайпарашвили, Л. Г. Киладзе, Д. И. Кахидзе, 3. 3. Ху-родзе, Д. И. Гокиели и др.; пианистов: основательницы нац. школы нар. арт. Груз. ССР А. Д. Вирсаладзе, А. И. Ту-лашвили, пианисты Э. К. Вирсаладзе, М. В. Мдивани, М. Д. Чхеидзе, Т. К. Амираджиби, Н. К. Габуния, А. Ш. Нижарадзе; скрипачей: нар. арт. Груз. ССР М. Л. Яшвили, Л. А. Исака-дзе, Н. Л. Яшвили; виолончелистов: Г. К. Барнабишвили, А. И. Чиджавадзе, Т. Б. Габарашвили, Э. А. Исакадзе и др.

В Г. работают: Тбилисский академич. театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (филиал - в Кутаиси), Тбилисский театр муз. комедии им. В. Абашидзе, симф. оркестр (1933, первый художеств. руководитель дирижёр Е. С. Микеладзе), струнный квартет Г. (1930), Груз. филармония, капелла, эстрадный оркестр "Рэро", эстрадные вокально-инструмент. ансамбли "Орэра" и др. В Тбилиси имеются консерватория им. В. Сараджишвили, 3 муз. уч-ща, Центр. муз. школа, 17 муз. школ. Муз. уч-ща функционируют в Кутаиси, Сухуми, Батуми, Цхинвали, Телави, Поти, Гори, Боржоми, Сигнахи, Рустави. Муз. школы - во всех городах и районных центрах республики.

Лит.: Аракишвили Д. И., Краткий очерк развития грузинской, карталино-кахе-тинской народной песни, с приложением нотных примеров и 27 песен в народной гармонизации, [М.], 1905; его же, Сравнительный обзор народных пeceн и музыкальных инструментов Западной Грузии (Имеретни)..., ГМ.], 1908; его же, Грузинское народное музыкальное творчество, М., 1916; его ж е. Краткий исторический обзор грузинской музыки, Тб., 1940; Стешенко-Куфтина В. К., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, [Тб., 1936]; Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья. [Сб. ст.], М., 1956; Грузинская музыкальная культура. Сб. ст., М., 1957; Хучуа П. В., Тбилисский ордена Ленина Государственный театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1962; Ингороква Павле, Музыка, ожившая через тысячелетие, "Курьер Юнеско", 1962, № 5; Торадзе Г. Г., Композиторы Грузин, Тб., 968. А. Г. Цулукидзе.

XVII. Танец. Балет

Археологич. и лит. источники свидетельствуют, что предшественницей груз. танц. иск-ва, очевидно, была массовая охотничья пляска, исполнявшаяся в честь бога плодородия - Луны. Развитие земледелия и скотоводства породило обряды с ритуальными плясками (усложнённые хороводы: мперхаобис дге, перхули, чвениереба, адрекила, бери-каоба и др.). Один из древнейших мужских танцев - охотничья пляска фунд-руки (позднее дополнилась гимнастич. упражнениями). Воинственный характер нек-рых мужских танцев формировался в условиях войн: таковы танец воинов хоруми, лазури, идумала, мтиулури, спортивно-гимнастич. танец фарца-куку, пляска с кинжалами ханджлури, пляска всадника мхарули и др. Сохранились изображения танцующей женской фигуры (на костяной пластинке и на монете колхидке 6 в. до н. э.), которые свидетельствуют о том, что ритуальные танцы исполнялись и женщинами. Известны древнейшие танцы: самайа, сопровождавший ритуал рождения ребёнка; мдзимури - пляска женщин, укрывавшихся в монастырях от иноземных захватчиков; гогмани, ведущие своё начало от тотемич. подражат. пляски птиц; кванцва - танец, построенный на выразит. движениях рук. Процесс развития парного танца в своих истоках был связан с обрядами в честь культа богов земледелия - мелиа-телепиа. В дальнейшем танец становится частью синтетич. зрелища сахиоба (с 11 -12 вв.). Парные танцы - роква, шушпроба, мгера, тама-шоба - носили диалогич. характер. Со временем диалогич. парная форма перешла в групповую (древнейшая - танец самайа; позднее - танцы давлури и кар-тули). Среди др. парных танцев: арира, мохеури, мтиулури, гандаган, сванури. В сов. время наряду с древнейшими формами груз. танца появляются новые, рассказывающие о трудовых процессах - колхозная пляска, сбор чая, сбор мандаринов, калмахоба (ловля форелей), мцкемсури (пастушья пляска); спорт. танцы - парикаоба и кечнаоба (сохраняет элементы хевсурского фехтования), доги-марула (скачки), лахтис-цема (поединок на ремнях), чидаоба (груз. борьба) и др.

Груз. танцы сложны и разнообразны. Почти каждый танец имеет свои приёмы и особенности. В основном это поступат. трёхстопные ходы - вперёд, назад, в сторону - для обоих исполнителей; мужская партия насыщена скользящими и ритмич. движениями (стопами ног), прыжками, бегом, поворотами на пальцах ног.

В Г. св. 200 танц. ансамблей. Наиболее известные: Засл. академич. ансамбль нар. танца Груз. ССР (осн. в 1945), танцевальная группа Засл. ансамбля нар. песни и танца Груз. ССР (осн. в 1885), ансамбли нар. танца Аджарии, гг. Руста-ви, Кутаиси и др.

Первая балетная труппа в Г. начала формироваться в 1852, когда на сцене оперного театра в Тбилиси впервые выступили артисты балета Т. Чеснова, А. П. Павлова, В. Панов и др. в балетах: "Пери" Н. Бургмюллера (1852), "Жи-зель" А. Адана (1853) и др. Позднее в оперном театре в разное время работали балетмейстеры: К. Ш. Беккефи, А. А. Романовский, С. Ф. Вакарец и др.; артисты: А. Г. Алексидзе, М. И. Перини, Е. С. Ленчевская, М. В. Бауэр и др. Ставились балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана и др., работа над к-рыми оказала существ. влияние на формирование груз. балета. В ведущих партиях часто выступали гастролёры: М. М. и В. П. Фокины, Е. В. Гельцер, О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесин-ская и др. Первые попытки создать нац. балет сделаны композитором Т. Н. Вах-вахишвили ("Иранская пантомима", 1914, "Любовное зелье", 1920, и др.). В 1920-22 балетную труппу возглавлял М. М. Мордкин. В 1921 на основе группы проф. танцовщиков окончательно формируется нац. балетный театр как самостоят. вид иск-ва. В 20-30-х гг. балеты поставили: М. М. Мордкин, С. Н. Сергеев, И. И. Арбатов, В. Р. Гам-сахурдия, Л. И. Лукин, В. И. Цаплин, В. А. Кононович и др.

В 1936 танцовщик и балетмейстер В. М. Чабукиани поставил первый значит. нац. балет "Мзечабуки" А. М. Ба-ланчивадзе (позднее шёл в новой ред. под назв. "Сердце гор", 1938). В 1938 создан балет на совр. тему -"Мал-таква" Ш. М. Тактакишвили (балетм. Д. Л. Джавришвили и В. К. Литвиненко). С 1941 труппу театра возглавляет Чабукиани (гл. балетмейстер и ведущий танцовщик). Ему принадлежат пост. почти всех классич. и нац. балетов: "Синатле" Г. В. Киладзе (1947; 2-я ред. 1965), "Горда" Д. А. Торадзе (1949), "Отелло" А. Д. Мачавариани (1957), "Гамлет" Р. К. Габичвадзе (1941) и др. Отдельные постановки осуществили Г. И. Давиташвили ("Доктор Айболит" И. В. Морозова, 1949, и др.), А. И. Церетели, Т. Г. Санадзе, Р. В. Долидзе ("Сокровище голубой горы" С. Ф. Цинцадзе, 1956), 3. М. Кикалейшвили ("Хореографические новеллы" Б. А. Квернадзе, 1964), Р. А. Цулукидзе ("Мцири" А. М. Ба-ланчивадзе, 1964), А. В. Чичинадзе ("Поэма" С. Ф. Цинцадзе, 1964). В числе артистов, работавших в разные годы: нар. арт. СССР - В. М. Чабукиани, Н. Ш. Рамишвили, И. И. Сухишви-ли, В. И. Вронский (Надирадзе); нар. арт. Груз.