БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ь погребения с богатым инвентарём, в т. ч. украшениями из золота с гранатами, зелёными стёклышками, камеями и т. п., выполненными в местных художеств. традициях (применены техника литья, чеканка, гравировка, филигрань, зернь, цветные вкладки), серебряной завозной посудой, стеклом, керамикой ("Ахалго-рииский клад", Вани, Армазисхеви, Клдв-ети, Бори, Уреки, Самтавро, Багинети и др.).

После принятия христианства в Г. приходят из центров христ. Востока новое содержание и новые формы изобразит. иск-ва, к-рые груз. мастера перерабатывают, создавая собственную художеств. школу. Ср.-век. изобразит. иск-во Г. представлено декоративной скульптурой, чеканкой по металлу (являющейся важной областью груз. пластики), резьбой по дереву, монументальной живописью, мозаикой, миниатюрой. Скульптура (рельефы на фасадах храмов, на алтарных преградах, кам. стелах) и чеканка проходят эволюцию от нек-рой пластичности форм, унаследованной от эллинистич. иск-ва (нек-рые капители Болнисского Сиона, рельефы храма Джвари), к плоскостности, линейности (при сохранении пластичности линии) и орнаментальности, к нарушению пропорций человеческой фигуры, что придаёт изображению экспрессию и подчёркнутую декоративность (рельеф из Опизы, 9 в., стела из Усанети, 8-9 вв.,

чеканная икона "Преображение" из Зарз-мы, 886,- все в Музее иск-в Груз. ССР, Тбилиси; деревянная резная дверь из с. Чукули, в Музее Грузии, Тбилиси). В 10-11 вв. поиски пластичной моделировки форм, передачи правильных пропорций человеческой фигуры знаменуют новый этап развития скульптуры Г. К произв. этого времени относятся чеканные золотые выносные кресты из Ишхани, из Брила (мастер Асат), из Брети, чаша из Бедна; икона "Умиление" из Зарзмы, тондо из Гелати с изображением св. Мамая (все - в Музее иск-в Груз. ССР), кам. рельефы на храмах в Кумурдо, Ошки, Светицховели в Мцхе-те, Никорцминда; отличающиеся тонкой пластичностью и выразительностью кам. рельефы алтарных преград (из Сапары, Ховле-в Музее иск-вГруз.ССР). Произв. чеканки 12-13 вв. украшены пышным растит. орнаментом и цветными деталями (эмали, чернь; знаменитый Хахульский складень с многочисл. эмалями; произв. Бека и Бешкена Опизари - все в Музее иск-в Груз. ССР); в 16 в. появляются разработка фонов гравиров. мелким растит. узором, вставки цветных драгоценных камней.

Самые ранние из уцелевших памятников монумент. живописи на терр. Г. примыкают по стилю к кругу др.-христ. памятников Переднего Востока (мозаичные полы храма в Пицунде, 4-5 вв.). Затем намечается отход от эллинистич. принципов (мозаика алтаря в Цроми, 7 в.), изображения становятся плоско-стно-линейными (росписи церкви монастыря Додо в комплексе Давид Гареджа). Монумент. живопись достигает блестящего расцвета в 10-13 вв. Росписи сплошь покрывают все внутр. стены и своды храмов. Появляются житийные циклы местных святых, портреты исто-рич. лиц (царь Георгий III, царица Тамара в храмах Вардзиа, Бетаниа, Кинцвиси, царь Давид Строитель - в Гелати, царь Димитрий-в Мацхвариши); принесённые из Византии иконографич. образцы творчески перерабатываются. Для груз. росписей этого времени характерцы сдержанность мягко сгармонированного колорита, линейность письма. Развитие идёт от строгой монументальности произв. 10-11 вв. (росписи Атенского Сиона) к динамичности и декоративной изысканности в рисунке и колорите живописи нач. 13 в. (росписи храма в Кинцвиси). Кроме столичной школы, к к-рой принадлежат назв. фрески, существуют местные школы: в провинции Рача, в Сванети (художники Тевдоре и Микел Маглакели, кон. 11 - 1-я пол. 12вв.), в храмах Гелатского монастыря (12 в.) и др.

В иск-ве миниатюры (самые ранние - 9-10 вв.) различают две тенденции: одна, Характеризующаяся линейной манерой письма, подцвеченным рисунком (Мцхет-ская псалтырь, 10 в., Ин-т рукописей АН Груз. ССР, Тбилиси), связана с местными художеств. традициями; вторая следует приёмам визант. парадных рукописей с их техникой многослойного письма и применением золота (миниатюры 2-го Джручского и Гелатского евангелий, 11 - 12 вв., Ин-т рукописей АН Груз. ССР). Из рукописей с миниатюрами 17 в. наиболее интересны светские, в особенности списки "Витязя в тигровой шкуре".

Декоративно-прикладное иск-во ср.-век. Г. представлено перегородчатой эмалью (развита в 6-15 вв.), расписной керамикой (расцвет в 11 -13 вв., крупные центры произ-ва - Тбилиси, Дманиси; с 15 в. появляется расписная майолика), вышивкой по шёлку и бархату, резными печатями.

В 19 в. важное значение имела связь с зап.-европ. и рус. иск-вом. Зарождается и развивается станковая живопись, гл. обр. портрет. Первый представитель реалистич. портретной живописи - Г. И. Майсурадзе, окончивший АХ в Петербурге. В 1880-90-е гг. появились художники демократич. направления: Р. Н. Гвелесиани, А. Л. Беридзе; Г. И. Габашвили - автор портретов, пейзажей, бытовых картин; первый груз. гравёр-ксилограф Г. Н. Татишвили. В кон. 19 - нач. 20 вв. выступают связанные с передвижниками, обращающиеся к бытовым и социальным темам живописцы А. Р. Мревлишвили, М. И. Тоидзе, график А. И. Гогиа-швили. На рубеже 19-20 вв. появляются произв. основоположника совр. груз. скульптуры Я. И. Николадзе (портреты, надгробия) и талантливого самоучки - живописца-примитивиста Нико Пирос-манашвили.

В сов. время (в 1922) были созданы Тбилисская АХ и нар. художеств. студия М. И. Тоидзе (существовала до 1929). Становление груз. сов. иск-ва проходило в борьбе за социалистич. реализм.

В живописи 20-30-х гг. развиты пейзаж (А. Г. Цимакуридзе, Д. Н. Какабадзе, Е. Д. Ахвледиани, В. Н. Джапаридзе), портрет (П. М. Блёткин, К. К. Магала-швили, К. Б. Санадзе), появляются темы индустриализации страны, преобразования села. Легендарно-фантастич. сюжеты разрабатывает Л. Д. Гудиашвили. В 30-х гг. особое внимание уделяется историко-революционной тематике (М. И. Тоидзе, И. М. Тоидзе, А. К. Ку-тателадзе, В. В. Сидамон-Эристави), старому и новому быту (У. М. Джапаридзе). Успешно развивается книжная графика (И. А. Шарлемань, В. Д. Григолиа). Иллюстрации создают Л. Д. Гудиашвили, С. С. Кобуладзе, Т. Г. Абакелия, И. М. Тоидзе, иллюстрации к детским книгам - И. И. Габашвили. Станковая графика (офорт, ксилография, литография) посвящена гл. обр. революц. борьбе народа (Д. Е. Кутателадзе), социалистич. строительству (В. Ф. Кутателадзе). В скульптуре ведущее место занял портрет (Я. И. Николадзе, Н. П. Канделаки, Н. Д. Церетели); развивалась также монумент. скульптура (К. М. Ме-рабишвили, В. Б. Топуридзе, Ш. В. Ми-катадзе, С. Я. Какабадзе, Р. М. Тавадзе), в т. ч. сюжетный рельеф (Т. Г. Абакелия, Г. Д. Сесиашвили).

Как художники театра работали И. И. Гамрекели, Д. Н. Какабадзе, П. Г. Оцхели, Е. Д. Ахвледиани, В. В. Сидамон-Эристави, С. С. Кобуладзе, С. Б. Вирсаладзе. В годы Великой Отечеств. войны большое развитие получает агитац. графика, особенно плакат (И. М. Тоидзе и др.). В живописи и скульптуре создаются портреты воинов-героев, картины на историч. и военно-патриотич. темы. Интерес к этим темам сохраняется и в послевоен. годы. Однако наряду с ними появляются помпезные, поверхностные произведения. С кон. 50-х гг. углубляются творческие поиски, усиливается внимание к специфич. средствам изобразит. иск-ва. Характерны острые композиц. построения, подчас повышенная экспрессия. В области те-матич. картины работают Р. И. Стуруа, Ж. К. Медзмариашвили, Г. Д. Геловани, К. М. Махарадзе (тяготеющие к деко-ративно-монумент. решениям), Г. К. То-тибадзе, Д. Г. Хахуташвили, Т. Р. Мир-зашвили, Г. У. Нарманиа, Р. Т. Тор-диа; как портретисты, кроме художников старшего поколения, выступают А. М. Бандзеладзе, Э. Л. Каландадзе, 3. А. Нижарадзе. В книжной графике значительны работы В. Д. Григолиа, А. М. Бандзеладзе, Д. В. Эристави, Т. Л. Кубанейшвили, Д. Г. Лолуа: в станковой - Д. М. Нодиа, Р. Г. Тархана-Моурави, А. В. Шаликашвили; среди театр. художников выдвинулись Д. М.

Тавадзе, П. Г. Лапиашвили и др. В монумент, скульптуре активно выступают Э. Д. Амашукели (автор символич. статуи "Мать-Грузия" и памятника Вах-тангу Горгасалу в Тбилиси), М. И. Берд-зенишвили (автор памятника Руставели в Москве, памятника Д. Гурамишвили в Тбилиси), Г. В. Кордзахиа (автор памятника В. В. Маяковскому в Москве перед Домом-музеем поэта), М. К. Ме-рабишвили (автор памятников А. С. Грибоедову в Тбилиси, Ираклию II в Тела-ви), Д. Ш. Микатадзе (автор статуи "Мзечабуки" в Тбилиси). В станковой и декоративной пластике работают И. В. Окропиридзе, Б. Г. Авалишвили, Т. Г. Асатиани, Т. К. Гвиниашвили, А. М. Горгадзе, В. С. Ониани, Г. А. и И. А. Очиаури. Возрождаются иск-во чеканки по металлу (И. А. Очиаури, Г. 3. Габашвили, К. Е. Гурули, И. Д. Коиава), керамика (3. П. Майсурадзе, Р. И. Яшвили и др.).

Архитекторов готовит Груз. политехнич. ин-т им. В. И. Ленина в Тбилиси, художников и архитекторов - Тбилисская АХ. В 1933 организован Союз художников Груз. ССР, в 1934 - Союз архитекторов Груз. ССР.

Илл. см. на вклейках к стр. 392 и табл. XXXVI-XXXIX (стр. 384-385).

Лит.: Ars Georgica. Разыскания Института истории грузинского искусства, [т.] 1-5, Тб., 1942-1959; [т.], 6-А. 1963; [т.] 6-В (вопросы нового и сов. иск-ва), 1964 (статьи на груз, и рус. яз.); Амиранашвили Ш. Я., История грузинского искусства, М., 1963; Чубинашвили Г. Н., Северов Н. П., Пути грузинской архитектуры, Тб., 1936; Джандиери М. И., Лежава Г. И., Архитектура горных районов Грузии, М., 1940; Северов Н. П., Памятники грузинского зодчества, М., 1947; Л е-жава Г. И., Джандиери М. И., Архитектура Сванетии, М., 1958; Джанберидзе Н., Кинцурашвили С., Архитектура Советской Грузии, М.- Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н., Архитектура Кахетии, т. 1 -2, Тб., 1959; Беридзе В., Грузинская архитектура с древнейших времён до начала XX века, Тб., 1967; 3акарая П., Древние крепости Грузии, Тб., 1969; Амиранашвили Ш. Я., История грузинской монументальной живописи, т. 1, Тб., 1957; Чубинашвили Г. Н., Грузинское чеканное искусство, т. 1 - 2, Тб., 1959; Гордезиани Б., Грузинская графика, Тб., 1963; Шервашидзе Л. А., О грузинской светской миниатюре, Тб., 1964; Амиранашвили Ш. Я., Грузинская миниатюра, М., 1966; Мхеидзе Л., Скульптурный портрет в Грузии.

XVI. Музыка

Самые ранние сведения о груз. нар. музыке относятся к 8 в. до н. э. В отличие от одноголосных песен др. народов Закавказья, для груз. песенного фольклора характерен многоголосный хоровой склад (особенно типичен трёхголосный), богатый по ладовому, ритмо-интонац., гармонич. и полифонич. строению. Для муз. фольклора Г. характерно большое разнообразие форм, жанров (трудовые, обрядовые, плясовые, колыбельные, лирич., шуточные и др.), стилей, вместе с тем имеются осн. приметы для каждого его этнографич. ответвления. Картали-но-кахетинские песни Вост. Г. отмечены эпич. величавостью и степенностью; их мелодии, широко напевные, речитативно-импровизационные, богато орнаментированы и имеют чёткую ладовую основу. Как правило, ведущими голосами являются два верхних, перемежающихся друг с другом; басы выполняют функцию органного пункта. Распространены (особенно в горных селениях Пшаветии и Хевсуретии) одноголосные и двухголосные песни, отмеченные архаичной суровостью. Песни Зап. Г., особенногурийские и мегрельские, отличаются кипучей динамикой, большой подвижностью и виртуозностью всех голосов, в т. ч. и басовых, сложными контрапунктич. приёмами, высокой техникой голосоведения. Оригинален в гурийских песнях "криманчули" ("извивающийся голос") - верхний голос, исполняющий фальцетом мелодию виртуозного характера. Распространены одноголосные песни, в их числе аробная "Урмули", гумновая "Оровела", причет "Зари" и др. Популярны нар. танцы: картули, перхули, церули, хоруми и др.

С древнейших времён распространены нар. муз. инструменты: чонгури, панду-ри, чанги (струнно-щипковые), чунири (струнно-смычковый), гудаствири (волынка), саламури (свистковая флейта), соинари или ларчеми (многоствольная флейта, род флейты Пана), кнари (лира), буки (труба), саквири (сигнальный рог), доли (двухсторонний барабан), дайра (бубен) и др. Лирич. песни Зап. и Вост. Г. исполняются в сопровождении чонгури и пандури.

В груз. муз. фольклоре используются различные диатонич. лады, в горских песнях Вост. Г. употребляется пшав-ский лад (фригийский лад с повышенной 6-й ступенью). Для хоров типичны движения голосов трезвучиями, параллельными квинтами, квартами. В песнях Зап. Г. контрапунктич. развитие голосов более активно и свободно, гармонии порой более резкие.

В 4 в. зарождается груз. церк. музыка, к-рая испытала большое влияние нар. многоголосия (сб. духовных гимнов Ми-кёла Модрекили, 10 в., и др.). Ранние образцы груз. хорового проф. творчества зафиксированы древнегруз. нотными знаками, над расшифровкой к-рых работают учёные.

В 18 в. зарождается муз. культура городского населения, преим. ремесленников, в создании к-рой, кроме грузин, участвовали и др. национальности Закавказья, а также Ирана. В городском фольклоре распространение получили одноголосные песни, исполняемые под аккомпанемент струнно-щипковых (тари, саз), духовых (дудуки, зурна) и ударных инструментов. Популярными стали лирич. песни ремесленников - карачохели.

После присоединения Г. к России в 19 в. устанавливаются постоянные связи с рус. и европ. муз. культурами. В 1851 открывается оперный театр в Тбилиси, устраиваются камерные и симф. концерты. Усиливается интерес груз. общественности к нац. муз. культуре. В 1873 по инициативе певца X. И. Саванели и пианиста А. О. Мизандари в Тбилиси основаны хоровые, а затем муз. курсы (с 1886- муз. уч-ще). Педагогич. и исполнительскую деятельность ведут М. М. Ипполитов-Иванов, Н. С. Кленовский и др. Возникает большой интерес к собиранию и изучению груз. муз. фольклора. В 1885 Ладо Агниашвили организовал первый груз. этнографич. хор. Нар. песни собирают и публикуют ф. Я. Ко-ридзе, И. Г. Каргаретели, 3. И. Чхиквадзе, А. С. Бенашвили, затем 3. П. Палиашвили, основоположник груз. муз. науч. фольклористики Д. И. Аракишви-ли и др. Изучением груз. нар. муз. творчества занимаются и рус. музыканты (X. А. Гроздов, А. Н. Корещенко). В 1880-90-х гг. М. А. Баланчивадзе и И. Г. Каргаретели создают первые груз. романсы. М. А. Баланчивадзе является также автором первой груз. оперы "Коварная Тамара" ("Тамар Цбиери", поставлена впервые в отрывках в 1897, Петербург). Вторая груз. опера "Маленький кахетинец" Н. П. Сулханишвили, начатая тогда же, осталась неоконченной. В 1905 учреждается груз. филар-монич. об-во, осуществившее постановку опер рус. и зап.-европ. композиторов на груз. яз. В 1911 исполняется первая груз. симф. картина "Гимн Ормузду" Д. И. Аракишвили. В 1917 в Тбилиси открывается консерватория. В 1918 силами "Груз. клуба" ставится опера Р. Гог-ниашвили "Кристине". В 1919 на сцене оперного театра впервые появляются груз. оперы: "Сказание о Шота Руставели" Д. И. Аракишвили, монументальная эпич. опера-легенда "Абесалом и Этери" 3. П. Палиашвили и комич. опера "Ке-то и Котэ" В. И. Долидзе. В 1919 была открыта первая груз. оперная студия.

Огромный подъём нац. муз. культуры наступил после установления в Г. Сов. власти (1921). Вводится общедоступная система муз. образования. В 1922 в Тбилиси открывается вторая консерватория (в 1924 объединена с первой). В 1920-е гг. получает развитие нац. опера. 3. П. Палиашвили создаёт оперы "Даиси" (пост. 1923) и "Лат